Участники процесса транспортно-экспедиторского обслуживания
В условиях рыночной экономики любая организация рассматривается как открытая система с учетом влияния внешней среды.
Рассматривая рынок транспортно-экспедиторского обслуживания, существует необходимость выделить его основных участников или субъектов.
Всех субъектов, выполняющих ТЭР, можно разделить на три основные группы:
- государственные органы, которые являются непосредственными, прямыми или косвенными субъектами ТЭР. Государству чаще всего принадлежат дороги, порты, склады, мосты и другие сооружения, имеющие значение для транспортирования груза. Государство, действуя в лице таможенных и пограничных органов, администраций портов, аэропортов, автомобильных и железных дорог, прямо участвует в транспортном процессе, является регулирующим и контролирующим органом, формирующим правовую основу для транспортно-экспедиторской деятельности;
- потребители транспортных услуг — лица, заинтересованные в осуществлении перевозки. К ним относятся производители продукции и ее покупатели, посредники;
- организации,оказывающие услуги в процессе доставки груза.
К ним относят следующих субъектов.
Перевозчики — организации, осуществляющие непосредственно перемещение груза, располагающие своим ПС и всеми лицензиями, необходимыми для осуществления конкретных видов перевозок.
Транспортно-экспедиторские компании — организации, оказывающие широкий спектр услуг, связанных с доставкой груза от отправителя получателю.
Агентские (брокерские) компании — организации, оказывающие услуги, связанные с использованием ТС, их эксплуатацией и арендой.
Транспортные и грузовые терминалы, склады — организации, располагающие мощностями для хранения, складирования, консолидации и распределения грузов.
Терминальные комплексы, в зависимости от сферы деятельности, направлены на оказание следующих основных услуг:
• согласование сроков прибытия и отправки грузов при перегрузке их с одного вида транспорта на другой;
• выполнение ПРР;
• временное складирование груза;
• организация длительного хранения;
• комплектация отправок;
• выполнение тарно-упаковочных операций;
• оформление транспортных документов;
• оказание информационных услуг.
Страховые компании — организации, предоставляющие услуги по страхованию грузов, ТС и ответственности перевозчика или экспедитора, с целью создания для субъектов, участвующих в доставке груза, гарантии компенсации предполагаемых при перевозке убытков и упрощения получения такой компенсации.
Стивидорные компании — организации, предоставляющие услуги по осуществлению ПРР и располагающие комплексом необходимого для их осуществления оборудования.
Тальманские компании — организации, предоставляющие услуги по подсчету груза при погрузке на судно и выгрузке с него. Обычно к услугам тальманов прибегают при приеме и сдаче грузов, перевозимых по счету грузовых мест (ГМ). На основе документов по учету грузов происходит разбор претензий и исков, касающихся недостачи груза.
Консалтинговые компании — организации, предоставляющие следующие услуги:
• проведение маркетинговых исследований по конъюнктуре транспортных
рынков;
• консультирование стороны (или сторон) предстоящей внешнеторговой
сделки с целью разработки транспортных условий договора купли-продажи, в том
числе выбора базисного условия поставки;
• определение оптимального маршрута перевозки груза, способов его доставки, видов транспорта, пунктов перегрузки груза;
• выбор перевозчиков;
• определение стоимости доставки груза и транспортной составляющей в
контрактной цене товара;
• определение сроков доставки груза.
Логистические компании — организации, предоставляющие услуги по организации оптимальных грузопотоков различными видами транспорта, комплектованию групп товаров, способам оптимизации перевозок между различными видами транспорта и т. п.
Ассоциации сюрвейеров — организации, предоставляющие услуги, связанные с обследованием ТС, транспортного оборудования и грузов с целью выявления их состояния (на момент осмотра), которое подтверждается сюрвейерным актом. Сюрвейерный акт служит одним из доказательств при разрешении споров в случае порчи, повреждения или утраты груза.
Лизинговые компании — организации, предоставляющие в аренду ТС и транспортное оборудование компании-арендатору, которая постепенно (обычно в течение 5 — 7 лет) погашает задолженность по мере использования имущества. Государство, как правило, создает лизинговым компаниям льготные условия получения кредитов для покупки оборудования, которое затем сдается в аренду (лизинг). По окончании срока договора лизинга арендатор либо совершает покупку имущества по остаточной стоимости, либо пролонгирует срок лизингового договора, либо возвращает имущество лизинговой компании.