Тема 1. Роль транспорта в социально-экономической жизни страны
1. Объектом изучения экономики железнодорожного транспорта являются:
- железнодорожный транспорт общего (магистральный) пользования;
- железнодорожный транспорт необщего (железнодорожные подъездные пути) пользования;
- производственные отношения;
- экономические интересы.
2. Предметом изучения экономики железнодорожного транспорта являются:
- производственные отношения;
- экономические интересы;
- железнодорожный транспорт общего (магистральный) пользования;
- железнодорожный транспорт необщего (железнодорожные подъездные пути) пользования.
3. К методам познания экономики железнодорожного транспорта относятся:
- диалектический;
- балансовый;
- системный;
- правовой.
4. Качественный анализ в экономике любого уровня и любой отрасли – это …
- теоретический анализ;
- практический анализ;
- системный анализ.
5. Задачей экономики железнодорожного транспорта как науки, является …
- развитие в современных условиях теоретических основ изменения качества и методологии управления качеством и эффективностью транспортного производства;
- планирование перевозочной деятельности железнодорожного транспорта
6. Особенностью характеризующей железнодорожный транспорт является …
- невысокая себестоимость перевозок и высокая эффективность;
- невысокие капитальные затраты, расход топлива и металла;
- высокая себестоимость, выгоден для транспортировки грузов на короткие расстояния (до 300 км) и небольшими партиями.
7. В условиях рыночной экономики фактором, играющим решающую роль в успехе железных дорог на рынке транспортных услуг, является …
- качество перевозок на железнодорожном транспорте;
- качество управления на железнодорожном транспорте;
- качество современной железнодорожной техники.
8. Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, система управления движением, иные, обеспечивающие функционирование данного комплекса здания, сооружения, устройство и оборудование, называется …
- инфраструктурой железнодорожной отрасли;
- отраслью железнодорожного транспорта;
- разновидностью отрасли железнодорожного транспорта.
9. Продукцией железнодорожного транспорта является …
- перевозка;
- подвижной состав;
- тонно-километры брутто.
10. Первая железная дорога общественного пользования в России была построена между …
- Петербургом и Царским Селом;
- Петербургом и Москвой;
- Москвой и Екатеринбургом;
- Москвой и Царским Селом.
11. В 1857 году в России образовалось частное акционерное общество, под названием …
- «Главное общество Российских железных дорог»;
- Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»;
- Министерство путей сообщения России.
12. Установите последовательность стран, в порядке возрастания протяженности сети железных дорог построенных к 1860г.:
- Россия;
- Франция;
- Германия;
- Англия;
- США.
13. На рубеже ХХ в. Россия имела железнодорожную сеть протяженностью …
- свыше 52 тыс. км;
- около 40 тыс. км;
- менее 30 тыс. км;
14. К особенностям транспортной продукции относятся:
- совпадение во времени актов производства и потребления продукции;
- на транспорте не создается прибавочный продукт;
- отсутствие готового продукта в виде вещественного труда;
- работа транспорта не имеет производительного характера;
- в составе средств производства отсутствует сырье;
- наличие подвижного состава (вагонов и локомотивов)
15. Одним из важнейших элементов реформирования российских железных дорог является
- создание конкурентной среды в сфере грузовых перевозок.
- смена персонала управления;
- повышение безопасности на железнодорожном транспорте.
16. Степень чувствительности перевозчиков к изменению уровня тарифов называется ….
- ценовой эластичностью предложения транспортных услуг;
- ценовой эластичностью спроса транспортных услуг.
17. К недостаткам автомобильного транспорта следует отнести:
- высокую себестоимость перевозок;
- высокий уровень загрязнения окружающей среды;
- большую трудоемкость и низкую производительность труда;
- большую энергоемкость и металлоемкость;
- низкую безопасность движения и высокий уровень аварийности;
- высокую маневренность и подвижность;
- способность доставки грузов и пассажиров «от двери до двери»;
- более высокую скорость доставки грузов, чем на железнодорожном и водном транспорте, особенно на коротких расстояниях перевозки;
- широкую сферу применения по видам сообщений, родам грузов и расстояниям перевозки, возможность и эффективность доставки грузов небольшими партиями;
- необходимость меньших капиталовложений по сравнению с железнодорожным транспортом.
18. К преимуществам автомобильного транспорта относятся:
- высокая маневренность и подвижность;
- способность доставки грузов и пассажиров «от двери до двери»;
- более высокую скорость доставки грузов, чем на железнодорожном и водном транспорте, особенно на коротких расстояниях перевозки;
- широкая сфера применения по видам сообщений, родам грузов и расстояниям перевозки, способность и эффективность доставки грузов небольшими партиями;
- необходимость меньших капиталовложений по сравнению с железнодорожным транспортом;
- высокую себестоимость перевозок;
- высокий уровень загрязнения окружающей среды;
- большую трудоемкость и низкую производительность труда;
- большую энергоемкость и металлоемкость;
- низкую безопасность движения и высокий уровень аварийности.
19. Недостатками железнодорожного транспорта являются:
- высокая стоимость сооружения железных дорог и относительно медленная отдача авансируемого капитала;
- большой удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости перевозок;
- большой расход металла;
- возможность массовых перевозок грузов и пассажиров и высокая пропускная и провозная способность железнодорожных линий;
- регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;
- более высокая скорость доставки грузов, по сравнению с речным и морским транспортом;
- большая эффективность при перевозках массовых грузов на средние и дальние расстояния, особенно маршрутами;
- относительно невысокая себестоимость по сравнению с другими видами транспорта;
- высокая безопасность движения и более низкий уровень ущерба окружающей среде.
20. Основными преимуществами железнодорожного транспорта являются:
- возможность массовых перевозок грузов и пассажиров и высокая пропускная и провозная способность железнодорожных линий;
- регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;
- более высокая скорость доставки грузов, по сравнению с речным и морским транспортом;
- большая эффективность при перевозках массовых грузов на средние и дальние расстояния, особенно маршрутами;
- относительно невысокая себестоимость по сравнению с другими видами транспорта;
- высокая безопасность движения и более низкий уровень ущерба окружающей среде;
- высокая стоимость сооружения железных дорог и относительно медленная отдача авансируемого капитала;
- большой удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости перевозок;
- большой расход металла.
21. К недостаткам морского транспорта относятся:
- ограниченность обслуживания территорий;
- зависимость от метеорологических и климатических условий;
- значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот;
- большая экологическая опасность при перевозке опасных грузов;
- возможность осуществления массовых перевозок грузов и пассажиров;
- неограниченная линейная провозная и пропускная способность;
- более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок грузов на дальние расстояния;
- меньший удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок.
22. Основные преимущества морского транспорта:
- возможность осуществления массовых перевозок грузов и пассажиров;
- неограниченная линейная провозная и пропускная способность;
- более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок грузов на дальние расстояния;
- меньший удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок;
- ограниченность обслуживания территорий;
- зависимость от метеорологических и климатических условий;
- значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот;
- большая экологическая опасность при перевозке опасных грузов.
23. Основным недостатком нефтепроводного транспорта является …
- узкая специализация;
- высокий уровень автоматизации и герметичности транспортировки;
- низкая себестоимость и тарифная ставка перекачки нефти и нефтепродуктов;
- высокая экологичность и безопасность перевозок.
24. Основные преимущества нефтепроводного транспорта:
- высокий уровень автоматизации и герметичности транспортировки;
- самые низкие себестоимость и тарифная ставка перекачки нефти и нефтепродуктов;
- наименьшие удельные капитальные вложения на единицу перевозок;
- высокая экологичность и безопасность перевозок;
- возможность осуществления массовых перевозок грузов.
25. К недостаткам авиационного транспорта относятся:
- малая грузоподъемность;
- высокая себестоимость и, соответственно, стоимость перевозок грузов.
- высокая скорость и малые сроки доставки грузов и пассажиров;
26. Основным преимуществом авиационного транспорта является …
- высокая скорость и малые сроки доставки грузов и пассажиров;
- малая грузоподъемность;
- высокая себестоимость и, соответственно, стоимость перевозок грузов.
27. К недостаткам речного транспорта относятся:
- зависимость от географических особенностей размещения судоходных рек;
- нерегулярность работы в течение года и сезонная зависимость от климатических условий;
- меньшую скорость доставки грузов;
- высокая провозная и пропускная способность на глубоководных реках;
- возможность массовых перевозок грузов и пассажиров в навигационный период;
- относительно невысокая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов;
- небольшие удельные размеры капиталовложений, расход металла и топлива ввиду малого удельного сопротивления движению.
28. Основные преимущества речного транспорта:
- высокая провозная и пропускная способность на глубоководных реках;
- возможность массовых перевозок грузов и пассажиров в навигационный период;
- относительно невысокая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов;
- небольшие удельные размеры капиталовложений, расход металла и топлива ввиду малого удельного сопротивления движению;
- зависимость от географических особенностей размещения судоходных рек;
- нерегулярность работы в течение года и сезонная зависимость от климатических условий;
- меньшую скорость доставки грузов.
29. Необходимым условием повышения качества перевозок и конкурентоспособности отрасли, направленных на обеспечение устойчивой и безопасной работы железных дорог является …
- социальное развитие железнодорожного транспорта;
- информационное развитие транспортной отрасли;
30. Совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающего процессы производства, сферы материального обращения и перемещения людей – это …
31. Транспорт, обслуживающий непосредственно технологические процессы производства внутри предприятий, называется ….
32. К уникальному виду транспорта, используемому для скоростных перевозок относится … .
- воздушный;
- морской;
- автомобильный;
- железнодорожный;
- речной;
- трубопроводный.
33. Монорельсовый транспорт и транспорт на магнитной подушке, электромобили, экранолеты, космический, которые могут осуществлять перевозки как пассажиров, так и грузов относятся к …
- новым развивающимся видам транспорта;
- транспорту прошлого
34. Транспорт, используемый главным образом для перевозок грузов внешнеэкономического характера, характеризующийся достаточно низкой себестоимостью перевозок называется … .
- морским;
- речным;
- железнодорожным;
- автомобильным;
- трубопроводным;
- воздушным.
35. Транспорт, который позволяет осваивать любые грузопотоки на любые расстояния с высокой скоростью сообщения и сравнительно невысокими расходами – это транспорт … .
- железнодорожный;
- автомобильный;
- воздушный;
- речной;
- морской;
- трубопроводный.
36. Нормативными документами, регламентирующими деятельность железнодорожного транспорта, являются:
- Федеральный закон «О железнодорожном транспорте Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;
- Федеральный закон «Кодекс о труде и трудовых отношениях».
37. Структурный орган управления железнодорожным транспортом, который правомочен в принятии важных управленческих решений – это … .
- президент ОАО «РЖД»;
- совет директоров;
- собрание акционеров;
- правление ОАО «РЖД».
38. К инвентарному парку относятся … .
- все локомотивы, приписанные к дороге (депо) и числящиеся на ее балансе;
- приписной парк локомотивов для обслуживания грузовых или пассажирских поездов, производственные здания, мастерские и технические средства для выполнения текущего ремонта, технического обслуживания и экипировки.
39. Железная дорога стремится:
- увеличить грузооборот;
- увеличить пассажирооборот;
- уменьшить пассажирооборот;
- уменьшить грузооборот.
40. Степень чувствительности клиентов к изменению транспортных тарифов называется ….
- ценовой эластичностью спроса на перевозки;
- ценовой эластичностью предложения на перевозки.