Система электроснабжения ЭВ-10.02.29

На вагонах с системой электроснабжения ЭВ-10.02.29 с 1992 г. установлены статические преобразователи люминесцентного освещения типа «Ватра», а на вагонах Д/к типа «Фага» на одну лампу 20 Вт установлен индивидуальный преобразователь частотой 20 кГц. Это позволяет включать каждую лампу индивидуально, иметь лучшую освещенность (светоотдачу) и отсутствие шума.

В системе электроснабжения ЭВ-10.02.29 установлен генератор типа 2ГВ-008, который эксплуатируется с приводом ТК-2 (ременно-карданным); установлена СКНБ на позисторах; имеется пожарная сигнализация.

На рисунке 9.1 показана передняя панель пульта управления 2ПУ.076 системы ЭВ-10.02.29.

Система электроснабжения ЭВ-10.02.29 - student2.ru

Рисунок 9.1 – Передняя панель пульта управления 2ПУ.076 системы ЭВ-10.02.29.

Вентиляция включается переключателем Вентиляция. Как при автоматическом, так и при ручном режимах вентиляция может работать с низкой, средней или полной производительностью. Автоматический режим имеет два положения: Зима и Лето. При положении Зима вентиляция работает с неполной подачей.

На щите имеется кнопка Перекачка воды из кипятильника в бак для питьевой воды.

Все схемы защиты сведены в единый блок, который сигнализирует на щите о срабатывании двумя лампами: Защита генератора или Защита батареи.Насос отопления и водоохладитель включаются автоматическими выключателями Насос и Водоохл. Эти выключатели одновременно защищают указанные цепи от короткого замыкания и перегрузки.Преобразователь для электробритв включается переключателем Электробритвы, при этом запитываются розетки для электробритв в туалетах и малом коридоре.Кипятильник включается тумблером или переключателем Кипятильник.Пылесос включается в розетки, расположенные с коридорной стороны напротив второго и восьмого купе (Ш17, Ш18) и в двухместном купе (Ш19). Розетки предварительно получают питание при определенном положении переключателя Розетки.При питании потребителей от аккумуляторной батареи не включается электрокипятильник. Таким образом исключается возможность работы двигателя вентилятора со средней и высокой производительностью.При питании потребителей от генератора, если включается электрокипятильник, одновременно исключается возможность работы насоса отопления, водоохладителя и двигателя вентилятора с высокой производительностью.При выходе из строя источников тока на вагоне предусмотрена возможность получения электроэнергии от соседнего исправного вагона с тем же номинальным напряжением через низковольтную подвагонную магистраль. Для этого необходимо проверить отсутствие замыкания на корпус, соединить низковольтные междувагонные соединения, поставить на щите переключатель Питание в положение Пит. от маг. (если вагон получает электроэнергию) или Подача в маг. (если вагон отдает электроэнергию); на обоих вагонах включить автоматический выключатель Маг. (при этом должна загореться сигнальная лампа Моп.); проконтролировать подачу, прием по лампам сигнализации замыкания на корпус («-» горит ярко, «+» не горит).Запрещается отправляться с пунктов формирования и оборота с соединенной низковольтной подвагонной магистралью.Система сигнализации. При срабатывании сигнализации контроля нагрева бкс проводник должен:- остановить поезд стоп-краном в любом месте;- передать информацию «по цепочке» начальнику поезда и поездному электромеханику;- показать красный сигнал в сторону локомотива.При ложном срабатывании сигнализации на позисторах следует вызвать поездного электромеханика.Предусмотрена сигнализация замыкания на корпус. При обнаружении утечек тока на корпус вагона необходимо сообщить об этом поездному электромеханику.При замыкании на корпус следует обесточить электрооборудование и вызвать поездного электромеханика. Для обеспечения наружной вызывной сигнализации на щите имеются лампы Звонковая сигнализ. Котл. и Звонковая сигнализ. Некотл.Для сигнализации уровня воды на панели управления имеется тумблер Сигн. воды.Для сигнализации ограждения поезда на щите располагается переключатель Сигнальные фонари, который имеет следующие положения: Торм. (1) – горят хвостовые сигнальные фонари с тормозной стороны вагона; Неторм. (2) – горят хвостовые сигнальные фонари с нетормозной стороны вагона; (1) + (2) – горят хвостовые сигнальные фонари с двух сторон вагона; 0 – фонари не горят.Обесточивание. Для экстренного обесточивания в случаях возгорания в вагоне, заклинивания или резкого колебания стрелок измерительных приборов, полного замыкания на корпус, большого зарядного тока, который не уменьшается с течением времени следует выключить работающее высоковольтное электроотопление и нажать на аварийную кнопку.После экстренного обесточивания делают полное обесточивание. Для этого нужно снять предохранители +80А (первый слева внизу шкафа) и -125А (на торце аккумуляторного ящика в клеммной коробке). Проверка распределительных устройств1.1. При подготовке распределительных устройств к действию после продолжительного нерабочего периода необходимо:1) убедиться в отсутствии напряжения на шинах;2) произвести наружный и внутренний осмотр и убедиться в отсутствии на токоведущих частях, приборах, аппаратуре и кабельных соединениях посторонних предметов, пыли, влаги, масла и топлива; проверить надежность контактных и крепежных соединений;3) убедиться, что все автоматические выключатели и другие коммутационные аппараты отключены;4) убедиться в исправности механизмов включения коммутационных аппаратов путем включения и отключения их без нагрузки;5) проверить наличие штатных плавких вставок (элементов) в предохранителях;6) проверить наличие и исправность сигнальных ламп и установку их в патронах до упора;7) проверить наличие клейм о поверке электроизмерительных приборов, убедиться в том, что не истек срок очередной государственной поверки приборов;8) проверить исправность защитных заземлений корпусов аппаратуры, приборов и оболочек кабелей;9) измерить сопротивление изоляции при помощи переносного мегомметра;10) убедиться в чистоте и целостности диэлектрических ковриков возле распределительных устройств, в наличии штампов об их испытаниях, проверить по штампам срок периодических испытаний диэлектрических ковриков.1.2. При использовании распределительных устройств выполняется:1) включение и выключение генераторов и трансформаторов;2) распределение нагрузки между генераторами;3) поддержание номинальных значений напряжения и частоты тока работающих генераторов путем воздействия на соответствующие органы регулирования;4) контроль параметров генераторов, трансформаторов и потребителей (напряжение, ток, частота, мощность и др.) по показаниям штатных электроизмерительных приборов.Для правильного отсчета показаний необходимо смотреть на стрелку прибора прямо, чтобы исключить влияние параллакса на снятие отсчета;5) контроль за работой коммутационной аппаратуры, устройств автоматизации, защиты и сигнализации;6) контроль наличия вибрации и шума аппаратов и приборов;7) включение и выключение потребителей электроэнергии.2.1. При ежедневном осмотре распределительных устройств:1) убедиться в отсутствии пыли, влаги, масла и топлива на щитах, кабелях, наружных поверхностях приборов и аппаратов и конструктивных элементах. При обнаружении загрязнений их следует удалить;2) произвести наружный осмотр автоматических выключателей, других коммутационных аппаратов, приборов и устройств, обращая внимание на их исправность, отсутствие недопустимой вибрации и шума;3) проверить исправность защитных заземлений;4) заменить перегоревшие сигнальные лампы.2.2.Визуальную проверку правильности действия устройств автоматической синхронизации необходимо производить не реже одного раза в месяц.2.3. Периодическое ТО распределительных устройств должно выполняться при полностью снятом с них напряжении, при этом шины должны быть закорочены перемычкой и заземлены с соблюдением мер безопасности. Если это невозможно по условиям эксплуатации, то распределительные устройства необходимо обесточить по секциям с заменой работающих потребителей резервными, при этом секционные автоматические выключатели (разъединители) должны быть выключены.2.4. При проведении периодического ТО необходимо выполнить работы в объеме, определенном 2.1, и дополнительно:1) измерить сопротивление изоляции до начала и после окончания работ по ТО;2) продуть распределительные устройства сухим сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/кв. см), при необходимости очистить распределительные устройства бельевой ветошью, смоченной моющим средством;3) выполнить затяжку контактных и крепежных соединений;4) проверить плавность хода и четкость фиксации рукояток автоматических выключателей, пакетных выключателей и переключателей;5) проверить соответствие плавких вставок (элементов) штатной номенклатуре и при необходимости заменить их;6) проверить исправность действия механических фиксаторов положения съемных кассет (модулей) в распределительных устройствах кассетной (модульной) конструкции, а также электрических блокировок, обеспечивающих обесточивание кассет (модулей) при съемке до размыкания их втычных контактов;7) проверить действие устройств безопасности (электрических блокировок), обеспечивающих обесточивание распределительных устройств повышенного напряжения (свыше 1000 В) при открывании их дверей;8) проверить состояние имеющихся уплотнений;9) заменить неисправные детали, приборы и аппараты;10) проверить заделку жил кабелей, подключенных к распределительным устройствам, а также их внутренний монтаж;11) для повышения сопротивления изоляции распределительных устройств до нормы просушить отдельные аппараты и покрыть, при необходимости, лаком изоляционные панели и соединительные провода;12) подготовить распределительные устройства к действию и проверить в действии под нагрузкой.2.5. Периодичность проведения ТО распределительных устройств определяется их общим техническим состоянием, а также состоянием комплектующих изделий.В среднем периодичность ТО не должна превышать одного года.2.6. В аварийных случаях, при выполнении работ в распределительных устройствах под напряжением или с частичным снятием напряжения следует строго соблюдать требования Правил техники безопасности.

Содержание отчета

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задание

4.Выполненная лабораторная работа в соответствии с заданием

5.Ответы на контрольные вопросы

6.Вывод

Контрольные вопросы

1.Что представляет собой пульт управления?

2.Какие приборы расположены на передней панели распределительного шкафа?

3.Кто имеет право на открытие распределительных шкафов?


Лабораторное занятие №10 Тема: Проверка электрических цепей пассажирских вагонов Цель работы: ознакомиться с порядком диагностирования основных узлов электрооборудования пассажирских вагонов. Задание: описать последовательность действий диагностирования при движении вагона; описать последовательность действий диагностирования на стоянке; изобразить схемы проверки Пояснения.По существующему положению техническое обслуживание электрооборудования пассажирских вагонов производится по планово-предупредительной системе, предусматривающей техническое обслуживание ТО-1, ТО-2, ТО-3, деповской и капитальный ремонт по определенному объему в установленные сроки. При проведении технического обслуживания должны учитываться все неисправности, возникшие в процессе рейса и устраненные или не устраненные поездным электромехаником (ПЭМ) или начальником пассажирского поезда (ВНП). Зачастую выявление и устранение неисправностей в рейсе зависит от квалификации поездного электромеханика и умения быстро найти и устранить неисправность.В то же время, не устраненные в рейсе неисправности, если они к тому же несвоевременно выявлены или не смогли быть устранены в рейсе, вызывают повышенный объем ремонта или даже отцепку вагона от состава с производством дополнительных маневровых работ.Диагностирование по предлагаемым рекомендациям основано на протекании электрического тока через определенные клеммы электрического оборудования. На вагонах постройки после 1988 г. внутри распределительных шкафов установлены специальные диагностические разъемы. На вагонах же постройки до 1988 г. Такие разъемы не предусмотрены. Поэтому настоящие диагностические рекомендации и устанавливают такие диагностические разъемы для проверки состояния конкретных узлов, аппаратов и участков цепей. Для диагностических операций может быть использована стандартная контрольная электролампа, мощностью 4,8 Вт с двумя выводными концами, которые и подсоединяются к диагностическим клеммам. При отсутствии стандартных контрольных ламп можно использовать лампы мощностью до 40Вт, при этом даже лучше подается тестовый сигнал, при котором возможно определение ослабших или окисленных соединений (снижение накала).Работы по диагностике ведутся на основании специально разработанных диагностических схем для каждого типа вагона в зависимости от года и завода постройки. Все графические и другие обозначения номеров проводов, аппаратов, узлов, элементов соответствуют электрическим схемам заводов-поставщиков. При разработке диагностических электрических схем учитывается построение электрических принципиальных и монтажных схем вагонов постройки отечественных заводов и бывшей ГДР, принципы работы электрооборудования вагонов и правила их эксплуатации. Все работы по диагностике электрооборудования вагонов на стоянке и в движении должны проводиться в соответствии с диагностическими схемами, настоящими рекомендациями с учетом технической и электрической безопасности. Приборы и оборудование. Пассажирский вагон 47К/К; контрольные лампы. Порядок выполнения 1. Ознакомиться с порядком проведения диагностики электрооборудования вагонов. 2. Осмотреть основные узлы электрооборудования пассажирских вагонов. 3. Выполнить проверку электрооборудования вагона 47К/К на стоянке.

Теоретические сведения

Диагностика электрооборудования пассажирского вагона с кондиционированием воздуха типа 47К/КДиагностирование на стоянке. Перед диагностированием необходимо систему управления запитать напряжением аккумуляторной батареи путем изъятия предохранителя 1e1 (на ток 224 А - не забыть поставить после окончания ремонта на место) - это необходимо для исключения разряда аккумуляторной батареи через якорь генератора, и постановки перемычки сечением 1,5÷2,0 мм (не забыть снять после диагностирования и ремонта) между клеммами 13 РНГ и 1 РНГ (рисунок 10.1). Система электроснабжения ЭВ-10.02.29 - student2.ru Рисунок 10.1. Схема диагностирования электрооборудования пассажирского вагона с кондиционированием воздуха типа 47 К/К На этой диагностической схеме (см. рисунок 10.1) рабочими узлами являются: 1 и 4 -подвагонные ящики с резисторами; b2 - пусковая кнопка, al - рубильник коробки внешнего питания напряжением 380В, МБ 1/5 - клеммная рейка заднего монтажа в нижней части распределительного шкафа, L2 и L3 - клеммные рейки переднего монтажа распределительного шкафа.Проверка целостности цепей возбуждения. Один провод контрольной лампы (КЛ) присоединяется к минусу системы электрооборудования в доступной точке.Другим проводом контрольной лампы производится присоединение последовательно к клеммам:1 РНГ - нормальный накал контрольной лампы свидетельствует о поступлении полного напряжения аккумуляторной батареи к клемме 1 РНГ;6 РНГ - нормальный накал контрольной лампы свидетельствует о том, что катушка 1u2S1 ограничителя тока генератора ОТГ в цепи возбуждения с током уставки 6А исправны;10 РНГ - полный накал лампы свидетельствует о целостности левого угольного столба РНГ;2 РНГ - полный накал лампы свидетельствует об исправности заднего угольного столба РНГ, катушки ОТГ и угольных столбов ОТГ;6 РМН вход в РМН; 5 РМН выход РМН - при полном накале КЛ РМН не являются причиной отказа генератора;9 РНГ, 8 РНГ и МБ 1/5 - при нормальном горении КЛ минусовые цепи исправны.Проверка цепей пусковой кнопки двигателя генератора в коробке внешнего питания под вагоном. Один провод контрольной лампы (КЛ) подключается к клемме L3/100, а другой - к клемме L3/103. Нормальное свечение КЛ показывает, что в цепи запуска проверяемой кнопки есть обрыв. В момент установки перемычки между клеммами 13 РПР и 1 РНГ ведется наблюдение за состоянием якоря РНГ. Его поворот указывает на замкнутость 2-й пары контактов рассматриваемой кнопки. Из-за протекания тока по катушке РНГ 1u2S2 сжимаются угольные столбы РНГ. Если указанная неисправность происходит во время рейса, то аккумуляторная батарея не будет заряжаться, так как напряжение генератора не будет выше 90 В. Для устранения необходимо освободить клемму 7РНГ.Проверка цепей возбуждения генератора. Один провод подключается к клемме L3/101, а другой - к клемме L3/100. При нормальном свечении КЛ обнаруживается обрыв обмотки возбуждения генератора.Проверка целостности диодов. Проверяются только диоды, шунтирующие ОВГ. В случае перегорания шунтового предохранителя с током уставки 6А при наличии перемычки между клеммами 13 РНГ и 1 РНГ причиной является короткое замыкание в цепях управления генератора (например, пробоя диода 1n2).Для устранения этого дефекта достаточно снять провод с клеммы 4 или 5, что освободит катушку 1d1 от ее шунтирования неисправным диодом. Аналогично может быть при пробое диодов катушек РМН, ОТГ, РНГ.Проверка силовых цепей генератора. Производится подключением одного провода контрольной лампы (КЛ) к положительному полюсу аккумуляторной батареи, другого – к нижнему минусу гнезда предохранителя le1/224А. Нормальный накал КЛ свидетельствует об исправности предохранителя 250 А ("минус генератора") сириесной обмотки возбуждения, обмоток дополнительных полюсов и наличии контакта между щетками и коллектором генератора.Диагностирование при движении вагона.Проверка цепей генератора. Перед началом проверок состояния генератора, целесообразно убедиться в исправности измерительных штатных приборов на передней панели распределительного шкафа (вольтметр, амперметр). В практике бывают случаи выхода из строя вольтметра, когда генератор работает нормально, при этом начинаются ненужные проверки генератора и поиски ложных неисправностей. Для проверки работы генератора нужно клеммы КЛ подключить к положительному и отрицательному полюсам вольтметра.Для проверки силовых цепей генератора необходимо оба провода контрольной лампы подсоединить, соответственно, к клеммам «+» и «-» генератора. При этом нужно учитывать, что в генераторах DUGG–28 всегда из-за наличия остаточного магнетизма, при вращении якоря появляется остаточное напряжение величиной 12-16 В. Горение КЛ полным накалом свидетельствует об исправности силовых цепей и неисправности (наличия обрыва цепи) шунтовой обмотки генератора.Затухание контрольной лампы указывает или на неисправность силовой цепи генератора, или на отсутствие остаточного магнетизма (генератор размагничен), для чего машина может быть намагничена путем пропускания тока через обмотку возбуждения от аккумуляторной батареи только на стоянке, соблюдая при этом полярность путем постановки кратковременной перемычки (не забыть ее потом снять) между клеммами «+» аккумуляторной батареи и 6 РМН. Диагностика электрооборудования купейных вагонов без кондиционирования воздуха типа 47 Д/К и открытых вагонов типа 61-425На вагонах типа 47 Д/К применяется система электрооборудования ЭВ.10.02.24 У2, а на вагонах типа 61.425 - система ЭВ.10.02.26. Эти системы идентичны по силовым схемам, и отличаются только в части монтажа и расположения аппаратуры, поэтому диагностика ведется по специально разработанной диагностической схеме (рисунок 10.2) для обоих типов вагонов. Система электроснабжения ЭВ-10.02.29 - student2.ru Рисунок 10.2. Схема диагностирования электрооборудования купейных вагонов без кондиционирования воздуха типа 47Д/К и открытых вагонов типа 61-425 Диагностика электрооборудования на стоянке.Подача напряжения аккумуляторной батареи на обмотки генератора и цепи возбуждения. Предварительно устанавливают перемычку между клеммами "+" аккумуляторной батареи и любой на рейке L1 (4, 6, 3) и одним из силовых предохранителей фаз основной обмотки генератора-вагона 61-425.Диагностика тиристорного РНГ типа 2Б.231. Один провод КЛ присоединяется к минусовому полюсу системы (провода 01, 190, 02-50), а другой провод - к клеммам последовательно 28, 6, 26. Должно быть полное горение КЛ, что подтверждает наличие положительного напряжения на указанных клеммах. После этого подключается второй провод КЛ к клемме Р6 (соответственно К6 на вагонах ГДР). При исправности РНГ (2Б.231) его тиристор должен "открыться" и загореться полным накалом.Проверка реле Р6. В случае, когда на контакте Р6 есть положительное напряжение, а на клемме И2 его нет, то реле Р6 не включено и его восстановление ясно из схемы (см. рисунок 10.2).Проверка силовых цепей генератора. Это диагностирование проводится аналогичным образом, как и диагностирование тиристорного РНГ типа 2Б.231. На вагоне 47Д/К и силовые и шунтовые предохранители расположены под вагоном.Диагностика электрооборудования при движении вагона.Диагностика цепей возбуждения генератора. При проведении указанной диагностики необходимо иметь в виду, что при нарушении цепей возбуждения генератора вследствие вращения ротора и наличия остаточного магнетизма, на клеммах генератора имеется напряжение в пределах 4÷6 В, что достаточно для слабого свечения сигнальной лампы на передней панели распределительного шкафа (60В, 3Вт). Эту сигнальную лампу можно использовать как контрольную, присоединив провода от этой лампы к клеммам "+" генератора и "–" системы. Отсутствие же вообще свечения указанных ламп показывает либо отсутствие остаточного магнетизма генератора, либо отсутствие вращения ротора, либо обрыв в элементах силовых цепей штепсельных разъемов, предохранителях, обмотках генератора. Эти неисправности отыскиваются с помощью КЛ. Для намагничивания генератора во время стоянки на клемму И2 нужно подать напряжение с клемм "+АБ" на 2-3 сек. При выполнении указанных мероприятий отсутствие слабого свечения КЛ (4 Вт, 60 В) свидетельствует о межвитковом замыкании основной обмотки генератора. Диагностические таблицыПримечания.1) Условные обозначения:· нажать кнопку S1.....S4, светодиод должен включиться;· предварительно нажать и отпустить кнопку;· нажать и удерживать кнопку;· кнопку не нажимать, светодиод не должен светиться;· светодиод должен светиться при ненажатых кнопках и следующих условиях:· БРН (Н) - при движении возбудился генератор и началось регулирование;· БЗ (H1) - на стоянке при напряжении батареи более 40В и при движении;· БРЧ (Н) - после возбуждения генератора и включения контактора К1;· БУЗ (H3) - после возбуждения генератора при наличии питания блока;· БУО - при температуре в вагоне менее 18°С (НЗ), более 25°C (Н4) при включенном отоплении (H1);· БУВ (H1, Н2) - при температуре в вагоне выше 25°С (Н2), при температуре приточного воздуха выше 18°С (H1).2) При проверке БЗ-38 производите возврат защиты кнопкой S4 на пульте после каждого нажатия кнопки S1 на блоке. При включенном H1 должно быть включено реле К29, а при включении Н2 реле К7.3) При включении Н на БРЧ-39 должен включаться контактор К1. Содержание отчета

1.Название работы

2.Цель работы

3.Задание

4.Выполненная лабораторная работа в соответствии с заданием

5.Ответы на контрольные вопросы

6.Вывод

Контрольные вопросы 1. Как проверить исправность пусковой кнопки двигателя-генератора? 2. Как определить исправность ограничителя тока генератора? 3. Как определить, работает ли генератор в вагоне 47К/К?

Библиографический список

1.Болотин З.М. Проводник пассажирских вагонов: Учебник для начального проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.

2. .Егоров В.П. Устройство и эксплуатация пассажирских вагонов. — М.: УМК МПС России, 1999.

3. Зорохович А.Е. Электрооборудование вагонов. – М.: Транспорт, 1982.4.Майоров В.Н. Устройство и ремонт электрооборудования вагонов. – М.: Транспорт, 1980. – 279 с.

5.Михайлов Г.М., Афонин В.В., Набатов К.А., Тепляков Ю.А.. Геометрическое и компьютерное построение электрических принципиальных схем. – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005

6.Понкратов Ю.И. Методическое пособие для выполнения лабораторных занятий по дисциплине«Электрические аппараты и цепи вагонов» специальности 1707 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог специализации 1707.03 Установки и электрические аппараты вагонов базовый уровень среднего профессионального образования. – М.: Маршрут, 2005. – 66 с.7.Ребрик Г.М., Гомола Г.Г., Нодель С.Н. Электрооборудование пассажирских вагонов с кондиционированием воздуха. – М.: Транспорт, 1982. – 367с.

8. Инструкция для проводников пассажирских вагонов.

9. Техническая документация на вагоны различных типов постройки Waggon Bau Amendorf Halle, 1991.

Наши рекомендации