Основы проектирования улиц и дорог

Основной задачей проектирования улиц и дорог является ус­тановление состава и взаимного расположения отдельных элемен­тов (проезжей части, тротуаров, полотна трамвая и других полос). Решение этой задачи зависит от многих факторов, определяющими из которых следует считать: 1) категорию улицы или дороги; 2) тип застройки; 3) предполагаемый вид и состав транспорта; 4) наме­чаемую прокладку по улице подземных коммуникаций идр.

Для определения ширины проезжей части улицы необходимо знать: пропускную способность одной полосы движения; необхо­димое количество полос движения; ширину каждой полосы движе­ния и проезжей части.

Под пропускной способностью улицы понимается максималь­ное число автомобилей, которые могут пройти по ней в единицу времени при обеспечении заданной скорости ибезопасности дви­жения. В реальных условиях пропускную способность определяют по наименьшей пропускной способности одного из участков или сечений улицы (пересечений, сужений, мостов, путепроводов, кри­вых, подъемов, спусков и т. п.). Плотность транспортного потока


Основы проектирования улиц и дорог - student2.ru

Основы проектирования улиц и дорог - student2.ru

(Д, авт./км), скорость {V, км/ч) и интенсивность (И, авт./ч) движе­ния связаны зависимостью

И = Д · V (2.15)

При плотности транспортного потока Дmax = 81 + 0,125nлег, где плег - количество легковых автомобилей на 1000 жителей, достига­ется предельная интенсивность движения (близкая к затору), кото­рая и является количественным выражением пропускной способно­сти (N). Зная расстояние между автомобилями (li) и их скорость (Vi), можно найти временной интервал между ними:

Δti= li / Vi (2.16)

а через этот интервал выразить пропускную способность улицы:

N = 3600 / Δtmin (2.17)

где Δtmin - минимальный интервал времени между автомобилями, с.

Оптимальное время по среднему напряжению внимания води­телей составляет 5-7 с. Если предположить, что дорожные условия и техническое состояние автомобилей одинаковы, тогда Δtmin равно времени реакции водителя tp, т. е. быстрота его ответного действия на изменение дорожно-транспортной ситуации. Расчетное время ре­акции при скорости движения 70-120 км/ч - 3,0-3,5 с (85% обеспе­ченность) или 2,0-2,5 (50%), при 60-80 км/ч - 2,0-3,2 с (85%), при 50-60 км/ч - 1,4-3,0 с (85%). С учетом этого пропускная способ­ность одной полосы движения должна быть не более:

• скоростная дорога 1000-1600 авт./ч;

• автомобильная дорога 1100-1800 авт./ч;

• городская магистральная улица 1200-2200 авт./ч.

Ширина проезжей части улицы должна обеспечивать транс­портные потоки расчетной интенсивности. Необходимое число по­лос (n) рассчитывается с учетом пропускной способности одной полосы (N) при выбранной схеме движения и расчетной интенсив­ности приведенного транспортного потока

где Ипр - приведенная интенсивность движения всего транспорт­ного потока авт./ч;

zр - расчетный уровень загрузки улицы движением;

N- расчетная пропускная способность одной полосы, авт./ч;

kn- коэффициент многополосности, учитывающий снижение пропускной способности многополосной проезжей части.

Ширина полосы определяется следующим образом:

П= A + X + Y, (2.19)

где А - ширина кузова автомобиля, м (легкового - 1,8 м, грузо­вого - 2,5 м, автобуса - 2,5 м, троллейбуса - 2,7 м);

Х- зазор до границы полосы движения, м;

Y- зазор до кромки проезжей части или бортового камня, м.

Зазоры X и Y рассчитываются по эмпирическим формулам

где V— скорость движения, км/час.

Ширина проезжей части складывается из ширины отдельных полос движения, каждая из которых предназначена для пропуска определенного транспортного потока. Минимально рекомендуемая ширина проезжей части для двухполосных дорог П = 4 + 3,5 = 7,5 м, трехполосных - П = 4 + 3,5 + 3,5 = 11 м, четырехполосных - П = 4 + + 3,5 + 3,5 + 3,5 = 14,5, а в среднем П = 3,75 м.

Принцип расчета ширины тротуаров тот же, что и проезжей части. Тротуар разбивают на условные полосы, каждая из которых предназначается для пропуска пешеходов, следующих друг за дру­гом. Ширину одной полосы движения принимают равной 0,75 м, пропускную способность пешеходов в один час для одной полосы следует принимать для тротуаров:

• вдоль красных линий при наличии магазинов - 700;

• вдоль зданий без магазинов - 800;

• в пределах зеленых насаждений - 1000.


Основы проектирования улиц и дорог - student2.ru
Основы проектирования улиц и дорог - student2.ru
Количество полос движения определяют расчетом:

где Ипеш - проектная интенсивность пешеходного движения в час «пик» с учетом коэффициента неравномерности (к = 1,5-2) в обоих направлениях;

Nпеш - пропускная способность одной полосы пешеходного

движения.

Полученную величину округляют до целого числа полос.

Наши рекомендации