ВОПРОС Договор перевозки пассажиров и багажа. Особенности перевозки пассажиров и багажа на воздушном морском автомобильном ж/д транспорте. Права обязанности ответственность сторон

Понятие договора перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа, также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу;

Пассажир обязуется оплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (786 ГК)

Правовая характеристика: консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий.

Договор перевозки пассажира носит публичный характер, т.е. перевозчик обязан заключить договор с любым обратившимся к нему гражданином (ст 426 ГК)

По способу заключения договор относится к числу договоров присоединения

Стороны договора:

Перевозчик- транспортная организация собственник или владелец т/с

Пассажир – исключительно ф/л

Форма договора т.к. одной из сторон договора всегда выступает коммерческое ю/л или ИП (перевозчик) то договор в простой письменной форме ( 159 до 162 ГК)

Пассажир присоединяется к типовым формулярам которые разрабатываются транспортными министерствами

Проездной билет может служить аналогом договора перевозки пассажиров,т.к. содержит в себе наименование перевозчика стоимость услуги пункт отправления и пункт назначения, но думается, что билет лишь свидетельствует о надлежащем исполнении договора со стороны пассажира.

Существенные условия. Содержание:

1. Предмет договора. Услуга, т.е. действие или деятельность по перевозки пассажира из пункта отправления в пункт назначения ( если есть багаж, то и его)

2. Условие о стоимости услуги ( тарифную политику в сфере транспортных обязательств по перевозкам пассажиров устанавливает правительство РФ. Для автомобильного т/с пригородных перевозок тарифы могут устанавливаться правительством соответствующей области

3. Срок договора

Обязательства перевозчика по доставке и выдаче багажа и грузобагажа

Правовое регулирование 786 ГК 82 УЖТ 103 ВК 177 КТМ

В случае сдачи пассажиром багажа перевозчик обязан также доставить багаж в пункт назначения и выдать управомоченному на получение багажа лицу.

В научной литературе существуют 2 основные точки зрения по вопросу перевозки багажа и грузобагажа

1. Договор перевозки багажа и грузобагажа самостоятельный гражданско- правовой договор (реальный возмездный и двусторонне обязывающий)

2. Договор перевозки багажа и грузобагажа включается в договор перевозки пассажира

Пассажир при сдаче багажа к перевозке обязан оплатить стоимость услуги, взамен на получение багажной квитанции. Может сдать багаж с объявлением ценности или без таковой

Согласно 89 ст УЖТ срок доставки багажа определяется бременем следования поезда, которым отправлен багаж. Прибывший багаж безвозмездно хранится перевозчиком 24 часа

Сверх этого взимается плата а багаж не истребован в течении 30 суток подлежит реализации перевозчиком

В случае неприбытия багажа на станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки он считается утраченным, соответственно на перевозчика возлагается обязанность возместить его стоимость

Если в последствии багаж будет найден, пассажир может забрать его компенсировав перевозчику полученную сумму

Особенности провоза багажа устанавливаются воздушным кодексом ВК ст 103 не различает понятия багаж и ручная кладь, что характерно для всех иных видов т/с

Права и обязанности сторон. Исполнение договора

Права и обязанности пассажира

Основная обязанность пассажира состоит в уплате перевозчику стоимости оказанной услуги, а при наличии багажа стоимости провоза багажа.

Транспортное законодательство возлагает на пассажира ряд других обязанностей. В частности , надлежащего поведения и соблюдения интересов других пассажиров

При морской перевозке права пассажира:

Пассажир вправе отказаться от договора до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту в которое зайдет судно для посадки или высадки пассажиров

Пассажир вправе получить плату за проезд и за провоз багажа, в случае если он не явился к отходу судна по причинам болезни, либо по тем же причинам но до отхода судна 183 КТМ

На ж/д т/с

Пассажир вправе приобретать проездные билеты на любой поезд любой вагон любой пункт назначения

В Поездах дальнего следования пассажир может провозить с собой бесплатно одного ребенка до 5 лет. Если он не занимает отдельного места!!

А для детей в возрасте от 5 до 10 лет происходит оплата в соответствии с льготным тарифом ( как правило 50 %)

Провозить с собой мелкие вещи ручную кладь и за отдельную плату багаж и грузобагаж для личных семейных и домашних нужд.

Право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории

Праве делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного билета но не более чем на 10 суток

Продлевать действие билета в случае болезни в пути следования на срок болезни.

Получить от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние. В случае отмены или задержки отправления.

Менее чем за 8 часов имеет право но не позднее чем за 2 до отправления поезда получить стоимость билета и т.д.

Воздушные перевозки:

Пассажир может в одностороннем порядке изменить или расторгнуть договор. В данном случае если подобные действия происходят до начала перевозки пассажиру может быть оформлен новый билет ( 67 авиационных правил)

Если билет был объявлен пассажиром утраченным либо неправильно оформленным либо поврежденным то перевозчик обязан незамедлительно должен принять все меры по установлению факта заключения договора

Перевозить багаж бесплатно но не более 10 кг на одного человека для эконом класса 20 кг для бизнес 30

Может перевозить бесплатно одного ребенка до 2 лет без предоставления отдельного места, дети от 2 до 12 лет провозятся по льготным тарифам с предоставлением места ( международные перевозки)

Для внутренних воздушных перевозок можно провозить одного ребенка до 5 лет а от 5 до 12 со льготой в 50%

Во время полета пассажиру в дневные часы каждые 4 часа в ночные каждые 6

Можно отказаться от полета с уведомлением перевозчика за 24 часа от отправки судна, если не установлены иные сроки

Для автомобильного т/с городского наземного электротранспорта права пассажира регламентируются ст 20 -23 устав автом т/с и гор эл наз т/с

Пассажир вправе перевозить с собой детей не старше 7 лет без предоставления отдельных мест ( для сиденья)

Для междугородних перевозок одного ребенка не старше 5 лет

Можно провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места длина ширина и высота которых в сумме не превышает 120 см

В чехлах необходимо провозить спорт инвентарь детские коляски и т.д.

В случае опоздания к отправлению т/с в течении 3 часов или в следствии болезни, несчастно случая- 3 суток с момента отправления т/с вправе возобновить действие билета на другое т/с при условии доплаты – 25% от стоимости проезда+ провоза багажа

Пассажир вправе в случае возврата билета в кассу не позднее чем за 2 часа до отправления т/с получить обратно стоимость проезда + стоимость провоза багажа за вычетом 5% от стоимости если более 2 часов ( -15%)

Права и обязанности перевозчика

Обязанности перевозчика могут быть разделены на :

1) Обязанности, которые не регулируются, но вытекают из предусмотренных законодательством прав пассажиров и представляют собой обязанности по обеспечению указанных прав ( о предоставлении бесплатных или льготных мест детям)

2) Обязанности установленные и регламентированные транспортным законодательством:

· Своевременная подача т/с для посадки пассажира и их отправки в соответствии с расписанием движения

· Предоставление пассажиру места соответствующего проездному билету

· Доставка пассажира и его багажа в пункт назначения в установленный срок

· Обеспечение безопасности пассажира и сохранности багажа в пути следования

· Оказание пассажиру комплекса услуг, оплаченного при приобретении билета а также иных услуг на платной основе

Ответственность перевозчика

Регламентируется 793 ГК

Ограничение или устранение ответственности перевозчика не действительны

Вместе с тем, не исключается подписание :

· Направленных на устранение или ограничение ответственности пассажира

· Усиление ответственности перевозчика

Ответственность носит ограниченный характер. только реальный ущерб

Основания освобождения перевозчика от ответственности включает в себя как общепринятые ( непреодолимая сила) так и узкоотраслевые ( иные поименованные

Основаниями освобождения от ответственности могут служить не только непреодолимая сила, но и иные обстоятельства, которые не свидетельствуют о виновной ответственности перевозчика а носят специальный характер ( ст 795, 796 ГК)

Поскольку в качестве пассажира выступает гражданин, то на отношения по перевозке распространяется действие закона о защите прав потребителей + ППВС №7

Закон о защите прав потребителей может применяться лишь в части не противоречащий ГК и транспортному законодательствам = > ! ограничение ответственности перевозчика предусмотренная т/с законодательством сохраняют силу

Претензии и иски по перевозкам

Весьма спорно и неоднозначно возможность применения ст 15 закона о защите прав потребителей к отношениям по перевозке пассажиров

Толкование ст 15 закона ст 151 1099 1100 ГК по общему правилу не предусматривает возможности компенсации морального вреда, если имеет место, то только в исключительных случаях

Ответственность перевозчика за отдельное нарушение обязательств по перевозке пассажира:

Ст 795 ГК ответственность перевозчика за задержку отправления т/с

при опоздании его в пункт назначения

общая санкция – штраф. Ответственность может быть исключена:

· В случае непреодолимой силы

· В случаях устранения неисправности т/с, кода неисправность угрожает жизни или здоровью пассажиров

Иные обстоятельства независящие от перевозчика! В случае отказа пассажира от перевозки из –за задержки отправления перевозчик обязан возвратить провозную плату

Ст 120 ВК 25% от МРОТа за каждый час просрочки, но не более 50% от провозной платы

110 УЖТ штраф 3% от стоимости проезда за каждый час задержки но не более стоимости проезда

106 КТМ штраф в размере до 50% платы за проезд

Ответственность перевозчика за несохранность багажа произошедшая после принятия его перевозки и до выдачи управомоченному лицу

Перевозчик несет ответственность в соотв со ст796 если не докажет, что утрата повреждение, недостача багажа произошли в следствии обстоятельств за которые он не отвечает устранение которых от него не зависело и которые он не мог предотвратить ( данное положение аналогично ст 107 УЖТ

В соотв со ст 118 ВК ст 186 КТМ перевозчик несет ответственность только в том случае, если не докажет, что им были предприняты все необходимые меры для сохранности багажа

Утраченный багаж возмещается в его полной стоимости

Частичная утрата повреждение или порча на сумму на которую понизилась стоимость багажа 11 УЖТ

Для ВК ст 119 за багаж без объявленной ценности не более 600 р за кг веса, а в случае ели речь идет о вещах, находящихся при пассажире не более 11 тыс рублей

Перевозчик несет ответственность за вред причиненный жизни и здоровью пассажирам

Глава 59 ст 1069

Ст 113 ВК

197 ктм

ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ

Законодательство в области перевозки предусматривает обязательно досудебный порядок разрешения споров – предъявление письменных претензий, если не заявлена претензия!, то предъявление иска к перевозчику не возможно, однако если требование предъявляются пассажиром – потребителем, то обязательного досудебного порядка не требуется.

Хотя зачастую перевозчики при заключении договора устанавливают обязанность пассажира по предъявлению претензии самому перевозчику( 161 КВВТ) что противоречит нормам ст 797 ГК. Н о не смотря на это претензионный порядок как обязательный предусматривается всеми транспортными законодательствами

Право на предъявление претензий имеют: грузоотправителя, грузополучатели, страховщики, выплатившие страховое возмещение, предъявители багажной квитанции

120 121 УЖТ 125 ВК 403 КТМ при предъявлении претензии в связи с перевозкой грузов необходимо приложить документы указанные в ст 20 УЖТ, а если не могут быть предоставлены истцом, то в соотв с п 43 ППВАС ( об уставе ж/д) данный документ обязан предоставить перевозчик

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности удостоверяются коммерческими актами или иными актами ( ст 119 УЖТ 124 ВК 160 КВВТ 402 КТМ) В акатах излагаются несоответствия груза его повреждения утрату перевозочных документов и т.д. акт подписывается обеими сторонами

Коммерческий акт составляется в местах общего или необщего пользования при выгрузке багажа груза грузо-багажа в день выгрузки

В претензии следует указывать данные об истце основания для предъявления претензии суму требований перечень документов ( правила предъявления и рассмотрения претензий возникающих в связи с осуществлением перевозок грузов ж/д т/с)

Сроки для подачи претензий:

На основании ст 797 претензии к перевозчику могут предъявляться в любой момент, но !!!! в пределах срока исковой давности с таким расчетом, чтобы у перевозчика имелось не менее 30 дней до истечения срока исковой давности для рассмотрения предъявленной претензии.

Транспортные законодательства устанавливают собственные пресекательные сроки для подачи и рассмотрения претензий

Ст 126 ВК и 123 УЖТ говорит о 6 месяцах

Несоблюдение порядка предъявления претензии может привести к тому, что претензия будет считаться непредъявленной, что будет расценено судом как основание оставление иска без рассмотрения

Договор буксировки

Транспортная экспедиция

Регулируется:

1) главой 41 ГК

2) ФЗ от 30.06.03 № 87

3) Постановление правительство от 8.09.06 №554

4) Информационное письмо ВАС от 5.08.03 о фз о транспортной экспед деятельности

Наши рекомендации