Общие сведения о железнодорожном транспорте
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине: «Пути сообщения»
ВВЕДЕНИЕ
Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом «транспорт» понимать, прежде всего, процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая-либо другая целесообразная деятельность. Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему. Одна из современных мировых тенденций постиндустриального общества – это интенсивное формирование единого транспортного комплекса на основе использования преимуществ территориально-географического расположения и ресурсного потенциала государства, а также его комплексное обслуживание. Единый транспортный комплекс предполагает и единые унифицированные правила функционирования всех составляющих такого комплекса, в том числе и автомобильного транспорта, что наблюдается в Евросоюзе, а также в тех странах, которые желают в него вступить. Россия тоже стремится как можно более полно интегрироваться в мировую экономическую систему, в том числе и в транспортный комплекс, используя свое выгодное географическое положение как связующее звено между Европой и Азией. Для осуществления данной цели необходимо, чтобы транспорт и транспортная инфраструктура страны соответствовали европейским и мировым требованиям и стандартам. Транспортный комплекс России насчитывает свыше 160 тыс. км магистральных железнодорожных и подъездных путей, 750 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 1,0 млн км морских и судоходных линий, 101 тыс. км внутренних водных путей, 800 тыс. км авиалиний. По этим коммуникациям только транспортом общего пользования ежесуточно перевозится более 4,8 млн т груза, в транспортном комплексе работает свыше 4 млн человек, а доля транспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 9 %. Таким образом, транспорт представляет собой важнейшую часть инфраструктуры экономики и всего социально-производственного потенциала нашей страны. Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. По назначению выделяют две основные группы транспорта:
1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь сис- теме, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), авто- мобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.
2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям. Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.
Существуют следующие основные виды транспорта:
• железнодорожный
• морской
• водный (речной и озерный)
• автомобильный (автодорожный)
• воздушный, • трубопроводный
• канатный
• транспортерный
С точки зрения логистического менеджмента каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности – достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажи- ров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки. В современный период тема транспорта является одной из приоритетных в числе микроэкономических проблем. Транспортная отрасль является сферой национальных интересов. Учитывая особое краеугольное значение роли государства в сфере функционирования и развития транспортной системы Российской Федерации, следует отметить, что широкомасштабной и непротиворечивой целью развития транспортной отрасли до 2030 г. является формирование интегрированной транспортной системой страны, обеспечивающей потребности общества качественными и конкурентоспособными транспортными услугами при минимизации нагрузки на окружающую среду. Максимальное использование отечественных передовых разработок на основе нанотехнологий и технических решений позволит не тратить ресурсы национальной экономики 6 на то, чтобы догнать ведущих мировых производителей по существующему технологическому уровню, а, оттолкнувшись от локализованных передовых решений, сосредоточить усилия российских выпускников высших учебных заведений, конструкторов и ученых на создании транспортных средств следующих поколений.
Лекция №1: «Основные понятия, определения, характеристики железнодорожного транспорта. Формирование транспортных процессов. Классификация подвижного состава. Взаимодействие пути и подвижного состава».
План:
1) Общие сведения о железных дорогах
2) Категории железных дорог
3) Общие сведения о железнодорожном пути
4) Система управления транспортными процессами
5) Классификация подвижного состава.
6) Взаимодействие пути и подвижного состава
Железнодорожный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов по рельсовым путям в вагонах (поездах) с помощью локомотивной тяги.
Общие сведения о железнодорожном транспорте
Первые железные дороги в России строились для транспортного обслуживания промышленных предприятий, т.е. имели местное значение. Сейчас в природно-географиче ских условиях Российской Федерации, где неизбежны перевозки на значительные расстояния больших объемов грузов, роль железнодорожного транспорта исключительно велика. Протяженность сети железных дорог России в настоящее время составляет более 85,0 тыс. км. К преимуществам железнодорожного транспорта относятся:
• возможность сооружения железных дорог на любой сухопутной территории с помощью мостов, тоннелей и па- ромов; осуществление железнодорожной связи с разделенными, в том числе островными, территориями;
• массовость перевозок и высокая провозная способность (до 80–90 млн т грузов по двухпутной и 20–30 млн по однопутной линии в год);
• универсальность использования железнодорожного транспорта для перевозок различных грузов, возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;
• регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и состояния погоды;
• возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным железнодорожным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок;
• высокая производительность и низкая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.