Порядок разбора транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий;

10.1. По результатам служебного расследования, все транспортные происшествия и иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события должны быть разобраны начальниками структурных подразделений не позднее трехсуточного срока с оформлением материала.

10.2. Начальник отделения дороги нарушения безопасности движенияразбирает в 4-дневный срок.

10.3. Начальник железной дороги разбирает в 7-дневный срок нарушения безопасности движения, служебное расследование которых он возглавляет, а также:

прием или отправление поезда по неготовому маршруту;

излом оси, шейки или колеса;

излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;

обрыв хребтовой балки подвижного состава;

отцепку вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей;

отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;

повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива;

столкновение поезда с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, допущенное по вине железнодорожников.

10.4. Соответствующие заместители начальника дороги в 5-дневный срок должны разобрать все случаи нарушений безопасности движения с пассажирскими поездами, а также нарушения безопасности движения, расследование которых они возглавляют:

10.4.1. Первый заместитель начальника дороги:

развал груза в пути следования.

10.4.2. Начальник Дирекции управления движением:

прием или отправление поезда по неготовому маршруту;

взрез стрелки.

10.4.3. Заместитель начальника дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам:

излом оси, осевой шейки или колеса;

отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;

излом боковины или надрессорной балки тележки вагона.

10.4.4. Заместитель начальника дороги по путевому хозяйству:

излом рельса под поездом.

10.5. Главный инженер отделения дороги разбирает в 4-дневный срок нарушения безопасности движения:

Неисправности: пути, подвижного состава, устройств СЦБ и связи, контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в результате которых допущена задержка поезда (одного или более) на перегоне или на станции сверх времени, установленного графиком движения, на один час и более;

10.6. Первый заместитель начальника отделения дороги нарушения безопасности движения, допущенные на железнодорожных путях необщего пользования по вине предприятия, не входящего в систему ОАО «РЖД», разбирает в 4-дневный срок.

10.7. Подготовка материалов к разбору у начальника дороги (начальника отделения дороги) возлагается на начальников причастных служб, дирекций (начальников отделов отделений дороги) в хозяйстве которых допущено нарушение безопасности движения.

10.8. Начальник причастной службы, дирекции (начальник отдела отделения дороги, структурного подразделения) после подписания технического заключения:

10.8.1. Согласовывает дату и порядок проведения разбора, готовит телеграмму о вызове на разбор руководителей и работников причастных структурных подразделений, предприятий.

10.8.2. За сутки до проведения разбора предоставляет начальнику дороги (начальнику отделения дороги):

сформированный материал по результатам расследования;

список присутствующих на разборе;

регламент проведения разбора с предложениями о заслушивании виновных в допущенном транспортном происшествии и ином, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событии;

характеристики на руководителей причастных структурных подразделений;

перечень основных недостатков в организации обеспечения безопасности движения поездов, выявленных при проверке структурного подразделения в ходе проведения служебного расследования (при подготовке к разбору);

предложения (организационно-технические мероприятия) по устранению причин нарушения безопасности движения.

10.9. Итоги разбора оформляются протоколом, приказом. Оформление протокола, приказа, организационно-технических мероприятий при разборе у начальника дороги (начальника отделения дороги) возлагается на начальника причастной службы, дирекции (начальника причастного отдела отделения дороги) и согласовываются заместителем начальника дороги – главным ревизором по безопасности движения поездов (заместителем главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону).

10.10. Материал служебного расследования нарушения безопасности движения, по результатам которого разбор проводит начальник дороги, начальник причастной службы, дирекции составляет не менее чем в семи экземплярах и не позднее 10-дневного срока направляет в транспортную прокуратуру, соответствующий Департамент ОАО «РЖД».

Заместитель начальника дороги – главный ревизор по безопасности движения поездов материал служебного расследования направляет в Департамент безопасности движения ОАО «РЖД» и УГЖДН.

10.11. Если служебным расследованием установлено, что в нарушении безопасности движения являются работники предприятия, не входящего в систему ОАО «РЖД», то материал направляется руководителю этого предприятия.

10.12. Один экземпляр материала хранится в аппарате по безопасности движения поездов дороги. Количество дополнительных экземпляров материала, необходимых для работы, устанавливает заместитель начальника дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов.

11. Порядок контроля за выполнением принятых решений на разборе:

11.1. Начальник виновного структурного подразделения в установленный на разборе срок представляет заместителю главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону, начальнику соответствующей службы, дирекции подробный письменный отчёт о выполнении принятых решений и организационно-технических мероприятий.

11.2. Ревизор по безопасности движения поездов дороги и ревизор по безопасности движения поездов по региону, в подконтрольном хозяйстве которых допущено нарушение безопасности движения, ежемесячно проверяют ход выполнения организационно-технических мероприятий с последующим докладом соответственно заместителю начальника дороги – главному ревизору по безопасности движения поездов, заместителю главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону.

11.3. Начальники служб, дирекций, причастных к нарушению безопасности движения, начальники отделений дороги ежемесячно на селекторных совещаниях заслушивают отчёты руководителей структурных подразделений о принимаемых мерах по выполнению организационно-технических мероприятий с оформлением протокола, при необходимости приказа.

11.4. Ревизоры по безопасности движения поездов дороги и ревизоры по безопасности движения поездов по региону, при проведении плановых технических ревизий структурных подразделений проверяют выполнение организационно-технических мероприятий и результаты отражают в акте отдельным разделом «Организация выполнения приказов начальника дороги и организационно-технических мероприятий по случаям транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий».

11.5. По истечении двух месяцев после допущенного нарушения безопасности движенияначальник причастной службы, дирекции представляет информацию о принятых мерах по выполнению принятых решений на разборе решений в соответствующий Департамент ОАО «РЖД» и Уральское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

12. Порядок контроля за восстановлением поврежденного подвижного состава:

12.1. Учет поврежденного подвижного состава при сходах с указанием обстоятельств случая, порядковых номеров ведет в Книге учета поврежденного подвижного состава ревизорский аппарат по безопасности движения поездов дороги.

12.2. По истечении двух месяцев после допущенного транспортного происшествия и иного, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события:

12.2.1. Начальник отделения дороги и заместитель главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону представляют справки о фактическом выпуске из ремонта подвижного состава и стоимости ремонта за подписью начальника вагонного депо.

12.2.2. Заместитель начальника дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов представляет в Департамент безопасности движения ОАО «РЖД» следующие дополнительные документы:

справки о фактическом выпуске из ремонта подвижного состава и стоимости ремонта за подписью начальника вагонного депо и заместителя главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону. Если поврежденный железнодорожный подвижной состав первоначально подлежал ремонту, а фактически исключен из инвентаря, это должно быть указано в справке с объяснением причин;

справку о материальном ущербе от допущенного транспортного происшествия и иного, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события в денежном выражении (от порчи и утраты груза и отдельно от повреждения технических средств и сооружений);

справки о расходах восстановительных поездов (на рабочую силу, материалы, питание и т.п.), а также иных расходах на восстановление поврежденных объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» и железнодорожного подвижного состава;

списки пострадавших и справки лечебных учреждений с окончательным медицинским диагнозом и продолжительностью сроков лечения (если при нарушении имелись пострадавшие люди).

12.3. О каждом случае неправильного определения в ходе расследования степени повреждения железнодорожного подвижного состава руководитель вагонного депо (завода), в которое направлен поврежденный железнодорожный подвижной состав, сообщает телеграфом заместителю начальника дороги – главному ревизору по безопасности движения поездов и информирует Департамент безопасности движения ОАО «РЖД». Заместитель начальника дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов такие случаи расследует и не позднее чем через трое суток после получения сообщения докладывает о принятых мерах в Департамент безопасности движения ОАО «РЖД».

13. Порядок учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий:

13.1. Первичным документом учета крушения (аварии) является первый экземпляр акта служебного расследования формы РБУ-1.

Акт служебного расследования формы РБУ-1 составляется по результатам предварительного расследования заместителем главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону, но не позднее 48 часов с момента происшествия и подписывается начальником отделения дороги, заместителем главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону, представителем прокуратуры и утверждается начальником дороги.

13.2. На основании акта служебного расследования формы РБУ-1 в аппарате по безопасности движения поездов дороги заполняется в одном экземпляре и хранится учетная карточка формы РБУ-6.

13.3. Первичным документом учета иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий является первый экземпляр акта служебного расследования формы РБУ-3.

Акт служебного расследования формы РБУ-3 составляется начальником причастного структурного подразделения, но не позднее 48 часов с момента происшествия, и подписывается руководителем, возглавляющим расследование и причастными членами комиссии.

13.4. На основании актов служебного расследования формы РБУ-3 в структурных подразделениях, отделах отделения дороги, аппарате по безопасности движения поездов по региону, службах, дирекциях и аппарате по безопасности движения поездов дороги все случаи транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событийзаносятся в книгу РБУ-7.

13.5. Транспортные происшествия и иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события, связанные со сходами с рельсов подвижного состава в пассажирских и грузовых поездах, а также развал груза в пути следования, изломы оси, осевой шейки или колеса, излом боковины или надрессорной балки тележки вагона, обрыв хребтовой балки подвижного состава, отцепки вагонов из-за разрушения (грения) роликовых буксовых узлов, обрывы автосцепного устройства учитываются за дорогой, работники которой являются основными виновниками в нарушении безопасности движения, что устанавливается расследованием. Для повышения ответственности руководителей Свердловской дирекции по ремонту грузовых вагонов за расследование событий в соответствии с требованиями установленными распоряжением ОАО «РЖД» от 13.07.2009 № 1305р, отцепки вагонов по нагреву буксового узла учитывать территориально за вагоноремонтным предприятием Свердловской дирекции по ремонту грузовых вагонов до установления причины и определения истинного виновника.

13.6. По локомотивному хозяйству иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события, связанные с нарушением локомотивной бригадой своих обязанностей, учитываются за эксплуатационным локомотивным депо приписки локомотивной бригады, а случаи, происшедшие по техническим причинам (падение детали локомотива или моторвагонного подвижного состава на путь, неисправность колесной пары) – за депо, проводившим ремонт локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

13.7. Иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события, связанные с отцепками грузовых вагонов по неисправности (грению) буксового узла, учитываются:

13.7.1. По причине разрушения торцевого крепления подшипников, выявленные приборами КТСМ и (или) работниками железнодорожного транспорта, на расстоянии до 150 км от станции, на которой производилось последнее техническое обслуживание поезда - за вагонным депо, производившим последнее техническое обслуживание поезда.

13.7.2. По причине разворота корпуса буксы - за вагонным депо, производившим последнее техническое обслуживание поезда.

13.7.3. По причине разрушения буксового узла из-за проворота внутренних колец подшипников, заклинивания роликов, излома сепаратора и колец подшипников - за предприятиями, производившими монтаж буксовых узлов, при условии отсутствия на поверхности катания колес выщербин, неравномерного проката, ползунов или наваров выше допустимых в эксплуатации размеров.

В случаях наличия на поверхности катания колес выщербин, неравномерного проката, ползунов или наваров выше допустимых в эксплуатации размеров, а также следов схода подвижного состава - за вагонным депо, производившим последнее техническое обслуживание поезда.

13.7.4. По причине потери свойств буксовой смазки и нарушений требований инструктивных указаний по эксплуатации и ремонту вагонных букс при производстве промежуточной ревизии - за предприятиями, производившими последнюю промежуточную ревизию буксового узла.

13.7.5. По причине приработки подшипника после проведенной полной ревизии и при этом эксплуатация колесной пары составила менее 30 суток с момента подкатки под вагон – отцепку вагона иным, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событиемне учитывать.

13.8. Иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события, связанные с обрывом автосцепного устройства, учитываются:

13.8.1. По причине обрыва автосцепки, тягового хомута или излома клина тягового хомута при наличии в изломе внутренних дефектов: раковины, поры, спая, трещины (не выходящей на видимую для осмотрщика вагонов поверхность), уменьшающей поперечное сечение деталей более чем на 10% - за предприятием, производившими ремонт (изготовление) автосцепного устройства.

13.8.2. При выходе трещины на видимую для осмотрщика вагонов поверхность детали автосцепного устройства, а также в случае обрыва автосцепного устройства из-за излома клина тягового хомута старого происхождения – за эксплуатационным вагонным депо, производившим последнее техническое обслуживание поезда.

13.9. Случаи отцепок вагонов в пути следования по неисправности (грению) роликовых буксовых узлов, обрывов автосцепного устройства рассматривает лично заместитель начальника дороги – главный ревизор по безопасности движения поездов, который принимает решение по отнесению ответственности. Его решение является окончательным и дальнейшему рассмотрению не подлежит.

13.10. Отцепки пассажирских вагонов в ремонт на станциях, имеющих пункты для смены колесных пар и устранения других неисправностей, учитываются:

13.10.1. За дорогой формирования – по смене колесных пар при наличии сверхнормативного равномерного и неравномерного проката, выщербины, кольцевой выработки на поверхности катания колеса, износа и подреза гребня, наличии старой трещины: диска, обода колеса, оси, буксового узла, привода генератора, по неисправности тележек, ударно-тяговых устройств, по перекосу кузова вагона из-за неисправности его узлов.

13.10.2. За дорогой, где они произошли – по причинам, кроме указанных в пункте 13.10.1.

13.10.3. Задержки пассажирских поездов из-за устранения технических неисправностей вагонов на станциях, где имеются пункты для смены колесных пар и устранения других неисправностей пассажирских вагонов, сверх времени, установленного технологическим процессом ПТО применительно к конкретным станциям, считать иным, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событием и учитывать за той дорогой, где они допущены.

13.11. Отцепки вагонов от пассажирского или грузового поезда в пути следования из-за грения буксы или других технических неисправностей учитываются по количеству отцепленных вагонов.

13.12. Иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события как неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии движения на участке или ограничения скорости движения до 15 км/ч, учитываются по каждой имеющейся в пути неисправности.

Если участок ограничения скорости или закрытия движения по своей протяженности выходит за границу дистанции, то событие учитывается и за соседней дистанцией пути.

13.13. Транспортные происшествия и иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события, виновниками которых являются работники двух или более хозяйств, относятся к тому хозяйству и к тому предприятию, где работает основной виновник, что устанавливается расследованием.

13.14. Транспортное происшествие и иное, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событие, допущенное из-за невыполнения работником обязанностей, возложенных на него в порядке совмещения профессий, учитывается по хозяйству, профессия которого совмещалась виновным работником.

13.15. Транспортные происшествия и иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события, допущенные работниками дороги на железнодорожных путях необщего пользования, учитываются за структурными подразделениями и хозяйствами, по вине работников которых они произошли.

13.16. Транспортные происшествия и иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, допущенные на железнодорожных путях общего пользования по вине работников железнодорожных путей необщего пользования (предприятий, не входящих в систему ОАО «РЖД»), учитываются за предприятием, не входящим в систему ОАО «РЖД», учет таких нарушений ведут заместители главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону в отдельных Книгах учета нарушений формы РБУ-7.

13.17. Столкновение поезда с автотранспортным средством, допущенное не по вине железнодорожников, подлежит учету как дорожно-транспортное происшествие.

13.18. Заместитель начальника дороги – главный ревизор по безопасности движения поездов ежемесячно до 10 числа месяца информирует Уральское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о произошедших иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событиях:

сходы железнодорожного подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, при которых повреждены локомотивы в объеме текущего ремонта или вагоны в объеме текущего отцепочного ремонта (или более сложных видов ремонта подвижного состава);

столкновения железнодорожного подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, при которых повреждены локомотивы в объеме текущего ремонта или вагоны в объеме текущего отцепочного ремонта (или более сложных ремонтов подвижного состава);

прием или отправление поезда по неготовому маршруту;

перевод стрелки (под поездом, маневровым составом или локомотивом);

отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей;

неисправность вагона пригородного поезда (электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсового автобуса), результатом которой явилась его отцепка в пути следования;

неисправность железнодорожного подвижного состава, результатом которой явилась отмена отправления поезда со станции отправления или повлекшая высадку пассажиров из поезда на промежуточной станции;

повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива;

отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;

излом рельса под поездом;

саморасцеп автосцепок в поездах,

отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за нагрева буксы или других технических неисправностей;

взрез стрелки;

отцепка вагона от поезда на промежуточной станции из-за нарушения технических условий погрузки, угрожающих безопасности движения;

обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава;

падение на путь деталей железнодорожного подвижного состава;

неисправности пути, железнодорожного подвижного состава, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи, контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в результате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя бы по одному из путей или на станции сверх времени, установленного графиком движения, на один час и более;

неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии движения на участке или ограничения скорости движения поездов до 15 км/ч;

наезд поезда, в том числе одиночно следующего локомотива на механизмы, оборудования и посторонние предметы (объекты).

Заместитель начальника дороги-

главный ревизор по безопасности

движения поездов С.М. Сайфранов

Приложение 1

к настоящему Положению

Наши рекомендации