Формы организации труда автобусных бригад

Л№10 Рациональная организация труда водителей

ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АВТОБУСОВ И ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ

Расчет потребного месячного фонда рабочих часов водителей Группируем по последней диаграмме автобусы по продолжительности работы на маршруте

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru , (11)

где формы организации труда автобусных бригад - student2.ru число водителей в i-ой группе;

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru число дней в месяце;

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru число автобусов в i-ой группе;

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru продолжительность работы автобусов в i-ой группе;

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru месячный фонд рабочего времени 1-го водителя;

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru время на подготовительно-заключительные операции;

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru время на медицинский осмотр;

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru - количество выполнений подготовительно-заключительных операций, медицинского осмотра, нулевого пробега, соответственно для автобусов рассматриваемой группы.

Определение числа водителей в каждой группе на 1 автобус

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru , (12)

Выбираем форму организации труда водителей и составляем графики работы автобусов и водителей всех групп.

Определение фонда рабочего времени одного водителя Фi в каждой группе осуществляется по формуле

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru , (13)

Определяется средний фонд рабочего времени на маршруте

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru , (14)

где формы организации труда автобусных бригад - student2.ru суммарный фонд времени на маршруте;

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru общее число водителей.

Должно выполняться неравенство: формы организации труда автобусных бригад - student2.ru . Для водителей автобусов каждой группы по графику их работы подсчитываем количество рабочих часов в месяц и сравниваем с месячным фондом. Если у некоторых водителей этот фонд перевыполнен, а у некоторых недовыполнен, то их можно скомпенсировать. Если же компенсация не получается (переработка или недоработка в целом), то надо пересчитать количество водителей, необходимых для АТП каждый день

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru , (15)

Затем определяется среднее количество водителей, приходящихся на 1 автобус

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru , (16)

где N - общее количество автобусов на линии.

Это необходимо для того, чтобы сравнить округленные значения предыдущего расчета потребного количества водителей для групп автобусов и, где можно, уточнить. Затем уточненные значения взять за основу и для них уже рассчитать месячные фонды рабочего времени. Они в общем по АТП должны быть в норме.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА АВТОБУСНЫХ БРИГАД

Особенность пассажиропотоков городских и пригородных мар­шрутов требует организации интенсивного движения (в течение 1,5—2 ч) в утренние часы «пик» и сокращения объема движения в межпиковое время с постепенным снятием автобусов с маршрутов в послепиковые вечерние часы.

Это вызывает необходимость иметь на маршрутах автобусы с различной продолжительностью нахождения на линии, что до­стигается применением различных форм организации труда авто­бусных бригад.

Выбор формы организации труда автобусных бригад опреде­ляется особенностями обслуживаемых маршрутов и должен обеспечивать: лучшее обслуживание пассажиров и регулярность движения во все часы работы автобусов; выпуск подвижного со­става на линию в количестве и по времени согласно расписанию движения; безопасную перевозку пассажиров; соблюдение продол­жительности рабочего дня, перерывов в работе для отдыха и при­нятия пищи в пределах, предусмотренных трудовым законода­тельством; полное использование за месяц ^установленного ба­ланса рабочего времени бригад; высокую производительность труда.

В практике работы автотранспортных предприятий применя­ется несколько основных форм организации труда бригад (водителей и кондукторов).

Ниже приведены примерные графики работы, рассчитанные на месяц (30 календарных дней), в том числе четыре выходных с месячным балансом рабочего времени при шестидневной рабочей неделей178 ч.

Строенная форма организации труда. При такой системе к од­ному автобусу прикрепляются три бригады, работающие по гра­фику, приведенному в табл. 35.

Средняя продолжительность рабочей смены бригад составит: 178:20=8,9 ч (в том числе 0,3 ч подготовительно-заключитель­ного времени, 20 — количество рабочих дней в месяц).

Время нахождения автобуса на маршруте может быть 18,2 ч при длительности обеденного перерыва бригад по 0,5 ч (8,9 ч — —0,3 ч + 0,5 ч)2 и 19,2 ч при длительности перерыва по 1 ч (8,9— —0,3+1)2.

Такую форму организации труда целесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах.

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru

Двухсполовинная форма организации труда предусматривает закрепление за двумя автобусами пяти бригад (в том числе одной подменной), работа которых строится по графику, приведенному в табл. 36.

Средняя продолжительность рабочей смены бригад составит 7,4 ч.

Продолжительность пребывания автобуса на линии в зависи­мости от длительности обеденных перерывов бригад может быть в пределах 15,2—16,2 ч.

Двухсполовинную форму организации труда используют для автобусов, имеющих раннее начало и непозднее окончание работы на маршруте. Ее целесообразно применять на маршрутах с резко выраженными «пиковыми» часами с укороченной первой и удли­ненной второй сменами, с дневным отстоем автобусов в межпико­вое время.

Продолжительность рабочих смен может быть: утренней около-5 ч, вечерней около 10 ч.

В утреннюю смену перерыв на обед бригадам можно не пре­дусматривать, предоставляя им в случае необходимости кратко­временный 10—15-минутный отдых.

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru

Сдвоенная форма организации труда предусматривает закреп­ление каждого автобуса за двумя водителями.

Для замены бригад в дни отдыха на каждые три автобуса не­обходимо иметь одного подменного водителя (кондуктора).

Работа бригад организуется по приведенному в табл. 37 гра­фику.

Продолжительность рабочей смены составит 7 ч." Время работы автобуса на линии 15—16 ч.

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru

Если водителей недостаточно, работу бригад с указанными ре­жимами можно организовать по графику, приведенному в следущей таблице:

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru

Выходные дни бригадам соответственно предоставляются в суб­боту и воскресенье. Автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с наибольшим размером пассажиропотока.

Спаренная форма организации труда предусматри­вает закрепление одного автобуса за двумя бригадами, работаю­щими через день.

Продолжительность рабочей смены составит: 178: 15.==» 11,8 ч.

Автобус на линии может находиться 12—-12,5 ч.

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru

Полуторная форма организации труда предусматривает за­крепление двух автобусов за тремя бригадами, работающими по графику, приведенному в та€л. 40. Продолжительность рабочей смены бригад составит 8,9 ч. Время нахождения автобуса на ли­нии 9,1—9,6 ч.

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru

Одиночная форма организации труда. Такая система предусматривает закрепление одной бригады за каждым автобусом. Продолжительность рабочей смены бригад составит 7 ч. Время работы автобуса на линии, в зависимости от продолжительности перерыва на обед, 7,3—7,8 ч.

Полуторную, спаренную и одиночную форму организации труда наиболее целесообразно применять для автобусов, имеющих пре­дусмотренный расписанием внутрисменный отстой в часы днев­ного спада пассажиропотока, что позволяет использовать их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы «пик».

Переводить на этот режим можно только с согласия рабо­тающего.

Применение приведенных форм организации труда позволяет иметь в работе автобусы продолжительностью от 7 до 19 ч и обес­печить рациональную их эксплуатацию.

формы организации труда автобусных бригад - student2.ru

Наши рекомендации