Основы проектирования улиц и дорог
Основной задачей проектирования улиц и дорог является установление состава и взаимного расположения отдельных элементов (проезжей части, тротуаров, полотна трамвая и других полос). Решение этой задачи зависит от многих факторов, определяющими из которых следует считать: 1) категорию улицы или дороги; 2) тип застройки; 3) предполагаемый вид и состав транспорта; 4) намечаемую прокладку по улице подземных коммуникаций идр.
Для определения ширины проезжей части улицы необходимо знать: пропускную способность одной полосы движения; необходимое количество полос движения; ширину каждой полосы движения и проезжей части.
Под пропускной способностью улицы понимается максимальное число автомобилей, которые могут пройти по ней в единицу времени при обеспечении заданной скорости ибезопасности движения. В реальных условиях пропускную способность определяют по наименьшей пропускной способности одного из участков или сечений улицы (пересечений, сужений, мостов, путепроводов, кривых, подъемов, спусков и т. п.). Плотность транспортного потока
(Д, авт./км), скорость {V, км/ч) и интенсивность (И, авт./ч) движения связаны зависимостью
И = Д · V (2.15)
При плотности транспортного потока Дmax = 81 + 0,125nлег, где плег - количество легковых автомобилей на 1000 жителей, достигается предельная интенсивность движения (близкая к затору), которая и является количественным выражением пропускной способности (N). Зная расстояние между автомобилями (li) и их скорость (Vi), можно найти временной интервал между ними:
Δti= li / Vi (2.16)
а через этот интервал выразить пропускную способность улицы:
N = 3600 / Δtmin (2.17)
где Δtmin - минимальный интервал времени между автомобилями, с.
Оптимальное время по среднему напряжению внимания водителей составляет 5-7 с. Если предположить, что дорожные условия и техническое состояние автомобилей одинаковы, тогда Δtmin равно времени реакции водителя tp, т. е. быстрота его ответного действия на изменение дорожно-транспортной ситуации. Расчетное время реакции при скорости движения 70-120 км/ч - 3,0-3,5 с (85% обеспеченность) или 2,0-2,5 (50%), при 60-80 км/ч - 2,0-3,2 с (85%), при 50-60 км/ч - 1,4-3,0 с (85%). С учетом этого пропускная способность одной полосы движения должна быть не более:
• скоростная дорога 1000-1600 авт./ч;
• автомобильная дорога 1100-1800 авт./ч;
• городская магистральная улица 1200-2200 авт./ч.
Ширина проезжей части улицы должна обеспечивать транспортные потоки расчетной интенсивности. Необходимое число полос (n) рассчитывается с учетом пропускной способности одной полосы (N) при выбранной схеме движения и расчетной интенсивности приведенного транспортного потока
где Ипр - приведенная интенсивность движения всего транспортного потока авт./ч;
zр - расчетный уровень загрузки улицы движением;
N- расчетная пропускная способность одной полосы, авт./ч;
kn- коэффициент многополосности, учитывающий снижение пропускной способности многополосной проезжей части.
Ширина полосы определяется следующим образом:
П= A + X + Y, (2.19)
где А - ширина кузова автомобиля, м (легкового - 1,8 м, грузового - 2,5 м, автобуса - 2,5 м, троллейбуса - 2,7 м);
Х- зазор до границы полосы движения, м;
Y- зазор до кромки проезжей части или бортового камня, м.
Зазоры X и Y рассчитываются по эмпирическим формулам
где V— скорость движения, км/час.
Ширина проезжей части складывается из ширины отдельных полос движения, каждая из которых предназначена для пропуска определенного транспортного потока. Минимально рекомендуемая ширина проезжей части для двухполосных дорог П = 4 + 3,5 = 7,5 м, трехполосных - П = 4 + 3,5 + 3,5 = 11 м, четырехполосных - П = 4 + + 3,5 + 3,5 + 3,5 = 14,5, а в среднем П = 3,75 м.
Принцип расчета ширины тротуаров тот же, что и проезжей части. Тротуар разбивают на условные полосы, каждая из которых предназначается для пропуска пешеходов, следующих друг за другом. Ширину одной полосы движения принимают равной 0,75 м, пропускную способность пешеходов в один час для одной полосы следует принимать для тротуаров:
• вдоль красных линий при наличии магазинов - 700;
• вдоль зданий без магазинов - 800;
• в пределах зеленых насаждений - 1000.
Количество полос движения определяют расчетом: |
где Ипеш - проектная интенсивность пешеходного движения в час «пик» с учетом коэффициента неравномерности (к = 1,5-2) в обоих направлениях;
Nпеш - пропускная способность одной полосы пешеходного
движения.
Полученную величину округляют до целого числа полос.