Формы организации труда автобусных бригад
Л№10 Рациональная организация труда водителей
ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АВТОБУСОВ И ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ
Расчет потребного месячного фонда рабочих часов водителей Группируем по последней диаграмме автобусы по продолжительности работы на маршруте
, (11)
где число водителей в i-ой группе;
число дней в месяце;
число автобусов в i-ой группе;
продолжительность работы автобусов в i-ой группе;
месячный фонд рабочего времени 1-го водителя;
время на подготовительно-заключительные операции;
время на медицинский осмотр;
- количество выполнений подготовительно-заключительных операций, медицинского осмотра, нулевого пробега, соответственно для автобусов рассматриваемой группы.
Определение числа водителей в каждой группе на 1 автобус
, (12)
Выбираем форму организации труда водителей и составляем графики работы автобусов и водителей всех групп.
Определение фонда рабочего времени одного водителя Фi в каждой группе осуществляется по формуле
, (13)
Определяется средний фонд рабочего времени на маршруте
, (14)
где суммарный фонд времени на маршруте;
общее число водителей.
Должно выполняться неравенство: . Для водителей автобусов каждой группы по графику их работы подсчитываем количество рабочих часов в месяц и сравниваем с месячным фондом. Если у некоторых водителей этот фонд перевыполнен, а у некоторых недовыполнен, то их можно скомпенсировать. Если же компенсация не получается (переработка или недоработка в целом), то надо пересчитать количество водителей, необходимых для АТП каждый день
, (15)
Затем определяется среднее количество водителей, приходящихся на 1 автобус
, (16)
где N - общее количество автобусов на линии.
Это необходимо для того, чтобы сравнить округленные значения предыдущего расчета потребного количества водителей для групп автобусов и, где можно, уточнить. Затем уточненные значения взять за основу и для них уже рассчитать месячные фонды рабочего времени. Они в общем по АТП должны быть в норме.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА АВТОБУСНЫХ БРИГАД
Особенность пассажиропотоков городских и пригородных маршрутов требует организации интенсивного движения (в течение 1,5—2 ч) в утренние часы «пик» и сокращения объема движения в межпиковое время с постепенным снятием автобусов с маршрутов в послепиковые вечерние часы.
Это вызывает необходимость иметь на маршрутах автобусы с различной продолжительностью нахождения на линии, что достигается применением различных форм организации труда автобусных бригад.
Выбор формы организации труда автобусных бригад определяется особенностями обслуживаемых маршрутов и должен обеспечивать: лучшее обслуживание пассажиров и регулярность движения во все часы работы автобусов; выпуск подвижного состава на линию в количестве и по времени согласно расписанию движения; безопасную перевозку пассажиров; соблюдение продолжительности рабочего дня, перерывов в работе для отдыха и принятия пищи в пределах, предусмотренных трудовым законодательством; полное использование за месяц ^установленного баланса рабочего времени бригад; высокую производительность труда.
В практике работы автотранспортных предприятий применяется несколько основных форм организации труда бригад (водителей и кондукторов).
Ниже приведены примерные графики работы, рассчитанные на месяц (30 календарных дней), в том числе четыре выходных с месячным балансом рабочего времени при шестидневной рабочей неделей178 ч.
Строенная форма организации труда. При такой системе к одному автобусу прикрепляются три бригады, работающие по графику, приведенному в табл. 35.
Средняя продолжительность рабочей смены бригад составит: 178:20=8,9 ч (в том числе 0,3 ч подготовительно-заключительного времени, 20 — количество рабочих дней в месяц).
Время нахождения автобуса на маршруте может быть 18,2 ч при длительности обеденного перерыва бригад по 0,5 ч (8,9 ч — —0,3 ч + 0,5 ч)2 и 19,2 ч при длительности перерыва по 1 ч (8,9— —0,3+1)2.
Такую форму организации труда целесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах.
Двухсполовинная форма организации труда предусматривает закрепление за двумя автобусами пяти бригад (в том числе одной подменной), работа которых строится по графику, приведенному в табл. 36.
Средняя продолжительность рабочей смены бригад составит 7,4 ч.
Продолжительность пребывания автобуса на линии в зависимости от длительности обеденных перерывов бригад может быть в пределах 15,2—16,2 ч.
Двухсполовинную форму организации труда используют для автобусов, имеющих раннее начало и непозднее окончание работы на маршруте. Ее целесообразно применять на маршрутах с резко выраженными «пиковыми» часами с укороченной первой и удлиненной второй сменами, с дневным отстоем автобусов в межпиковое время.
Продолжительность рабочих смен может быть: утренней около-5 ч, вечерней около 10 ч.
В утреннюю смену перерыв на обед бригадам можно не предусматривать, предоставляя им в случае необходимости кратковременный 10—15-минутный отдых.
Сдвоенная форма организации труда предусматривает закрепление каждого автобуса за двумя водителями.
Для замены бригад в дни отдыха на каждые три автобуса необходимо иметь одного подменного водителя (кондуктора).
Работа бригад организуется по приведенному в табл. 37 графику.
Продолжительность рабочей смены составит 7 ч." Время работы автобуса на линии 15—16 ч.
Если водителей недостаточно, работу бригад с указанными режимами можно организовать по графику, приведенному в следущей таблице:
Выходные дни бригадам соответственно предоставляются в субботу и воскресенье. Автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с наибольшим размером пассажиропотока.
Спаренная форма организации труда предусматривает закрепление одного автобуса за двумя бригадами, работающими через день.
Продолжительность рабочей смены составит: 178: 15.==» 11,8 ч.
Автобус на линии может находиться 12—-12,5 ч.
Полуторная форма организации труда предусматривает закрепление двух автобусов за тремя бригадами, работающими по графику, приведенному в та€л. 40. Продолжительность рабочей смены бригад составит 8,9 ч. Время нахождения автобуса на линии 9,1—9,6 ч.
Одиночная форма организации труда. Такая система предусматривает закрепление одной бригады за каждым автобусом. Продолжительность рабочей смены бригад составит 7 ч. Время работы автобуса на линии, в зависимости от продолжительности перерыва на обед, 7,3—7,8 ч.
Полуторную, спаренную и одиночную форму организации труда наиболее целесообразно применять для автобусов, имеющих предусмотренный расписанием внутрисменный отстой в часы дневного спада пассажиропотока, что позволяет использовать их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы «пик».
Переводить на этот режим можно только с согласия работающего.
Применение приведенных форм организации труда позволяет иметь в работе автобусы продолжительностью от 7 до 19 ч и обеспечить рациональную их эксплуатацию.