Об организации обеспечения безопасности движения поездов при
Перевозке опасных грузов, предупреждению и ликвидации
Чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения:
1.1. Положение об организации обеспечения безопасности движения поездов при перевозке опасных грузов устанавливает:
порядок организации обеспечения безопасности движения поездов при перевозке опасных грузов;
порядок предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
порядок действий работников при выявлении аварийной ситуации при перевозке опасных грузов;
порядок действий работников по ликвидации аварийной ситуации;
обязанности председателя и членов НОДКЧС по ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами;
разбор аварийных ситуаций с опасными грузами;
учет аварийных ситуаций с опасными грузами;
порядок предъявления ущерба от аварийных ситуаций;
анализ аварийных ситуаций с опасными грузами и отчетность;
контроль за выполнением Положения.
1.2. К силам и средствам для ликвидации аварийных ситуаций относятся пожарные и восстановительные поезда, медицинские бригады и санитарно-эпидемиологические центры, территориальные службы МЧС Российской Федерации, здравоохранения, внутренних дел, промышленных предприятий, организаций и специалисты грузоотправителя (грузополучателя).
1.3. Пожарные и восстановительные поезда осуществляют ликвидацию аварийных ситуаций с опасными грузами в пределах своих тактико-технических возможностей. Пожарные поезда привлекаются для устранения утечек опасных грузов из подвижного состава или тары за исключением грузов, отнесенных в соответствии с ГОСТ 19433-88 к взрывчатым веществам подклассов 1.1 и 1.2, газам сжатым, сжиженным и растворенным под давлением (класс 2), инфекционным веществам класса 6.2 и радиоактивным материалам (класс 7).
1.4. Ответственность за организацию, принимаемые меры по ликвидации аварийной ситуаций с опасными грузами возлагается на объектовую, отделенческую или дорожную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
1.5. Запрещается эксплуатация собственного подвижного состава сторонних организаций, предприятий, предназначенного для перевозки опасных грузов с истекшими сроками службы, плановых видов ремонта, с неразборчивыми, загрязненными трафаретами, отсутствующими или неясными знаками опасности, без установленной отличительной окраски и специальных трафаретов.
1.6. Пункты технического обслуживания вагонов, восстановительные и пожарные поезда должны быть обеспечены необходимой нормативно-технической документацией по устройству вагонов и способам ликвидации течей из цистерн для перевозки опасных грузов.
2. Порядок организации обеспечения безопасности движения поездов при перевозке опасных грузов:
2.1. Начальники служб, дирекций, отделений железной дороги, структурных подразделений и станций обеспечивают выполнение требований нормативных документов в части соблюдения мер безопасности при перевозке опасных грузов и производстве маневровой работы с вагонами, загруженными этими грузами.
2.1.1. Ежегодно утверждают своими приказами перечень конкретных лиц, отвечающих за организацию работы по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов, проведение технического обучения, инструктажа и проверку знаний Правил перевозок опасных грузов у работников, непосредственно связанных с их перевозками.
2.1.2. Ежегодно утверждают планы организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов при перевозке опасных грузов:
2.1.3. Организуют и лично в соответствие нормативов личного участия в организации обеспечения безопасности движения участвуют в проведении проверок по выполнению Правил перевозок опасных грузов, мер безопасности при их перевозке и производстве маневровой работы, обращая особое внимание на:
правильность формирования, оформление перевозочных документов, соблюдение норм прикрытия вагонов, груженных опасными грузами 1 класса (взрывчатые вещества и материалы) и 2 класса (газы) в поездах, при производстве маневровой работы;
соблюдение установленного порядка съема с горба сортировочной горки вагонов с взрывчатыми материалами и цистерн со сжатыми, сжиженными, растворенными под давлением газами, в том числе порожних;
проверку выдачи нарядов составителю поездов на маневровую работу с вагонами, загруженными опасными грузами 1 класса, и соблюдение установленной единой формы «Наряда на подачу и уборку с железнодорожных путей необщего пользования вагонов, загруженных взрывчатыми веществами»;
качество проведения ежемесячных комиссионных осмотров станционных путей, стрелочных переводов и железнодорожных путей необщего пользования, находящихся на балансе дистанций пути, мест отстоя и ликвидации аварийных ситуаций с вагонами, загруженными опасными грузами;
обеспечение передачи на железнодорожные пути необщего пользования вагонов с ВМ не позднее 2-х часов с момента прибытия груза на станцию;
предъявление грузоотправителями - владельцами собственных или арендованных специализированных вагонов работникам станций и вагонных депо перед каждой погрузкой опасных грузов свидетельства о технической исправности вагона, включая его арматуру, гарантирующее безопасность перевозки конкретного опасного груза;
наличие в линейных агентствах фирменного транспортного обслуживания и на рабочих местах приемосдатчиков заверенных списков собственных вагонов, с указанием под какой опасный груз они предназначены, списков работников предприятий, ответственных за погрузку опасных грузов и оформление перевозочных документов, перечня опасных грузов и штемпелей для оформления перевозочных документов;
наличие на рабочих местах приемосдатчиков груза и багажа, дежурных по станциям списков осмотрщиков вагонов, выделенных для осмотра и определения пригодности вагонов под погрузку опасных грузов, из числа наиболее опытных и дополнительно обученных работников ПТО, назначенных приказами начальников эксплуатационных вагонных депо;
правильность нанесения трафаретов, надписей, знаков опасности на вагонах и специализированных контейнерах, загруженных опасными грузами, отличительной окраски собственных вагонов, даты постройки, капитального и деповского ремонтов;
качество подготовки вагонов под погрузку взрывчатых веществ и материалов в противопожарном отношении и соответствия техническим условиям размещения и крепления этих грузов.
2.2. Начальник специальной службы, главные инженеры дирекций: управления движением, связи, главные инженеры служб: локомотивного хозяйства, вагонного хозяйства, пути, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения обеспечивают проведение технического обучения, инструктажа работников, непосредственно связанных с перевозками опасных грузов, выполнение правил и других нормативных документов по их перевозкам.
2.3. На железной дороге (отделении железной дороги) план организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов при перевозке опасных грузов утверждает начальник железной дороги (начальник отделения железной дороги).
2.3.1. Заместитель начальника железной дороги – главный ревизор по безопасности движения поездов (заместитель главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону) на основе анализа нарушений Правил перевозок опасных грузов, утечек опасных грузов и проведения работ по ликвидации аварийных ситуаций и их последствий, с учетом предложений структурных подразделений и требований ОАО «РЖД». Ежегодно разрабатывает план организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов при перевозке опасных грузов и не позднее 20 числа декабря месяца представляет начальнику железной дороги (начальнику отделения железной дороги).
3. Порядок предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
3.1. Организация работы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается:
на железной дороге – накомиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (НКЧС), возглавляемой первым заместителем начальника железной дороги (председатель НКЧС);
на отделении железной дороги – на комиссию отделения железной дороги по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (НОДКЧС), возглавляемой первым заместителем начальника отделения железной дороги (председатель НОДКЧС);
на железнодорожных узлах – на объектовуюкомиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (ОКЧС), возглавляемой начальником железнодорожной станции (председатель ОКЧС).
3.2. По фамильный состав НКЧС (НОДКЧС, ОКЧС) ежегодно утверждается начальником железной дороги (начальником отделения железной дороги).
3.3. Основными задачами в работе НКЧС, НОДКЧС и ОКЧС являются:
повышение безопасности движения при перевозках опасных грузов;
повышение квалификации руководящих работников, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
оснащение пунктов технического обслуживания специальными техническими средствами для ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, средствами индивидуальной защиты;
обеспечение готовности восстановительных и пожарных поездов к ликвидации аварийных (чрезвычайных) ситуаций с опасными грузами.
3.4. В состав комиссий НКЧС, НОДКЧС, ОКЧС входят:
НКЧС – заместитель начальника железной дороги – главный ревизор по безопасности движения поездов (заместитель председателя НКЧС), заместители начальника железной дороги: по подвижному составу, путевому хозяйству, по кадрам и социальным вопросам, по безопасности и режиму, по экономике и финансам, начальники служб: специальной, локомотивного хозяйства, вагонного хозяйства, пути, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, управления персоналом, гражданских сооружений, экономической, охраны труда и промышленной безопасности, юридической; начальники дирекций: управления движением, по ремонту грузовых вагонов, связи, медицинского обеспечения, материально-технического снабжения, по капитальному строительству; регионального центра безопасности, директор филиала ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ Российской Федерации» на Свердловской железной дороге, главный государственный врач на Свердловской железной дороге.
НОДКЧС – заместитель главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону (заместитель председателя НОДКЧС), заместители начальника отделения железной дороги, начальники отделов отделения железной дороги, начальники подразделений дирекций на отделении железной дороги.
ОКЧС – начальник железнодорожной станции, начальники структурных подразделений на железнодорожном узле.
3.5. Члены НКЧС, НОДКЧС, ОКЧС несут ответственность за вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями, по кругу своих должностных обязанностей в объеме определенном нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, приказами и распоряжениями ОАО «РЖД» и начальника железной дороги:
организуют работу подведомственных подразделений по обучению работников Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, по подготовке личного состава, привлекаемого к ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, к действиям в аварийных ситуациях, используя при этом материально-техническую базу структурных подразделений и организуя специальные учения;
обеспечивают оценку ущерба (в т.ч. нанесенного железной дороге) от аварийной ситуации.
3.6. Отдельные члены НКЧС обеспечивают:
3.6.1. Начальник Дирекции управления движением:
готовность органов повседневного управления к принятию оперативных мер в соответствии с требованиями инструктивных документов;
оперативность и полноту информации, передаваемой по случаям возникновения чрезвычайных ситуаций;
сбор членов НКЧС;
оперативную доставку сил и средств Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях к месту аварийной ситуации.
3.6.2. Заместитель начальника железной дороги по путевому хозяйству:
готовность органов повседневного управления к принятию оперативных мер в соответствии с требованиями инструктивных документов;
восстановление верхнего строения пути и открытия движения поездов.
3.6.3. Заместитель начальника железной дороги по экономике и финансам:
финансирование работ, направленных на выполнение профилактических мероприятий, покрытие расходов на содержание и оснащение сил и средств, предназначенных для действий в ЧС, оказание помощи пострадавшим.
3.6.4. Начальник службы вагонного хозяйства:
готовность органов повседневного управления к принятию оперативных мер в соответствии с требованиями инструктивных документов;
оценку технического состояния подвижного состава, попавшего в аварийную ситуацию, и возможности его дальнейшего продвижения.
3.6.5. Начальник службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок:
взаимодействие работников железной дороги по ликвидации аварийных ситуаций с аварийно – спасательными командами предприятий - грузоотправителей;
реализацию опасного груза в случае невозможности устранения течи в пути следования.
3.6.6. Директор филиала ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ Российской Федерации» на Свердловской железной дороге:
готовность органов повседневного управления к принятию оперативных мер в соответствии с требованиями инструктивных документов;
боевую готовность и оснащение пожарных поездов.
3.6.7. Заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги по восстановительным средствам совместно с начальниками отделений дороги:
готовность и оснащение восстановительных поездов.
3.6.8. Начальник специальной службы:
контроль за организацией ликвидации местных и территориальных чрезвычайных ситуаций и их последствий, если в ЧС зоне оказались участки или объекты железной дороги;
контроль за организацией ликвидации аварийных ситуаций с радиоактивными веществами и их последствий;
взаимодействие с Уральским региональным центром МЧС, Управлениями и отделами МЧС областей, районов, городов, расположенных на территории железной дороги, частями железнодорожных войск;
организацию формирования и хранения материально-технических резервов второй группы для проведения необходимых аварийно – восстановительных работ.
3.6.9. Начальник региональной дирекции медицинского обеспечения на Свердловской железной дороге:
организацию помощи пострадавшим;
готовность органов повседневного управления к принятию оперативных мер в соответствии с требованиями инструктивных документов.
3.6.10. Начальник службы управления персоналом:
организацию работы по обучению и повышению квалификации работников, связанных с предупреждением, ликвидацией последствий аварийных ситуаций, на базе учебных заведений МТ России.
3.6.11. Начальник юридической службы:
координацию действий работников железной дороги по представлению материалов для возмещения ущерба, нанесенного железной дороге, аварийной ситуацией;
организацию работы по предъявлению ущерба, нанесенного железной дороге, виновнику возникновения аварийной ситуации.
3.6.12. Заместитель начальника железной дороги – главный ревизор по безопасности движения поездов:
контроль за выполнением решений НКЧС;
организацию работы по аттестации работников, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий ЧС.
3.7. НКЧС строит свою работу на основании годовых планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, НОДКЧС, ОКЧС ежеквартальных планов.
3.7.1. План работы НКЧС разрабатывает ревизорский аппарат по безопасности движения поездов железной дороги и утверждает председатель НКЧС.
3.7.2. План работы НОДКЧС разрабатывает ревизорский аппарат по безопасности движения поездов по регионам и утверждает председатель НОДКЧС.
3.8. Заседания комиссий с разбором положения дел на железной дороге (отделении железной дороги, железнодорожном узле) по организации обеспечения безопасности движения поездов при перевозке опасных грузов, выполнения организационно-технических мероприятий, анализом аварийных происшествий и инцидентов с опасными грузами с разработкой мер по их предупреждению проводятся: НКЧС ежеквартально, НОДКЧС ежемесячно.
3.8.1. Дату проведения заседания, перечень лиц приглашаемых на заседание НКЧС (НОДКЧС, ОКЧС) и порядок оформления материалов определяет председатель комиссии.
3.8.2. Телеграмму о проведении заседания, материалы для проведения заседания НКЧС (НОДКЧС) представляет ревизорский аппарат по безопасности движения поездов железной дороги (аппарат по безопасности движения поездов по регионам) за три дня до проведения заседания. Материалы для проведения заседания ОКЧС готовит ответственное лицо, назначенное приказом начальника железнодорожной станции.
4. Порядок действий работников при выявлении аварийной ситуации при перевозке опасных грузов:
4.1. Порядок прохождения информации представлен в приложении 3 к приказу.
4.2. О возникновении аварийной ситуации лицо, обнаружившее ее, независимо от времени суток любыми средствами связи обязано немедленно передать сообщение об аварийной ситуации.
4.3. Оперативная информация в обязательном порядке должна содержать следующие данные:
время, место обнаружения аварийной ситуации с опасным грузом (утечки, просыпания, возгорания и др.);
кто обнаружил;
наименование опасного груза (из накладной), номер аварийной карточки, а если она прилагается к документам, то ее основные требования;
номер поезда и номер вагона;
характер аварийной ситуации, местонахождение и интенсивность течи;
сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети;
станция отправления, грузоотправитель;
станция назначения, грузополучатель;
наличие пострадавших.
4.4. Информация используется для оперативного принятия решения по ликвидации аварийной ситуации и организации аварийного слива продукта в случае невозможности устранения утечки груза. Форма учета и передачи информации по аварийным ситуациям с опасными грузами изложена в приложении 1 к Положению.
4.5.При возникновении аварийных ситуаций в пути следования машинист поезда обязан:
4.5.1. Служебным торможением (экстренное допускается в исключительных случаях при возникновении угрозы жизни людей) плавно остановить поезд с учетом исключения остановки аварийных вагонов вблизи жилых домов, рек, в местах пересечения с газопроводами с целью максимального снижения негативных последствий аварийной ситуации.
4.5.2. Немедленно сообщать по радиосвязи об этом машинистам чётных и нечётных поездов, дежурным по станциям, ограничивающим перегон.
4.5.3. Требовать немедленной остановки встречного поезда. Независимо от времени суток локомотивной бригаде, остановившегося поезда, подавать в этих случаях сигнал общей тревоги, включать мигающий огонь прожектора и красные огни буферных фонарей.
4.5.4. Оградить место аварийной ситуации.
4.5.5. Всем машинистам, находящимся в зоне действия радиосвязи на данном перегоне и услышавшим сообщение, начатое словами « Внимание…», выслушать его и принять меры к обеспечению безопасного ведения поездов. Указанное сообщение, а также мигающий огонь прожектора, красные огни буферных фонарей, сигнал общей тревоги должны восприниматься локомотивными бригадами и другими работниками, находящимися на пути, как требование встречному поезду к немедленной остановке поезда.
4.5.6. Вскрыть пакет с документами и сообщить дежурным ближайших станций (или поездному диспетчеру) описание характера аварийной ситуации, наименование груза и номер аварийной карточки, а если аварийная карточка прилагается к документам, то передать ее содержание, количество опасного груза в зоне аварийной ситуации, а на электрифицированных участках – сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети.
4.5.7. Получить от дежурного по станции (поездного диспетчера) или проводника, сопровождающего груз, информацию о степени опасности данного груза и необходимых действиях по аварийной карточке.
4.5.8. При сопровождении опасного груза проводниками или специалистами грузоотправителя действовать в соответствии с их указанием и по согласованию с дежурным по станции, поездным диспетчером или дежурным по отделению.
4.5.9. Направить помощника машиниста для выяснения характера аварийной ситуации, предварительно проинструктировав его о свойствах груза и действиях согласно аварийной карточке. После возвращения помощника машиниста сообщить оперативную информацию поездному диспетчеру, принять совместное решение о возможности дальнейшего следования поезда и дополнительных мерах безопасности, в т.ч. необходимости выключения тормозов. При невозможности дальнейшего следования руководствоваться указаниями поездного диспетчера.
4.5.10. Если по характеру аварийной ситуации машинист не может направить в зону аварийной ситуации помощника машиниста из-за угрозы его жизни, поставить об этом в известность поездного диспетчера и действовать по его указанию.
4.6.Дежурный по станции (маневровый диспетчер), получив сообщение об аварийной ситуации, обязан:
4.6.1. Передать оперативную информацию поездному диспетчеру. Если требуется снятие напряжения в контактной сети, сообщить энергодиспетчеру.
4.6.1. Передать сообщение об аварийной ситуации дежурным соседних станций. При необходимости, задержать прием поездов на станцию и отправление на перегон, прекратить маневровую работу.
4.6.2. Передать оперативную информацию начальнику станции и другим причастным, после чего принять в создавшейся обстановке меры по локализации и ликвидации аварийной ситуации, руководствуясь при этом аварийной карточкой на данный груз.
4.6.3. Если возникла угроза жизни людей, находящихся на территории станции, по согласованиюс начальником станции или поездным диспетчером, используя любые виды связи или нарочных, предупредить работников, пассажиров, жителей близко расположенных зданий и сооружений (с учетом направления ветра и рельефа местности), органы местной власти о возникшей опасности.
4.6.4. Определить по перевозочным документам или по знаку опасности на вагоне (транспортной таре) номер аварийной карточки и сверить его по наименованию опасного груза.
4.6.5. Если утечку опасного груза не удалось устранить на месте, подать вагон на путь для ликвидации аварийной ситуации, определенный в ТРА станции или в местной инструкции с прикрытием не менее 4 вагонов с неопасным грузом или порожних. При этом движение по соседним путям должно быть прекращено.
4.6.6. Если аварийная ситуация угрожает жизни самого дежурного по станции, сообщитьоб этом поездному диспетчеру, покинуть опасную зону и использовать любые виды связи (в т.ч. радиосвязь, локомотивную, переездную) для переговоров с ним и организации движения поездов и маневровой работы.
4.6.7. Записать оперативную информацию в специальном журнале с указанием времени поступления сообщения и источника информации. Специальные журналы ведутся на всех станциях железной дороги.
4.6.8. Все поступающие или исходящие указания, сообщения и распоряжения регистрировать в настольных или специальных журналах с отметкой времени передачи (получения), должности и фамилии передавшего и принявшего, принятых мер.
4.6.9. К принятию неотложных мер по ограждению зоны аварийной ситуации по указанию дежурного по станции могут быть привлечены работники всех служб, при условии их обязательного ознакомления с требованиями аварийной карточки. В случае утечки нефтебензиновых грузов работники службы вагонного хозяйства действуют в соответствии с аварийной карточкой и руководящим документом РД 32 ЦВ 095 - 2009.
4.7. Поездной диспетчер, получив сообщение об аварийной ситуации, немедленно докладывает об этом дежурному по отделению железной дороги и, в зависимости от обстановки, принимает решение об организации поездной и маневровой работы. Запрещается пропуск пассажирских поездов по смежным путям при ведении работ по ликвидации аварийной ситуации.
4.8.Дежурный по отделению железной дороги, получив сообщение об аварийной ситуации, обязан:
4.8.1. Доложить об аварийной ситуации старшему дорожному диспетчеру и дежурному информационного центра отделения железной дороги.
4.8.2. Оценить возможность ликвидации аварийной ситуации на станции или перегоне, при необходимости дать приказ на отправление пожарного поезда. В случае наличия пострадавших обеспечить выезд медицинской бригады. В случаях схода подвижного состава дать приказ на отправление восстановительного поезда.
4.8.3. Уточнить по имеющемуся списку перечень предприятий способных принять груз для слива и решать с ними вопрос по аварийному приему опасного груза в целях сокращения ущерба от загрязнения окружающей природной среды и потери груза.
4.8.4. Записать информацию в журнал по Форме учета и передачи информации по аварийным ситуациям с опасными грузами изложенной в приложении 1 к Положению.
4.8.5. Фиксировать все приказы, указания, распоряжения с отметкой времени, должности и фамилии отдавшего их и принявшего на линии (депо, станция, поезд, дистанция, промышленное предприятие и т.д.).
4.9. Дежурный информационного центра отделения дороги, получив сообщение об аварийной ситуации, обязан доложить начальнику отделения железной дороги, первому заместителю начальника отделения железной дороги - председателю НОДКЧС, главным врачам филиалов ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по ж.д транспорту», главному врачу учреждения здравоохранения, заместителю главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону, диспетчеру отряда филиала ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ Российской Федерации» на Свердловской железной дороге, причастным начальникам отделов, с записью в журнале по Форме учета и передачи информации по аварийным ситуациям с опасными грузами изложенной в приложении 1 к Положению и времени доклада каждому руководителю и его фамилии.
4.10. Старший дорожный диспетчер, получив сообщение об аварийной ситуации, обязаннезамедлительно сообщить о ней начальнику железной дороги, заместителю начальника железной дороги – главному ревизору по безопасности движения поездов, руководителям соответствующих служб, главному государственному санитарному врачу железной дороги, руководителям филиала ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ Российской Федерации» на Свердловской железной дороге, и другим руководителям в соответствие приложения 2 к приказу.
5. Порядок действий работников по ликвидации аварийной ситуации:
5.1. Начальник пожарного поезда (начальник караула) прибыв на место происшествия, обязан:
5.1.1. Оценить обстановку, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению, запросить по радиосвязи через дежурного по станции или поездного диспетчера приказ энергодиспетчера о снятии напряжения в контактной сети.
5.1.2. Принять меры по эвакуации пострадавших из опасной зоны и оказанию им первой помощи.
5.1.3. В составе звена газодымозащиты провести разведку с целью установления характера утечки опасного груза из вагона, размеров аварийной ситуации, способов устранения течи опасного груза.
5.1.4. Имеющимися силами и средствами принять меры к ликвидации аварийной ситуации.
5.1.5. Если аварийная ситуация имеет значительные размеры и имеющихся сил и средств недостаточно для ее ликвидации, принять меры к охране опасной зоны и вызвать дополнительные силы и средства железной дороги через дежурного по станции или поездного диспетчера.
5.1.6. Принять меры к снижению концентрации паров жидкостей с помощью распыленных водных струй, покрытию места разлива воздушно-механической пеной в соответствии с аварийной карточкой на данный груз.
5.2. Все указания начальника пожарного поезда (начальника караула), связанные с ликвидацией аварийной ситуации с опасным грузом, являются обязательными для исполнения всеми работниками железной дороги.
5.3. Допуск к выполнению работ по ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами работников железной дороги и привлекаемых формирований осуществляется только после получения письменного разрешения произвольной формы от представителя территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора по железнодорожному транспорту Роспотребнадзора (в пределах его компетенции в установленном порядке).
Указанный документ должен содержать дату, время, место и вид работы, номер аварийной карточки опасного груза, условия при которых разрешена работа, роспись начальника пожарного или восстановительного поезда (руководителя структурного подразделения отделения железной дороги, привлекаемого формирования) в получении инструктажа о безопасном ведении аварийно-восстановительных работ, а также подписи лица, выдавшего письменное разрешение, и ответственного руководителя работ (начальника отделения железной дороги или замещающего его лица).
6. Обязанности председателя и членов НКЧС и НОДКЧС по ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами:
6.1. Члены НКЧС прибывают после получения команды «Сбор членов НКЧС» в Дорожный центр управления движением немедленно. Команда передается старшим дорожным диспетчером.
6.2. Начальник отделения железной дороги, первый заместитель начальника отделения железной дороги – председатель НОДКЧС обеспечивают руководство работами по ликвидации аварийной ситуации. При необходимости создают штаб непосредственно на месте аварийной ситуации.
6.2.1. В случае угрозы заражения местности в концентрациях, опасных для здоровья людей и животных, устанавливают связь и обеспечивают взаимодействие с территориальными комиссиями по чрезвычайным ситуациям.
6.3. Начальники отделов отделения железной дороги, структурных подразделений обеспечивают доставку к месту аварийной ситуации работников, дополнительно выделяемых для ликвидации аварийной ситуации.
6.4. Штаб руководства по ликвидации аварийной ситуации совместно с органами государственного санитарного надзора, филиала ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ Российской Федерации» на Свердловской железной дороге, причастными руководителями отделов и структурных подразделений отделения железной дороги разрабатывает план ликвидации аварийной ситуации, отразив в нем следующие разделы:
краткая характеристика очага поражения;
организация помощи пострадавшим;
организация связи с местом аварийной ситуации;
силы и средства, привлекаемые к ликвидации последствий аварийной ситуации и порядок их использования;
задачи отдельным восстановительным командам и подразделениям, очередность работ;
способы нейтрализации, контроль за полнотой нейтрализации;
меры безопасности с учетом порядка проведения целевого инструктажа с работниками, привлекаемыми для ликвидации аварийной ситуаций (под роспись);
организация управления и порядок представления донесения о ходе работ.
6.5. Начальник отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок решает вопрос переадресовки опасного груза предприятиям области, предусмотрев необходимые меры безопасности при транспортировке.
6.6. Главный государственный санитарный врач и его подведомственное подразделение, прибыв к месту аварийной ситуации, проводят следующие мероприятия:
6.6.1. При необходимости производят отбор проб воздуха, воды, почвы, смывов с транспортных средств на анализ с целью определенияуровня загрязнения опасными грузами, выдают рекомендации по безопасному ведению работ, организуют контроль за их выполнением.
6.6.2. По результатам анализов, характеризующих состояние окружающей среды, определяют возможность возобновления движения поездов через зону аварийной ситуации с опасными грузами.
6.6.3. Организуют лабораторный контроль за эффективностью обеззараживания. При аварийных ситуациях с опасными грузами в зимнее время, лабораторный контроль эффективности обеззараживания повторяют в теплое время года.
6.7. Начальник региональной дирекции медицинского обеспечения (РДМО) на Свердловской железной дороге, главный врач дорожной больницы должны:
6.7.1. При наличии пострадавших обеспечить выезд к месту аварийной ситуации медицинской бригады.
6.7.2. Организовать круглосуточное дежурство медперсонала на месте аварийной ситуации до полного окончания работ.
6.8. Работы по ликвидации последствий аварийной ситуации считаются законченными, если полностью завершена ликвидация заражения района аварийной ситуации.
6.9. Ответственность за соблюдение работниками правил техники безопасности и рекомендаций работников органов Санэпиднадзора возлагается на руководителей структурных подразделений и подразделений, привлекаемых к ликвидации аварийной ситуации.
7. Разбор аварийных ситуаций с опасными грузами:
7.1. Разбор случаев аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов (происшествий), проводится в соответствии с порядком, установленным в приложении 2 к приказу.
7.2. Начальник станции обнаружения утечки опасного груза обязан:
7.2.1. В суточный срок дать телеграмму в адреса: ДС погрузки, ДС назначения, ДЦСМ, НОДВ или НОДПС, УРБ, РБ, В, М железной дороги отправления, ДЦСМ, НОДВ или НОДПС, УРБ, М, В, РБ своей железной дороги, ЦВ, ЦМ, ЦРБ. При неисправности котла или арматуры цистерны дополнительно указать в телеграмме адрес вагонного (ремонтного вагонного) депо последнего ремонта, а также ДРВ железной дороги дислокации данного депо.
Форма телеграммы
о случае утечки опасного груза (примеры)
ДС (погрузки, назначения), ДЦСМ, НОДПС, УРБ, В, М, РБ (железной дороги отправления), ВЧД Оренбург ЮУР, УРБ, ДЦСМ, НОДПС-2, В, М, РБ Сверд, ЦВ, ЦМ, ЦРБ
06.02.2008 23-54 моск. вр., п. 2345, ст. Шаля обнаружена утечка топлива дизельного, АК нр 305, цс нр 72888889 по трещине котла интенсивность 20 литров в минуту. Вагон построен 143-1982 г., КР- 86 06.10.1995, ДР-718 Оренбург 26.12.2006. ЗПУ исправно. Утечка устранена НОРПЖ 07.02.2008 в 00 часов 40 мин. наложением пластыря. Вагон отправлен реализацию нефтебазу ст. Кузино. Информируйте грузоотправителя ОАО «Нефтесинтез». № отправки …........
ДС Сидоров
ДС (отправления, назначения), ДЦСМ, НОДПС, УРБ, В, М, РБ (железной дороги отправления), УРБ, ДЦС, ДЦСМ-3, В, М, РБ Сверд, ЦВ, ЦМ, ЦРБ
08.01.2008 11-20 моск. вр., п. 2308, ст. Вагай обнаружена утечка бензина стабильного газового, АК нр 301, цс нр 72485677, по нижнему сливному прибору интенсивность 100 грамм в минуту. Даты постройки и КР не видно, ДР-653 18.02.2007. ЗПУ оттиском .......... исправно. Течь устранена осмотрщиком вагонов Петровым закручиванием штанги НСП на 3 оборота. Наложено ЗПУ ......... Следует по назначению. Грузоотправитель ООО «Катер». № отправки ..........
ДС Кукушкин
Примечания:
1. В случае выявления нарушений Правил перевозок отразить их в телеграмме со ссылкой на конкретный пункт.
2. В случае технической неисправности вагона или нарушения межремонтных сроков ремонта телеграмму давать и в депо последнего ремонта.
3. Правомочность предпринимаемых действий подтверждать ссылками на конкретные статьи Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в частности статьи: 18, 19, 20, 23, 27 и др.
7.2.2. В суточный срок составить акт утечки опасного груза по форме, изложенной в приложении 2 к Положению и отправить по два экземпляра в аппарат по безопасности движения поездов железной дороги, аппарат по безопасности движения поездов по региону, которые один экземпляр направляют для учета в причастный отдел и службу. Акт подписывается работниками пожарного поезда и линейного отдела внутренних дел, если они находились на месте утечки. Роспись в акте начальника пункта технического осмотра или лица, его замещающего, обязательна.
7.2.3. В трехсуточный срок провести разбор с привлечением работников станции и структурных подразделений, участвующих в ликвидации утечки опасного груза. При разборе дается оценка действиям каждого работника, их соответствие настоящему Положению. Протокол разбора высылается в аппарат по безопасности движения поездов по региону не позже трех дней со дня утечки опасного груза. Аналогично проводится разбор на станции ликвидации утечки опасного груза, если она была устранена не на станции обнаружения.
7.3. Начальник станции аварийного слива опасного груза в суточный срок дает телеграмму о результатах в адреса: ДС погрузки, ДС назначения, УРБ, ДЦСМ, РБ, М железной дороги отправления, ДЦСМ, УРБ, М, РБ своей железной дороги.
7.4. После слива цистерна, принадлежащая грузоотправителю (грузополучателю) или операторской компании (далее – собственная цистерна), отправляется на станцию приписки.
7.5. Оценка технического состояния и составление акта осмотра собственной цистерны перевозчика, грузоотправителя (грузополучателя) по форме, изложенной в приложении 3 Положения возлагается на ее владельца и проводится на станции приписки (погрузки). Копию акта начальник станции приписки (погрузки) высылает в аппарат РБ, УРБ своей железной дороги в суточный срок с момента возврата цистерны. Экземпляр акта хранится один год на станции с книгой формы ВУ–14. Без оценки технического состояния и составления акта осмотра, цистерну под погрузку подавать запрещается.
7.6. Начальник станции погрузки вагона, из которого в пути следования допущена утечка опасного груза, обязан:
7.6.1. В трехсуточный срок со дня получения телеграммы провести разбор утечки опасного груза (в т.ч. произошедшей на других железных дорогах) совместно с предприятием-грузоотправителем. Дополнительный разбор проводится в двухсуточный срок с момента ее возвращения. Протокол разбора начальник станции отправляет в аппарат РБ, УРБ, а также ДЦСМ, если имеются нарушения со стороны грузоотправителя, или в НОДВ (НОДПС), если утечка происходила по технической неисправности вагона или его подготовка производилась силами железной дороги. Качество разборов начальниками станции погрузки вагона оценивается на плановых заседаниях НОДКЧС.
7.6.2. В суточный срок после разбора дать телеграмму о принятых мерах во все адреса, указанные в пришедшей телеграмме и дополнительно в аппарат по безопасности движения поездов дороги и в аппарат по безопасности движения поездов по региону. При неисправности котла цистерны дополнительно указывать в телеграмме адрес депо последнего ремонта вагона.
7.7. Расследование причин случаев утечки опасного груза проводят в пределах своих участков работы:
ревизор движения центра организации работы железнодорожных станций – на всех станциях с предоставлением первому заместителю начальника отделения железной дороги – председателю НОДКЧС и в аппарат по безопасности движения поездов по региону письменной докладной по обстоятельствам и причинам утечки с оценкой действий причастных работников по ликвидации;
ревизор отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок центра организации работы железнодорожных станций – случаи утечек, выявленные из вагонов погрузки станций отделения железной дороги с предоставлением первому заместителю начальника отделения железной дороги – председателю НОДКЧС и в аппарат УРБ письменной докладной с указанием обстоятельств, предшествующих утечке, оценки разбора, проведенного начальником станции и правильности определения причины утечки и непосредственных виновников.
7.8. Разбор аварийных ситуаций с опасными грузами проводится на плановых, а при необходимости – на внеплановых заседаниях НОДКЧС. В ходе разбора особое внимание должно уделяться определению истинной причины утечки, даваться принципиальная оценка грамотности действий непосредственных исполнителей и качеству разбора на станциях выявления утечек и станциях погрузки опасных грузов, разработке конкретных профилактических мер. Копии протоколов ежемесячных заседаний НОДКЧС высылаются в аппарат РБ в трехсуточный срок с момента их проведения.
7.9. Контроль за проведением служебного расследования случаев утечек опасного груза из вагонов, проведением разборов, возлагается на аппарат по безопасности движения поездов по региону.
8. Учет аварийных ситуаций с опасными грузами:
8.1. Количественный учет аварийных ситуаций с опасными грузами ведется на участковых и сортировочных станциях, в отделениях железной дороги и управлении железной дороги в специальных журналах по форме, изложенной в приложении 1 Положения.
8.1.2. Журналы ведут: дежурный по отделению железной дороги, дежурный по информационному центру отделения железной дороги, сменный инженер аппарата по безопасности движения поездов железной дороги, старший дорожный диспетчер.
8.2. Учёт случаев и причин, вызвавших аварийную ситуацию, а также отнесение их по хозяйствам, в зависимости от вины работников служб, проводит аппарат ревизора по безопасности движения поездов железной дороги и аппарат по безопасности движения поездов по региону:
8.3. Происшествия при перевозке опасных грузов учитываются порядком, изложенным в приложении 2 к приказу.
8.4. Утечки опасного груза, не классифицируемые происшествием, учитываются:
8.4.1. За хозяйством перевозок:
случаи утечки по трещине котла или сварному шву при наличии следов механических повреждений (вмятины, следы от удара и т.д.) в месте утечки. Материальный ущерб предъявляется последней станции формирования поезда;
случаи утечки из цистерн, которые не были предъявлены работниками хозяйства перевозок к техническому осмотру перед погрузкой или были признаны негодными. Материальный ущерб предъявляется станции погрузки;
случаи утечки, которые произошли в результате превышения скорости сцепления вагонов. Материальный ущерб предъявляется станции производства маневров.
8.4.2. За хозяйством коммерческой работы в сфере грузовых перевозок:
случаи утечки через нижний сливной прибор или верхний загрузочный люк при технической исправности вагона;
случаи утечки, допущенные из-за нарушения технических условий погрузки подвижного состава или перегруза вагона.
8.4.3. За вагонным хозяйством:
все случаи утечки, кроме относимых за хозяйством перевозок, по неисправности нижнего сливного прибора, отсутствия или неисправности прокладок, барашков, болтов, крышки нижнего сливного прибора и других деталей вагона.
8.4.4. За Дирекцией по ремонту грузовых вагонов:
случаи утечки, связанные с технической неисправностью вагона, прошедшего последний ремонт в ремонтных вагонных депо подразделений Дирекции по ремонту грузовых вагонов.
8.5. Учет пострадавших, обратившихся за медицинской помощью, возлагается на руководителей учреждений здравоохранения и региональной дирекции медицинского обеспечения на Свердловской железной дороге.
8.6. Учет мест утечки (россыпи) опасных грузов, результаты первичных и повторных анализов, применяемые дегазаторы и их расход на единицу массы опасного груза и т.д. возлагается на начальника Свердловского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ж.д. транспорту и начальника дирекции медицинского обеспечения на Свердловской железной дороге.
8.7. Учет случаев привлечения воинских частей, а также аварийно-спасательных формирований промышленных предприятий для ликвидации аварийной ситуации с опасным грузом на станциях железной дороги, случаев эвакуации рабочих и служащих из зон заражения и расходов, связанных с этими мероприятиями, осуществляют спецотделы отделений железной дороги и специальная служба железной дороги.
8.8. Учет количества выездов на аварийные ситуации с опасными грузами, время ее ликвидации, по фамильный учет лиц, принимавших участие в аварийных работах, время их работы в средствах индивидуальной защиты (СИЗ), количество СИЗ и дегазаторов, использованных при ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами, и т.д. возлагается на филиал ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ Российской Федерациии» на Свердловской железной дороге.
8.8.1. Руководитель отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России (НОР) при участии его работников в ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами представляет в отделение железной дороги расчет понесенных затрат, заверенный начальником станции и акт выполненных работ со счетом-фактурой.
Правильность расчета затрат проверяется причастными руководителями отделов отделения железной дороги, заверяется первым заместителем начальника отделения железной дороги, после чего акт выполненных работ подписывается начальником отделения железной дороги. Один экземпляр указанных документов направляется в отдел бюджетирования и финансирования отделения железной дороги для оплаты.
9. Порядок предъявления ущерба от аварийных ситуаций:
9.1. Учет всех затрат на ликвидацию аварийной ситуации с опасным грузом и ее последствий (в т.ч. экологических) ведут структурные подразделения (депо, дистанция и т.д.) и станции железной дороги. Перечень документов, представляемых для предъявления ущерба виновным изложен в приложении 4 к Положению.
9.2. Контроль за возмещением ущерба осуществляет отдел, за хозяйством которого отнесен случай утечки.
9.3. Руководители структурных подразделений, не представившие справку о затратах на ликвидацию аварийной ситуации с опаснымгрузом или представившие ее после указанного срока, лишаются права возмещения убытков после получения его с виновных.
9.4. Документы для предъявления ущерба предоставляются начальнику соответствующего отдела отделения железной дороги, который проверяет их правильность составления и передает в юридический отдел отделения железной дороги и заместителю главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону.
9.5. Ущерб предъявляется:
грузоотправителю - в случаях утечки опасного груза из собственных цистерн, а также из цистерн общего парка железных дорог, при наличии исправных запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ);
заводу - в случаях утечки опасного груза из цистерн по неисправности котла со сроком службы до 10 лет с момента постройки;
вагонному депо (ВРЗ) последнего капитального или деповского ремонта - если срок службы цистерны более 10 лет;
станции предыдущего пункта коммерческого осмотра – в случаях утечки опасного груза из вагонов при отсутствии или нарушении ЗПУ;
последней станции формирования поезда – в случаях утечки по трещине котла или сварному шву при наличии следов механических повреждений (вмятины, следы от удара и т.д.) в месте утечки;
станции погрузки – в случаях утечки из цистерн, которые не были предъявлены работниками хозяйства перевозок к техническому осмотру перед погрузкой или были признаны негодными;
станции производства маневров – в случаях утечки, которые произошли в результате превышения скорости сцепления вагонов;
хозяйству коммерческой работы в сфере грузовых перевозок – в случаях утечки через нижний сливной прибор или верхний загрузочный люк при технической исправности вагона, в случаях утечки, допущенные из-за нарушения технических условий погрузки подвижного состава или перегруза вагона, а также в случаях утечки из цистерн по неисправности запорно-предохранительной арматуры (контейнера-цистерны);
вагонным депо – в случаях утечки, кроме относимых за хозяйством перевозок, по неисправности нижнего сливного прибора, отсутствия или неисправности прокладок, барашков, болтов, крышки нижнего сливного прибора и других деталей вагона.
ремонтным вагонным депо – в случаях утечки, связанные с технической неисправностью вагона, прошедшего последний ремонт в вагоноремонтных предприятиях.
10. Анализ аварийных ситуаций с опасными грузами и отчетность:
10.1. Анализ случаев аварийных ситуаций с опасными грузами проводят отделы отделения железной дороги, службы и дирекции.
10.2. В анализе случаев аварийных ситуаций необходимо рассмотреть вопросы:
зависимость от срока службы вагонов (даты проведения капитального и деповского ремонта вагона);
депо, производившие ремонты и заводы-изготовители;
работу пунктов коммерческого осмотра;
станции отправления, станции грузоотправители;
род груза, классы опасности;
утечки из собственных цистерн и общего парка железных дорог;
подготовку цистерн под налив (посменно, по фамильно по мастерам погрузки грузоотправителей);
порядок приема вагонов к перевозке в коммерческом отношении (посменно, пофамильно по приемосдатчикам железной дороги, мастерам предприятий);
станции предыдущего слива на предмет приведения цистерн в транспортное положение и полноты слива;
зависимость от времени года;
соответствие принимаемых работниками мер при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами требованиям правил и инструкций.
10.3. Общий анализ безопасности движения поездов при перевозке опасных грузов за год проводит аппарат по безопасности движения поездов железной дороги с привлечением аппаратов замов главного ревизора по регионам.
10.4. Заместитель главного ревизора дороги по безопасности движения поездов по региону ежемесячно до 2 числа следующего месяца представляет отчет об аварийных ситуациях с опасными грузами в аппарат по безопасности движения поездов железной дороги по формам, изложенным в приложениях 4, 5, 6 Положения.
Заместитель начальника железной дороги – главный ревизор по безопасности движения поездов ежемесячно до 10 числа месяца представляет отчет об аварийных ситуациях в Департамент безопасности движения ОАО «РЖД» и Уральское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГЖДН).
11. Контроль за выполнением Положения:
1.1. Контроль за выполнением Положения осуществляют ревизоры по безопасности движения поездов железной дороги, ревизоры по безопасности движения поездов по регионам, ревизоры движения центров организации работы железнодорожных станций, ревизоры отделов коммерческой работы в сфере грузовых перевозок при проведении технических ревизий и контрольных проверок.
1.2. Организацию выполнения настоящего Положения проверяют:
начальники служб, дирекций – при осенних, весенних осмотрах подведомственных хозяйств;
начальники отделов отделений железной дороги – при квартальных осмотрах подведомственных подразделений.
Заместитель начальника железной дороги-
главный ревизор по безопасности
движения поездов С.М. Сайфранов
Приложение 1
К настоящему положению