Понятие и виды логистических систем
Существуют четыре свойства, характерные для систем.
1) целостность. Система - целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы существуют лишь в системе.
2) связи. Между элементами системы имеются связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные. Связи между элементами в системе более мощные, чем связи элементов с внешней средой.
3) организация. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. создать определенную структуру, организацию системы.
4) интегративные качества. Наличие у системы характеристик, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.
Свойства логистических систем с учетом четырех свойств любой системы:
1) На макроуровне в качестве элементов рассматриваются предприятия и связывающий их транспорт.
На микроуровне система состоит из следующих подсистем:
А) ЗАКУПКА – обеспечивает поступление материального потока в систему.
Б) ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ – обеспечивает выполнение технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.
В) СБЫТ – обеспечивает выбытие материального потока из системы.
2) связи. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
3) организация. Связи между элементами логистический системы упорядочены в виде организационной структуры управления.
4) интегративные качества - способность поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, также способность адаптироваться к условиям внешней среды.
Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (рис. 21). Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в систему, складируются, обрабатываются, хранятся и затем уходят из системы в обмен на финансовые ресурсы.
Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства называется принципом "уплаты денег – получения денег" (рис. 22).
Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая производственные, посреднические, торговые и транспортные организации, расположенные в разных регионах страны или в разных странах.
Микрологистические системы - подсистемы макрологистических систем. К ним относят производственные и торговые предприятия, территориально комплексы, представляющие системы, в состав которых входят технологически связанные производства.
В макрологистических системах связи между элементами устанавливаются на базе товарно – денежных отношений. Внутри микрологистической системы основа взаимодействия -бестоварная.
Выделяют три вида логистических систем: (рис. 23).
Моделирование в логистике
Моделирование основывается на подобии систем или процессов, которое может быть полным или частичным. Основная цель моделирования – прогноз поведения процесса или системы. основной вопрос моделирования – "ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ...? "
1) Существенной характеристикой модели является степень полноты подобия модели объекту.
Изоморфные модели – это модели, включающие все характеристики объекта – оригинала, способные заменить его.
Гомоморфные модели основаны на частичном подобии модели объекту. некоторые особенности функционирования объекта не моделируются. В результате упрощается построение модели.
2) Следующим признаком классификации - материальность модели.
Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики объекта (макеты предприятий, планировки размещения оборудования, схема грузопотоков).
3) Абстрактное моделирование делится на символическое и математическое.
К символическим моделям относят языковые и знаковые.
Языковые модели – это словесные модели, в основе которых лежит набор слов. Каждому слову может соответствовать лишь единственное понятие.
Знаковые модели используют условное обозначение понятий, а также операции между знаками, которые позволяют дать символическое описание объекта.
Математическое моделирование - процесс установления соответствия реальному объекту некоторого математического объекта. Применяются два вида математического моделирования: аналитическое и имитационное.
Аналитическое моделирование – это математический прием исследования систем, позволяющий получать точные решения, выполняется в следующем порядке.
1) Формулируются математические законы, связывающие объекты системы в виде алгебраических, дифференциальных соотношений.
2) Решение уравнений, получение теоретических результатов.
3) Сопоставление полученных теоретических результатов с практическими (проверка на адекватность).
Достоинства аналитического моделирования: возможность обобщения данных и многократность использования.
Имитационное моделирование включает два основных процесса:
1) создание модели реальной системы,
2) постановка экспериментов на этой модели.
Ставятся следующие цели:
а) понять поведение логистической системы;
б) выбрать стратегию, обеспечивающую эффективное функционирование системы.
Имитационное моделирование применяется в следующих случаях:
1. Не существует математической постановки задачи, либо еще не разработаны аналитические методы ее решения.
2. Аналитические модели имеются, но процедуры решения сложны и трудоемки.
3. Аналитические решения существуют, но невозможны из-за недостаточной математической подготовки персонала.
Достоинство имитационного моделирования - возможность решать сложные задачи, учитывать случайные воздействия и временные факторы, которые создают трудности при аналитическом исследовании.
Имитационное моделирование имеет ряд недостатков:
1. Исследования обходятся дорого, т.к. для построения модели необходим программист; необходимо большое количество машинного времени, модели разрабатываются для конкретных условий и не тиражируются.
2. Велика вероятность ложной имитации. Процессы в системах носят вероятностный характер и поддаются моделированию только при введении ряда допущений.
Анализ АBС
В логистике ABC – анализ применяют для сокращения величины запасов, количества перемещений на складе и хищений материальных ценностей.
При управлении запасами приходится работать с десяткам тысяч – позиций ассортимента и с точки зрения вклада в результат деятельности не являются равноценными. Идея анализа ABC состоит в том, чтобы из множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения цели.
В экономике известно правило Парето (20 / 80), согласно которому лишь пятая часть (20 %) от всего количества объектов дает примерно 80 % прибыли. Метод ABC предусматривает более глубокое разделение – на три части.
Таблица 6
Примерные среднестатистические процентные соотношения групп А, В и С.
Группа | Доля в количестве объектов управления, % | Доля в результате, % |
А | ||
В | ||
С |
Например, 8 % номенклатуры дают 80 % оборота, а 20 % – 96 % оборота (рис. 29).
Анализ XYZ
В процессе анализа XYZ объекты делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам группы предсказуем.
В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах (с сезонным характером спроса). Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y – средние.
В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.
Признаком разделения ассортимента на группы X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v):
где хi - i – е значение спроса по оцениваемой позиции;
хср – среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период п;
n – величина периода, за который произведена оценка.
Таблица 9
Возможный алгоритм дифференциации ассортимента на группы X, Y и Z
Группа | Интервал |
X | 0 < v < 10 % |
Y | 10 % < v < 25 % |
Z | 25 % < v < 100% |
Показатели логистики
1. Средний запас на складе. Показатель может определяться как в натуральном, так и в стоимостном выражении, в целом по складу и по группам товаров.
где Зср1 – средний запас за первый период;
Зн – запас на начало первого периода;
Зк – запас на конец первого периода.
2. Товарооборачиваемостъ – характеристика процесса возобновления товарных запасов. Определяется с помощью двух показателей:
2.1. Скорость товарооборота (С) показывает, сколько раз в течение одного периода продается и возобновляется товарный запас. Определяется числом оборотов запаса в течение периода:
где О – товарооборот за период;
Зср – средний товарный запас за период.
2.2. Время обращения товаров (Т) показывает продолжительность периода, в течение которого реализуется запас.
где Зср – средние товарные запасы за период;
t – число дней в периоде.
3. Готовность к поставке (Г). используется для оценки уровня сервиса.
3.1.
где Чвз – число выполненных заказов;
Ч – общее число поступивших заказов.
3.2.
где m – фактический объем поставок в количественном выражении;
М – объем заказа в количественном выражении.
3.3.
где Сф – стоимость фактически реализованного товара;
Сз – суммарная стоимость заказанного товара.
4. Доля запасов в обороте (Дз):
5. Затраты на связанный капитал (Ик). Характеризует объем денег отвлеченных в запасы:
где tхр – период времени, в течение которого хранится запас;
К – процентная ставка на капитал.
6. Характеристика дисциплины поставок – показатели, характеризующие объем, структуру и ритмичность поставок, определяется следующими показателями:
6.1. наличие в партии дефектного товара;
6.2. наличие в партии товара, который покупатель не заказывал;
6.3. отсутствие в поставке полного комплекта заказанных товаров;
6.4. наличие поставок с опозданием;
6.5. наличие преждевременных поставок.
7. Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота Дл. Характеризует долю затрат на логистику в обороте компании.
где Сл – затраты на логистику за период;
О – товарооборот за период.
К затратам на логистику относят затраты на следующие операции:
♦ размещение заказов;
♦ транспортировка на предприятие;
♦ работы на складе снабжения;
♦ внутрипроизводственные перемещения;
♦ работы на складе готовой продукции;
♦ операции по отгрузке;
♦ доставка покупателю.
8. Характеристика работы склада представлена четырьмя группами показателей:
8.1. Показатели, характеризующие интенсивность работы склада:
8.1.1. Грузооборот склада (Г) – показатель, характеризующий мощность склада:
где Q – количество тонн, поступивших на склад (или реализованных со склада) за период времени Т;
Т – продолжительность периода времени.
8.1.2. Грузопереработка (Гпр) – показатель, характеризующий трудоемкость работы склада:
где Гi – грузооборот отдельного i – го участка склада;
n – количество участков склада.
8.1.3. Удельный грузооборот склада, характеризует мощность склада, приходящуюся на 1 м2:
где S – площадь склада.
8.1.4. Коэффициент неравномерности загрузки склада (К):
где Гмакс – максимальный грузооборот за период;
Гср – среднемесячный грузооборот склада.
8.2.5. Суммарная работа склада:
где 3срт – запас средний в тоннах;
Зсрд – запас средний в днях.
8.2. Показатели эффективности использования складских площадей:
8.2.1. Вместимость склада;
8.2.2. Полезная площадь склада;
8.2.3. Коэффициент использования площади склада;
8.2.4. Коэффициент использования объема склада;
8.2.5. Грузонапряженность склада.
8.3. Показатели уровня сохранности груза:
8.3.1. Число случаев хищения товаров;
8.3.2. Число случаев порчи товаров по вине работников склада.
8.4. Показатели финансовых результатов работы склада:
8.4.1. Расходы складов - сумма затрат на хранение грузов и административные расходы;
8.4.2. Себестоимость хранения грузов – отношение суммарных расходов на выполнение складских работ к числу тонно-суток хранения.