Методы управления запасами (АВС-анализ)

В экономике широко известно и применяемо правило Парето (20/80), согласно которому 20% исследуемых объектов дают 80% результата.

Современные логистические концепции используют АВС-анализ для нормирования и управления запасами. Суть метода состоит в том, чтобы из всех товарно-материальных ценностей выделить наиболее ценные или значимые и именно на них сосредоточить основное внимание. Как правило, ассортимент и количество таких ТМЦ относительно невелик, однако их стоимость значительна. Изучаемые объекты делят на три классификационные группы А, В и С на основе их годовой стоимости в денежных единицах (см. табл.).

Класс Количество наименований единиц запаса Доля в общей стоимости запасов
А 10-15% 70-80%
В 20-30% 15-25%
С 55-65% 5%

Запасы группы А должны подвергаться более тщательному физическому контролю складирования, размещаться в наиболее надежных местах, подвергаться более частым проверкам, более тщательное прогнозирование потребности для группы. Таким образом, ABC-анализ, предопределяет точное прогнозирование, физический контроль, надежность поставок и тщательный учет сохранности.

Системы управления запасами

Для обеспечения потребителя материальными ресурсами в необходимом количестве и в необходимое время решаются следующие основные задачи:

- выбор системы поставок запасов;

- определение размеров всех видов запасов;

- определение интервалов времени пополнения запасов;

- учет запасов.

На практике применяются две основные системы поставок запасов – система поставок с фиксированным размером заказа и система поставок с фиксированным интервалом времени между заказами.

Система поставок с фиксированным размером заказа. Графическая иллюстрация системы поставок с фиксированным размером заказа приведена на рис.

Методы управления запасами (АВС-анализ) - student2.ru

Критерием оптимальности явлется минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает два фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:

1) затраты, связанные с хранением (аренда, заработная плата персонала, потери от естественной убыли и т. д.); 2) затраты, связанные оформлением и получением заказа с фиксированным размером запаса.

Оптимизацию данных затрат позволяет сделать формула Уилсона – модель экономичного размера заказа (Economic Order Quantity — EOQ):

Методы управления запасами (АВС-анализ) - student2.ru ,

где EOQ – оптимальный размер заказа; D – потребность в запасе; S – операционные издержки по заказу; Н – стоимость хранения запаса в течение периода.

Также вычисляется временной период, когда следует возобновлять рассчитанное оптимальное количество ROP (reorder point):

Методы управления запасами (АВС-анализ) - student2.ru ,

где L – число дней до получения заказа.

Пример. Пусть ежегодный спрос D = 900 изделий, стоимость доставки изделий 45 руб. на изделие, расходы на содержание изделий на складе (в % к стоимости изделия) 25%, расходы на оформление заказа составили S = 50 руб. на заказ, время на поставку L = 10 дней. Оптимальная партия поставок

Методы управления запасами (АВС-анализ) - student2.ru изделий.

Период повторного заказа: Методы управления запасами (АВС-анализ) - student2.ru дней.

Система поставок с фиксированным интервалом времени между заказами. В конце каждого периода проверяется уровень запасов и исходя из этого определяется необходимый размер следующей партии поставок. Размер заказываемой партии товара (G) рассчитывается как разность между необходимым количеством запасов (Зн) и фактическими остатками с учетом времени на выполнение заказа и текущего потребления запасов (Зф):

G = Зн – Зф.

Расчет интервала времени между поставками (Т) определяется следующим образом:

Методы управления запасами (АВС-анализ) - student2.ru .

Микрологистические системы

Закупочная логистика

Функции логистики в области снабжения следующие:

- определение потребностей предприятия в материально-технических ресурсах;

- установление рациональных хозяйственных связей с поставщиками;

- организация закупок и завоза материально-технических ресурсов;

- организация хранения материалов и подготовка их к производственному потреблению;

- управление производственными запасами на складах предприятия;

- разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением;

- контроль за кредиторской задолженностью поставщиков;

- соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Существует ряд перспективных методов снабжения:

1) открытые заказы – техника поставок, при которой заказ в процессе выполнения может быть скорректирован. Выполняемый заказ является контрактом на закупку определенного количества товаров, но без права их отгрузки до получения соответствующего требования от заказчика;

2) закупки без счетов-фактур – один постоянный поставщик снабжает заказчика всеми материалами, необходимыми для производства конкретного продукта. Оплата закупок осуществляется на основе простого расчета количества материалов, используемых заказчиком при производстве продукции за отчетный период;

3) закупки без запасов – запасы для потребителя поддерживает поставщик;

4) закупки по стандарту – техника поставок, при которой их содержание и порядок осуществления регламентируются стандартами. Экономическая целесообразность достигается за счет формализации процедур и сокращения параметров поставок.

Производственная логистика

Управление производственными процедурами, или операционный менеджмент представляет собой ключевую логистическую функцию. Его задачей является управление материальными потоками на стадиях переработки предметов труда в готовую продукцию. При этом решаются задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня материальных ресурсов, сокращения продолжительности производственного цикла и т.п. Выделяют следующие функции логистики в области производства:

- планирование и диспетчеризация производства на основе прогноза потребности в готовой продукции и имеющихся заказов потребителей;

- разработка планов-графиков производственных заданий подразделениям предприятия;

- разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;

- установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;

- оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;

- контроль за количеством и качеством готовой продукции;

- контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Для решения логистических задач необходима организация производства в соответствии со следующими принципами:

- ритмичности, согласованной работы всех производственных структур;

- непрерывности технологических процессов;

- организации работ с минимальной трудоемкостью;

- обеспечения гибкости производственных структур;

- обеспечения плановости.

Основными современными методами решения этих задач являются:

1) упорядочение движения предметов труда в производстве. Без надлежащей организации движения предметов труда по технологическим маршрутам невозможно планирование времени окончания работ. Напротив, если известны направления движения ресурсов и его средняя скорость, то можно установить время выполнения заказа. Упорядоченное движение изделий в производстве достигается путем стандартизации и унификации технологических маршрутных карт прохождения предметов труда;

2) синхронизация производственных циклов. Синхронизация необходима для сведения к минимуму потерь рабочего времени и простоев оборудования, а также к резкому уменьшению незавершенного производства вследствие сокращения сроков межоперационного и межцехового пролеживания запасов.

Логистика распределения

Сбытовая логистика, или логистика распределения, – неотъемлемая часть логистики, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения – складирование, транспортировку, продажи. В целостной стратегии сбыта продукции (работ, услуг) фирмы можно выделить две основополагающие стороны. Во-первых, это изучение потребностей рынка, чем собственно занимается маркетинг, и, во-вторых, это методы наиболее полного удовлетворения указанных потребностей путем организации распределительной сети.

Основная цель логистической системы распределения – доставить товар в нужное место и в нужное время. Выделяют следующие функции логистики в области сбыта:

- стратегическое, текущее и оперативное планирование сбыта;

- выбор каналов товародвижения готовой продукции;

- нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения;

- разработка планов перевозки (отпуска) готовой продукции и организация их выполнения;

- организация работы собственной товаропроводящей сети;

- заключение договоров поставки с покупателями и контроль за их выполнением;

- участие в разработке планов-графиков запуска-выпуска готовой продукции;

- разработка сметы затрат по сбыту и контроль за ее соблюдением.

Решение задачи организации каналов распределения играет главную роль. Канал распределения – путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю.

При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т.е. о числе уровней канала и конкретном составе его участников. При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: а) от чьего имени работает посредник; б) за чей счет посредник ведет свои операции (см. табл.).

Классификация посредников

Тип посредника Признак классификации
Дилер От своего имени и за свой счет
Дистрибьютор От чужого имени и за свой счет
Комиссионер От своего имени и за чужой счет
Агент, брокер От чужого имени и за чужой счет

1) Дилеры – оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки. Таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Различают два вида дилеров. Эксклюзивные дилеры являются единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализации его продукции. Дилеры, сотрудничающие с производителем на условиях франшизы (предприятие, созданное на основе франчайзинга), именуются авторизованными.

2) Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории в течение определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником продукции. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. В этом случае в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки. В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами.

3) Комиссионеры – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. Производитель (или комитент в данной операции) остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Таким образом, комиссионер является посредником только для комитента, а не для конечного потребителя, деньги которого перечисляются на счет комиссионера. При этом риск случайной порчи и гибели продукции лежит на комитенте. Комиссионер обязан обеспечить сохранность товара. Он отвечает за утрату или повреждение продукции по своей вине. Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назначенной комитентом, и ценой реализации.

4) Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого основного по отношению к нему лица (принципала). Агент заключает сделки от имени, по поручению и за счет принципала. За свои услуги агенты получают вознаграждение по тарифам или в виде процентов от суммы проведенной операции.

5) Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов друг с другом. Брокеры не являются собственниками продукции, как дилеры или дистрибьюторы, и не распоряжаются продукцией, как комиссионеры или агенты. Брокеры выполняют лишь отдельные поручения. Их доходы формируются как определенный процент от сделки или фиксированная стоимость выполненной операции.

Складирование

Склад – место хранения запасов. Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада можно отнести:

- преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;

- хранение, выравнивание временной разницы между выпуском продукции и ее потреблением;

- объединение небольших партий грузов до полной загрузки транспортных средств;

- предоставление дополнительных услуг (подготовка товаров для продажи – фасовка, распаковка и т.д.; входной контроль; транспортно-экспедиторские услуги и т.п.).

Существует несколько основных проблем, успешное решение которых может гарантировать эффективное функционирование складского хозяйства. К ним относятся: 1) выбор между собственным складом и складом общего пользования; 2) определение числа складов и размещение складской сети; 3) определение размера и месторасположения склада; 4) выбор системы и организация процесса складирования.

Транспортная логистика

Для идеальной работы всех звеньев логистической системы необходимо организовать действенную систему физического перемещения ТМЦ от поставщика к потребителю. Стратегия развития транспортных систем должна базироваться на следующих принципах:

1) гибкость – транспортные организации должны гарантировать круглосуточную доставку грузов различными партиями в различные районы;

2) интегрированность – взаимосвязь с другими транспортными фирмами для осуществления смешанных перевозок (воздушные – морские – железнодорожные – автомобильные);

3) оказание дополнительных услуг – экспедирование грузов, охрана, временное складирование и т. д.

Информационное обеспечение

Формирование интегрированной информационной системы снабжения, производства и сбыта фирмы – сложный, многоплановый процесс, в котором используются достижения современных информационных технологий, новейшие компьютерные системы, что делает возможным успешное управление физическими процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения логистической цепи в целом.

Наши рекомендации