Глава 24. Понятия о логистике на транспорте

Основные понятия логистики

Логистика имеет глубокие исторические корни. Она тесным образом связана с процессами обращения товаров и распределением продукции на рынке. Идеи совместного рассмотрения снабженческой, производственной и сбытовой деятельности для рационализации управления экономической организацией лежат в основе логистического подхода к менеджменту.

Логистика может быть представлена с трех точек зрения: а) как хо­зяйственный процесс; б) как сфера и функция управления; в) как наука. Однако в любом случае логистика связана с движением материальных ре­сурсов. Логистика, оптимизируя товарные потоки, способствует снижению издержек, связанных с производством, обращением и реализацией товаров.

В общем случае в сферу логистики попадают вопросы, затрагиваю­щие транспортирование, складирование, погрузку-разгрузку, сопровождение, упаковку и другие составляющие процесса товародвижения от первичного источника до последнего потребителя, включая промежуточные объекты. Но материальные потоки сопровождаются потоками информации, движе­нием финансовых средств, документооборотом и другими сопутствующи­ми факторами, которые являются дополнительными, но необходимыми частями всей системы логистики.

Применение принципов логистики на практике обеспечивает по мнению специалистов и данных фактических наблюдений:

· снижение уровня складских запасов на 30…50%;

· сокращение времени движения продукции на 25…45%;

· повышение производительности труда на 2…3%.

Приведем основные термины и определение логистики.

Логистика – это управление движением материальных и связанных с ними потоков в пространстве и времени от начального источника до ко­нечного потребителя.

Логистическая система — это сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из элементов и звеньев, взаимосвязан­ных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками.

Логистическая цепь представляет собой линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы (производителей, посредников, складов, транспортных организаций и т. д.), осуществляющих логистиче­ские операции по доведению материального потока до определенного (в том числе и конечного) потребителя.

Логистической операцией называется совокупность действий, на­правленных на преобразование материального или сопутствующего потока (складирование, транспортирование и т. д.).

Под материальными потоками понимаются вещественные (товар­ные) потоки, возникающие в результате купли-продажи товаров между продавцами и покупателями, потоки сырья и других материалов, связанные с материально-техническим обеспечением производства и непосредственно производственные, а также транспортные, складские и т. д.

Звено логистической системы – обособленный объект, не подлежа­щий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной логистической за­дачи и выполняющий свою локальную цель в логистической системе.

Логистическая сеть – это полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам исследуемой логистической системы.

Логистический канал – упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающей все логистические цепи или их участки, проводящие материальные и сопут­ствующие им потоки от поставщиков до конечных потребителей материальных ресурсов.

По функциональным областям логистику принято разделять на закупочную (снаб­женческую), производственную, распределительную (сбытовую), транспортную, склад­скую, логистику запасов, информационно-финансовую, сервисную.

Назначение закупочной логистики состоит в обеспечении и удовлетворении по­требностей производства в сырье, материалах, комплектующих с максимально возможной экономической эффективностью.

Производственная логистика должна обеспечивать непрерывную эффективную за­грузку производственных мощностей сырьем, материалами, комплектующими и рацио­нальное использование материальных ресурсов.

Распределительная логистика ответственна за создание и реализацию логистиче­ских сетей для продвижения товара на рынках в соответствии с маркетинговой стратегией экономической организации.

Целью информационной логистики является управление информационными пото­ками, не только обусловленными товародвижением, но и его определяющими; внедрение новейших информационных технологий в логистических системах; создание систем пла­нирования, учета и мониторинга, позволяющих согласовывать интересы клиентов и логи­стических агентов.

С точки зрения перевозок грузов наибольший интерес и актуальность приобретает транспортная логистика.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является обеспечение транспортирова­ния (перемещения) товаров; минимизация транспортных затрат; нахождение оптимальных маршрутов доставки грузов; обеспечение согласованной, взаимовыгодной работы авто­транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов, складских и терминальных комплексов; создание и реализация схем доставки при смешанных (интермодальных) пе­ревозках и т. д.

Формализуя задачу транспортной логистики в общем виде можно отметить, что не­обходимо: а) минимизировать время на транспортирование; б) минимизировать время на хранение грузов на складах (отправителей, получателей, транзитных); в) минимизировать транспортные издержки.

Велика роль транспортной составляющей в логистических издержках. Анализ отчет­ных данных организаций национальной экономики позволил установить, что средняя доля затрат на товародвижение составляет более 20% валового национального продукта. В структуре этих затрат издержки на содержание запасов составляют 44%, на складирование и экспедирование – 16%, пере­возки – 31%, сбыт – 8%. Величина транспортной составляющей в цене продукции может колебаться от 3…5% (для товаров длительного пользования – холодильники, стиральные машины и др.) до 40…50% (для продуктов питания и продукции добывающих отраслей) и даже 80…85% (для минерально-строительных материалов).

В транспортную систему входят железнодорожный, морской, речной, автомобиль­ный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из них имеет определенные дос­тоинства и недостатки (табл. 24.1).

Таблица 24.1

Особенности различных видов транспорта

Вид транспорта Достоинства Недостатки
Железно- дорожный Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перево- Большие капиталь­ные вложения на
  зок независимо от климатических условий; невысокая себестоимость перевозок грузов; более высокая скорость доставки грузов и более короткий, по сравнению с речным транспортом, путь; высокие показа­тели использования пути и под­вижного состава сооружение желез­ной дороги
Морской Возможность межконтинентальных перевозок грузов; низкая себестои­мость перевозок на дальние рас­стояния; практически неограничен­ная пропускная и высокая провоз­ная способность; более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения; небольшие капитальные вложения в устройства пути Географические и навигационные ус­ловия, необходи­мость создания на морских побережь­ях большого порто­вого хозяйства
Речной Высокая провозная способность на глубоководных реках; невысокая себестоимость перевозок; неболь­шие капитальные затраты на орга­низацию судоходства Неравномерность глубин рек, сезон­ность работы, не­большая скорость перевозки
Автомобильный Высокая маневренность и подвиж­ность; высокая скорость доставки грузов; доставка продукции без промежуточных перегрузок и непо­средственно со склада отправителя до склада получателя; небольшие капитальные вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния Низкая производи­тельность труда, уровень эксплуата­ционных показате­лей и состояние дорожной сети
Воздушный Высокая скорость доставки груза; большая дальность беспосадочного полета; более короткие, по сравне­нию с другими видами транспорта, маршруты следования Высокая себестои­мость перевозки грузов, поэтому он используется в ос­новном для пере­возки пассажиров
Трубопроводный Прокладка трубопроводов и пере­качка нефтепродуктов в больших объемах возможны повсеместно, при этом обеспечиваются низкая себестоимость и полная герметиза­ция транспортировки, автоматиза­ция операций налива, перекачки и слива, низкие капитальные вложе­ния и расход металла Узкая специализа­ция, высокая стои­мость, возможность глобальных эколо­гических катастроф

В зависимости от стратегии и выдвигаемых задач экономические организации выби­рают тот или иной вид транспорта. Выбор вида транспорта проводится с учетом размещения производства и рынков сбыта, числа посредников, схем доставки грузов, транспортных тарифов, технико-экономических особенностей различных видов транспорта.

Железнодорожный транспорт применяют для дальних перевозок и достаточно медлен­ного перемещения сырья и малоценных грузов. Водные виды транспорта имеют ограничен­ные возможности, поэтому их использование требует, чтобы грузовые точки были располо­жены на водных путях, и время перевозок совпадало с периодом судоходства. Воздушный транспорт является самым дорогим по издержкам, провозные способности его ограничены, места погрузки и разгрузки строго фиксированы. Автомобильный транспорт наиболее распростра­ненный, самый мобильный, может осуществлять перевозки «от двери до двери», он, обычно начинает и заканчивает смешанные перевозки различными видами транспорта.

Главной целью транспортной логистики без относительной привязки к конкретному виду транспорта является обеспечение доставки грузов потребителю определенной номенкла­туры в заданном количестве в установленные сроки с минимальными затратами. Вместе с тем процесс перевозки кроме непосредственного перемещения груза автотранспортным средством включает в себя и сопутствующие операции и работы, например складирование, подготовку груза к отправке, погрузку, разгрузку и т. д. Отдельная операция или группа операций, сопутствующих основному перевозочному процессу, представляет собой автотранспортную услугу.

Следует различать понятия перевозки и автотранспортной услуги: перевозка – это основная услуга, товар автотранспортной организации, тогда как автотранспортная услуга с точки зрения маркетинга выступает также в роли сервисной услуги. В выражении «рынок автотранспортных услуг» под услугами понимают все виды производственно-хозяйственной деятельности автотранспортной организации, направленные на удовлетворение потребностей обслуживаемой клиентуры и характеризующиеся наличием необходимого ресурсного, технологического, экономического, информационного и организационно-управленческого обеспечения. Термин «АТУ» используется для обозначения различ­ных видов деятельности АТО: перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования, посреднических услуг и др.

Следует отметить, что деятельность АТО, связанная с перевозкой грузов и погрузочно-разгрузочными работами на всем протяжении от грузоотправителей до грузополучателей, называ­ется транспортным обслуживанием клиентов.

Деятельность АТО по своевременной и высококачественной подготовке грузов к перевозке (страхование, охрана, сопровождение, информирование клиента о местонахождении груза, та­моженные процедуры, хранение на складе, оформление документов, выполнение платежно-расчетных операций и др.) представляет собой экспедиционное обслуживание.

Деятельность организаций автомобильного транспорта, предоставляющих полный перечень услуг по транспортно­-экспедиционному обслуживанию клиентов, называется комплексным транспортно-экспедиционным обслуживанием. Однако такая форма обслуживания не отвечает современным тенденциям на рынке АТУ. Со стороны клиентуры появился спрос на новые виды услуг — организационно-посреднические, связанные с координацией транспортного процесса, лизингом и арендой под­вижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов, посредничеством в организации перево­зок другими видами транспорта, осуществлением перевозок импортируемых и экспортируемых товаров клиентов за рубежом, оперативным управлением движением грузов, компьютерной обработкой баз данных, обновлением и предоставлением заинтересованным лицам информации о текущем и перспективном спросе на перевозки и АТУ, а также о возможностях его удовлетворе­ния. Клиентам удобно при минимальных затратах все организационно-посреднические, транс­портные и экспедиционные работы, касающиеся производства, распределения и сбыта продук­ции, переложить на транспортную организацию.

Таким образом, налицо потребность клиентов в обслуживании их исходя из логистической кон­цепции управления, основой которой является интеграция всех элементов производственной си­стемы, их четкое взаимодействие, сведение к минимуму потерь за счет оптимизации перемещения материальных потоков. В связи с этим возникает необходимость во введении понятия транспортно-логистического обслуживания (ТЛО) клиентуры, под которым понимают согласованную с грузоотправителями и грузо­получателями в пространстве и во времени деятельность автотранспортной организации, связанную с доставкой грузов не­обходимого качества в определенном объеме в нужное время и место и выполнением сопутст­вующих этой доставке АТУ с целью содействия клиентам в достижении наибольшей эффективно­сти производства и сбыта продукции.

Особенности структуры транспортно-логистического обслуживания отражены в табл. 24.2.

Таблица 24.2

Структура транспортно-логистического обслуживания

Вид обслужива­ния Характер услуги Содержание услуг
Транспортное об­служивание   Услуги по по­грузке Погрузка ручным или ме­ханизированным способом
Перевозка грузов Перевозка универсальным или специали­зированным ТС; внутригородские, приго­родные, междугородные, мелкопартион­ные, партионные, массовые, сдельные, почасовые, тарные, бестарные перевозки
Услуги по разгрузке Разгрузка ручным или механизированным способом
Экспедиционное обслуживание   Начально-конечные ус­луги Осмотр груза, увязка, пересчет, сдача клиенту, подготовка к отправке, визи­рование доставки
Складские услуги Ответственное хранение груза, маркиров­ка, комплектование, упаковка, затарива­ние, пакетирование, содержание охлаж­денной и замороженной продукции
Экспедиционные услуги Экспедирование и охрана груза, оформле­ние товарно-транспортных накладных и другой документации, выполнение расчет­но-платежных операций от лица клиента
Страховые услуги Страхование доставки грузов, ТС, води­телей, экспедиторов
Таможенные услуги Оформление таможенных деклараций, уплата таможенных пошлин от лица клиента, растаможивание грузов клиен­тов
Посредническое обслуживание Организационно-посреднические услуги Координация ТЛО, организация попут­ной загрузки ТС, организация лизинга и аренды ТС, погрузочно-разгрузочных механизмов и складского оборудо­вания, перегон ТС, посредничество в поиске субподрядчиков, организация перевозок грузов другими видами транс­порта, осуществление перевозок им­портных и экспортных товаров филиа­лом за рубежом
    Консультационно-аналитические ус­луги Выбор вида транспорта, типа ТС, транс­портной тары, организация оптимальной логистической цепи движения грузов, прогнозирование спроса на перевозки и АТУ, маркетинговые иссле­дования рынка АТУ
Информационные услуги Информирование о месте нахождения гру­за, текущем и перспективном спросе на перевозки и АТУ, подтверждение вывоза груза и его доставки, компьютерная обра­ботка баз данных

Примечание. ТС – транспортное средство; ТЛО – транспортно-логистическое обслуживание.

В связи с вышеизложенной информацией актуальным является рассмотрение во­просов применения средств связи и вычислительной техники, а также эко­номико-математических методов для повышения эффективности управле­ния процессами перевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается суть логистики? Дайте определение логистики.

2. Каковы основные термины логистики?

3. На какие функциональные области принято разделять логистику? Расскажите о них.

4. Как можно сформулировать задачу транспортной логистики?

5. Какие достоинства и недостатки различных видов транспорта с точки зрения логистики вы знаете?

6. Чем отличаются различные виды обслуживания клиентуры: транспортное, транспортно-экспедиционное, транспортно-логистическое?

Наши рекомендации