Определение технической возможности предотвратить наезд на препятствия, движущиеся в поперечном направлении
Исследование можно проводить несколькими способами:
¾ сопоставляя остановочный путь транспортного средства с расстоянием до места наезда в момент, когда водитель мог установить возможность попадания препятствия в опасную зону;
¾ устанавливая и оценивая дорожную обстановку, соответствующую моменту возникновения опасности для движения, т. е. моменту, когда транспортное средство находилось от места наезда на расстоянии остановочного пути;
¾ устанавливая и оценивая дорожную обстановку в момент, когда транспортное средство находилось от места наезда на расстоянии, позволяющем препятствию выйти за пределы опасной зоны при своевременном торможении транспортного средства.
В экспертной практике наиболее часто применяется первый способ. Однако во многих случаях для сокращения объема исследований целесообразно пользоваться и последними.
а) Определение технической возможности предотвратить наезд путем сопоставления остановочного пути транспортного средства с расстоянием до места наезда в момент, когда водитель имел объективную возможность обнаружить, что препятствие попадает в опасную зону. (см. рис.13)
Рис. 13
Прежде всего, необходимо знать величину остановочного пути транспортного средства.
Если известно замедление транспортного средства — j, его остановочный путь определяется по формуле:
(30) |
Если известна длина следа торможения (юза) — Sю следует пользоваться формулой:
(31) | |||||
где | t1 | — | нормативное время реакции водителя, сек; | ||
t2 | — | время запаздывания срабатывания тормозного привода, сек; | |||
t3 | — | время нарастания замедления при экстренном торможении, сек; | |||
J | — | замедление при экстренном торможении, м/сек2. | |||
В случае, когда транспортное средство двигалось по участку с большим сопротивлением движению (по глубокой грязи, снегу, на крутой подъем и т. п.), остановочный путь можно определить по более точной формуле, учитывающей снижение скорости после снятия ноги с педали акселератора:
(32) | |||||
где | Jк | — | замедление на участке свободного качения (до начала торможения), определяется по формуле (9); | ||
t”1 | — | время переноса ноги с педали акселератора на педаль тормоза, сек, в расчетах t”1 можно принимать равным 0,3 сек; | |||
J | — | замедление на участке торможения определяется по формуле (2). | |||
Затем определяют расстояние от транспортного средства до места наезда в момент, когда водитель имел объективную возможность обнаружить, что движущееся в поперечном направлении препятствие попадает в опасную зону.
В общем случае это расстояние определяется по формулам:
(33) | |||||
(34) | |||||
где | tп | — | время движения препятствия с момента, когда водитель мог установить возможность возникновения опасности для движения, до наезда; это время может быть определено по формуле: | ||
Sп | — | расстояние, на которое переместилось препятствие за время t, м; | |||
t’т | — | время движения транспортного средства с начала торможения до наезда, сек; при торможении с постоянным замедлением время t’т может быть определено по формуле: | |||
(35) | |||||
tт | — | полное время движения заторможенного транспортного средства до остановки: | |||
(36) | |||||
t”т | — | время движения заторможенного транспортного средства после наезда до остановки: | |||
(37) | |||||
S”т | — | расстояние, на которое переместилось заторможенное транспортное средство после наезда, м; | |||
S’т | — | расстояние, на которое переместилось заторможенное транспортное средство до наезда; при торможении с постоянным замедлением расстояние 8', можно определить по формуле: | |||
(38) | |||||
В случаях столкновения транспортных средств или когда транспортное средство после наезда было расторможено, преодолевало участки с разным сопротивлением движению, опрокидывалось, наезжало на препятствия и т.п., значение времени движения заторможенного транспортного средства до наезда t'т, может быть определено по формуле:
(39) | |||||
S’т | — | расстояние, на которое переместилось заторможенное транспортное средство до наезда, определяется по формуле (11). | |||
Когда время движения препятствия tп оказывается меньше времени движения заторможенного транспортного средства до наезда t’т, т. е. когда в момент возникновения опасной обстановки транспортное средство уже двигалось в заторможенном состоянии, формулы (33) и (34) для определения расстояния Sa не пригодны. В этом случае можно воспользоваться следующей формулой:
(40) |
Если наезд произошел до начала торможения транспортного средства, расстояние Sa можно определить по формулам:
(41) | ||
(42) |
Вывод о наличии у водителя технической возможности предотвратить наезд путем торможения можно сделать при условии, что остановочный путь So окажется меньше расстояния Sa.
Вывод об отсутствии технической возможности предотвратить наезд может быть сделан при условии, что остановочный путь So намного превышает расстояние Sa, особенно в тех случаях, когда наезд произошел в конце торможения, и движущееся препятствие, для того чтобы выйти за пределы опасной зоны к моменту сближения с ним транспортного средства, должно было продвинуться на значительное расстояние при небольшой скорости его движения.
Если же остановочный путь So лишь немного превышает расстояние Sa и во всех сомнительных случаях, когда не исключается возможность предотвращения наезда при своевременном снижении скорости транспортного средства (например, при наезде до начала торможения, при высокой скорости движения препятствия, незначительном расстоянии, которое ему оставалось преодолеть для избежания наезда, большой длине тормозного пути и др.), необходимо исследовать возможность выхода препятствия за пределы опасной зоны, если бы водитель принял меры к снижению скорости в момент возникновения опасности для движения[11].
Для этого необходимо определить расстояние DSпо, на которое могло бы дополнительно переместиться препятствие от места, где произошел наезд, если бы водитель начал принимать меры к остановке транспортного средства в момент возникновения опасной обстановки. Расстояние DSпо может быть определено по формуле:
(43) | |||||
где | Tо | — | остановочное время транспортного средства, сек: | ||
(44) | |||||
DSа | — | разность остановочного пути Sо и расстояния Sа; величинуDSа определяем по формуле: | |||
(45) | |||||
Можно также воспользоваться формулой (46), полученной из формулы (43) путем ряда преобразований:
(46) | |||||
T | — | время, необходимое водителю для подготовки тормозов к действию, сек: | |||
(47) | |||||
Этой формулой удобно пользоваться при проведении исследований по многим версиям, когда расчеты проводятся по различным вариантам исходных данных.
Вывод об отсутствии у водителя технической возможности предотвратить наезд может быть сделан при условии, что расстояние DSпо недостаточно, чтобы препятствие вышло за пределы опасной зоны. В противном случае следует сделать вывод о наличии у водителя такой возможности.
Пример. | Пешеход, перебегавший проезжую часть улицы слева направо, был сбит правым передним крылом автомобиля ГАЗ-21. |
Имел ли водитель автомобиля техническую возможность предотвратить наезд путем торможения при следующих исходных данных:
¾ проезжая часть — асфальтированная, горизонтального профиля, мокрая и грязная (замедление при экстренном торможении — J = 3 — 4 м/сек2);
¾ длина следа торможения, оставленного задними колесами, Sю = 20 м;
¾ после наезда заторможенный автомобиль продвинулся на расстояние S”т = 16 м;
¾ расстояние, которое потерпевший пробежал, находясь в поле зрения водителя, Sп = 10 м;
¾ скорость движения потерпевшего — Vп =13,1 — 15,4 км/час.
Выводу об отсутствии у водителя технической возможности предотвратить наезд в наименьшей степени благоприятствуют минимальное предельное значение скорости потерпевшего и максимальные предельные значения замедления и (поскольку задана длина тормозного следа) скорости автомобиля; противоположные предельные значения этих величин в наименьшей степени благоприятствуют выводу о наличии у водителя такой возможности.
Расчеты проводятся по обеим группам предельных значений указанных величин.
Определяем остановочный путь автомобиля по формуле (31):
где | t1 | — | время реакции водителя ¾ 0.8 сек; | ||||
t2 | — | время запаздывания срабатывания тормозного привода ¾ 0.1 сек; | |||||
t3 | — | время нарастания замедления ¾ 0.1 сек; | |||||
Va | — | скорость автомобиля, определяется по формуле (6): | |||||
Затем по формуле (34) определяем расстояние от автомобиля до места наезда в момент, когда потерпевший оказался в поле зрения водителя:
Сопоставляя значения Sо = 31,1 — 33 м и Sа = 25,7 — 35 м, приходим к выводу, что вопрос о технической возможности предотвратить наезд нельзя решить в категорической форме.
Значения Sо = 31,1 м и Sа = 25,7 м, соответствующие предельным значениям исходных данных Vп = 15,4 км/час, J = 3 м/сек2 и Vа = 40 км/час, позволяют сделать вывод об отсутствии у водителя технической возможности остановить автомобиль до места наезда; однако поскольку разница между Sо и Sа невелика (31,1 — 25,7 = 5,4 м), а скорость потерпевшего достаточно высокая, необходимо проверить возможность выхода потерпевшего за пределы опасной зоны при своевременном торможении автомобиля.
Определим расстояние DSпо, на которое потерпевший мог в этом случае дополнительно продвинуться от места наезда, по формуле (43):
где | Tо | — | остановочное время автомобиля: | ||
Расчеты упрощаются, если разность DSа=Sо ¾ Sа определить непосредственно по формуле (45):
где | t”Т | — | время движения заторможенного автомобиля после наезда до остановки: | ||
tП | — | время движения пешехода в поле зрения водителя: | |||
Потерпевший, двигаясь слева направо, был сбит правым крылом автомобиля. Если бы водитель своевременно затормозил, потерпевший к моменту достижения автомобилем линии его движения находился бы от полосы движения автомобиля на расстоянии более 1.5 м, и наезда не произошло бы. Следовательно, водитель имел техническую возможность предотвратить происшествие.
Поскольку расчеты проведены по предельным значениям исходных данных, в наименьшей степени благоприятствующим этому выводу, следовательно, и по всем другим их значениям расчеты будут подтверждать этот вывод.
Б) Определение технической возможности предотвратить происшествие путем установления и оценки дорожной обстановки в момент, когда водитель при своевременном торможении мог еще остановить транспортное средство до линии движения препятствия.
Для установления дорожной обстановки в указанный момент необходимо определить расстояние от препятствия до места наезда (Sпо), когда расстояние от транспортного средства до этого места было равно остановочному пути.
Рис. 14
В общем случае Sпо может быть определено по формуле:
(48) |
в случае наезда до торможения — по формулам:
(49) | |||||
(50) | |||||
где | To | — | остановочное время транспортного средства (см. формулу 44), сек; | ||
t”Т | — | время движения заторможенного транспортного средства после наезда до полной остановки (см. формулу. 37), сек. | |||
Если в указанный момент водитель имел объективную возможность обнаружить опасность для движения, следует сделать вывод о наличии у него технической возможности предотвратить происшествие. Если же Sпо намного больше расстояния, которое препятствие преодолело, находясь в поле зрения водителя (Sп), то при небольшой скорости препятствия и значительном расстоянии, которое ему оставалось преодолеть, чтобы выйти из опасной зоны, следует сделать вывод об отсутствии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.
Когда разность между значениями Sпо и Sп (см. рис. 14) незначительна, вывод следует проверить, для чего необходимо определить расстояние DSпо на которое препятствие могло дополнительно продвинуться от места, где произошел наезд, при условии своевременного торможения транспортного средства:
(51) |
Если DSпо окажется достаточным для того, чтобы препятствие могло выйти за пределы опасной зоны, следует вывод о наличии технической возможности предотвратить происшествие путем торможения, и наоборот.
Обратимся к примеру, приведенному на стр. 101. Определим, исходя из обстоятельств описанного происшествия, имел ли водитель автомобиля возможность предотвратить наезд на пешехода.
Определяем, на каком расстоянии Sп от места наезда находился потерпевший, когда автомобиль еще мог быть остановлен до линии его движения:
(Значения всех входящих в формулу величии приведены на стр. 101).
Сопоставив полученные значения Sпо = 12.1 — 9,4 м и Sп = 10 м, нельзя дать категорический ответ на поставленный вопрос, так как в результате расчетов, проведенных по разные предельным значениям исходных данных, получаются противоположные выводы.
Однако, учитывая высокую скорость пешехода, небольшое расстояние, которое ему нужно было преодолеть, чтобы выйти из опасной зоны, и небольшую разницу между значениями — Sпо = 12,1 м и Sп = 10 м, проверим, мог ли потерпевший выйти за пределы опасной зоны, если бы водитель своевременно применил торможение. Для этого определим, на какое расстояние DSпо при этом условии мог дополнительно продвинуться потерпевший:
Полученное значение DSпо = 1,8 м свидетельствует о том, что при своевременном торможении автомобиля потерпевший успевал выйти за пределы опасной зоны. Поскольку величина DSпо определена по предельным значениям исходных данных, наименее благоприятствующим выводу о наличии технической возможности предотвратить наезд, расчеты по любым другим значениям исходных данных могут дать только большие значения DSпо. Следовательно, можно сделать категорический вывод о наличии у водителя автомобиля технической возможности предотвратить наезд.
в) Определение технической возможности предотвратить происшествие путем установления и оценки дорожной обстановки в момент, когда при своевременном торможении водитель еще имел объективную возможность позволить препятствию выйти за пределы опасной зоны (рис. 15).
Рис. 15
При решении этого вопроса необходимо определить, каковы были в этот момент расстояния от препятствия и транспортного средства до места наезда.
Расстояние от препятствия до места наезда определяем по формуле:
(52) | |||||
где | VП | — | скорость движения препятствия, км/час; | ||
T | — | время, необходимое водителю для подготовки тормозов к действию, сек (см. формулу 47); | |||
DSПВ | — | расстояние, на которое необходимо было продвинуться препятствию, чтобы выйти за пределы опасной зоны, м; | |||
t’Т | — | время движения транспортного средства в заторможенном состоянии до момента наезда, сек, (см. формулу 35). | |||
Если наезд произошел до начала торможения t’Т = 0. Расстояние от транспортного средства до места наезда может быть определено либо по уже известной нам формуле (33), либо по следующей:
(53) |
Если при таком взаимном расположении транспортного средства и препятствия водитель имел объективную возможность обнаружить опасность для движения, следует сделать вывод о наличии у него технической возможности предотвратить наезд, и наоборот.
Пример. | Обстоятельства происшествия, те же, что и в примере, описанном на стр. 101. |
По формуле (52) определим, каково было расстояние, отделявшее пешехода от места наезда в момент, когда в случае своевременного торможения автомобиля он еще успевал выйти за пределы опасной зоны:
где | VП | — | скорость пешехода — 15,4 км/час (максимальное значение); | ||
T | — | время, необходимое водителю для приведения тормозов в действие: | |||
DSПВ | — | расстояние, которое пешеход должен был преодолеть, чтобы выйти из опасной зоны — 1,5 м (определяется в зависимости от того, какой частью автомобиля пешеходу был нанесен удар); | |||
t’Т | — | время движения заторможенного автомобиля до наезда: | |||
Vа | — | скорость автомобиля перед торможением ¾ 40 км/час (минимальное значение); | |||
J | — | замедление автомобиля при торможении- Зм/сек2 (минимальное значение). | |||
Затем по формуле (33) определяем расстояние от автомобиля до места наезда в тот же момент:
где | S’Т | — | расстояние, на которое переместился заторможенный автомобиль до места наезда: | ||
Определив относительное расположение автомобиля и пешехода в момент, когда при своевременном торможении автомобиля пешеход успевал выйти за пределы опасной зоны, можно сделать вывод о том, что водитель располагал технической возможностью предотвратить наезд, поскольку в этот момент он имел объективную возможность обнаружить опасные действия пешехода (бег в сторону полосы движения автомобиля).
Расчеты проведены по предельным значениям исходных данных, в наименьшей степени способствующим выводу о наличии технической возможности у водителя предотвратить Происшествие, поэтому результаты расчетов по всем другим возможным значениям исходных данных также будут подтверждать этот вывод.
***
В экспертной практике нередки случаи, когда дорожно-транспортное происшествие является результатом заноса транспортного средства, возникшего при экстренном его торможении.
Торможение транспортного средства с блокировкой колес, особенно при движении с высокой скоростью на повороте или на скользкой дороге, приводит к потере управления, заносу и наезду на препятствия, находившиеся в стороне от первоначального направления движения транспортного средства, или к его опрокидыванию.
При решении вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие в подобных случаях рекомендуется исследовать, нужно ли в данной дорожной обстановке применять экстренное торможение или опасности можно избежать, плавно снизив скорость, не теряя управления транспортным средством.
Исследование проводится по изложенной выше методике (стр. 96—100), но величина замедления транспортного Средства при его торможении принимается в пределах, исключающих возможность блокировки колес и заноса.
***
Решение вопроса о технической возможности предотвратить происшествие в значительной мере зависит от расстояния, на которое продвинулось заторможенное транспортное средство после наезда (S”Т). Это объясняется тем, что на преодоление последних метров тормозного пути затрачивается особенно много времени вследствие низкой скорости движения на этом участке.
Однако в экспертной практике это расстояние нередко принимается равным нулю, если следователь в своем постановлении о назначении экспертизы указывает, что наезд произошел в конце торможения.
Выражение «в конце торможения» нельзя понимать буквально, как наезд в момент остановки транспортного средства. Происшествие в момент остановки возможно лишь в относительно редких случаях наезда на лежащего человека или при столкновении с движущимся транспортным средством. Поэтому, когда выводы эксперта могут зависеть от величины S”Т, ему следует сделать запрос о представлении более точных данных.