Задачи коммерческих работников в повышении качества перевозок
Качественное выполнение перевозки означает доставку в пункт назначения принятого перевозчиком груза в сохранности и в установленный срок. Такое определение охватывает широкий круг обязанностей транспорта и совокупность его взаимоотношений с грузовладельцами.
Доставка груза, за сохранность которого перевозчик несет ответственность по договору перевозки, обеспечивается совместными усилиями предприятий транспорта и грузовладельца. Для успешного решения этой задачи необходимо иметь технически исправное судно, правильно погрузить или выгрузить груз, организовать наблюдение за качественным состоянием его в пути и хранение в порту. Кроме того, отправитель должен использовать исправную тару и хорошую упаковку, правильно замаркировать и уложить груз на судне при погрузке; очень важна качественная сплотка плотов и др.
Определенные меры и действия, обеспечивающие реализацию этих требований в интересах качества перевозок, рассматриваются в соответствующих разделах настоящего учебника. Принципиальное значение имеет вопрос соблюдения комплекса правил и положений, регулирующих взаимные обязанности перевозчика и грузовладельца при перевозке груза. Этот комплекс состоит из следующих документов:
Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (соответственно уставов и кодексов других видов транспорта) и изданных на основании и в развитие Кодекса, правил и положений; постановлений и распоряжений правительства РФ, относящихся к работе транспорта; государственных стандартов и технических регламентов, решений Государственного арбитражного суда РФ, в которых с учетом практики рассмотрения ведомственных разногласий и на основе действующих законов могут быть конкретизированы взаимные обязанности транспорта и грузовладельца;
оперативных приказов и распоряжений Минтранса России, Федерального Агентства морского и речного транспорта;
договоров перевозчиков с грузовладельцами, фиксирующих обязанности сторон при выполнении плана перевозок.
Обеспечение сохранности транспортируемых грузов имеет значение не узковедомственное (частное), а значимо для экономики в целом. Этим определяются характер и принципы ответственности перевозчиков, отправителей и получателей при перевозке грузов, предусмотренные в КВВТ.
Рациональная организация перевозок и эффективное использование транспортных средств во многом определяются равномерным предъявлением грузов в соответствии с договором об организации перевозок. Соблюдение указанного условия зависит как от перевозчика, так и от отправителя. В этом заинтересован и получатель груза. Взаимная ответственность транспортных предприятий и отправителей за невыполнение объема и договорных условий перевозок отражает данное требование с учетом интересов сторон.
Соблюдение сроков доставки груза важно как для его сохранности, так и для своевременной поставки его потребителю. Часто задержка отправленного груза может нарушить нормальную производственную деятельность предприятия-грузополучателя и даже оказаться причиной его остановки. Этим обусловливается необходимость установления ответственности транспорта за несоблюдение сроков доставки грузов и багажа, буксировки плотов.
Ответственность перевозчика за нарушение установленных сроков доставки груза дополняется ответственностью отправителей и получателей за соблюдение сроков загрузки-разгрузки судна. Отчетные данные показывают, что на перегрузочные операции и их ожидание сухогрузного судна затрачивается свыше 30 %всего эксплуатационного времени, поэтому установление норм на эти операции и ответственности за их нарушение направлено к тому, чтобы сократить непроизводительные простои транспортных средств.
Эти особенности производственной деятельности речного транспорта определяют необходимость специальной регламентации обязанностей и ответственности участников перевозки. Российское законодательство предусматривает, что ответственность органов внутреннего водного транспорта, отправителей и получателей определяется КВВТ РФ(ст. 115-120).
Данная ответственность перевозчиков, отправителей и получателей, в частности установлена за невыполнение согласованных объемов перевозок; утрату, повреждение или порчу груза, плота; просрочку в доставке груза, плота; простои судов и контейнеров под погрузкой-выгрузкой груза и нерациональное их использование.