Раздел 1. Выполнение работ по профессии Оператор поста централизации

Тема 1.1. Движение поездов в условиях нормальной работы устройств СЦБ

Прием поездов на станцию. Обязанности оператора поста централизации, его ответственность за обеспечение бесперебойного приема поездов. Проверка свободности пути приема, правильности приготовления маршрута. Прием поездов при запрещающем показании светофоров или на путь, не предусмотренный техническо-распорядительным актом станции для приема поездов, формы регистрируемых приказов и письменных разрешений. Порядок одновременного приема поездов противоположных направлений. Встреча поездов.

Отправление поездов со станции. Проверка свободности перегона при различных средствах сигнализации и связи. Проверка правильности приготовления маршрута. Открытие выходного сигнала, порядок и разрешение на отправление поездов при запрещающем показании светофора, а также с путей, не оборудованных выходными светофорами. Контроль отправления поезда в полном составе.

Порядок приготовления маневровых маршрутов, регламент переговоров.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Приведите порядок приготовления маршрута приема и отправления поезда.

2. Приведите способы проверки свободности пути.

3. Перечислите случаи приема поезда по запрещающему входному светофору.

4. Объясните, что является разрешением на прием поезда по запрещающему входному светофору.

5. Укажите порядок отправления поездов по групповому выходному светофору в нормальных условиях.

6. Перечислите разрешения на отправление поездов по групповому выходному светофору при неисправности маршрутного указателя или повторителя.

7. Перечислите разрешения на отправление поездов по запрещающему выходному светофору на участках, оборудованных автоблокировкой.

8. Охарактеризуйте порядок отправления хозяйственных поездов, возвращающихся с перегона на станцию отправления в нормальных условиях.

9. Охарактеризуйте порядок отправления хозяйственных поездов, возвращающихся с перегона на станцию отправления в при неисправности устройств СЦБ.

10. Перечислите неисправности, при которых прекращается действие автоблокировки.

11. Охарактеризуйте действияоператора поста централизации при обнаружении неисправности автоблокировки.

12. Перечислите разрешения на отправление поездов с пути, не имеющего выходного светофора.

13. Укажите, что является разрешением на отправление поездов по запрещающему выходному светофору.

14. Перечислите случаи заполнения разрешения на бланке зеленого цвета формы ДУ-54 с заполнением пункта 1.

15. Укажите, что является разрешением на отправление поездов, голова которых перекрывает выходной светофор и его невозможно открыть.

16. Перечислите случаи заполнения разрешения на бланке зеленого цвета формы ДУ-54 с заполнением пункта 2.

Домашнее задание

Группами по 3–5 человек подготовить доклады в рамках темы на 5–7 минут (3 стр., формат А4). Доклады должны быть оформлены в письменном виде.

Предлагаемые темы докладов на выбор

1. Обязанности оператора поста централизации.

2. Регламент переговоров при маневровой работе.

3. Средства сигнализации и связи при движении поездов.

4. Перевод стрелок курбелем.

Список литературы: [1, 2, 3]

Средства массовой информации и интернет-ресурсы:

Транспорт России: еженедельная газета http://www.transportrussia.ru

Железнодорожный транспорт:

http://www.zdtmagazine.ru/redakt/redak.htm.

Гудок: Форма доступа: www.onlinegazeta.info/gazeta/goodok.htm

Техника железных дорог http://ipem.ru/editions/tzd/

Сайт ОАО «РЖД» www.rzd.ru/

Тема 1.2. Движение поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ

Порядок движения поездов при перерыве всех средств сигнализации и связи на однопутных и двухпутных перегонах; перечень поездов, запрещенных к отправлению при перерыве действий всех средств сигнализации и связи. Порядок заполнения разрешения ф. ДУ-56. Формы письменных извещений, порядок их оформления (по ф. ДУ-55) и пересылки. Оформление перехода на движение поездов посредством письменных извещений в журнале поездных телефонограмм, запись в нем письменных извещений. Оформление восстановления действия сигнализации и связи.

Порядок движения восстановительных, пожарных поездов, специального подвижного состава и вспомогательных локомотивов; порядок их затребования. Порядок заполнения разрешений (ф. ДУ-64), поездной документации.

Порядок движения поездов с разграничением времени (вслед). Перечень поездов, запрещенных к отправлению с разграничением времени. Формы телефонограмм, уведомлений, путевых записок при движении с разграничением времени.

Действия оператора поста централизации при невозможности перевода стрелки электрической централизации, при появлении ложной занятости пути или стрелочного изолированного участка пути, ложной свободности станционного пути, стрелочного или бесстрелочного участка или первого блок-участка удаления. Действия оператора поста централизации при самопроизвольном перекрытии входного или выходного светофоров, неисправности контрольного замка на стрелке, оборудованной ключевой зависимостью. Прием (отправление) поездов по пригласительному сигналу. Способы выключения устройств из централизации (зависимости) с сохранением и без сохранения пользования сигналами. Оформление записей в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Перечислите основные формы телефонограмм на двухпутном участке при телефонных средствах связи.

2. Перечислите основные формы телефонограмм на однопутном участке при телефонных средствах связи.

3. Укажите форму телефонограммы на двухпутном участке, после которой разрешается заполнять путевую записку.

4. Укажите форму телефонограммы на однопутном участке, после которой разрешается заполнять путевую записку.

5. Перечислите неисправности, при которых стрелки переводятся стрелочными рукоятками?

6. Перечислите неисправности, при которых стрелки переводятся курбелем?

7. Перечислите неисправности, при которых вспомогательной кнопкой?

8. Укажите случаи, при которых стрелка запирается на закладку и навесной замок?

9. Назовите разрешения на отправление поезда при ложной свободности пути.

10. Перечислите разрешения на прием поезда при отсутствии питания устройств электроэнергией.

11. Укажите порядок доклада поездному диспетчеру о приготовленном маршруте.

12. Опишите порядок проверки свободности пути при ложной занятости.

13. Укажите световую индикацию на пульте управления при ложной свободности стрелочного изолированного участка.

14. Укажите световую индикацию на пульте управления при ложной занятости стрелочного изолированного участка.

15. Укажите световую индикацию на пульте управления при нарушении электрического контроля положения стрелки.

16. Приведите порядок приготовления маршрута в случае, если пульт управления не освещается.

17. Укажите порядок запирания стрелок в маршруте в условиях нарушения электрического контроля положения стрелки.

18. Укажите порядок запирания стрелок в маршруте в условиях отсутствия питания устройств электроэнергией.

19. Назовите порядок запирания стрелок в маршруте в условиях нарушения электрического контроля положения стрелки.

20. Назовите порядок запирания стрелок в маршруте в условиях отсутствия питания устройств электроэнергией.

Домашнее задание

Группами по 3–5 человек подготовить доклады в рамках темы на 5–7 минут (3 стр., формат А4). Доклады должны быть оформлены в письменном виде.

Предлагаемые темы докладов на выбор

1.Особенности пользования устройствами СЦБ.

2. Ошибки железнодорожников, которые заканчиваются бедой.

3. Человеческий фактор в обеспечении безопасности движения.

4. Предупреждение неисправностей в устройствах СЦБ.

Список литературы: [1, 2, 3]

Средства массовой информации и интернет-ресурсы:

Транспорт России: еженедельная газета http://www.transportrussia.ru

Железнодорожный транспорт:

http://www.zdtmagazine.ru/redakt/redak.htm.

Гудок: Форма доступа: www.onlinegazeta.info/gazeta/goodok.htm

Техника железных дорог http://ipem.ru/editions/tzd/

Сайт ОАО «РЖД» www.rzd.ru/

Тема 1.3. Система сигнализации

Сигналы, их подразделение по способу восприятия и времени применения. Сигнальные цвета. Порядок подачи сигналов. Виды светофоров, их назначение, место установки, обозначения, значение подаваемых ими сигналов.

Ограждение мест препятствий для движения поездов и мест производства работ на станциях: установка стрелок, их запирание или зашивание костылями, установка переносных сигналов на пути, на стрелочном переводе, вблизи стрелочного перевода, на входной стрелке, между входной стрелкой и входным сигналом. Ограждение мест, требующих уменьшения скорости на главных и на станционных путях.

Ограждения подвижного состава на станционных путях. Ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне.

Требования, предъявляемые ручными сигналами при приеме, пропуске, отправлении поездов, при опробовании автотормозов; должностные лица, в обязанность которых вменяется подача сигналов. Указатели: маршрутные, стрелочные, устройств сбрасывания и путевого заграждения и прочие; показания и место установки. Постоянные и временные сигнальные знаки, их назначение и место установки.

Показания и значения сигналов, подаваемых маневровыми и горочными светофорами. Ручные и звуковые сигналы, подаваемые при маневрах. Сигналы, применяемые для обозначения грузовых и пассажирских поездов, локомотивов, снегоочистителей, съемных подвижных единиц.

Звуковые сигналы, применяемые при движении поездов. Оповестительные сигналы, сигналы бдительности. Сигналы тревоги и специальные указатели. Действия работников при подаче сигналов тревоги.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Охарактеризуйте сигналы по условиям восприятия.

2. Классифицируйте сигналы по назначению.

3. Укажите значения сигналов, подаваемых светофорами.

4. Укажите условия видимости сигналов, устанавливаемых на перегоне.

5. Укажите условия видимости сигналов, устанавливаемых на станции.

6. Перечислите сигналы, подаваемые входным светофором при следовании по главному пути.

7. Перечислите сигналы, подаваемые входным светофором при следовании по боковому пути.

8. Перечислите сигналы, подаваемые выходным светофором на участках, оборудованных автоблокировкой.

9. Перечислите сигналы, подаваемые проходным светофором на участках, оборудованных трехзначной сигнализацией.

10. Перечислите ручные сигналы, подаваемые оператором поста централизации, в случае пропуска или остановки поезда.

11. Перечислите ручные сигналы, подаваемые при маневрах.

12. Укажите обозначение головы поезда при следовании на однопутном участке.

13. Укажите обозначение головы поезда при следовании по неправильному пути двухпутного участка.

14. Укажите обозначение головы поезда при следовании на однопутном участке вагонами вперед.

15. Укажите обозначение головы поезда при следовании по неправильному пути двухпутного участка вагонами вперед.

16. Перечислите случаи подачи оповестительного сигнала.

17. Перечислите случаи подачи сигнала бдительности.

18. Перечислите сигналы тревоги, укажите порядок их подачи.

Домашнее задание

Группами по 3–5 человек подготовить доклады в рамках темы на 5–7 минут (3 стр., формат А4). Доклады должны быть оформлены в письменном виде.

Предлагаемые темы докладов на выбор

1. Групповой выходной светофор.

2. Ограждение мест производства работ в условиях плохой видимости.

3. Постоянные сигнальные указатели.

4. Временные сигнальные указатели.

5. Воздушный промежуток.

6. Нейтральная вставка.

Список литературы: [1, 2, 3]

Средства массовой информации и интернет-ресурсы:

Транспорт России: еженедельная газета http://www.transportrussia.ru

Железнодорожный транспорт:

http://www.zdtmagazine.ru/redakt/redak.htm.

Гудок: Форма доступа: www.onlinegazeta.info/gazeta/goodok.htm

Техника железных дорог http://ipem.ru/editions/tzd/

Сайт ОАО «РЖД» www.rzd.ru/

Тема 1.4. Закрепление вагонов на путях станции

Нормы и порядок закрепления вагонов на станционных путях, взаимный контроль работников станции за закреплением вагонов, особенности производства маневров на станционных путях, находящихся на уклоне.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Назовите порядок учета, хранения и применения тормозных башмаков.

2. Укажите места, где запрещается укладывать тормозные башмаки.

3. Укажите правила укладки тормозных башмаков.

4. Перечислите неисправности тормозных башмаков.

5. Перечислите случаи, где для расчета количества тормозных башмаков используется коэффициенты 4 и 1,5.

6. Назовите случаи, при которых разрешается использовать для закрепления составов поездов автотормоза.

7. Укажите порядок расчета закрепления состава поездов или групп вагонов, находящихся на путях с ломанным профилем пути.

8. Опишите порядок закрепления группы вагонов, поданных под выгрузку.

9. Перечислите факторы, влияющие на нормы закрепления вагонов?

10. Перечислите основные элементы тормозного башмака.

11. Укажите порядок маркировки тормозного башмака.

Домашнее задание

Группами по 3–5 человек подготовить презентации в рамках темы на 5–7 минут (10-15 слайдов).

Предлагаемые темы презентаций на выбор

1. Технические средства безопасности движения поездов на станции.

2. Простейшие ручные устройства закрепления подвижного состава.

3. Механизированные устройства закрепления подвижного состава.

4. Технические средства для подъема на рельсы сошедшего подвижного состава.

5. Случаи нарушений безопасности движения поездов, связанные с уходом вагонов.

Список литературы: [1, 2, 3]

Средства массовой информации и интернет-ресурсы:

Транспорт России: еженедельная газета http://www.transportrussia.ru

Железнодорожный транспорт:

http://www.zdtmagazine.ru/redakt/redak.htm.

Гудок: Форма доступа: www.onlinegazeta.info/gazeta/goodok.htm

Техника железных дорог http://ipem.ru/editions/tzd/

Сайт ОАО «РЖД» www.rzd.ru/

Тема 1.5. Нестандартные ситуации

Порядок действий оператора поста централизации в случаях: осложнения эксплуатационной обстановки нарушением графика движения поездов; пропуска поезда по участку, не предусмотренному расписанием движения поездов; ухода вагонов со станции на перегон.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Укажите алгоритм действий работников при обнаружении неисправности контактной сети.

2. Перечислите меры, принимаемые для задержания ушедших вагонов на станции.

3. Перечислите меры, принимаемые для задержания ушедших вагонов на перегоне при следовании встречного грузового поезда.

4. Перечислите меры, принимаемые для задержания ушедших вагонов на перегоне при следовании встречного пассажирского поезда.

5. Укажите алгоритм действий работников в случае пропуска пассажирского поезда по участку, не предусмотренного расписанием движения.

Домашнее задание

Группами по 3–5 человек подготовить презентации в рамках темы на 5–7 минут (10-15 слайдов).

Предлагаемые темы презентаций на выбор

1. Устройства безопасности.

2. Устройство контроля схода подвижного состава.

3. Система ДИСК.

4. Система КЛУБ.

5. Система КТСМ.

Список литературы: [1, 2, 3]

Средства массовой информации и интернет-ресурсы:

Транспорт России: еженедельная газета http://www.transportrussia.ru

Железнодорожный транспорт:

http://www.zdtmagazine.ru/redakt/redak.htm.

Гудок: Форма доступа: www.onlinegazeta.info/gazeta/goodok.htm

Техника железных дорог http://ipem.ru/editions/tzd/

Сайт ОАО «РЖД» www.rzd.ru/

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Задание на контрольную работу составлено в 50 вариантах. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студента по табл.3.

Таблица 3

Таблица вариантов контрольной работы

Две последние цифры шифра Номер варианта Номера вопросов Две последние цифры шифра Номер варианта Номера вопросов
1,14,21,40 6,11,26,34
2,16,22,39 7,12,24,32
3,11,23,38 8,13,23,31
4,12,24,37 9,14,22,40
5,13,25,36 10,15,21,33
6,15,26,35 1,20,29,40
7,18,27,34 2,18,25,35
8,19,28,33 3,12,24,33
9,20,29,32 4,11,23,34
10,17,30,31 5,20,28,32
1,15,22,39 6,14,21,31
2,13,23,37 7,15,27,38
3,14,23,35 8,16,22,37
4,16,24,33 9,13,30,39
5,17,25,31 10,19,26,36
6,12,28,32 1,11,26,38
7,19,29,34 2,13,29,35
8,11,27,36 3,17,27,40
9,18,30,40 4,19,28,31
10,12,26,38 5,16,24,36
1,19,30,35 6,18,30,32
2,20,29,36 7,15,25,39
3,16,25,37 8,20,21,37
4,17,28,38 9,12,23,34
5,18,27,39 10,14,22,33
1,14,21,40 6,11,26,34

Вопросы контрольной работы

Задачи 1 – 10

Оформить записи в журнале движения поездов формы ДУ – 2.

Исходные данные:

1. Схема станции Гранит

Раздел 1. Выполнение работ по профессии Оператор поста централизации - student2.ru

2. Время хода поездов

Перегон Время хода поездов, мин
четные нечетные
Роса-Гранит
Гранит-Горная

Вариант

1. Поезд № 2002 отправился со станции Роса в 14ч20мин. Стоянка поезда на станции Гранит составляет 20 мин. Оформить запись в журнале ДУ-2.

2. Поезд № 2011 отправился со станции Горная в 18ч40мин. Станцию Гранит поезд проследовал без остановки. Оформить запись в журнале ДУ-2.

3. Поезд № 2202 проследовал станцию Роса в 08ч15мин. Стоянка поезда на станции Гранит составляет 25 мин. Поезд принимался по запрещающему показанию входного светофора по пригласительному сигналу. Оформить запись в журнале ДУ-2.

4. Поезд № 2331 отправился со станции Горная в 08ч40мин. Стоянка поезда на станции Гранит составляет 15 мин. Поезд принимался по запрещающему показанию входного светофора по пригласительному сигналу. Оформить запись в журнале ДУ-2.

5. Поезд № 3202 отправился со станции Роса в 11ч48мин. Стоянка поезда на станции Гранит составляет 20 мин. Поезд принимался на 4 путь станции по запрещающему показанию входного светофора. Составить письменное разрешение на прием поезда и оформить запись в журнале ДУ-2.

6. Поезд № 3111 отправился со станции Горная в 19ч17мин. Поезд проследовал без остановки по 3 пути станции по запрещающему показанию входного светофора. Составить регистрируемый приказ на прием поезда и оформить запись в журнале ДУ-2.

7. Поезд № 3402 отправился со станции Роса в 10ч08мин. Поезд проследовал по 4 пути станции по запрещающему показанию входного светофора. Составить регистрируемый приказ на прием поезда и оформить запись в журнале ДУ-2.

8. Поезд № 2715 отправился со станции Горная в 05ч13мин. Стоянка поезда на станции Гранит составляет 13 мин. Поезд принимался на 3 путь станции по запрещающему показанию входного светофора. Составить письменное разрешение на прием поезда и оформить запись в журнале ДУ-2.

9. Поезд № 3412 отправился со станции Роса в 02ч00мин. Стоянка поезда на станции Гранит составляет 40 мин. Количество отцепляемых вагонов – 5 груженых, 2 порожних. Количество прицепляемых вагонов – 7 груженых. Вес поезда брутто – 2500т, нетто – 1150т. Оформить запись в журнале ДУ-2. Количество вагонов в поезде – 45, номер хвостового вагона – 24562389.

10. Поезд № 3403 отправился со станции Горная в 02ч30мин. Стоянка поезда на станции Гранит составляет 45 мин. Количество отцепляемых вагонов – 3 груженых, 8 порожних. Количество прицепляемых вагонов – 5 груженых, 6 порожних. Вес поезда брутто – 3100т, нетто – 2150т. Оформить запись в журнале ДУ-2. Количество вагонов в поезде – 40, номер хвостового вагона – 68452358.

Задачи 10 – 20

Составить маршруты приема, отправления, пропуска поездов.

Исходные данные:

1. Схема станции Любинская

Раздел 1. Выполнение работ по профессии Оператор поста централизации - student2.ru Задание:

1. Составить маршрут приема поезда

Задание Номер варианта
Номер поезда
Номер пути приема I II II

2. Составить маршрут отправления поезда

Задание Номер варианта
Номер поезда
Номер пути приема II I I II

3. Составить маршрут проследования поезда

Задание Номер варианта
Номер поезда
Номер пути приема I II I

Пояснения к работе:

Составленные маршруты оформляются в таблице 2.

Таблица 2 – Маршруты следования поездов

Номер поезда Номер пути Кнопка «начала маршрута» Кнопка «конец маршрута» Номер стрелки Положение стрелки Литер светофора
«+» «-»
               

Вопросы 20 – 30

Составить форму приказа и заполнить бланки на отправление поездов форм ДУ-54 и ДУ-50.

Исходные данные:

1. Составить форму приказа на отправление поезда с пути, не

имеющего выходного светофора и заполнить бланк разрешения.

Номер варианта Номер поезда Путь отправления

2. Составить форму приказа на отправление поезда по

запрещающему показанию выходного светофора и заполнить бланк разрешения.

Номер варианта Номер поезда Путь отправления

3. Составить форму приказа на отправление поезда по групповым

светофорам в случаях неисправности маршрутных указателей пути отправления и заполнить бланк разрешения.

Номер варианта Номер поезда Путь отправления Литер светофора
Н 4-6
Ч 4-6
Н 2-8
Ч 1-3
Н 4-6
Ч 2-6
Н 1-5
Ч 1-5
Ч 2-6
Н 2-6

4. Составить форму приказа на отправление поезда, голова

которого перекрывает выходной светофор и его невозможно открыть на разрешающее показание и заполнить бланк разрешения.

Номер варианта Номер поезда Путь отправления

5. Составить форму приказа на отправление поезда по открытому

выходному светофору, когда машинисту не видно его показания и заполнить бланк разрешения.

Номер варианта Номер поезда Путь отправления

6. Заполнить бланк разрешения на отправление поезда на перегон

с возвращением обратно на станцию при неисправности ключа-жезла.

Номер варианта Номер поезда Путь отправления Километр остановки
5103/5104
5136/5137
5255/5256
5452/5453
5001/5002
5022/5023
5011/5012
5014/5015
5401/5402
5244/5245

Вопросы 30 – 40

31. При каких неисправностях стрелки переводятся стрелочными рукоятками?

32. При каких неисправностях стрелки переводятся курбелем?

33. При каких неисправностях стрелки переводятся вспомогательной кнопкой?

34. Нарушение электрического контроля положения стрелки. В каком случае стрелка запирается на закладку и навесной замок?

35. Разрешение на отправление поезда при ложной свободности пути.

36. Разрешение на прием поезда при отсутствии питания устройств электроэнергией.

37. Порядок проверки свободности пути при ложной занятости.

38. Порядок приготовления маршрута в случае, если пульт управления не освещается.

39. Порядок запирания стрелок в маршруте в условиях нарушения электрического контроля положения стрелки.

40. Порядок запирания стрелок в маршруте в условиях отсутствия питания устройств электроэнергией.

Вопросы 40 – 50

1. Элементы стрелочного перевода.

2. Марки крестовин.

3. Неисправности стрелочного перевода (стрелка).

4. Неисправности стрелочного перевода (крестовина).

5. Прием поезда на станцию.

6. Отправление поезда со станции.

7. Индикация на пульте управления при потере электрического контроля

положения стрелки

8. Индикация на пульте управления при ложной занятости пути.

9. Индикация на пульте управления при ложной занятости стрелочного

Изолированного участка.

10. Индикация на пульте управления при ложной свободности стрелочного

изолированного участка.

11. Индикация на пульте управления при ложной свободности пути.

12. Индикация на пульте управления при потере питания устройств

электроэнергией.

13. Действия дежурного по станции в случае потери питания устройств

электроэнергией.

14. Действия дежурного по станции в случае ложной свободности пути.

15. Действия дежурного по станции в случае ложной свободности

стрелочного изолированного участка.

16. Действия дежурного по станции в случае ложной занятости стрелочного

изолированного участка.

17. Действия дежурного по станции в случае ложной занятости пути.

18. Разрешение на прием по запрещающему входному светофору.

19. Случаи приема по запрещающему входному светофору.

20. Случаи заполнения бланка ДУ-54.

21. Неисправности автоблокировки.

22. Причины нарушения электрического контроля положения стрелки

23. Причины ложной занятости пути и стрелочного изолированного участка.

24. Причины ложной свободности пути и стрелочного изолированного

участка.

25. Причины потери питания устройств электроэнергией.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Наши рекомендации