Глава 24. Понятия о логистике на транспорте
Основные понятия логистики
Логистика имеет глубокие исторические корни. Она тесным образом связана с процессами обращения товаров и распределением продукции на рынке. Идеи совместного рассмотрения снабженческой, производственной и сбытовой деятельности для рационализации управления экономической организацией лежат в основе логистического подхода к менеджменту.
Логистика может быть представлена с трех точек зрения: а) как хозяйственный процесс; б) как сфера и функция управления; в) как наука. Однако в любом случае логистика связана с движением материальных ресурсов. Логистика, оптимизируя товарные потоки, способствует снижению издержек, связанных с производством, обращением и реализацией товаров.
В общем случае в сферу логистики попадают вопросы, затрагивающие транспортирование, складирование, погрузку-разгрузку, сопровождение, упаковку и другие составляющие процесса товародвижения от первичного источника до последнего потребителя, включая промежуточные объекты. Но материальные потоки сопровождаются потоками информации, движением финансовых средств, документооборотом и другими сопутствующими факторами, которые являются дополнительными, но необходимыми частями всей системы логистики.
Применение принципов логистики на практике обеспечивает по мнению специалистов и данных фактических наблюдений:
· снижение уровня складских запасов на 30…50%;
· сокращение времени движения продукции на 25…45%;
· повышение производительности труда на 2…3%.
Приведем основные термины и определение логистики.
Логистика – это управление движением материальных и связанных с ними потоков в пространстве и времени от начального источника до конечного потребителя.
Логистическая система — это сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из элементов и звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками.
Логистическая цепь представляет собой линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы (производителей, посредников, складов, транспортных организаций и т. д.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока до определенного (в том числе и конечного) потребителя.
Логистической операцией называется совокупность действий, направленных на преобразование материального или сопутствующего потока (складирование, транспортирование и т. д.).
Под материальными потоками понимаются вещественные (товарные) потоки, возникающие в результате купли-продажи товаров между продавцами и покупателями, потоки сырья и других материалов, связанные с материально-техническим обеспечением производства и непосредственно производственные, а также транспортные, складские и т. д.
Звено логистической системы – обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной логистической задачи и выполняющий свою локальную цель в логистической системе.
Логистическая сеть – это полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам исследуемой логистической системы.
Логистический канал – упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающей все логистические цепи или их участки, проводящие материальные и сопутствующие им потоки от поставщиков до конечных потребителей материальных ресурсов.
По функциональным областям логистику принято разделять на закупочную (снабженческую), производственную, распределительную (сбытовую), транспортную, складскую, логистику запасов, информационно-финансовую, сервисную.
Назначение закупочной логистики состоит в обеспечении и удовлетворении потребностей производства в сырье, материалах, комплектующих с максимально возможной экономической эффективностью.
Производственная логистика должна обеспечивать непрерывную эффективную загрузку производственных мощностей сырьем, материалами, комплектующими и рациональное использование материальных ресурсов.
Распределительная логистика ответственна за создание и реализацию логистических сетей для продвижения товара на рынках в соответствии с маркетинговой стратегией экономической организации.
Целью информационной логистики является управление информационными потоками, не только обусловленными товародвижением, но и его определяющими; внедрение новейших информационных технологий в логистических системах; создание систем планирования, учета и мониторинга, позволяющих согласовывать интересы клиентов и логистических агентов.
С точки зрения перевозок грузов наибольший интерес и актуальность приобретает транспортная логистика.
Транспортная логистика
Основной задачей транспортной логистики является обеспечение транспортирования (перемещения) товаров; минимизация транспортных затрат; нахождение оптимальных маршрутов доставки грузов; обеспечение согласованной, взаимовыгодной работы автотранспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов, складских и терминальных комплексов; создание и реализация схем доставки при смешанных (интермодальных) перевозках и т. д.
Формализуя задачу транспортной логистики в общем виде можно отметить, что необходимо: а) минимизировать время на транспортирование; б) минимизировать время на хранение грузов на складах (отправителей, получателей, транзитных); в) минимизировать транспортные издержки.
Велика роль транспортной составляющей в логистических издержках. Анализ отчетных данных организаций национальной экономики позволил установить, что средняя доля затрат на товародвижение составляет более 20% валового национального продукта. В структуре этих затрат издержки на содержание запасов составляют 44%, на складирование и экспедирование – 16%, перевозки – 31%, сбыт – 8%. Величина транспортной составляющей в цене продукции может колебаться от 3…5% (для товаров длительного пользования – холодильники, стиральные машины и др.) до 40…50% (для продуктов питания и продукции добывающих отраслей) и даже 80…85% (для минерально-строительных материалов).
В транспортную систему входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из них имеет определенные достоинства и недостатки (табл. 24.1).
Таблица 24.1
Особенности различных видов транспорта
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железно- дорожный | Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перево- | Большие капитальные вложения на |
зок независимо от климатических условий; невысокая себестоимость перевозок грузов; более высокая скорость доставки грузов и более короткий, по сравнению с речным транспортом, путь; высокие показатели использования пути и подвижного состава | сооружение железной дороги | |
Морской | Возможность межконтинентальных перевозок грузов; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; практически неограниченная пропускная и высокая провозная способность; более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения; небольшие капитальные вложения в устройства пути | Географические и навигационные условия, необходимость создания на морских побережьях большого портового хозяйства |
Речной | Высокая провозная способность на глубоководных реках; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капитальные затраты на организацию судоходства | Неравномерность глубин рек, сезонность работы, небольшая скорость перевозки |
Автомобильный | Высокая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки грузов; доставка продукции без промежуточных перегрузок и непосредственно со склада отправителя до склада получателя; небольшие капитальные вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния | Низкая производительность труда, уровень эксплуатационных показателей и состояние дорожной сети |
Воздушный | Высокая скорость доставки груза; большая дальность беспосадочного полета; более короткие, по сравнению с другими видами транспорта, маршруты следования | Высокая себестоимость перевозки грузов, поэтому он используется в основном для перевозки пассажиров |
Трубопроводный | Прокладка трубопроводов и перекачка нефтепродуктов в больших объемах возможны повсеместно, при этом обеспечиваются низкая себестоимость и полная герметизация транспортировки, автоматизация операций налива, перекачки и слива, низкие капитальные вложения и расход металла | Узкая специализация, высокая стоимость, возможность глобальных экологических катастроф |
В зависимости от стратегии и выдвигаемых задач экономические организации выбирают тот или иной вид транспорта. Выбор вида транспорта проводится с учетом размещения производства и рынков сбыта, числа посредников, схем доставки грузов, транспортных тарифов, технико-экономических особенностей различных видов транспорта.
Железнодорожный транспорт применяют для дальних перевозок и достаточно медленного перемещения сырья и малоценных грузов. Водные виды транспорта имеют ограниченные возможности, поэтому их использование требует, чтобы грузовые точки были расположены на водных путях, и время перевозок совпадало с периодом судоходства. Воздушный транспорт является самым дорогим по издержкам, провозные способности его ограничены, места погрузки и разгрузки строго фиксированы. Автомобильный транспорт наиболее распространенный, самый мобильный, может осуществлять перевозки «от двери до двери», он, обычно начинает и заканчивает смешанные перевозки различными видами транспорта.
Главной целью транспортной логистики без относительной привязки к конкретному виду транспорта является обеспечение доставки грузов потребителю определенной номенклатуры в заданном количестве в установленные сроки с минимальными затратами. Вместе с тем процесс перевозки кроме непосредственного перемещения груза автотранспортным средством включает в себя и сопутствующие операции и работы, например складирование, подготовку груза к отправке, погрузку, разгрузку и т. д. Отдельная операция или группа операций, сопутствующих основному перевозочному процессу, представляет собой автотранспортную услугу.
Следует различать понятия перевозки и автотранспортной услуги: перевозка – это основная услуга, товар автотранспортной организации, тогда как автотранспортная услуга с точки зрения маркетинга выступает также в роли сервисной услуги. В выражении «рынок автотранспортных услуг» под услугами понимают все виды производственно-хозяйственной деятельности автотранспортной организации, направленные на удовлетворение потребностей обслуживаемой клиентуры и характеризующиеся наличием необходимого ресурсного, технологического, экономического, информационного и организационно-управленческого обеспечения. Термин «АТУ» используется для обозначения различных видов деятельности АТО: перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования, посреднических услуг и др.
Следует отметить, что деятельность АТО, связанная с перевозкой грузов и погрузочно-разгрузочными работами на всем протяжении от грузоотправителей до грузополучателей, называется транспортным обслуживанием клиентов.
Деятельность АТО по своевременной и высококачественной подготовке грузов к перевозке (страхование, охрана, сопровождение, информирование клиента о местонахождении груза, таможенные процедуры, хранение на складе, оформление документов, выполнение платежно-расчетных операций и др.) представляет собой экспедиционное обслуживание.
Деятельность организаций автомобильного транспорта, предоставляющих полный перечень услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию клиентов, называется комплексным транспортно-экспедиционным обслуживанием. Однако такая форма обслуживания не отвечает современным тенденциям на рынке АТУ. Со стороны клиентуры появился спрос на новые виды услуг — организационно-посреднические, связанные с координацией транспортного процесса, лизингом и арендой подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов, посредничеством в организации перевозок другими видами транспорта, осуществлением перевозок импортируемых и экспортируемых товаров клиентов за рубежом, оперативным управлением движением грузов, компьютерной обработкой баз данных, обновлением и предоставлением заинтересованным лицам информации о текущем и перспективном спросе на перевозки и АТУ, а также о возможностях его удовлетворения. Клиентам удобно при минимальных затратах все организационно-посреднические, транспортные и экспедиционные работы, касающиеся производства, распределения и сбыта продукции, переложить на транспортную организацию.
Таким образом, налицо потребность клиентов в обслуживании их исходя из логистической концепции управления, основой которой является интеграция всех элементов производственной системы, их четкое взаимодействие, сведение к минимуму потерь за счет оптимизации перемещения материальных потоков. В связи с этим возникает необходимость во введении понятия транспортно-логистического обслуживания (ТЛО) клиентуры, под которым понимают согласованную с грузоотправителями и грузополучателями в пространстве и во времени деятельность автотранспортной организации, связанную с доставкой грузов необходимого качества в определенном объеме в нужное время и место и выполнением сопутствующих этой доставке АТУ с целью содействия клиентам в достижении наибольшей эффективности производства и сбыта продукции.
Особенности структуры транспортно-логистического обслуживания отражены в табл. 24.2.
Таблица 24.2
Структура транспортно-логистического обслуживания
Вид обслуживания | Характер услуги | Содержание услуг |
Транспортное обслуживание | Услуги по погрузке | Погрузка ручным или механизированным способом |
Перевозка грузов | Перевозка универсальным или специализированным ТС; внутригородские, пригородные, междугородные, мелкопартионные, партионные, массовые, сдельные, почасовые, тарные, бестарные перевозки | |
Услуги по разгрузке | Разгрузка ручным или механизированным способом | |
Экспедиционное обслуживание | Начально-конечные услуги | Осмотр груза, увязка, пересчет, сдача клиенту, подготовка к отправке, визирование доставки |
Складские услуги | Ответственное хранение груза, маркировка, комплектование, упаковка, затаривание, пакетирование, содержание охлажденной и замороженной продукции | |
Экспедиционные услуги | Экспедирование и охрана груза, оформление товарно-транспортных накладных и другой документации, выполнение расчетно-платежных операций от лица клиента | |
Страховые услуги | Страхование доставки грузов, ТС, водителей, экспедиторов | |
Таможенные услуги | Оформление таможенных деклараций, уплата таможенных пошлин от лица клиента, растаможивание грузов клиентов | |
Посредническое обслуживание | Организационно-посреднические услуги | Координация ТЛО, организация попутной загрузки ТС, организация лизинга и аренды ТС, погрузочно-разгрузочных механизмов и складского оборудования, перегон ТС, посредничество в поиске субподрядчиков, организация перевозок грузов другими видами транспорта, осуществление перевозок импортных и экспортных товаров филиалом за рубежом |
Консультационно-аналитические услуги | Выбор вида транспорта, типа ТС, транспортной тары, организация оптимальной логистической цепи движения грузов, прогнозирование спроса на перевозки и АТУ, маркетинговые исследования рынка АТУ | |
Информационные услуги | Информирование о месте нахождения груза, текущем и перспективном спросе на перевозки и АТУ, подтверждение вывоза груза и его доставки, компьютерная обработка баз данных |
Примечание. ТС – транспортное средство; ТЛО – транспортно-логистическое обслуживание.
В связи с вышеизложенной информацией актуальным является рассмотрение вопросов применения средств связи и вычислительной техники, а также экономико-математических методов для повышения эффективности управления процессами перевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается суть логистики? Дайте определение логистики.
2. Каковы основные термины логистики?
3. На какие функциональные области принято разделять логистику? Расскажите о них.
4. Как можно сформулировать задачу транспортной логистики?
5. Какие достоинства и недостатки различных видов транспорта с точки зрения логистики вы знаете?
6. Чем отличаются различные виды обслуживания клиентуры: транспортное, транспортно-экспедиционное, транспортно-логистическое?