Теория и методы управления запасами
2. Расчёт рейтинга поставщиков
1.Задачи управления запасами можно разделить на две группы:
- задачи создания и поддержания запасов материальных ресурсов в каналах снабжения и производства;
- задачи создания и поддержания запасов готовой продукции в каналах распределения.
Создание запасов в каналах снабжения приводит в ряде случаев к значительной экономии на затратах, связанных с закупками, так как при закупках в больших объемам поставщики обычно делают скидки. Закупка фирмами больших количеств материальных ресурсов и отправка их большими партиями (например, железнодорожным транспортом), как правило, приводит к снижению транспортных тарифов и уменьшению затрат на транспортировку. Однако в этом случае создание складских запасов становится практически неизбежным. Закупка же небольшими партиями и транспортировка материальных ресурсов непосредственно на производственные подразделения фирмы связана с большими транспортными издержками. Задача логистики заключается в выборе оптимального по общим затратам варианта. Рассматриваемая задача связана с определением оптимальной (по критерию суммарных затрат на хранение и транспортировку) партии поставки материальных ресурсов и является одной из основных в теории управления запасами.
Создание складских запасов во многих случаях необходимо еще и для повышения надежности обеспечения производственного процесса необходимыми материальными ресурсами. В этом случае создается некоторая страховая часть общего производственного запаса, предназначенная для страхования рисков (сбоев) в каналах снабжения. Причины, вызывающие сбои в снабжении, могут быть самыми разными, например, природные, климатические, дорожные условия, нарушения в транспортных процессах и коммуникациях, сбои в информационных каналах приема и обработки заказов на поставку материальных ресурсов, отклонения от условий договоров поставки по срокам, качеству материальных ресурсов и т. д. Количество поддерживаемых в страховых запасах материальных ресурсов обычно прямо пропорционально вероятности появления сбоев в снабжении.
К необходимости создания запасов приводят следующие факторы:
1) дискретность поставок;
2) случайные колебания:
- в спросе за интервал между поставками;
- в объеме поставок;
- в длительности интервалов между поставками;
3) изменения конъюнктуры рынка во времени:
- сезонность спроса;
- сезонность производства;
4) инфляционные ожидания (ожидание повышения цен).
Имеется ряд соображений в пользу минимизации запасов:
плата за хранение запаса;
упущенный доход от замороженных в запасе денежных средств;
потери в количестве запаса (усушка);
потери в качестве товара, например порча продуктов;
моральное старение (характерно для персональных компьютеров, литературы по программному обеспечению).
В настоящее время существует очень большое количество методов и моделей управления запасами, являющихся предметом изучения одного из разделов исследования операций – теории управления запасами.
Управление запасами заключается в установлении моментов и объемов заказа на восполнение запасов. Совокупность правил, по которым принимаются эти решения, называют стратегией управления запасами. Каждая такая стратегия связана с определенными затратами по доведению материальных средств до потребителей. Будем считать оптимальной ту стратегию, которая минимизирует эти затраты. Отыскание оптимальных стратегий и является предметом теории управления запасами.
Наиболее часто в качестве критерия оптимизации используется минимум издержек, связанных с управлением запасами, хотя могут применяться и другие критерии, например, минимальное время выполнения заказа, максимальная надежность поставки и т. д.
Системы управления запасами можно классифицировать по многим признакам:
вид запасов (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, запчасти);
место хранения (производитель, потребитель);
структура системы (один склад, система складов);
свойства запасов (одно-или многономенклатурные запасы, ограниченность срока хранения);
статистические характеристики процессов спроса и поставок (детерминированность или случайность, стационарность);
ограничения (на объем и номенклатуру запасов, размеры партий).
Рассмотрим основные параметры задачи управления запасами в логистической системе. Такими параметрами являются:
- параметры спроса (расхода): функция спроса a(t), интенсивность случайного спроса l, параметры закона распределения случайной величины спроса за некоторый интервал времени;
- параметры заказов: величина заказа (qз), момент заказа (tз), интервал времени между двумя смежными заказами (tсз);
- параметры поставок: величина партии поставки (qп), момент поставки (tп), интервал времени между двумя смежными поставками (tсп), время запаздывания поставки (выполнения заказа) - tзп;
- уровень запаса на складе: текущий (Q), средний ( ), максимальный (Qmax), страховой (Qстр).
Проиллюстрируем приведенные выше параметры задачи управления запасами на графике расходования и пополнения запасов при условии детерминированного постоянного спроса, а также при наличии страхового запаса (Qстр).
График, приведенный на рис. 3, представляет собой идеализированную схему расходования и пополнения запасов, когда пополнение запаса на складе происходит до его максимального значения Qmax.
Как только уровень запаса снижается до величины Qз в точке заказа (tз), производится заказ на поставку в объеме qз. Через определенный интервал времени (интервал запаздывания поставки - tзп) происходит поставка, объем которой (qп) равен объему заказа (qп =qз). Запас в момент tп (момент поставки) будет равен максимальному ( Qmax = Qстр + qп). Этот процесс повторяется через определенные промежутки времени (циклы) между заказами (tсз) и поставками (tсп).
Среди огромного разнообразия методов и моделей управления запасами на практике применяется достаточно ограниченное их количество, в основном те модели, которые позволяют получить относительно простые способы регулирования параметров заказа, поставок и уровней запасов на складе, а также не требуют больших объемов исходной информации и сложных методов контроля.
Различают детерминистические и стохастические (вероятностные) модели управления запасами в зависимости от действия случайных факторов на параметры системы управления. Если хотя бы один из параметров является случайной величиной, то модель будет стохастической, в противном случае – детерминистической.
2.При выборе поставщиков основными критериями являются: надежность поставщика, т. е. его способность поставлять необходимые ресурсы должного качества и в нужные сроки, уровень цен, удаленность поставщика от потребителя, наличие у поставщика свободных мощностей и т. д.
Основными источниками сведений о поставщиках и материалах являются личные контакты с продавцами, объявления в рекламных изданиях, описания товаров в каталогах и проспектах и т. д.
В результате изучения всех источников составляется список поставщиков, имеющих прочную репутацию.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. При этом разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.
Приведем пример расчета рейтинга поставщика. Допустим, что предприятию необходимо закупить товар, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же, как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения, приведена в табл. 5 .
Т а б л и ц а 5. Пример расчета рейтинга поставщика
Критерий выбора поставщика | Вес критерия | Оценка значения критерия по 10-балльной шкале у данного поставщика | Произведение веса критерия на его оценку |
Надежность поставки | 0,30 | 2,1 | |
Цена | 0,25 | 1,5 | |
Качество товара | 0,15 | 1,2 | |
Условия платежа | 0,15 | 0,6 | |
Возможность внеплановых поставок | 0,10 | 0,7 | |
Финансовое состояние поставщика | 0,05 | 0,2 | |
Итого | 1,00 | 6,3 |
Итоговое значение рейтинга R определяется путем суммирования произведений веса критерия (ai) на его оценку для данного поставщика (Wi), т. е.
, (8.1)
где n – количество критериев.
Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.