Смешанная система электроснабжения

При смешанной системе электроснабжения у пассажирского вагона имеются все те источники питания, что и при автономной. Дополнительно к ним имеется подвагонная высоковольтная магистраль, по которой высокое напряжение (3000 вольт) подаётся от электровоза, если поезд следует по электрифицированному участку. 3000 вольт на каждом вагоне используют только для питания комбинированного отопления.

ТЭНы, расположенные в отопительном котле, при подключении к ним напряжения 3000 вольт нагреваются и нагревают теплоноситель (вода, антифриз). Теплоноситель циркулирует по отопительным трубам и отапливает вагон.

На вагонах со смешанной системой электроснабжения имеется два рабочих напряжения:

  • низкое (54/110 В)
  • высокое (3000 В)

Централизованная система электроснабжения с вагоном-электростанцией

При такой системе электроснабжения подвагонные генераторы с приводом от колёсной пары не устанавливают. На вагонах имеется только аккумуляторная батарея небольшой ёмкости. Чтобы заряжать аккумулятор, в состав поезда включают специальный вагон, не предназначенный для перевозки пассажиров. Этот вагон называют вагон-электростанция. Внутри находятся мощные генераторные установки. Энергии, вырабатываемой этими генераторами, достаточно для питания всех вагонов поезда.

Вагоны-электростанции бывают мотор-генераторными и дизель-генераторными. Мотор-генераторные электростанции работали в составе скоростного поезда «Аврора».

Для подачи электроэнергии от вагона-электростанции к каждому вагону на таких поездах предусматривается подвагонная магистраль с напряжением 380 вольт.

Централизованная высоковольтная система питания

Используется на «Невском экспрессе», «Красной стреле» и «Столичном экспрессе» (Москва-Киев). При такой системе вместо генератора под вагоном установлен специальный блок электроснабжения (БЭВ), состоящий из электронных преобразователей. Питание 3000 вольт, поступающее от электровоза, преобразуется в переменный ток и понижается до необходимого уровня, а затем используется для питания потребителей.

Основные технические характеристики

  • Линейные размеры пассажирского вагона:
    • длина вагона (расстояние между торцевыми стенками вагона) — 23,6 метра
    • с учётом автосцепок — 24,75 метра
  • База вагона (расстояние между шкворнями) — 17 метров
  • Тара вагона (собственная масса вагона в порожнем состоянии)
  • Осность (количество осей под вагоном) — 4 оси
  • Населённость (количество мест)

Эксплуатационные характеристики

Для оценки эксплуатационно-технических и экономических преимуществ конструкции пассажирского вагона при одинаковом комфортном уровне обычно используются следующие показатели:

  • относительная масса тары — масса вагона, приходящаяся на одно пассажирское место
  • погонная населённость — число пассажирских мест, приходящихся на единицу длины (1 метр) вагона по осям автосцепок.

У пассажирского вагона дальнего следования, используемых в парке РЖД, относительная масса тары составляет около 1500 кг на одно место в спальных вагонах открытого типа и 950 кг — в купейных; на 1 метр длины населённость соответственно — 1,42 и 2,1 пассажира.

Знаки и надписи

На торцевой стене пассажирского вагона трафаретом наносят:

  • место приписки вагона (ВЧД №...)
  • дата последнего деповского ремонта (ДР)
  • дата и место последнего заводского ремонта (КР1, КР2)
  • весенне-осеннее «оздоровление» (ТО2)
  • дата единой технической ревизии (ТО3)
  • знак «высокое напряжение»
  • высота автосцепки над уровнем головки рельса (980—1080)

На боковой стороне вагона наносят:

  • у входной двери рабочего тамбура: тару вагона, количество посадочных мест.
  • в центре вагона логотип железнодорожной компании и номер вагона:
    • Например: 003 24736 (в 2 строки). Где: 0 — род вагона (пассажирский), 03 — код железной дороги, 2 — тип вагона, 473 — порядковый номер, 6 - контрольная цифра

Типы вагонов:

  • 0 — спальный
  • 1 — купейный
  • 2 — плацкартный
  • 3 — межобластной
  • 4 — почтовый
  • 5 — багажный
  • 6 — ресторан
  • 7 — служебный
  • 8 — принадлежащий частным компаниям

На всех вагонах также нанесён трафарет с указанием типа воздухораспределителя. Например, надпись Тормоз 292 ставится на вагонах, имеющих воздухораспределитель номер 292.

Виды и сроки ремонта

В соответствие с приказом 9Ц для поддержания пассажирских вагонов в исправном состоянии существует система их осмотра и ремонта:

  • ТО1 — технический осмотр по первому объёму. Он осуществляется перед отправлением вагона в рейс, а также в пунктах оборота и на пунктах технического осмотра в пути следования.
  • ТО2 — технический осмотр по второму объёму. Он проводится перед летними или зимними перевозками. Выполняется до 15 мая или до 15 октября.
  • ТО3 — единая техническая ревизия. Проводится через шесть месяцев после капитального, заводского, деповского ремонта или с момента постройки.
  • ДР — деповской ремонт. Он проводится в депо, к которому приписан вагон, по пробегу 450 тысяч километров (2-2,5 года).
  • КР1 — капитальный ремонт по первому объёму. Осуществляется на заводе через четыре года.
  • КР2 — заводской плановый ремонт. Проводится один раз в 16 лет на заводе. Меняется теплоизоляция, электропроводка, может быть изменена планировка.
  • КВР — капитально-восстановительный ремонт.

Перспективы развития

При конструировании пассажирских вагонов новых типов решаются следующие задачи:

  • повышение комфортабельности и безопасности поездок пассажиров
  • обеспечения охраны окружающей среды (применение устройств для предотвращения загрязнения пути)
  • облегчения тары вагонов, путём применения в несущей конструкции нержавеющих сталей и лёгких сплавов
  • повышения конструкционной скорости до 140—160 километров в час для массовых вагонов дальнего следования (скоростных вагонов) путём улучшения характеристик ходовых частей, тормозного оборудования, применения кузова обтекаемой формы с высокими аэродинамическими качествами.
  • повышение пассажировместимости за счёт применения двухэта

Наши рекомендации