Участники процесса транспортно-экспедиторского обслуживания

В условиях рыночной экономики любая организация рассматривается как открытая система с учетом влияния внешней среды.

Рассматривая рынок транспортно-экспедиторского обслуживания, существует необходимость выделить его основ­ных участников или субъектов.

Всех субъектов, выполняющих ТЭР, можно разделить на три основные группы:

- государственные органы, которые являются непосредственными, прямы­ми или косвенными субъектами ТЭР. Государству чаще всего принадлежат дороги, порты, склады, мосты и другие сооружения, имеющие значение для транспортирования груза. Государство, действуя в лице таможенных и погра­ничных органов, администраций портов, аэропортов, автомобильных и желез­ных дорог, прямо участвует в транспортном процессе, является регулирующим и контролирующим органом, формирующим правовую основу для транспортно-экспедиторской деятельности;

- потребители транспортных услуг — лица, заинтересованные в осуществ­лении перевозки. К ним относятся производители продукции и ее покупатели, посредники;

- организации,оказывающие услуги в процессе доставки груза.

К ним относят следующих субъектов.

Перевозчики — организации, осуществляющие непосредственно переме­щение груза, располагающие своим ПС и всеми лицензиями, необходимыми для осуществления конкретных видов перевозок.

Транспортно-экспедиторские компании — организации, оказывающие широкий спектр услуг, связанных с доставкой груза от отправителя получа­телю.

Агентские (брокерские) компании — организации, оказывающие услуги, связанные с использованием ТС, их эксплуатацией и арендой.

Транспортные и грузовые терминалы, склады — организации, распола­гающие мощностями для хранения, складирования, консолидации и распреде­ления грузов.

Терминальные комплексы, в зависимости от сферы деятельно­сти, направлены на оказание следующих основных услуг:

• согласование сроков прибытия и отправки грузов при перегрузке их с одного вида транспорта на другой;

• выполнение ПРР;

• временное складирование груза;

• организация длительного хранения;

• комплектация отправок;

• выполнение тарно-упаковочных операций;

• оформление транспортных документов;

• оказание информационных услуг.

Страховые компании — организации, предоставляющие услуги по страхо­ванию грузов, ТС и ответственности перевозчика или экспедитора, с целью соз­дания для субъектов, участвующих в доставке груза, гарантии компенсации предполагаемых при перевозке убытков и упрощения получения такой ком­пенсации.

Стивидорные компании — организации, предоставляющие услуги по осуществлению ПРР и располагающие комплексом необходимого для их осуществления оборудования.

Тальманские компании — организации, предоставляющие услуги по подсчету груза при погрузке на судно и выгрузке с него. Обычно к услугам тальманов прибегают при приеме и сдаче грузов, перевозимых по счету грузовых мест (ГМ). На основе документов по учету грузов происходит разбор претензий и исков, касающихся недостачи груза.

Консалтинговые компании — организации, предоставляющие следующие услуги:

• проведение маркетинговых исследований по конъюнктуре транспортных
рынков;

• консультирование стороны (или сторон) предстоящей внешнеторговой
сделки с целью разработки транспортных условий договора купли-продажи, в том
числе выбора базисного условия поставки;

• определение оптимального маршрута перевозки груза, способов его доставки, видов транспорта, пунктов перегрузки груза;

• выбор перевозчиков;

• определение стоимости доставки груза и транспортной составляющей в
контрактной цене товара;

• определение сроков доставки груза.

Логистические компании — организации, предоставляющие услуги по ор­ганизации оптимальных грузопотоков различными видами транспорта, ком­плектованию групп товаров, способам оптимизации перевозок между различ­ными видами транспорта и т. п.

Ассоциации сюрвейеров — организации, предоставляющие услуги, связанные с обследованием ТС, транспортного оборудования и грузов с целью выявления их состояния (на момент осмотра), которое подтверждается сюрвейерным актом. Сюрвейерный акт служит одним из доказательств при разрешении споров в слу­чае порчи, повреждения или утраты груза.

Лизинговые компании — организации, предоставляющие в аренду ТС и транс­портное оборудование компании-арендатору, которая постепенно (обычно в те­чение 5 — 7 лет) погашает задолженность по мере использования имущества. Го­сударство, как правило, создает лизинговым компаниям льготные условия полу­чения кредитов для покупки оборудования, которое затем сдается в аренду (ли­зинг). По окончании срока договора лизинга арендатор либо совершает покупку имущества по остаточной стоимости, либо пролонгирует срок лизингового до­говора, либо возвращает имущество лизинговой компании.

Наши рекомендации