Компоновка территории порта. Зонирование территории порта. Районирование территории порта.

Зонирование территории порта.

В составе морского порта в общем случае различают следующие территориальные зоны:

· Операционные зоны ПК;

· Производственные зоны технологических районов порта;

· Зоны общепортовых объектов;

· Предпортовая зона.

Первые три зоны входят в состав режимной территории порта.

В операционных зонах ПК размещаются основные технические средства порта, непосредственно реализующие перегрузочный процесс: причальные сооружения, склады, перегрузочное оборудование, грузовые фронты железнодорожного и автомобильного транспорта.

Размеры этих зон определяются в соответствии с технологической схемой механизации погрузочно – разгрузочных работ.

К операционной зоне относятся территории пирсов, по обе стороны которых расположены грузовые причалы, независимо от ширины пирсов. Ширина таких пирсов зависит от размеров операционных зон причалов, расположенных по обе стороны пирса.

В производственных зонах, располагаемых, как правило, смежно с операционными зонами ПК, размещаются объекты общерайонного назначения и в частности:

· Крытые и открытые склады, которые невозможно разместить в операционных зонах из – за недостатка территории;

· Железнодорожные районные парки (как исключение);

· Все производственные и вспомогательные объекты (ремонтно – механические мастерские, гаражи погрузчиков, материальные и инвентарные склады, столовые, административно – конторские и бытовые помещения).

В зоне общепортовых объектов располагаются объекты и службы, связанные с портом в целом, а также с комплексным обслуживанием судов транспортного флота (базы портового флота, центральные мастерские, центральный материальный склад, бункеровочная нефтебаза и т.п.). Зона общепортовых объектов может состоять из отдельных территориально удаленных участков.

В предпортовой зоне размещаются объекты общепортового назначения и комплексного обслуживания судов транспортного флота, которые нецелесообразно располагать в режимных зонах, однако размещение которых вблизи порта необходимо (администрация порта, узел связи, портовая таможня, инспекция Регистра, стоянки индивидуальных средств транспорта и т.п.). предпортовые зоны располагаются на участках, смежных с зонами общепортовых объектов, расположенных на режимной территории порта.

Районирование порта.

Исходя из условий рациональной компоновки территории порта, необходимо грузовые причалы и ПК сходной специализации сосредоточить в одном месте, объединив их в самостоятельные специализированные районы, в частности, применительно в данной работе:

· Район генеральных грузов, включающий в себя причалы по переработке тарно – штучных грузов открытого и закрытого хранения, пакетированных и непакетированных, металлогрузов, оборудования и т.п.;

· Район массовых навалочных грузов (уголь, руда, песок, щебень и т.п.);

· Район зерновых грузов;

· Район для перегрузки контейнеров;

· Район лесных грузов (пиломатериалы, круглый лес, щепа), а также пассажирский район и район размещения объектов комплексного обслуживания транспортного флота.

При размещении районов различного назначения рекомендуется:

· Смежное расположение ПК с примерно одинаковой шириной территории;

· Районы, принимающие крупнотоннажные суда, располагать на участках с большими естественными и меньшими маневрами по отношению к фарватеру;

· Районы, посещаемые судами среднего и малого тоннажа, располагать в более защищенных частях акватории, на участках с меньшими естественными глубинами;

· Участок базирования портового флота размещать в защищенной от волнения части порта (по возможности ближе к воротам порта), в разрывах между смежными ПК, на торцах пирсов;

· Пассажирский район располагать на обособленном участке акватории порта (в корневой части оградительного сооружения);

· Район наливных грузов должен располагаться либо в отдельной нефтегавани, удаленной от грузовых причалов не менее чем на 300 м, либо в голове мола, находящейся с подветренной стороны;

· Районы, на которых перерабатываются пылящие грузы, должны размещаться с подветренной стороны по отношению к другим районам и пассажирскому району;

· Район зерновых грузов размещать на узких пирсах с размещением на них технологического оборудования и элеватора;

· Смежное расположение для районов генеральных грузов с районами лесных, зерновых грузов пассажирским районом;

· Не допускать смежного расположения районов генеральных и навалочных грузов.

В тыловой части порта возводятся тыловые склады.

При взаимном расположении районов ПК различного назначения с учетом влияния преобладающих ветров учитывать рекомендации, данные в лекционном курсе.

Конфигурация причальной линии.

Конфигурация причальной линии в плане может иметь один из следующих видов:

· Фронтальный, вдоль береговой черты – выбираем в данной работе.

· Пирсовый, с выносом причального фронта в акваторию;

· Ковшовый, с врезкой причального фронта в территорию.

При фронтальном расположении группа причалов располагается по прямой, либо по ломаной линии, либо может располагаться в виде уступов.

Наши рекомендации