Состав и основные элементы порта

Состав современного порта представляет собой круп­ный и очень сложный технический комплекс. В него входят тер­ритория и акватория, береговые и рейдовые причалы, оградительные и берегоукрепительные сооружения.

Учитывая то, что порт является прежде всего транспортным узлом, он должен иметь:

-удобные и хорошо оснащенные навигационными сред­ствами подходные каналы;

-сеть путей сообщения, удобно связанную с основными магистралями, подходящими к порту (железные дороги, автодороги, внутренние водные пути);

-станционные устройства, рай­онные сортировочные подстанции; внутрипортовый рельсовый и без­рельсовый транспорт и подвижной состав.

Порт является транспортным звеном, где начинается и кончается путь судна, в связи с чем в портах или прилегающих к нему районах располагаются судоподъемные сооружения и судоремонтные устрой­ства (причалы, эллинги, слипы, доки, заводы и мастерские) для ремон­та судов.

Весь комплекс работ, проводимых в портах, должен строиться на базе научной организации труда и на принципах новых прогрессивных технологических процессов, скоростной обработки судов и повышения норм грузовых работ. От правильно выбранного и хорошо работающе­го оборудования порта в значительной мере зависит эффективность важнейшей операции в портах - перегрузочных работ.

Для перегрузки и хранения грузов, а также вы­полнения других операций порт оснащается следующими элементами:

-подъемно-транспортным оборудованием для производства грузовых операций как у берега, так и на плаву;

-складскими зданиями, навесами, площадками и емкостями-скла­дами для штучных грузов, складами: холодильными (холодильники), рыбными, для зерна (элеваторы этажные и силосные), навалочных грузов, жидких грузов и др.;

-служебными и бытовыми зданиями и постройками;

-электрическим хозяйством - группа сильных токов (питание элементов портового оборудования, освещение порта и др.) и группа слабых токов (телеграф, телефон, телевидение, радиосвязь, пожарная сигнализация и т. д.);

-сетью освещения для проведения работ в ночное время;

-водопроводом и канализацией;

-устройством и оборудованием для защиты среды от загрязнения;

-служебно-вспомогательным флотом;

-строительно-ремонтными подразделениями и оборудованием для ремонта портовых сооружений и устройств.

Акватория порта состоит из внешнего и внутреннего рейдов, пор­товых бассейнов и оперативной акватории у причалов. Глубины ее должны быть достаточными для пропуска расчетных судов. Аквато­рия снабжается необходимыми навигационными ограждениями, обес­печивающими безопасность судовождения. В некоторых случаях в со­став акватории порта включаются и подходные каналы.

Внутренний рейд и портовые бассейны должны иметь естественную или искусственную защиту от волнений, течений, заносимости и дру­гих факторов, затрудняющих выполнение погрузочно - разгоузочных работ или маневрирование судов на акватории порта. Для этой цели строятся морские оградительные сооружения — волноломы и молы.

На рейдах нередко производятся перегрузочные операции. С этой целью устанавливаются причальные буи или сооружаются палы с соответствующими швартовными устройствами.

В замерзающих портах иногда предусматриваются различные устройства для продления навигации, например путем использования сжатого воздуха для подачи более теплой воды из глубинных слоев в поверхностные.

В районах с большими приливо-отливными колебаниями уровня воды, как это имеет место в ряде случаев, порты иногда устраиваются закрытыми с поддержанием постоянного уровня на аква­тории порта. Для этой цели у входа в порт сооружаются специальные морские шлюзы.

Состав и основные элементы порта - student2.ru

Схема морского порта

1 — рейдовый причал; 2 — волнолом; 3 — подходные каналы с навигационными огражде­ниями; 4 — акватория порта; 5 — молы; 6 — нефтепричалы, огражденные плавучими бона­ми; 7 — нефтехранилища; 8 — берегоукрепления; 9 — нефтепроводы; 10 — речной порт; 11 — речной вокзал; 12 — аэропорт; 13 — автобусный вокзал; 14 — склады долговременного хра­нения; 15—ремонтные мастерские и гаражи автопогрузчиков; 16—административное зда­ние; 17 — морской вокзал; 18 — транзитные склады; 19 — береговые (фронтальные) причалы; 20—причалы на широком пирсе; 21 — судоремонтная база; 22 — автомобильные дороги; 23—железнодорожный вокзал; 24 — железные дороги.

В реестр морских портов России включены 63 порта, которые входят в пять морских бассейнов и расположены на берегах 12 морей трёх океанов и Каспийского моря. Общий грузооборот российских морских портов в 2012 году составил 565,5 млн т, основную долю грузов составляют нефть (34,8 %), нефтепродукты (20,2 %) и уголь (15,8 %). В 2014 году грузооборот морского транспорта составил 48 млрд т-км, пассажирооборот — 30 млн пасс-км, зарегистрировано 173 тыс. грузовых и 6 тыс. пассажирских и грузопассажирских морских судов.

Главная роль морского транспорта России заключается в осуществлении экспортно-импортных перевозок грузов, развиваются малый и большой каботаж. Основная проблема морского транспорта России — нехватка портов в целом и крупных портов с большим грузооборотом в частности, а также мелководность 60 % российских портов.

Наибольший грузооборот приходится на порты Черноморского бассейна, где в структуре экспорта преобладают нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, лес, строительные материалы, а в структуре импорта — зерно, сахар, машины и оборудования, трубы для трубопроводов, продукты питания. Наличие курортов определяет значительное развитие пассажирских перевозок в бассейне (до 30 млн человек в год). Через Балтийский бассейн из России вывозят нефть, лес, металлы, а ввозят — машины, промышленные и продовольственные товары. Географическое положение и хорошая обеспеченность транспортными путями определили ведущую роль внешней торговли (90 % грузооборота). В Каспийском бассейне преобладают каботажные перевозки, где преобладают нефть и нефтепродукты, соль, зерно, хлопок, шерсть, рыба. Дальневосточный бассейн осуществляет каботажные и экспортно-импортные перевозки. Через порты Дальнего Востока вывозят рыбу, лес, уголь, нефть, продовольствие, ввозят машины, оборудование, металлы. В бассейне действует морская железнодорожная переправа Ванино — Холмск. Северный бассейн — район быстрого роста морских перевозок, где важную роль играет Северный морской путь. В структуре экспорта преобладают уголь, лес, нефтепродукты, руды цветных металлов, оборудование, в структуре импорта — продовольствие.

Состав и основные элементы порта - student2.ru

Состав и основные элементы порта - student2.ru

Каналы судоходства:

Азово-Черноморский судоходный канал Российской Федерации предназначен для прохода судов с осадкой до 4 метров в Керченском проливе Азовского моря без захода на Керчь-Еникальский канал (Украина).

Общая протяженность Азово-Черноморского судоходного канала Российской Федерации – 30.950 км. Канал состоит из 5 колен (Черноморского, Таманского, Тузлинского, Кавказского, Азовского). Они оборудованы осевыми светящими буями и, кроме того, на Тузлинском и Кавказском коленах выставляются светящие буи «левой» и «правой» стороны канала. Наименование сторон судоходного канала (левая, правая) приняты по ходу движения судов из Чёрного моря в Азовское. Нумерация буев «левой» и «правой» сторон канала ведётся из Чёрного моря в Азовское.

С образованием в 1996 году Морской администрации портов Темрюк и Кавказ практически начала проводиться работа по созданию структуры Службы капитана порта Кавказ и подготовка к проводке судов по фарватерам № 50 и № 52, которые не входили в зону регулирования движения судов Центра регулирования движения судов Керченского морского торгового порта.

Азово-Черноморский судоходный канал Керченского пролива, созданный на базе фарватеров № 50 и № 52, позволяет осуществлять России самостоятельную судоходную политику. Для проводки судов по каналу создана и функционирует Служба управления движением судов (СУДС), классифицированная как СУДС второй категории с использованием береговой радиорелейной станции порта Кавказ и БРЛС Тузла. Создана и лицензирована государственная лоцманская служба порта Кавказ.

Наши рекомендации