Учебный предмет "Основы управления транспортными средствами".

В результатеовладение теоритическими основами управления ТС обучающиеся должны знать:

Ø основы безопасного управления транспортными средствами;

Ø цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";

Ø особенности наблюдения за дорожной обстановкой (погодными условиями, состоянием дороги, интенсивностью движения);

Ø способы контроля безопасного управления транспортными средствами (выбора скоростного режима, соблюдения правил обгона, безопасной дистанции и бокового интервала);

Ø Безаварийность как условие достижения цели управления транспортным средством

Ø основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

Ø основы обеспечения детской пассажирской безопасности;

Основная цель вождения: избежать нанесения ущерба жизни и здоровью, материального ущерба себе и третьим лицам.

ОСНОВЫ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ дорожного движениявключают в себя систему нормативных актов по регулированию общественных отношений в сфере дорожного движения.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ФЗ ОТ 10.12.95 №196-ФЗ Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения Глава III. Программы обеспечения безопасности дорожного движения Глава IV. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения Глава V. Федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения Глава VII. Международные договоры Российской Федерации  
ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ Постановление Правительства РФ от 23.10.93 №1090 (об утверждении ПДД с изменениями и дополнениями № 315 от 02.04.15, №1423 0т 19.12.14, № 1197 от 14.11.14 г.)
ОВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД Кодекс РФ об административном нарушении и уголовной ответственности (при причинении смерти или тяжкого вреда здоровью или нанесению значительного ущерба имуществу. В ст.167 УК РФ, значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей. Крупный размер - это величина стоимости имущества, которая в 500 раз превышает МРОТ= 8154руб (на 01.07.2015)х500 =4 077 000 руб.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА(имущественные права граждан, гражданское законодательство; возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав право собственности и другие вещные права; аренда транспортных средств; ГРАЖАНСКИЙ КОДЕКС РФ об ответственности водителей (Ст. 1064 ГК РФ) – владельцы источника повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред причинённый в результате взаимодействия этих источников.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ(выхлоп-СО, утечка ГСМ, утилизация АКБ, а/м масел и топлива, автомобилей) ФЗ от 10.01.02 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (нормативы, полномочия, требования, меры органов исполнительной власти в области Охраны окружающей среды)    
ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРИЧИНЁННОГО /ПОЛУЧЕННОГО ВРЕДА (страхование гражданской ответственности - полис ОСАГО; материального ущерба КАСКО) ГК РФ и ФЗ от 25.0102 № 40-фз «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС»
1.1. Виды дорожно-транспортных происшествий; причины возникновения дорожно-транспортных происшествий; анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России; Количество а/м в России на 2015 год- 48 млн. а/м, в т.ч.
  • легковых-41 млн. а/м
  • грузовых-7 млн. а/м и пр. ТС
 
  • Количество ДТП с пострадавшими, в 2015 г. 184.000, т.е. вероятность пострадать в ДТП составляет в среднем на каждую 1000 а/м -3.8 случая ДТП (0,38%), в т. ч.:
 
  • Погибшие - 23.100 (12,55%) или 1,2 погибших на 10 ДТП
  • Пострадавшие - 231.000 (130%)
  В среднем число погибших в РФ больше в 4 раза, чем в ЕС
1.2. Основные ПРИЧИНЫ ДТП: · человеческий фактор неправильный выбор скоростного режима, дорожных и погодных условий, нарушения правил обгона, маневрирования, · организация ДД состояние дорог, разделение транспортных потоков, обустройство дорог разметкой, знаками
1.3. Дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД);     "Дорожное движение" - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
1.4.показатели качества функционирования системы ВАД; Количество ДТП, в т.ч. с пострадавшими; количество нарушений ПДД на среднее количество а/м: пропускная способность дорог;  
 
2. СИСТЕМА ВОДИТЕЛЬ-АВТОМОБИЛЬ (ВА)
Элементы системы водитель-автомобиль; Система «ВА»: практические навыки вождения - соблюдение ПДД - взаимное уважения др. к другу - поддержание а/м в технически исправном состоянии.
Мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством Сохранение жизни и здоровья граждан, уменьшение ущерба своему имуществу и имуществу третьих лиц, удобство и скорость передвижения
Цели и задачи управления транспортным средством; Цель: - обеспечить при передвижении безопасность всем участникам ДД. - уменьшение количества ДТП с тяжелым исходом; уменьшение нарушений ПДД, в первую очередь таких как, правила скоростного режима, правила обгона, соблюдения дистанции, проезд пешеходных переходов и перекрёстков. Не быть первым в гонке, а пройти всю дистанцию без ДТП.
Показатели качества управления транспортным средством: эффективность и безопасность; Количество ДТП, количество пострадавших в результате ДТП, размер нанесённого материального ущерба, средняя скорость транспортного потока, пропускная способность дорог,
3. ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ (уменьшение количество ДТП и увеличение пропускной способности дорог)
3.1. Объективные показатели - организация дорожного движения (двусторонние разделённые потоки); - качество дорожного покрытия; -транспортный поток; -средняя скорость; -пропускная способность дороги; -интенсивность движения и плотность транспортного потока, соответствующие пропускной способности дороги; Развитая сеть дорог, обеспечивающая оптимальную пропускную способность ТС при любом движении. · Организация дорожного движения:разделение потоков, развитая инфраструктура. · Оборудование дорог разметкой, знаками, конструктивными элементами, обеспечивающие наибольшую пропускную способность и безопасность движения (минимальное количество ДТП). · Отсутствие заторов на дороге
3.2. Субъективные показатели безопасности дорожного движения анализ действий водителя при движении; информация, необходимая водителю для управления транспортным средством; обработка информации, сравнение текущей информации с безопасными значениями, сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта; сознание и культура водителей. Способность правильно оценивать ситуацию Постоянная концентрация, Техническая исправность автомобиля (прежде всего- тормозная и рулевая системы) Соблюдение ПДД Опыт вождения,     Принятие того, что на дороге ВСЕ РАВНЫ.   В Англии говорят, что перекрёсток первым проезжает тот – кто меньше воспитан
4.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Пропускная способность- количество а/м в единицу времени при фактической интенсивности движения(транспортного потока), которое возможно на данном участке дороги, зависит: Транспортный поток- движение а/м в режиме общего скоростного потока в данный момент на данном участке Интенсивность движения- плотность транспортного потока на данном участке. Средняя скорость -скорость ТП в данный момент времени.
Основными причинами затора являются: неразвитая структура дорожного обеспечения и организации регулирования движения, часы пик, ремонт дорог, неверный выбор водителями маршрута или времени движения, не информированность о загруженности дороги и возможности объезда; безответственные действия водителей выезжающих на занятый перекрёсток и нарушения рядности, неверный выбор скорости отличный от скорости потока.
4.2.Условия безопасного управления транспортным средством; регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока;
4.2.1. Показатели эффективности управления транспортным средством; зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности;   Количество созданных при движении опасных ситуаций. ВДТП всегда виноваты все участники - несоблюдение скоростного режима, дистанции, неисправность ТС, рассеянность, не правильная оценка дорожной ситуации (плотности потока, скорости, погодных условий, дорожного покрытия и т.п.).   Количество участия в ДТП за период вождения (учитывается при расчёте ОСАГО).
В плотном городском потоке скорость движения не влияет на время прибытия в конечный пункт. На время влияет правильный выбор маршрута, слияние с потоком движения, правильный выбор полосы движения.
4.2.2. Снижение эксплуатационного расхода топлива - действенный способ повышения эффективности управления транспортным средством; безопасное и эффективное управления транспортным средством; проблема экологической безопасности; При правильном выборе скорости и включения передачи - уменьшается расход топлива, Снижается выброс СО /СН и отравление атмосферы отработавшими газами.   Основной принцип экономичного вождения: -не допускать резкого разгона и торможения. -выбор правильного скоростного режима, соответствующей оборотам ДВС передачи, поддержание нормированного производителем давления в шинах в зависимости от нагрузки, выбор типа шин соответствующего дорожным условиям и марки вашего а/м . Задачи № 26.57, 26.58  
5. ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО И БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ
5.1 Силы и моменты в различных условиях движения; уравнение тягового баланса; сила сцепления колес с дорогой; понятие о коэффициенте сцепления; изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного средства, состояния шин и дорожного покрытия;  
5.2. При торможении и резком ускорении происходит перераспределение массы по осям (нагрузка на переднюю ось-больше, на заднюю - меньше) При этом задние колёса блокируются и начинают скользить по дороге, что приводит к ЗАНОСУ.   Для предотвращения ЗАНОСА (в начале заноса) ВЫЗВАННОГО ТОРМОЖЕНИЕМ достаточно прекратить начатое торможение. 5.3. При резком ускорении ЗАНОСпроисходит так же при перераспределении массы по осям: При переднем приводе- на переднюю ось («клюёт», при заднем –на заднюю («приседает). Следует уменьшить подачу топлива (педаль акселератора -газа) 5.4. При резком повороте руля на скользкой дороге или на повороте - происходит перераспределение массы по сторонам а/м (при повороте НАПРАВО- масса смещается ВЛЕВО- несёт ВЛЕВО (на встречку); при повороте НАЛЕВО, масса смещается ВПРАВО- несёт вправо (на обочину-возможен переворот, тротуар-сбивают пешеходов) Для предотвращения ЗАНОСА вызванного рулением, следует быстро, но плавно повернуть колесо в сторону заноса, а затем ещё быстрее в обратную сторону выравнить траекторию движения а/м): · При заносе на заднеприводном: слегка уменьшить тягу (подачу газа) · При заносе на переднеприводном: увеличить тягу (подачу газа) 26.33 26.34     26.35 26.36 26.37-38
Влияние опыта,приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении; наиболее опасный период накопления водителем опыта; Наиболее опасный период- до 2 лет. Чем больше опыт и навыки вождения- тем безопаснее вождение. На безопасность вождения влияет уровень антиаварийной подготовки водителя, навыки вождения в нештатных ситуациях  
6. Основные термины, определяющие безопасность вождения ТС.  
6.1. ДИСТАНЦИЯ, БОКОВОЙ ИНТЕРВАЛ. МАНЕВРИРОВАНИЕ
6.1.1. Влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней
Чем выше скорость, тем больше должна быть дистанция и боковой интервал. Дистанцию можно прикидывать опытным путём, например считать какое кол-во а/м между Вами (1 а/м =5 м, или расстояние между фонарными столбами 30-50 м). В городе при плотном потоке эти дистанции не соблюдаются, что ведёт к «цепному» столкновению. Рекомендация –смотреть всегда на 3-5 а/м вперёд и быть готовым к торможению НЕ МЕНЯЯ ПОЛОСУ, т.к. столкновение в ряду –самое безопасное, чем выезд на «встречку» или боковое столкновение с соседним а/м идущим с большой скоростью. Безопасная дистанция: Безопасной считается дистанция, которое рассчитывается примерно как: Расстояние, в м, которое пройдёт ТС при данной скорости за 2 сек(время реакции+ тормозной путь а/м). (V/3600Х2) или упрощённо: Величина скорости а/м, делённая на 2 (V/2), в метрах. Например, при 90 км/час минимальная дистанция равна 90000м/3600секx2=50м или 90 км/2=45 м. На скользком покрытии это расстояние увеличивается от 4 до 7 раз. ПРИМЕЧАНИЕ (американская методика) · 2 секунды — идеальная во всех пониманиях асфальтовая дорога, не содержащая определённых препятствий в светлое время суток; · 3 секунды — описанная выше ситуация в тёмное время суток; · 3 секунды — мокрая дорога, наличие небольших препятствий, представленных ямами, опавшими ветками и листьями в светлое время суток; · 4 секунды — слегка заснеженная либо покрытая инеем дорога в светлое время суток; · 5 секунд — описанная выше ситуация вечером либо ночью; · 5 секунд — дорога с большими областями льда либо плотно укатанного снега; · 6 секунд — укатанная всплошную снежная дорога, гололёд, подтаявший снег, покрытый тонкой плёнкой воды. 26.42-43 26.47-49.
6.2. Необходимая дистанция и скорость в тёмное время суток
  В тёмное время суток, необходимо учитывать уменьшение видимости и увеличение времени принятия решения о торможении, а следовательно УВЕЛИЧЕНИЕ ОСТАНОВОЧНОГО ПУТИ, поэтому НЕОБХОДИМО увеличить дистанцию, снизить скорость. Остановочный путь а/м увеличивается прямо пропорционально квадрату скорости (при скорости 90 км/час—остановочный путь 65-70 м (на бетонной сухом покрытии), *Пример расчёта 90000/3600Х3 сек. = 75 м,а ближний свет фар в темное время суток обеспечивает видимость 30-40 м), т.е. остановочный путь НЕ ДОЛЖЕН превышать расстояние видимости и остановочного пути.   26.7.
7. ОСНОВНЫЕ МАНЁВРЫ, СОВЕРШАЕМЫЕ ВОДИТЕЛЕМ В ШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПРАВИЛА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.
7.1. Начало движения. ТРЕБОВАНИЕ правильно оценить ситуацию на дороге, не препятствовать движению др. уч. Дорожного движения -не допускать резкого ускорения.
7.2. Торможение ТРЕБОВАНИЕ заранее уменьшать скорость, не допускать ситуаций требующих применения экстренного торможения.
7.3. Движение задним ходом – движение навстречу основному транспортному потоку. ТРЕБОВАНИЕ убедиться в безопасности, требованиям не препятствовать др. участникам ДД, обеспеченность видимости за счёт зеркал заднего вида и соблюдения ПДД, ограничивающими места, где движение з.х. запрещено(перекрёстки, мосты, туннели, ж.д переезды и пешеходные переходы и др., очень быть внимательными во дворах-ограничена видимость детей, животных) При необходимости воспользоваться помощью третьих лиц. п.п. 8.11-8.12) Задача: максимально исключить количество манёвров задним ходом на Пр. части, при которых видимость водителя ограничена)
7.4. Движение на спуске или подъёме – следование профилю дороги или движение по бездорожью или по искусственным сооружениям. При движении на затяжном спуске (в горах)необходимо избегать движения «НАКАТОМ» (с выключенной передачей, сцеплением, зажиганием), что может привести к выходу из строя тормозов. При движении на подъёме (с механической коробкой передач) ТРЕБОВАНИЕ необходимо заранее выбрать пониженную передачу, обеспечивающую необходимый крутящий момент. На всех а/м обеспечить необходимый уровень топлива и др. жидкостей, исключающего внезапного «заглатывания» воздуха в систему, чтобы исключить остановку работы ДВС.
7.5. Буксировка – движение с помощью буксира одним из способов буксировки (гибкая, жесткая, методом частичной погрузки). ТРЕБОВАНИЕ: иметь уверенные навыки вождения в сцепке обоим водителям, согласованные действия (при гибкой сцепке обеспечить плавность при трогании и постоянное натяжение троса). Соблюдение ПДД п.20 (условий исправности систем при различных видах буксировки, массы буксируемого а/м, обозначение и т.д.)
7.6. Перестроение. Опережение. Обгон. Изменение траектории, скорости движения, связанное с выездом на соседние полосы. Соблюдения правил совершения манёвров (ПДД п.п. 8,9,11), в т. ч. подача сигналов поворота, правило помехи справа и преимущество в движении ТС, движущихся в прямом направлении. Правильная оценка дорожной ситуации и выбора скорости.
7.6.1. Действия водителя при обгоне - соблюдение основных правил обгона таких как: обзорность, отсутствие встречных а/м на расстоянии достаточном для обгона, наличие запаса скорости, техническая исправность а/м, надёжные навыки управления.
7.7. Повороты- преднамеренное изменение направления движения во время перестроения или при входе в повороты на участках с закруглением дороги. Правильный выбор скорости, руление вхождение и выход из поворота
Силы и моменты, действующие на транспортное средство при прохождении поворотов:
7.7.1. при криволинейном движении (на поворотах) Надёжные навыки водителя при рулении в различных погодных и дорожных условиях, и техническая исправность и эффективность рулевой системы обеспечивают безопасность движения и предотвращение ДТП. Правильные навыки руления в поворотах обеспечат плавное прохождение поворотов на оптимальной скорости и предотвратят занос.
  Если вспомнить законы механики Ньютона, при движении в повороте на а/м действует «центробежная сила». Этот термин, происходящий от латинских слов centrum («центр») и fugus («бег»), ввел в научный обиход в 1689 году Исаак Ньютон.) Эквивалентное выражение для центробежной силы можно записать как: F = mv2/r , где m-масса а/м, V-скорость а/м, r- радиус поворота, т.е. чем больше масса, скорость и меньше радиус-тем больше F ц.с. Учитывая, что масса и радиус поворота величины независимые от водителя, ЗАДАЧА водителя: для уменьшения воздействия F ц.с.- необходимо снизить скорость и направить а/м к центру поворота (АПЕКС) Увеличение центробежной силы при увеличении скорости на повороте
7.7.2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОХОЖДЕНИЯ ПОВОРОТОВ · Обеспечить наименьшее перераспределение веса а/м (крен) - уменьшение скорости · Оптимальная траектория (ВХОД -крутой, ВЫХОД-пологий НО НЕ РЕЗАТЬ!) Обеспечить постоянную тягу на ведущих колёсах при во время прохождения поворота.
Фазы прохождения поворота: 1. Торможение (перед поворотом) –снижение скорости тормозом, двигателем, включение пониженной передачи (чем больше тяга ДВС, тем больше возможность противостоять Центр. Силе!) 2. Выбор положения руля –следование за взглядом 3. Движение в повороте по дуге (АПЕКС), Выравнивание -движение с постоянной скоростью, после прохождения 2/3 дуги, плавно ускоряться с возвращением руля в исходное положение. Не провоцировать занос резким движением (ускорением и (или), торможением!) 4. Ускорение при выходе из поворота -интенсивный разгон при выходе   ОШИБКИ: При ЛЕВОМ повороте- выезд на «встречку» (срезание) При ПРАВОМ- выезд на обочину. := «борьбу с поворотом», т.к. нарушаются фазы прохождения поворота, как следствие нарушение плавности, что ведёт к заносу, либо снижению скорости и потере инерции движения)   ЗАДАЧА: 1.На входе в поворот максимально затянуть с торможением(«поздний вход») При ПРАВОМ повороте - сместиться влево (но не на встречку), При ЛЕВОМ повороте – сместиться вправо (но не на обочину) 2. Направлять а/м на АПЕКС (к центру поворота) 3. На выходе «Распускаем» (следуем за движением колёс) а/м и одновременно начинаем разгон При «заносе» - уменьшить угол поворота, НО не поворачивать ещё круче и НЕ ТОРМОЗИТЬ! 26.17 26.20-25 26.39
8. НЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВОЖДЕНИЯ. Нештатные ситуации –ситуации отличающиеся состоянием дорожного покрытия, временем суток, временем года, наличием атмосферных осадков, устойчивостью ТС;
Задачи на торможение: 26.1, 26.2, 26.3, 26.7 26.10 26.31, 26.32 26.40 26.44, 26.45, 26.46
Виды торможения: Плавное торможение используемое для уменьшения скорости или остановки. Экстренное торможение- используемое для предотвращения ДТП или иной опасности. Плавное заблаговременное торможение, обеспечивает безопасность всех участников ДД.
8.1. Экстренное торможение (резкое торможение) - действия водителя принимаемые для предотвращения столкновения с внезапно возникшей опасностью столкновения с др. участниками движения УДД или дорожными сооружениями с целью избегания столкновения.   Необходимость владения приёмами экстренного торможения в различных ситуациях, состоянием дорожного покрытия, загрузки а/м и особенностью конструкции тормозной системы вашего а/м.
8.2. Торможение а/м при преодолении водной преграды. Аквопланирование.
  При попадании колёс в колею с водой вероятно возникновения эффекта аквопланирования или возникновения «водяного клина» между шиной и дорогой – водителю необходимо аккуратно, плавно снизить скорость, не прибегая к тормозу, а использовать метод «торможение двигателем»- это торможение более плавнее, т.к. более равномерно распределяется торможение на ведущие колёса и следовательно меньше вероятности привести а/м в неуправляемое состояние, т.к. торможение может привести к обратному эффекту. () 26.30 Задача: проехать водную преграду с постоянной скоростью, для этого необходимо заранее выбрать пониженную передачу, не тормозить. После выезда, необходимо просушить тормозные колодки, для этого несколько раз прерывисто нажимать на тормоз, пока не восстановиться эффективность тормозов. 26.27-28
Сводная таблица применения торможения в различных условиях при решении задач. Способы парковки, торможения автомобиля. Задачи
Способы парковки автомобиля на склоне и спуске. Принять необходимые меры, препятствующие «скату» а/м, как минимум предотвратить «скат» на встречную полосу, а именно: -поставить на ручник -включить первую передачу (на АКП-паркинг) -по возможности упереться передним колесом в бордюр (на подъёме-влево, на спуске-вправо), а при его отсутствии вывернуть колёса (на подъёме и на спуске – вправо) 26.14, 26.15, 26.16
Способы торможения на длительном спуске и в дорожном потоке Задача: НЕ ДОПУСКАТЬ перегрева тормозных колодок при интенсивном и длительном торможении, которое может вызвать заклинивание тормозов или вследствие высокого давления в системе «прорыву» тормозных шлангов. Эффективным будет переключить КПП на пониженную передачу и применить торможение двигателем. «Движения накатом» на спуске, с отключённым двигателем или сцеплением. 26.12, 26.13
8.3. Способы торможения в различных дорожных условиях:
-при преодолении водной преграды Движение по водной преграде в случае необходимости, должно производиться с равномерной скоростью, которую необходимо снизить перед преградой, не допуская остановки, т.к. может «залить» ДВС. После преграды, необходимо «просушить» тормозные колодки, резким прерывистым торможением. При попадании на небольшой водный участок, при риске аквопланирования, необходимо не менять скорость и траекторию движения, крепко удерживать руль. 26.27, 26.30
- на скользкой дороге На скользкой дороге применять торможение ДВС и « плавное» торможение; не применять резкого ускорения. 26.28,
- при заносе, вызванном торможением При заносе, вызванном торможением - прекратить торможение   При заносе вызванном резким ускорением-прекратить ускорение. 26.33
- оценка ситуации при торможении При любом виде торможения водителю необходимо оценивать ситуацию и обстановку сзади по ходу движения. 26.49
8.4. РАЗЛИЧНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРМОЖЕНИЯ;
Реакция водителя. Чем ниже скорость реакции, тем дольше время оценки водителем изменения дорожной ситуации и принятия решения, тем больше ОСТАНОВОЧНЫЙ ПУТЬ и ВЫШЕ риск принятия неправильного решения (ДТП) Среднее время реакции водителя -1 сек. Способы уменьшения ТП - своевременная оценка ситуации, при которой водитель должен: - заблаговременно снизить скорость, - переключиться на пониженную передачу (торможение ДВС особенно на скользком участке дороги), - увеличить дистанцию, -изменить траекторию движения (в крайней необходимости при полной уверенности в безопасности) а при возникновении опасной ситуации, ПРИМИНИТЬ экстренное торможение Надёжные навыки водителя при торможении в различных погодных и дорожных условиях, и техническая исправность и эффективность тормозной системы обеспечивают безопасность движения и предотвращение ДТП. При торможении нужно также учитывать: тип ТС (его длину, ширину, прицеп) конструкцию тормозной системы, массу и состояние груза, наличие пассажиров и др. факторы. Влияние на величину ТП при движении с прицепом - чем больше масса, чем больше габариты ТС и чем менее жестче система ТС, тем больше величина ТП. Влияние на величину ТП состояние покрытия Пр.ч.-чем меньше коэффициент трения дорожного покрытия, тем > ТП  
9. РУЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ. СИЛЫ ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА АВТОМОБИЛЬ ПРИ РУЛЕНИИ. СПОСОБЫ РУЛЕНИЯ.

Занос/снос , руление в крутых поворотах на скользкой дороге- Скольжение - опрокидывание а/м Экстремальные условия-условия отличные от управления ТС в нормальных условиях (погодных, времени суток, состояния дорожного покрытия, отсутствия аварийных ситуаций, на безопасной скорости) Необходимы уверенные навыки вождения ТС Занос - возникает в процессе уменьшения нагрузки на заднюю ось ТС, возникающий в процессе выполнения поворота, резком торможении ускорении, что ведёт к заносу задней оси. Снос - возникает в процессе уменьшения нагрузки на переднюю ось ТС (в основном переднеприводных а/м), возникающий в процессе выполнения поворота, резком ускорении, что ведёт к сносу передней оси (потери управляемости). Качение – возникает в процессе неуправляемого заноса (сноса) возникающего в результате неправильных действий водителя при выходе из заноса (сноса); Опрокидывание- последствия возникновения качения из-за неправильных действий водителя при выходе из заноса (сноса); Аквопланирование - это потеря автомобилем сцепления с дорожным покрытием при возникновении водянного клина между шиной и дорогой при попадании шин в воду. Может быть как частичная, так и полная потеря. У переднеприводных автомобилей, эффект аквапланирования начинают задние колеса, а заднеприводных, наоборот, передние. Правильные действия при аквопланировании а/м (попадания шин в воду) - обеспечения руления, снижение скорости, «просушка» тормозов. Задача 26.27, 26.30.
Занос/снос – когда автомобиль независимо от воли водителя уводит в сторону Разделяют снос передней и занос задней оси а/м) руление в крутых поворотах на скользкой дороге- выбор скоростного режима, угла поворота рулевого колеса, траектории движения а/м, управление заносом, вывод а/м из заноса
Скольжение- следствие неуправляемого или затяжного заноса, в результате сноса или бокового скольжения передних колес. Данное явление возникает при неправильно выбранной скорости при поворотах, при ненормально накачанных шинах и еще при некоторых факторах.
Опрокидывание а/м – происходит в результате неуправляемого заноса, столкновения с препятствием, неправильным рулением при повороте
движение по рыхлому снегу или почве- выбор заранее передачи и скорости, обеспечивающей а/м безостановочное движение и исключающее его остановку с целью переключения передачи (опасность «зарывания» а/м или буксования). Задача 26.26
движение по льду- увеличение безопасной дистанции, выбор заранее передачи и скорости, исключающей скольжение и неуправляемый занос. При движении по организованной ледяной переправе-соблюдать повышенную дистанцию, при провале –моментально покинуть а/м
движение в горах- правила вхождения в поворот, обгона на участках с ограниченной видимостью, скоростного режима, выбор соответствующей передачи при движении в гору, обеспечивающих тяговое усилие ДВС и выбор пониженной передачи при затяжном спуске, обеспечивающей минимальное включения тормозов для предотвращения их перегрева и отказа.
10.БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬ И ДИСТАНЦИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ТЁМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК, ВО ВРЕМЯ ДОЖДЯ, ПРИ ГОЛОЛЁДЕ. Задача 26.7.
10.1. Движение в тёмное время суток или недостаточной видимости. ТРЕБОВАНИЕ: иметь исправные внешние световые приборы, а именно фары, задние габариты, сигналы поворота), обладать достаточным опытом вождения, соблюдать необходимые для безопасности скорость и дистанцию (ближний свет фар обеспечивает видимость в тёмное время суток – не более 30-40 м, ВЫБИРАТЬ скорость и дистанцию, которые обеспечит безопасную видимость и остановочный путь,который на сухой ровной дороге, рассчитывается как расстояние, которое а/м пройдёт с момента обнаружения водителем (времени реакции-1 сек) препятствия и принятия решения+ расстояние тормозного пути а/м, Безопасная дистанция – это дистанция, которую пройдёт а/м по сухому асфальту за время-2 сек. в светлое время суток; и за 3 сек в тёмное время суток)
При движении в тёмное время суток, ближний свет фар обеспечивает видимостьне более 30-40 м. Остановочный путь,а следовательно, ибезопасной дистанциейа/м на сухой дороге будет являться дистанция, которую пройдёт а/м при за время3 сек. (1 сек. - время реакции + 2 сек на торможение). Следовательно, безопасной в данных условиях будет скорость равна: V = 40м (видимость при бл. Свете фар)*3600сек (время 1 час в сек)/3 сек (среднеевремя для полной остановки а/м)=48 км/час.
8.1.2. При движении плохой видимости(темное время, тумана, сильного дождя, снега)необходимо выбирать скорость, исходя из того, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости. 26.54.  
Необходимо учитывать, что в тёмное время суток фары встречных автомобилей делают восприятие скорости встречных автомобилей МЕНЬШЕ, чем в действительности.
В условиях тумана вследствие преломления света, расстояние до встречных автомобилей кажется БОЛЬШЕ, чем в действительности.
11.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ; № задач
a. зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и отдыха водителя; от различных видов недомоганий, от продолжительности движения нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения;
b. Соблюдение режима труда и отдыха и поддержание рабочего состояния водителя способствуют предотвращению возникновения ДТП. Усталость, опьянение - притупляет внимание, затормаживают реакцию водителя, время реакции УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. Так же надёжности вождения способствуют: наличие практических навыков и опыта вождения а/м, контраварийная подготовка водителя, надёжные действие водителя при возникновении нештатных ситуаций, таких как, экстренное торможение в различных погодных условиях и состояния дорожного покрытия, вхождение в повороты на большой скорости, выход из заноса, вождение а/м на скользкой дороге, выбор скорости и правильные действия водителя при обгоне.     26.59 26-60  
12. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ. Правильный выбор дистанции и боковых интервалов в зависимости от скорости, состояния дорожного покрытия и интенсивности движения, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
12.1.ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТС НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ.
12.1.1. при движении в различных условиях дорожного покрытия Выбор скорости в зависимости от состояния дорожного покрытия и осадков. Движение по рыхлому снегу и грунтовой дороге: учитывая, что сопротивление качению увеличивается, водитель должен заранее выбрать передачу (при уменьшении оборотов с МКПП использовать сцепление) и двигаться по наезженной колее. Движение по скользкой дороге (в дождь, снегопад): необходимо уменьшить скорость и двигаться особенно осторожно для избегания заноса. 26.26. 26.29
12.1.2. на размеры поля зрения и концентрацию внимания; При большей скорости поле зрения водителя сужается(уменьшение периферийного зрения), При длительном движении с большой и постоянной скоростью -скорость своего а/м кажется меньшеконцентрация водителя снижается, а так же при встречном движении, при разъезде с длинномерными ТС - необходимо увеличить дистанцию и боковой интервал. 26.42 26.43 26.50 26.51 26.52
12.1.3. в зависимости от плотности потока Вероятность возникновения аварийной ситуации в плотном потоке увеличивается при движении со скоростью отличной от средней скорости потока . Задача: двигаться со скоростью потока. 26.4
12.1.4. в зависимости от скорости, и ускорения при трогании с места и при движении. При трогании с места- минимально воздействовать на ГАЗ (педаль акселератора). При движении при входе в крутой поворот необходимо снизить скорость. За 1 сек. а/м проходит расстояние: V в метрах/время в сек. Пример: при скорости 72 км/час а/м за 1 сек пройдёт расстояние 72000м/3600 сек=20м Чем больше скорость, тем длиннее путь, который пройдёт а/м за ед. времени. 26.46 26.55
12.1.5. от освещения и видимости, погодных условий и времени суток При уменьшении освещённости (в сумерки, тёмное время суток, в условиях недостаточной видимости) – уменьшается зона видимости, время для обнаружения опасности и принятия решения увеличиваются, поэтому следует увеличить дистанцию между а/м, уменьшать скорость. Чтобы в плотном потоке поддержать дистанцию необходимо скорректировать свою скорость. 26.47 26.48  
13. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ;
13.1. Утомление, опьянение Характер водителя, реакции Утомление, опьянение –уменьшают внимание и увеличивают время реакции водителя. Характер водителя (холерик, сангвиник, меланхолик) также влияют на способ вождения и реакцию водителя. Принято считать средней реакции здорового человека-время 1 сек. 26.52 26.59-61
13.2. дорожные условия
прогнозирование изменения дорожной ситуации; Учитывать изменение дорожного движения в зависимости от времени сезона (зима/весна/лето/осень); от времени суток (утро-вечер, светло-темно, сухо-осадки), от интенсивности транспортного потока; состояния дорожного покрытия, информированности об особенностях организации дорожного движения в данном месте, выбора маршрута.
Повышение вероятности возникновения ДТПпри увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке. При увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке вероятность ДТП повышается, так как от водителя требуется дополнительная концентрация и он должен своевременно перестроится, например, при длительном движении по загородной трассе при въезде в город с интенсивным движением (неадекватная оценка скорости, дистанции, скорости манёвра, светофоры, знаки).  
13.3. РЕЗЕРВЫ УПРАВЛЕНИЯ
  Управление скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; Необходимо подстраиваться под скорость транспортного потока. Выбирать удобную для себя полосу и скорость, при которой Вы сможете обеспечить комфортное для себя и др. участников движение, безопасную дистанцию и боковой интервал в зависимости от скорости движения и дорожной ситуации. Всегда иметь запас дистанции и скорости, которые обеспечат Вам запас времени на принятие решения и безопасный манёвр 26.4
Реакции водителя и влияние различных факторов на время реакции Время реакции - это время с момента обнаружения опасности до начала принятия мер по её избеганию. (увидел, оценил, принял решение, начал действовать) - в ср. 1 сек. Чем ниже скорость реакции, тем дольше время оценки водителем изменения дорожной ситуации и принятия решения, тем больше Остановочный путь и ВЫШЕ риск принятия неправильного решения (ДТП) Как влияет алкоголь, утомление, болезненное состояние на время реакции водителя –скорость реакции замедлятся (мин. на 25% повышается риск ДТП)   Типичные признаки утомления водителя (сонливость, галлюцинации, вялость, замедление реакции). 26.59 26.60 26.61.

Наши рекомендации