Вероятные места установки мин и фугасов на путях движения техники.
Для минирования боевики выбирают обычно наиболее труднопроходимую местность: горные перевалы, узкие входы в долины, дефиле, т. е. в таких местах, где подрыв техники вызвал бы длительную остановку движения, обеспечил максимальную возможность поражения личного состава и техники другими средствами огневого поражения из засады.
Наиболее опасные в отношении минирования места:
- участки дорог, проходящие по карнизу;
- закрытые, плохо просматриваемые повороты;
- крутые спуски и подъемы;
- перед мостом, на мосту или после него;
- участки дорог, имеющие с одной или обеих сторон откосы, обращенные к ним;
- места, удобные для стоянки техники, привалов;
- места, опасные в отношении камнепадов;
- перед туннелями и внутри их;
- проезды под мостами и путепроводами (рис. 21);
- въезды и выезды из населенных пунктов;
- броды;
- перекрестки дорог;
- серпантины;
- любое место, на котором систематически и предсказуемо происходит передвижение техники и личного состава.
На дорогах без покрытия мины могут ставиться на проезжей части и на обочине.
Рис. 21. Подрыв автомобиля под железнодорожным мостом.
На горных дорогах противник устанавливает фугасы в кроны растущих у дороги деревьев или на каменистых склонах у дороги.
При минировании дорог имеющих твердое покрытие мины и фугасы устанавливаются в выбоины на дороге и маскируются щебнем или просто бросаются в лужи (рис. 22, 23, 24), заполненные водой колеи, ставятся на обочинах и местах возможного объезда разбитого участка дороги. Минируются также места, удобные для отдыха или съезда.
Фугасы могут быть уложены в водопропускные трубы. Демаскирующим признаком являются: посторонние предметы в водопропускных трубах, наличие забивки в них, а также отсутствие труб там, где они должны быть.
Рис. 22. Такие лужи лучше объезжать.
Рис. 23. Выбоины на дороге с твердым покрытием.
Рис. 24. Подрыв автомобиля на дороге с твердым покрытием. Фугас установлен в выбоине на обочине.
Управляемые фугасы могут быть замаскированы под различные предметы, «валяющиеся» на обочине или проезжей части, а также в кучах мусора, щебня и т. д. (рис. 25, 26).
Рис. 25. Колесо, лежащее на обочине, может являться маскировкой фугаса.
Рис. 26. В куче щебня легко замаскировать фугас.
Имели место случаи установки фугасов в разбитой, сгоревшей технике, брошенной на обочине дороги. В этом случае устанавливаются мины-ловушки внутри и в непосредственной близости в расчете на поражение личного состава и транспортных средств, прибывших на эвакуацию. Часто в такой технике маскируются управляемые осколочные фугасы для поражения движущихся по дороге машин и людей (рис. 27).
Рис. 27. Подбитая техника часто минируется.
Известны случаи установки противотанковых мин таким образом, чтобы давление на взрыватель мины производилось не ходовой частью машины, а днищем. Это возможно на дорогах с глубокими колеями, где на выезде из ямы машина «утюжит» днищем межколейное пространство (рис. 28). При взрыве такой мины достигается огромный разрушительный эффект, так, как, мина прилегает вплотную к днищу. Инженерная разведка обычно межколейное пространство обследует недостаточно тщательно, сосредотачивая основное внимание на колеях.
Рис. 28. В этом месте гусеничная машина давит днищем на грунт.