Тема 1.1 Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны. Производственный процесс. Продукция транспорта и ее особенности

Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.

Тема 1.1 Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны. Производственный процесс. Продукция транспорта и ее особенности - student2.ru

Рисунок – Структура экономики.

От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов.

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.

ТРАНСПОРТ(от латинского transporto-перемещаю) - отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения–это подвижной состав транспорта (автомобили, и прицепы,, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локомотивы и т.д.).

Пути сообщения - это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и.т.д.)

Технические устройства и сооружения- это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации и т.д.

Транспорт, с одной стороны является частью инфраструктуры рынка физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка продаёт свои услуги, перевозя товары и население. Различные виды могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, т.к он создаёт национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства: во-первых, транспорт не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.

Во-вторых, продукция транспорта - перевозка грузов и пассажиров неотъемлема от процесса транспортного производства, её нельзя накопить (создать её запасы) поэтому проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в её себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

В-четвёртых, кругооборот средств выделяемых на развитие транспорта отличается от промышленности и сельского хозяйства - на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.

Уровень развития транспорта в стране в определённой мере определяет уровень её цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы Транспорт активно воздействует на окружающую среду - его доля в общем валовом выбросе в атмосферу от всех продуктов производственной деятельности составляет почти 40%. Основную долю загрязнённости даёт автомобильный транспорт (около 80%).

Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту (обычно валового продукта) страны, должен сопровождаться пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта.

Значение транспорта:

1. Экономическое. Развитие транспорта вовлекает в экономику новые территории, природные ресурсы и трудовые резервы.

2. Социально- политическое. Развитие транспорта повышает подвижность населения, улучшает культурный уровень и общественное настроение.

3. Оборонное. 95% воинских перевозок приходится на железнодорожный транспорт.

4. Политическое. Развитие транспортных систем, в т.ч международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций .

В настоящее время практически ни один вид транспорта не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю по схеме «от двери до двери». В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта, например, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт. Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. В настоящее время взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. Поэтому в создании единой транспортной системы заинтересованы все виды транспорта.

Организация работы такого комплекса как Единая транспортная система является сложной и необходимой для экономики страны потребностью

Мировая транспортная сеть развита неравномерно по странам и континентам. Наиболее густая транспортная сеть в Европе и Северной Америке, наименее развитая в Африке и некоторых странах Азии.

Общая протяжённость мировой транспортной сети всех видов транспорта составляет 31 млн км, в т ч 25 млн км - наземных путей сообщения. Из них 86% - автомобильные дороги, железные дороги - 7%, трубопроводы- 4% судоходные речные пути, включая каналы озёра и водохранилища -3%.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.

О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны – 27%. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте - 8%. Транспорт в Российской Федерации потребляет примерно дизельного топлива 18%, электроэнергии - 6%, лесоматериалов - 10%, чёрных металлов - 4% .

Таблица – Основные показатели видов транспорта

Виды транспорта Объём перевозок грузов, % Грузооборот, % Средняя дальность, км
Железнодорожный общего пользования 9,30% 37,70%  
Железнодорожный необщего пользования 29,50% 0,76% 8,6
Автомобильный 52,0% 3,80% 24,3
Речной 1,05% 1,90%  
Морской 0,34% 3,17%  
Воздушный 0,01% 0,07%  
Трубопроводный 7,80% 52,60%  

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим, роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене в местах потребления, добавляясь к затратам на производство, а также влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств у предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении свободного времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволит сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом сообщении имеет большое экономическое значение, так как от нее зависит величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населения. При повышении регулярности и ритмичности перевозок величина этих запасов может быть сокращена, что, как и повышение скорости перевозок, приводит к высвобождению оборотных средств и, кроме того, уменьшает затраты на хранение грузов.

В пассажирском сообщении повышение регулярности также, в известной мере, равноценно повышению скорости сообщения, так как сокращает время ожидания поездки.

Смягчение ограничений, накладываемых стоимостью, скоростью и своевременностью, а также условиями перевозок грузов на транспортно-экономические связи и конкурентоспособность продукции, является существенным стимулом развития не только транспорта, но и всего народнохозяйственного комплекса страны и ее регионов. Особенно важно это для окраинных (главным образом, северных и восточных) районов страны.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы. Роль транспорта и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил страны. Помимо важности повышения безопасности движения, полетов и судоходства, безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, соответствие транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может сильно повлиять на развитие городских агломераций.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также глобальными общемировыми стратегическими тенденциями экономики.

Производственный процесс, продукция транспорта и ее особенности

Транспортный процесс состоит из трех основных элементов: погрузки, движения и разгрузки.

Погрузка включает в себя подачу транспортных средств к нуж­ному месту, организацию фронта работ, накопление, формиро­вание и сортировку груза, оформление документов, сопровожда­ющих перевозку. Главным документом при перевозках является товарно-транспортная накладная, на основе которой грузоотпра­витель списывает со счетов своего предприятия материальные цен­ности, передавая их на период перевозки работникам транспорта. Все риски, связанные с сохранностью товара, с этого момента переходят от грузовладельца к перевозчику. Перевозчик не явля­ется владельцем груза, но на период перевозки отвечает за него материально.

Движение является основной функцией транспорта. Усложнив­шееся движение транспортного потока требует большего внима­ния и от составителей маршрутов, и от исполнителей (водителей, машинистов, капитанов) для сокращения времени в пути и га­рантированной безопасности перевозки грузов или пассажиров.

Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться грузо­владельцами или, при желании и возможности, работниками транспорта, которые часто не хотят зависеть от условий грузовла­дельцев, для сокращения времени на погрузочно-разгрузочные работы и общего времени производственного процесса. Эти опе­рации — наиболее сложные и трудоемкие, влияющие на время задержки транспортного средства, а следовательно, на уменьше­ние его производительности.

Разгрузка — это подача транспортного средства в зону работ, расформирование и сортировка груза, оформление документов на прибывший груз. По товарно-транспортной накладной груз пере­дается грузополучателю, который принимает на себя материаль­ную ответственность. Все риски за груз переходят с перевозчика на грузополучателя.

Производственные процессы на транспорте — массовые, по­вторяющиеся (погрузка—движение—разгрузка). Так как перевоз­ка осуществляется на различные расстояния, что связано с дис­локацией (размещением) грузовладельцев, требуется оператив­ное составление заданий на перевозку.

Осуществление транспортного процесса сопровождается боль­шим потоком информации, включающим в себя: путевой лист на транспортное средство с указанием груза, маршрута; товарно-транспортные накладные на груз; информацию по организации движения на маршруте, оперативную информацию при сбойных ситуациях и т. д. Перемещение транспортных средств вне пределов предприятия создает большие трудности для контроля и опера­тивного вмешательства из-за невозможности быстрой передачи информации, особенно в случаях сбоя, отказа от приемки груза вследствие, например, поломки кранов или отключения электро­энергии на фронте погрузки-разгрузки и т. п.

Транспортные предприятия многочисленны, в основном они небольшие по размерам и территориально разбросаны.

Влияние случайностей (Стохастика — процесс, течение которого зависит от случая, вероятности того или иного события) делает производственный процесс на транспорте неустойчивым и заранее трудно прогнози­руемым. Например, сильный ливень может значительно снизить запланированную скорость движения транспортного средства, вплоть до его остановки.

Характеристика транспортной продукции обусловлена особен­ностями транспортного процесса.

Особенность транспорта состоит в том, что производственный процесс на транспорте — это процесс перемещения грузов и пас­сажиров, который и является продукцией транспорта. Поэтому транспортная продукция имеет нематериальный характер.

Транспорт продолжает и завершает процесс производства про­дукции до момента доставки ее в сферу потребления. Процесс производства продукции считается завершенным лишь тогда, ког­да продукция доставлена в сферу потребления, и соответственно процесс производства транспортной продукции прекращается сразу после того, как груз (пассажир) доставлен в нужное место. Следовательно, транспортная продукция производится только во время движения транспортного средства с грузом или пасса­жирами.

Этим обусловлена одна из самых больших проблем транспорт­ной отрасли — невозможность создания запаса «продукции транс­порта». Без запаса, который снимает часть риска сбоя (по разным причинам) при доставке груза или пассажира, практически рабо­тать нельзя, поэтому этот запас создается путем дополнительных резервных транспортных средств.

Например, при перевозках пассажиров в транспортном пред­приятии всегда существуют 1 — 3 резервных единицы подвижного состава, готовых при выходе с линии транспортного средства за­менить его в кратчайшие сроки.

Продукция транспорта воздействует на размеры общественно­го производства, так как является необходимым условием обслу­живания процессов производства отраслей экономики, и активно воздействует на развитие производительных сил и размещение (географию) производства, что, в свою очередь, способствует совершенствованию транспорта.

Стоимость транспортной продукции входит в окончательную стоимость перевозимой продукции, так как грузовладельцы осу­ществляют оплату транспортных затрат, которые они затем, при продаже, добавляют к стоимости своей продукции. Считается, что стоимость груза не влияет на стоимость транспортной продукции. Однако нужно помнить, что более дорогой или с особыми свой­ствами товар (например, скоропортящиеся продукты питания) требует при транспортировке больших затрат, так как необходим специализированный транспорт, эксплуатация и обслуживание ко­торого стоят дороже обычного транспортного средства. Примером подобного удорожания может служить перевозка драгоценных ме­таллов или денежной массы, которая должна осуществляться в специализированных бронированных транспортных средствах с охра­ной в пути.

На транспорте предметами труда служат перевозимые грузы, которые не являются собственностью транспорта, но на время перевозочного процесса перевозчик несет за них полную матери­альную ответственность.

Как уже отмечалось, без опережающего развития транспорта практически невозможно функционирование отраслей экономи­ки, т.е. сначала должна быть построена вся транспортная инфра­структура для «накопления» транспортной продукции, а затем начата работа отрасли. В противном случае производимый товар не достигнет сферы потребления, что равносильно для общества его отсутствию. Для отрасли это будет означать омертвление вло­женного капитала без возможности дальнейшего развития.

ТРАНСПОРТНАЯ ПРОДУКЦИЯ — показатель натуральной и стоимостной оценки деятельности транспортного предприятия, отражающий объем перевозок грузов, пассажиров.

Транспортная продукция – результат пространственного перемещения пассажиров и грузов с целью удовлетворения производственных, социально-культурных и других потребностей населения страны, ее регионов и отдельных граждан.

Транспортная продукция обладает особенностями: с уве­личением объемов перевозимых грузов (пассажиров) возникает необходимость перехода на другой вид транспорта. Например, при возрастании перевозок нефти и нефтепродуктов по железной до­роге ее необходимо заменить на трубопроводный транспорт или при росте населения в городе свыше 1 млн человек необходимо строительство метрополитена, обладающего большими провозны­ми способностями, чем наземные виды городского транспорта.

Поскольку транспортная продукция производится только в период движения транспортных средств с грузом или пассажира­ми, то ее количество зависит от времени простоев при погрузочно-разгрузочных операциях, т. е. уровня механизации и автомати­зации перегрузочных и складских процессов, а также использова­ния прогрессивных технологий перевозки (контейнерной, пакет­ной, интермодальной и т. п.).

Нематериальный характер транспортной продукции изменяет состав ее себестоимости1(Себестоимость — это затраты, необходимые для производства одной едини­цы продукции.). Если в отраслях экономики значительные затраты идут на приобретение сырья, из которого производится продукция, то в транспортной отрасли при отсутствии сырья по­чти 50 % себестоимости уходит на заработную плату водителей, выполняющих транспортную работу. В эти же 50 % входит та часть износа транспортного средства, которая в будущем будет исполь­зована на приобретение нового транспортного средства.

Особенностью транспортной продукции является также тот факт, что ее производство проходит вне транспортного предпри­ятия. А так как транспортные средства обладают повышенной мобильностью, то контроль за производством транспортной про­дукции затруднен и не всегда есть возможность осуществления об­ратной связи, т.е. воздействия на процесс производства продук­ции.

Выходом из этого положения можно считать широкое разви­тие информационных оперативных систем, особенно мобильной телефонной связи.

Развитие транспорта и производство его продукции в значи­тельной степени зависят от политики в экономике. Так, при ры­ночных отношениях, когда временной фактор зачастую важнее экономического, более значимым становится применение авто­мобильного транспорта за пределами эффективного расстояния.

Наши рекомендации