Влияние условий Севера на эксплуатацию машин и механизмов
Для 10 раздела курсовика ГД
Эксплуатация карьерного автотранспорта в условиях Севера
Влияние условий Севера на эксплуатацию машин и механизмов
На территории Крайнего Севера и приравненных к нему районов расположена значительная часть горнодобывающих предприятий с открытым способом добычи полезных ископаемых, на которых используют карьерный автотранспорт.
Горнотранспортное оборудование эксплуатируется на карьерах Крайнего Севера в суровых природно-климатических условиях, где продолжительность зимнего периода превышает 200 суток, а в высоких широтах — 300 суток. Для этих районов характерны резкие колебания давления воздуха, сильные ветры, мощный снеговой покров в течение 8—9 месяцев. Резкие перепады температуры в течение суток (на 25—303С), высокая относительная влажность воздуха и возникающие в связи с этим сильные туманы при температурах ниже —40°С, интенсивное образование изморози, характерное для многих районов с холодным климатом, также затрудняют эксплуатацию техники. На работу землеройных и транспортных машин в значительной мере влияют грунтовые условия. Для районов Севера1 характерна большая глубина сезонного промерзания грунтов (до 3 м) или вечная мерзлота. Климатические условия влияют как на работоспособность и надежность машин, так и на производительность труда обслуживающего персонала.
При низких температурах значительно ухудшаются надежность и производительность экскаваторов и автосамосвалов в результате увеличения теплоотдачи двигателей, хладоломкости металла, охлаждения агрегатов и узлов. Повышенная влажность воздуха влияет на работу электрооборудования, пневмосистем и гидросистем. Влага, конденсируясь в топливных баках и трубопроводах, приводит к появлению ледяных пробок.
С понижением температуры резко ухудшаются условия запуска двигателей, затрудняется работа топливной аппаратуры из-за загустевания и парафинизации дизельного топлива. Увеличение вязкости моторных масел вызывает повышенный износ деталей шатунно-поршневой группы. Пуск холодного двигателя способствует аварийному износу вкладышей коленчатого вала. За счет поступления в цилиндры двигателя холодного воздуха увеличивается наполнение цилиндров, возрастает избыток воздуха, ухудшается смесеобразование и затрудняется самовоспламенение рабочей смеси. Понижение температуры охлаждающей жидкости и масла увеличивает износ двигателя в 2—2,5 раза.
Особенно возрастает число отказов работы гидросистем. Нормальная работа гидравлической аппаратуры обеспечивается при температуре рабочей жидкости не ниже 20°С, при которой вяз кость рабочей жидкости (масла) находится в допустимых пределах. При повышении вязкости нарушается работа золотников и другой управляющей аппаратуры, снижается подача насосов, запаздывает срабатывание предохранительных клапанов, может произойти заедание золотников, ведущее к аварии машины.
На работу гидросистем зимой сильно влияет потеря эластичности и хладоломкость резиновых изделий — уплотнений и шлангов. Поэтому следует очищать штоки гидроцилиндров от льда и грязи, закрывать их брезентовыми шлангами, включать рабочие органы после прогрева масла, в гидросистеме.
Шины обычного исполнения (при температуре ниже —50°С) в случае наезда автомобиля на камень или неровность дороги могут полностью разрушиться. После стоянки автомобиля при таких низких температурах на обледенелой дороге и в начале его движения из шины в ряде случаев вырываются куски протектора. Высокая степень абразивности карьерных дорог снижает срок службы шин в 2—3 раза.
У машин, специально предназначенных для работы в северных условиях, манжеты, сальники, уплотнительные кольца и другие резинотехнические изделия должны изготавливаться из морозостойкой резины, работоспособность которой обеспечивается до температуры —60°С.
Основная причина отказов пневматических систем зимой — замерзание конденсата, образование вследствие этого ледяных пробок в трубопроводах, примерзание золотников и штоков. Для исключения этих явлений необходимо в сильные морозы 2—3 раза в смену спускать конденсат и масло из ресиверов и охладителя. Места, где обнаружены ледяные пробки, следует подогревать беспламенным способом.
При эксплуатации экскаваторов и дизель-электрических автосамосвалов в условиях Крайнего Севера чаще происходит отказы электрооборудования. Одна из причин этого — заиндевение и последующее обледенение коллекторов, контактных колец и подвижных контактов пускателей и контроллеров, заклинивание щеток в щеткодержателях, наблюдающиеся при повышенной влажности воздуха. При понижении температуры обмоток электрических машин снижается их сопротивление.
При попадании снега и влаги внутрь шкафов с пускорегулирующей аппаратурой может возникнуть короткое замыкание. Поэтому при подготовке электрооборудования к зимней эксплуатации необходимо герметизировать шкафы управления, защищать электродвигатели от попадания снега и влаги, чаще осматривать коллекторы и щетки для удаления с них льда и инея, протирать коллекторы спиртом, проверять перемещение щеток в щеткодержателях.
В холодное время ухудшается работа аккумуляторных батарей. Понижение температуры электролита на 1°С уменьшает емкость батареи на 1—2%. При —30°С аккумуляторы практически не принимают зарядку. В то же время продолжительность включения электростартера и потребление тока зимой увеличиваются, что ускоряет разряд батарей. При разряде в порах пластин образуем вода, что снижает плотность электролита и повышает температуру его застывания примерно до —10°С. Застывание электролита вызывает разрушение аккумуляторных батарей — выпадает активная масса пластин и разрываются банки. Зимой можно разряжать батареи не более чем на 25% номинальной емкости. Для нормальной работы батарей их утепляют или обогревают. Кроме того, на зимний период повышают плотность электролита.
Повышенная жесткость грунтовых дорог в зимнее время в сочетании с низкими температурами приводит к увеличению поломок рам автомобилей, увеличивает нагрузку на детали подвески.
При работе на глубоких карьерах Севера из-за повышенно расхода топлива и менее полного сгорания его вследствие низких температур воздуха автомобили выделяют больше токсичных газов. При отсутствии ветра и морозах в таком карьере образуете плотное облако газов. В связи с этим для работы в глубоких карьерах Севера целесообразно использовать автосамосвалы, снабженные нейтрализаторами выхлопных газов.
Суровые климатические условия влияют не только на надежность и работоспособность машин, но и на производительность труда машинистов экскаваторов и бульдозеров, водителей автосамосвалов, персонала ремонтных рабочих. Чтобы частично нейтрализовать вредное воздействие сурового климата, необходимо рационально планировать режим труда и отдыха водителей, улучшено оборудование тех автосамосвалов, которые не приспособлены работе в северных условиях.
Большое количество осадков и частые туманы затрудняют оперативное управление движением автосамосвалов при помощи световой сигнализации (табло) на дорогах карьера. В связи с эти целесообразно оборудовать автосамосвалы и экскаваторы радиосвязью, с помощью которой диспетчер карьера будет давать указания водителям и машинистам, а они, в свою очередь, в случае необходимости вызывать аварийную техническую помощь. Наиболее эффективны в условиях Севера автоматизированные системы оперативного управления работой экскаваторно-автомобильного комплекса.
Эффективность эксплуатации карьерного автотранспорта в условиях Севера во многом зависит от состояния автомобильных дорог. Дороги характеризуются большим числом съездов, значительными уклонами и большой протяженностью кривых, составляюще-30—35% от общей их протяженности. Это усложняет условия движения автосамосвалов, особенно при плохой видимости и гололеде. Для безопасного движения автосамосвалов на дорогах Севера предельно допустимые уклоны 7—8%. Особое значение имеет своевременная очистка дорог от снега, перемещение его в сторону борта карьера и вывоз в специальные отвалы. Весной после оттаивания снега поверхность дорог резко ухудшается.
Для безопасности движения автосамосвалов на кривых малых радиусов дороги в этих местах должны иметь уширения проезжей части.
Видимость на дорогах должны обеспечивать специальное освещение, противотуманные фары автосамосвалов. Поскольку в пургу и метель водителям трудно определять положение дороги, расположение бровки уступа и т. п., дороги наряду с вешками и дорожными знаками со светоотражающей поверхностью необходимо оборудовать специальной сигнализацией, хорошо заметной в плохую погоду (сигнальные мигающие фонари, буи с проблесковыми огнями).