Структура эксплуатационных расходов сети железных дорог по элементам затрат
Технико-экономические показатели пассажирских перевозок.
Основные показатели работы сети железных дорог
Отправлено пассажиров, млн чел.:
во всех сообщениях,
в том числе пригородное
дальнее
Удельный вес, %:
во всех сообщениях,
в том числе пригородное
дальнее
Пассажирооборот, млрд пасс-км.:
во всех сообщениях,
в том числе пригородное
дальнее
Удельный вес, %:
во всех сообщениях,
в том числе пригородное
дальнее
Средняя дальность, км:
во всех сообщениях,
в том числе пригородное
дальнее
Себестоимость перевозок
Доход от перевозок
Прибыль от перевозок
Состав и структура эксплуатационных расходов.
Планирование и учет эксплуатационных расходов ведутся в соответствии с Номенклатурой расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта (2003 г.). В этом документе изложены принципы группировки расходов по признакам их классификации, порядок определения состава затрат, включаемых в те или иные группы расходов, последовательность распределения расходов по основным видам хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.
В Номенклатуре расходов выделены основные признаки их классификации: по элементам затрат, статьям номенклатуры, отраслевым хозяйствам, по связи с производственным процессом, по укрупненным видам работ (УВР), видам деятельности и способу учета.
Кроме того, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 в Номенклатуре выделены расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, которые считаются «прочими расходами». К прочим расходам относятся операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы (состав их указан в разделе 7.4 Номенклатуры).
Структура эксплуатационных расходов сети железных дорог по элементам затрат
· Затраты на оплату труда
· Отчисления на социальные нужды
· Материальные затраты, в том числе:
материалы
топливо
электроэнергия
прочие материальные затраты
· Амортизация основных средств
· Прочие затраты
Расходы отдельных статей группируются по местам возникновения затрат и по хозяйствам железнодорожного транспорта.
На величину эксплуатационных расходов оказывают влияние: объем перевозок, техническая оснащенность транспорта, внедрение прогрессивных технологий, интенсивность использования и обновления технических средств, уровень производительности труда, нормативы затрат потребляемых материальных ресурсов и цены на них, а также многие другие факторы.
В соответствии с принятой Правительством Российской Федерации Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте Номенклатура расходов сформирована таким образом, чтобы обеспечить группировку статей расходов по основным видам деятельности (и УВР):
1) грузовые перевозки;
2) содержание и эксплуатация инфраструктуры;
3) предоставление услуг локомотивной тяги;
4) пассажирские перевозки в дальнем следовании;
5) пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
6) ремонт подвижного состава.
Для планирования расходов важное значение имеет их учет по отдельным видам работ. По признаку учета расходы делятся на прямые и косвенные (распределяемые).
Прямые расходы – это издержки, которые непосредственно учитываются и относятся на конкретный вид деятельности, работ и услуг.
Косвенные расходы связаны с выполнением нескольких видов деятельности, работ и услуги должны распределяться между ними косвенным, расчетным путем, согласно принятой в отрасли методике: пропорционально выполненному объему работы, затратам определенных измерителей или фонду оплаты труда.
По связи расходов с объемом работы расходы делятся на переменные и условно-постоянные. Переменные расходы включают в себя и зависящие от объема перевозок расходы, величина которых изменяется прямо пропорционально объему перевозок. Величина зависящих расходов различается по дорогам, по видам деятельности и укрупненным видам работ, по видам тяги, по видам сообщения и операциям перевозочного процесса. Удельный вес зависящих расходов изменяется также по различным временным периодам их расчета и анализа. Все остальные расходы, которые мало зависят от объема работы, принято относить к условно -постоянным.