Финансовые правонарушения: понятие, основные признаки, состав, элементы

Любое государство заинтересовано, во-первых, в том, чтобы все его предписания, касающиеся организации и осуществления финансовой де­ятельности, были точно и неуклонно выполнены. Причем это касается как собственных органов и их должностных лиц, так и всех других субъектов — юридических и физических лиц, так или иначе попадаю­щих в сферу финансовой деятельности. Например, государство крайне заинтересовано в том, чтобы плательщик налога вовремя и в полном объеме внес в бюджет требуемую сумму, а специально уполномочен­ные им органы и лица, производящие сбор и удержание налогов, обес­печили поступление этих денег в бюджет.

Во-вторых, государство заинтересовано в том, чтобы государственные деньги тратились экономно, рационально и эффективно («по хозяйски»). Как бы ни было богато государство, оно всегда будет находиться в усло­виях недостатка денежных средств - и это, пожалуй, можно отнести к чис­лу объективных законов финансовой деятельности. Нельзя забывать и того, что доходы государства всегда коренятся в изъятии денег у тех, кто их производит своим трудом. В результате чем больше денег у государства, тем их меньше у граждан. Поэтому любое разумное государство должно стремиться к минимизации своих расходов и быть скаредней любого Плюшкина и Гобсека, поскольку чем больше расходов, тем больше требу­ется доходов, т. е. тем больше налогов, сборов, займов и т. п. Все это в конечном счете ложится на плечи населения.

В-третьих, государство всегда стремится уберечь свои деньги от всяко­го рода хищений, и особенно в той их форме, что в старину называли очень верным словом - «казнокрадство». В равной мере государство стремится пресекать и такое вредное для себя явление, как взяточничество, с помо­щью которого нечистые на руку налогоплательщики уклоняются от упла­ты налога или занижают его размер. Еще Адам Смит писал, что всякий плательщик отдается во власть сборщика налогов, который может отяго­щать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.

Все эти вопросы государство пытается решить с помощью финан­сового контроля. Знаменитое гоголевское «К нам едет ревизор!», по­вергшее в панику проворовавшихся или, как сказали бы сейчас, с коррумпированных чиновников, будет существовать столько, сколько бу­дут существовать деньги и государство. Иными словами, финансовый контроль является важнейшим направлением финансовой деятельно­сти государства. Более того, он пронизывает всю эту деятельность, охватывая собой каждый его элемент.

Финансовый контроль представляет собой довольно сложную орга­низационную систему и состоит из следующих элементов: а) субъект контроля; б) объект контроля; в) предмет контроля; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля.

Содержание каждого из перечисленных элементов финансового контроля можно раскрыть с помощью ответов на следующие вопросы:

1) ответ на вопрос «кто проверяет» - обозначит субъекта финансового контроля;

2) ответ на вопрос «кого проверяют» - обозначит объект финансового контроля;

3) ответ на вопрос «что проверяется» - обозначит предмет финансового контроля;

4) ответ на вопрос «для чего проверяется» - обозначит цель финансового контроля;

5) ответ на вопрос «как проверяется» - обозначит методы финансового контроля.

Начнем по порядку - кто является субъектом финансового контроля?

Вопрос далеко не праздный и не слишком простой, как это может по­казаться на первый взгляд. Ответить на него в том духе, что финансовый контроль осуществляют органы финансового контроля, было бы слиш­ком упрощенным подходом к решению проблемы, так как здесь возникает очередной вопрос: что понимать под органами финансового контроля.

Дело в том, что в работах по финансовому праву к сфере финансового контроля относят контроль, осуществляемый не только государственны­ми финансовыми органами, но контроль, который к государственному вообще не относится (например, аудиторский контроль, внутрихозяйствен­ный финансовый контроль, осуществляемый бухгалтерами негосударствен­ных организаций, и т. п.). То есть речь идет о контроле, осуществляемом негосударственными контролерами, объектом которого выступают частные финансы.

В своем широком значении финансовый контроль касается всех финан­сов, как государственных, так и частных. Однако применительно к финан­совой деятельности государства речь может идти, естественно, только о государственном финансовом контроле.

Однако понятие «государственный финансовый контроль» еще не означает, что этот контроль осуществляется только государственными финансовыми органами. За рубежом широко используется практика, когда государство (в лице своего органа) привлекает для проведения финансовой проверки негосударственные организации (например, спе­циализированные аудиторские фирмы). Такой контроль даже получил название «независимый финансовый контроль». Кстати, советская фи­нансово-правовая наука также обозначала такие разновидности финан­сового контроля, как «общественный контроль», «партийный контроль», «профсоюзный контроль» и т. п.

Юридическая конструкция здесь следующая: государственный финан­совый контроль, оставаясь разновидностью государственного контроля и направлением финансовой деятельности государства, может в отдельных случаях осуществляться и негосударственными субъектами (негосудар­ственными организациями или независимым аудитором, не состоящим на государственной службе), которые, однако, действуют от имени и по по­ручению государства.

Таким образом, субъектами государственного финансового контроля выступают либо непосредственно государственные органы, наделенные со­ответствующими властными полномочиями для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поруче­нию государства, чьи властные полномочия возникают на основе этого поручения. То есть для проверяемого объекта они выступают в качестве государственного контролера.

Контроль, за денежными операциями, осуществляемый негосудар­ственными субъектами (например, аудиторами, бухгалтерами негосудар­ственных организаций), к государственному финансовому контролю относиться не может.

Объектами государственного финансового контроля являются лица, ока­завшиеся в сфере финансовой деятельности государства, а именно: а) государ­ственные органы; б) государственные юридические лица; в) негосударственные юридические лица; г) граждане.

Негосударственные юридические лица и граждане выступают объектом государственного финансового контроля главным образом с точки зрения проверки выполнения ими своих финансовых обязательств перед государ­ством, в числе которых основное место занимают обязательства по уплате налогов. Проверка осуществляется с позиций исполнения данными субъек­тами предписаний финансового законодательства, т. е. на предмет соблю­дения законности. Поэтому с позиций соблюдения юридической точности в данном случае было бы правильней говорить не о контроле, а о государ­ственном финансовом надзоре.

Государственные предприятия и учреждения проверяются на предмет не только законности, но и рациональности расходования своих денеж­ных средств, которые по форме собственности всегда являются государ­ственными, а также по поводу общего ведения дел с позиций их финансовой результативности.

Государственные органы проверяются главным образом на предмет того, насколько они правильно и эффективно выполняют возложенные на них функции финансового органа государства, т. е. реализация ими прав и обязанностей финансово-правового характера.

Государственный финансовый контроль всегда осуществляется в связке «субъект - объект контроля». При этом вполне может возникнуть ситуация, когда проверяющий впоследствии оказывается в роли проверяющего. Так, налоговый орган по отношению к предприятию будет вступать в качестве субъекта контроля, но по отношению к вышестоящему налоговому органу — в качестве объекта этого контроля.

Предметом государственного финансового контроля выступает пове­дение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.

Если объектом финансового контроля выступают финансовые органы государства, то предметом контроля обычно выступает реализация этими органами своих функция в области государственных финансов, т. е. фи­нансово-правовых обязанностей перед государством. Эти обязанности возникают в силу:

1) статуса государственного органа в качестве субъекта финансо­вой деятельности, установленного правовым актом о нем. Например, Министерство финансов, выступающее в качестве объекта финансо­вого контроля, проверяется на предмет того, насколько качественно и своевременно оно выполняет задачи, возложенные на него положе­нием о данном Министерстве, утвержденном Правительством;

2) заданий и поручений разового и текущего характера, исходящих от ком­петентных на то органов в форме индивидуальных правовых актов и порож­дающих определенные обязанности у проверяемого субъекта. Предметом проверки здесь выступят исполнения тех обязанностей, которые возникли у проверяемого субъекта в силу принятия этих правовых актов. Например, Правительство поручило Министерству финансов произвести ту или иную финансовую операцию. Предметом финансовой проверки выступит своевре­менность и точность выполнения этого задания Правительства;

3) заключенного финансово-правового договора, в котором тот или иной государственный орган и выступает носителем определенных обязанностей финансово-правового характера. Предметом финансового контроля выс­тупит в данном случае исполнение проверяемым субъектом исполнения ус­ловий данного договора, что одновременно будет означать исполнение им требований финансового законодательства. Такой контроль может иметь место, например, при проверке обоснованности и целесообразности заклю­чения налоговых договоров, договоров местного государственного займа, бюджетных ссуд, предоставляемых местными бюджетами и т. п.

Говоря о субъектах и объектах финансового контроля, в роли которых выступают государственные органы, можно отметить определенную за­висимость этих лиц от таких категория, как «субъект управления» и «объект управления», которые свойственны организационным финансовым пра­воотношениям.

Субъекты управления представляют собой финансовые органы го­сударства. В сфере финансовой деятельности государства они осуще­ствляют главным образом организационно-управленческие функции, возложенные на них нормативными актами государства. При осуще­ствлении этим органом финансового контроля сам этот контроль вы­ступает способом реализации указанной организационно-управлен­ческой функции.

Однако данный субъект может оказаться и в роли проверяемого объекта. В этом случае предметом контроля выступит качество, полно­та и своевременность реализации возложенных на него организацион­но-управленческих функций в области государственных финансов. Так, предметом контроля со стороны Министерства финансов может высту­пить деятельность его территориального подразделения по организа­ции исполнения соответствующего местного бюджета, т. е. реализация проверяемым объектом своей властно-организационной функции в об­ласти государственного бюджета.

Основным объектом финансового контроля выступают юридические лица. Наиболее типичными предметами контроля здесь являются:

а) выполнение финансовых обязательств перед государством (уплата на­логов и других обязательных платежей в республиканский и местные бюдже­ты, а также в иные государственные денежные фонды; правильность удержания налогов с работников и своевременность их перечисления бюджет);

б) выполнение финансовых обязательств, вытекающих из финансовых договоров (например, правильность и своевременность исполнения обязательств, вытекающих из договора инвестиционного налогового кредита);

в) целевое использование денежных средств, полученных в форме финансирования или кредитования из государственных денежных фондов. Если объектом контроля выступает государственное предприятие, то проверяется также рациональность и эффективность использования полученных ассигнований и кредитов;

г) соблюдение государственными предприятиями установленного порядка распределения собственных денежных средств, включая полученную прибыль, а также рациональность и эффективность использования этих средств;

д) соблюдение установленных государством правил использования иностранной валюты и других правил проведения валютных операций.

Как можно заметить, широта предмета финансового контроля зависит от того, кто выступает объектом этого контроля: государственные или негосударственные субъекты. Если объектом финансового контроля выступает негосударственная организация, то цель контроля сводится к соблюдению ими своих финансовых обязательств перед государством, что упирается в вопрос соблюдения требований финансового законодательства. Вопросы оперативно-хозяйственной деятельности, рациональности и эффективности распреде­ления и использования денежных средств, находящихся в частной собственности, в качестве предмета финансового контроля не выступают.

Если же объектом финансового контроля выступают государственные пред­приятия и учреждения, то предмет контроля расширяется - помимо выполне­ния финансовых обязательств перед государством, проверяется также целесообразность и эффективность денежных операций. Такое положение объясняется тем, что при осуществлении финансового контроля, объектом ко­торого выступают негосударственные субъекты, государство выступает только в качестве политического субъекта. В тех же случаях, когда объектом контроля выступают государственные предприятия и учреждения, государство выс­тупает также в качестве собственника денежных средств этих субъектов и заинтересовано в том, чтобы его собственность использовалась не только законно, но и рационально и эффективно.

Что, касается граждан, то обычно они выступают объектом финан­сового контроля в качестве налогоплательщиков, т. е. предметом этого контроля явится выполнение этими гражданами своих налоговых обя­зательств перед государством. Заметим, что ранее, когда единственным источником дохода граждан выступала, заработная плата и налог с нее удерживался администрацией организации при ее выдаче, необходимо­сти в таком виде финансового контроля не было, так как у гражданина не было и возможности уклониться от уплаты налога. Однако сейчас, когда налогообложение физических лиц все больше начинает основываться на ежегодно заполняемой самим гражданином налоговой декларации, потреб­ность в таком контроле резко возрастает.

Имеет место финансовый контроль за гражданами и в сфере валютного обращения (например, при соблюдении установленных нормативов ввоза и особенно вывоза иностранной валюты, где применяется даже такой специ­фический метод финансового контроля как личный досмотр).

К категории граждан относится и такая группа, как индивидуальные предприниматели (граждане, осуществляющие предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица). По своему содержанию финансовый контроль в отношении такого рода субъектов приближается к контролю, осуществляемому в отношении коммерческих организаций (юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность).

Как разнообразны участники финансовой деятельности, так и разно­образны и их финансовые обязанности. Отсюда и разнообразие объектов и предметов финансового контроля.

В связи с этим возникает довольно сложный вопрос, имеющий большое как теоретическое, так и практическое значение, связанный со сферой или границами государственного финансового контроля. Выражается он в пер­вую очередь в следующем: является ли финансовым государственный конт­роль, осуществляемый за денежными операциями негосударственных субъектов (негосударственных юридических лиц и граждан)?

Надо сказать, что сфера государственного регулирования процессов образования, распределения и использования негосударственными субъек­тами своих денежных фондов довольна обширна. При осуществлении это­го государственного регулирования используется издание как нормативных, так и индивидуальных правовых актов. Соответственно этому обширна и сфера государственного контроля, за исполнением указанными субъектами предписа­ний государства или его органов, зафиксированных в нормативных и индиви­дуальных правовых актах.

Объектами такого контроля выступают негосударственные юридические лица и в некоторых случаях граждане (например, индивидуальные предпри­ниматели). Предметом контроля выступает соблюдение требований законо­дательства в части установленного порядка образования и распределения денежных фондов этих субъектом и использования принадле­жащих им денежных средств.

Особенно широко распространен такой государственный контроль в банковской и страховой сферах, где обширно и государственное регули­рование, свидетельством чему наличие таких довольно емких правовых институтов, как банковское и страховое законодательство. Учитывая, что банки и страховые компании в основном работают на основе привлече­ния денежных средств юридических и физических лиц, причем в значи­тельных количествах, правовое регулирование банковской и страховой деятельности объясняется в первую очередь стремлением государства за­щитить имущественные интересы этих лиц от ошибочных, а порой и зло­умышленных действий субъектов, маскирующихся под банкиров и страховщиков. Причиной особой государственной заботы о банках и страховых компаниях выступает и то обстоятельство, что деятельность этих организаций имеет важное значение для нормального функциони­рования экономики. Наконец, банки, осуществляя безналичные расче­ты, выступают одним из основных организационно-структурных элементов денежного обращения.

Так, Национальный банк регулирует деятельность частных банков путем: а) изда­ния нормативных правовых актов (например, установления правил без­наличных расчетов); б) издания индивидуальных правовых актов (например, выдачи лицензии конкретному банку лицензии на право осуществления бан­ковской деятельности).

Примерно то же самое имеет место и в сфере страхования. Тот же Национальный ­банк, выступая в качестве уполномоченного государственного органа, име­ет право, в частности, издавать обязательные к исполнению страховыми организациями нормативные правовые акты, устанавливать порядок фор­мирования и использования страховых резервов, минимальные размеры ус­тавного капитала для страховых и перестраховочных организаций, выдавать разрешение на открытие страховых организаций, их добровольную реорга­низацию и ликвидацию.

При этом Национальный банк осуществляет контроль за деятельностью банков и страховых организаций, т. е. осуществляет контроль за соблюдением со­ответственно банковского и страхового законодательства, значительная часть которого состоит из собственных актов Национальный банка.

По мнению большинства авторов, такого рода государственный контроль представляет собой финансовый контроль.

Вряд ли с этим можно согласиться. Государственный финансовый контроль представляет собой одно из направлений финансовой деятельности государ­ства. Объектом финансовой деятельности государства, как было выяснено выше, могут выступать только государственные финансы. Частные финансы в каче­стве такого объекта выступать не должны.

Разумеется, это не означает, что частные финансы должны быть вне сферы государственного контроля. Поскольку государство осуществляет регулирование частных финансов (денежные операции негосударственных субъектов), то вполне естественно, что оно вправе (и даже обязано) осуще­ствлять надзор за исполнением предписаний своих правовых актов. Что оно фактически и делает, и делает, заметим, довольно широко. Однако такой контроль, будучи безусловно государственным, к категории собственно фи­нансового контроля не относится. Даже несмотря на то, что его предметом выступают процессы формирования, распределения и использования денеж­ных фондов. Причиной тому выступает то обстоятельство, что эти фонды опосредуются категорией «частные финансы».

Осуществление государственного контроля в сфере частных финансов производится врамкам управленческой деятельности государственных органов и регулируется нормами административного права.

Попутно обратим внимание на следующие два обстоятельства.

Во-первых, государство явно злоупотребляет как своими возможно­стями правового регулирования частной предпринимательской деятель­ности, подвергая ее мелочной регламентации и ограничивая всякого рода запретами и ограничениями. Зачастую запреты и ограничения носят надуманный характер бюрократических извращений, продикто­ваны стремлением подтвердить некую всесильность и все властность государства, придать значимость деятельности государственных чинов­ников и оправдать существование их многочисленной когорты. Все это ограничивает экономическую свободу общества, снижает уровень пред­принимательской активности, затрудняет доступ к предпринимательс­кой деятельности, выступает тормозом социального и экономического развития страны.

С этих же позиций следует, во-вторых, оценивать и государственный контроль, осуществляемый за исполнением такого рода «предписаний». Стали уже «притчей во языцех» идущие беспрерывной чередой нескончае­мые проверки, следующие по линии многочисленных и самых разнообраз­ных государственных органов контроля и надзора, отвлекающие предпринимателей от работы и выступающие питательной средой для кор­румпированности чиновников. И это понятно, в условиях надуманных го­сударственных ограничений и запретов, которые порой невозможно выполнить, предпринимателю проще откупиться от проверяющего, нежели исполнять предписания законодательства.

Таким образом, сфера государственного финансового контроля совпадает со сферой финансовой деятельности государства, которая в свою очередь огра­ничена сферой государственных финансов. Целью финансового контроля выступает:

1) выявление фактов нарушения финансового законодательства или некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей;

2) выявление виновных и привлечение их к установленной законода­тельством ответственности;

3) устранение нарушений финансовой дисциплины и ликвидации по­следствий этих нарушений.

В целом же назначением финансового контроля является защита фи­нансовых интересов государства, которые, заметим, нельзя сводить к его интересам как собственника.

К основным задачам государственного относится следующее:

1) обеспечение соблюдения финансового законодательства;

2) содействие правильной реализации финансовыми органами своих функций, связанных с формированием, распределением и организацией использования государственных денежных фондов, а также обеспечением нормального функционирования денежной системы государства;

3) обеспечение законного, целевого и рационального использования го­сударственных денежных средств, а также их сохранности;

4) содействие полному и своевременному исполнению субъектами фи­нансовых отношений своих финансовых обязательств перед государством;

5) устранение и предупреждение нарушение финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина - это строгое и точное соблюдение всеми уча­стниками финансовых правоотношений установленного порядка форми­рования, распределения и использования государственных денежных средств, а также исполнение финансовых обязательств перед государством.

Средствами обеспечения исполнения финансового законодательства и соблюдения финансовой дисциплины выступает прежде всего привлече­ние правонарушителя к установленной юридической ответственности. В зависимости от характера правонарушения это может быть: а) привлече­ние к финансово-правовой ответственности, субъектами которой могут быть как граждане, так и юридические лица; б) привлечение граждан, а также должностных лиц финансовых органов и юридических лиц к адми­нистративной ответственности; в) привлечение работников финансовых органов и юридических лиц, допустивших упущения по службе, к дисцип­линарной ответственности; г) привлечение лиц, совершивших такие фи­нансовые правонарушения, которые по степени своей опасности приобретают характер преступлений, к уголовной ответственности.

В более широком плане в качестве мер, применяемых к нарушителям фи­нансового законодательства обычно выступают: а) официальное предостере­жение нарушителя о неправомерности его поведения и необходимости устра­нения нарушения закона; б) блокирование расходов, что обычно приобретает форму ареста банковского счета или приостановления расходных операций по этому счету; в) ограничение в распоряжении имущества; г) арест имуще­ства; д) изъятие бюджетных средств; е) приостановление бюджетного финан­сирования и возврат в бюджет необоснованно полученных бюджетных ас­сигнований; ж) приостановление кредитования (например, бюджетного) и досрочное взыскание предоставленных кредитов; з) изъятие в бюджет дохода, полученного в результате неправомерных операций или сделок; и) признание недействительными сделок, совершенных хозяйствующим субъектом; к) признание юридического лица банкротом в связи с невы­полнением им своих финансовых обязательств перед государством либо лишение его лицензии в установленном законом порядке; л) применение финансово-правовых санкций.

Финансовые санкции могут быть: а) установленными государством в одностороннем порядке и предусматриваться нормативными правовыми актами, регулирующими тот или иной вид финансовых правоотношений; б) вытекать из финансово-правового договора и основываться на нем.

Финансовые санкции различаются в зависимости от сферы финансовой деятельности и могут носить бюджетных, налоговых, банковских санкций, санкций, вытекающих из страховых отношений, и т. п.

Следует подчеркнуть, что острие финансовых санкций направлено про­тив тех субъектов, которые в финансовом отношении являются контраген­тами государства или представляющего его органа. Финансовых санкций, направленных против самого государства, практически не существует. Это лишний раз подчеркивает односторонне-властный характер финансовых правоотношений.

Наиболее типичными финансовыми санкциями являются: а) финансово-правовой штраф; б) финансово-правовая пеня.

Финансовый контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.

Осуществление контроля состоит из трех стадий: 1) сбор информации; 2) оценка собранной информации; 3) реагирование на собранную и про­анализированную информацию.

В процессе сбора информации субъект контроля должен получить све­дения о состоянии дел на проверяемом объекте. Получив эти сведения, про­веряющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля - законно это по­ведение или нет, правильно или неправильно и т. п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования - наказывать проверяемого или поощрять, ругать или хвалить, принимать иные меры.

Финансовой контроль, осуществляется посредством определенных методов.

Под методами финансового контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления.

Наиболее распространенными способами сбора информации явля­ются: 1) проверка расчетов финансовых планов (как уже утвержден­ных, так и проектов); 2) анализ и счетная проверка отчетной финансовой документации (например, статистических отчетов, бухгалтерских балансов);

3) проверка первичных денежных документов (платежных поручений, товаротранспортных накладных, коносаментов, приходно-расходных ордеров и т. п.);

4) инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей; 5) зас­лушивание и изучение докладов и других сообщений; 6) анализ и обобщение ин­формации, поступающей от правоохранительных органов и судов; 7) анализ и обобщение выступлений средств массовой информации и обращений граждан; 8) получение письменных и устных объяснений от должностных лиц, связанных с производством финансовых операций; 9) официальные запросы в банковские и другие учреждения; 10) ревизия.

Словом, методы финансового контроля столь же разнообразны как и методы самой финансовой деятельности и могут применяться в самых раз­личных сочетаниях. Главное их назначение - дать контролирующему орга­ну достоверную информацию о состоянии дел на подконтрольном объекте.

Одним из основных и наиболее эффективных методов финансового контроля является ревизия.

Ревизия - это проверка финансово-хозяйственной деятельности, осно­ванная на изучении первичных документов и бухгалтерских записей.

Обычно ревизия проводится в сочетании с другими методами фи­нансового контроля.

По полноте охвата ревизии бывают: а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера; б) частичные, когда прово­дится выборочная проверка по определенной тематике (например, прове­ряется расходование валютных средств).

По объекту проверки ревизии подразделяются на: а) документальные, когда проверяется лишь документация; б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация (просчитываются в натуре товарно-материальных ценностей, проверяется наличие денег и цен­ных бумаг, проводятся контрольные замеры в строительстве и т. п.).

По организационному признаку ревизии делятся на: а) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану; б) внеплановые. Как плановые, так и неплановые ревизии для проверяемого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых наруше­ниях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки и пре­кращения нарушения финансового законодательства.

Результаты ревизии оформляются актом ревизии.

В акте ревизии отражаются достоверные, документально подтвержден­ные данные, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность проверяемого объекта, фиксируются случаи нарушения законодательства

и финансовой дисциплины, излагаются вызвавшие их обстоятельства, ука­зываются должностные лица, по вине которых они произошли, делаются ссылки на правовые акты, обосновывающие выводы о допущенных нару­шениях и злоупотреблениях. Акт подписывают лица, проводившие реви­зию, а также руководитель и главный бухгалтер проверяемого объекта. Последние подписывают его и в том случае, когда имеют возражения и за­мечания по результатам ревизии, о чем они делают оговорку перед своей подписью и представляют соответствующие объяснения, которые прилага­ются к акту ревизии.

К акту ревизии прилагаются все необходимые справки, сводные таблицы, подлинные документы или их копии, объяснения должностных лиц и др.

Акт ревизии имеет важное юридическое значение. Он служит осно­ванием для:

а) привлечения виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с нормами трудового законодательства;

б) предъявления гражданского иска к физическим и юридическим лицам;

в) возбуждения уголовного дела, если ревизией выявлены факты зло-
употреблений, хищений и преступного разбазаривания государственных
денежных средств. В этом случае акт ревизии направляется в следственные
органы;

г) принятия решений, направленных на устранение нарушений законодательства и финансовой дисциплины, ликвидацию причин и условий, порождающих эти нарушения и недостатки, на обеспечение законного и эффективного
использования государственных денежных средств, возмещение причиненного
государству ущерба.

Следует сказать, что контроль является финансовым только при нали­чии всех присущих ему элементов. Если, скажем, предметом контроля вы­ступает исполнение финансового обязательства перед государством, но проверку проводит не орган государственного финансового контроля, а, на­пример, ревизионная комиссия или главный бухгалтер соответствующего юри­дического лица, то такой контроль нельзя считать государственным финансовым контролем, поскольку в данном случае в системе контроля отсутствует субъект финансового контроля, а именно орган государствен­ного финансового контроля. Кстати, именно по этой причине контроль, проводимый независимыми аудиторами не может быть признан государ­ственным финансовым контролем, даже в том случае, если предметом контроля выступает выполнение финансовых обязательств перед государ­ством. Такой контроль лишь в том случае приобретет статус государствен­ного финансового контроля, если аудитор выступает по поручению соответствующего государственного органа. Или другой вариант - орга­ну государственного финансового контроля поручается проверить исполнение договоров поставки продукции на государственные нужды. Данный контроль хотя и будет государственным, но не будет финансо­вым, поскольку предмет этого контроля не связан с финансовой дея­тельностью государства. Наконец, не является финансовым и тот контроль, когда государственные контрольные органы осуществляют проверку исполнения предписаний государства в части использования частных финансов (например, государственный центральный банк про­веряет частные банки на предмет соблюдения установленного порядка проведения банковских операций).

Контроль, за процессами формирования, распределения и использования негосударственных денежных фондов (контроль за частными финансами) не входит в состав финансовой деятельности государства и соответственно в со­став государственного финансового контроля.

Финансовый контроль нельзя отождествлять, как это нередко дела­ется, с контролем, производимым посредством денежных категорий. Если мы, например, даем оценку хозяйственной деятельности органи­зации, используя такие категории, как рентабельность, прибыльность, себестоимость, цена и т. п., это вовсе не значит, что в данном случае имеет место именно финансовый контроль. Финансы - это, конечно, деньги, но не все деньги являются финансами. Финансы (по крайней мере, государственные) — это порождение финансовой деятельности государства, а финансовый контроль является элементом этой деятель­ности. И предметом государственного финансового контроля выступа­ют не деньги как таковые и тем более не хозяйственная деятельность объектов контроля, оцениваемая в стоимостных категориях, а выпол­нение ими своих финансовых обязанностей перед государством. Нало­гового инспектора, скажем, совершенно не интересует, как работает про­веряемая организация, его должно интересовать единственное - как эта организация платит налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

На основании всего сказанного выше государственный финансовый контроль можно определить как действия государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним.

Совокупность правовых норм, регулирующих государственный фи­нансовый контроль, формирует собой институт финансового права, име­нуемый «Правовое регулирование государственного финансового контроля».

Правовое регулирование государственного финансового контроля - это институт общей части финансового права, устанавливающий систему и компетенцию органов государственного финансового контроля, а также порядок проведения финансовых проверок.

Финансовый контроль должен осуществляться с соблюдением опреде­ленных принципов. В их числе можно назвать следующие: а) всеобщность и универсальность; б) действенность и оперативность; в) конкретность и деловитость; г) постоянство и оперативность; д) достоверность и обосно­ванность; е) гласность и публичность; ж) правомерность и законность.

Разумеется, эти принципы выражают категорию желаемого — в действи­тельности они могут быть и не реализованными.

В процессе осуществления финансового контроля возникает особая разновидность финансовых правоотношений - финансово-контрольных.

Сторонами этого правоотношения выступают субъект контроля и объект контроля. Субъект контроля - это финансово-контрольный орган, представляющий в этом правоотношении государство. Наиболее типич­ными субъектами контроля являются специализированные органы госу­дарственного финансового контроля (налоговые органы, контрольный орган министерства финансов и т. п.). Как уже отмечалось, проведение проверки может быть поручено и негосударственной организации, специ­ализирующейся на проверках финансово-хозяйственной деятельности (на­пример, аудиторской организации). Признак государственности -характерный признак финансово-контрольных отношений, позволяющий их отличить от всех других видов контрольно-денежных отношений.

В качестве объекта контроля выступают любые лица, несущие те или иные обязанности финансового характера (материальные и организационные) перед государством. В их числе государственные органы, юридические лица (государственные и негосударственные), граждане.

Финансово-контрольным правоотношениям, подобно любым другим фи­нансовым правоотношениям, свойственен признак «власти и подчинения». Причем, здесь он выражен весьма отчетливо — у проверяющего субъекта всегда больше полномочий, чем у проверяемого. Так, он может требовать от проверяемого предоставления соответствующей документации, объясне­ний по поводу совершения тех или иных финансовых операций, произво­дить выемку документов и предметов и т. д.

В то же время нельзя сказать, что субъекта контроля одни права, а у объекта - одни обязанности. Каждый обладает и тем, и другим. На­пример, субъект контроля обязан осуществлять проверку таким обра­зом, чтобы не создавать помех производственной деятельности проверяемого объекта (разумеется, если только сама проверка не на­правлена на пресечение этой деятельности как незаконной). Последний имеет право не выполнять требования проверяющего, если они выхо­дят за пределы предмета государственного финансового контроля.

Наши рекомендации