Теоретическая часть. К основным показателям, характеризующим пешеходные потоки, относятся их интенсивность, плотность и скорость
К основным показателям, характеризующим пешеходные потоки, относятся их интенсивность, плотность и скорость.
Интенсивность пешеходного потока колеблется в очень широких пределах в зависимости от функционального назначения улицы или дороги и от расположенных на них объектов притяжения. Особенно высокая интенсивность движения пешеходов наблюдается на главных и торговых улицах крупных городов, а также в зоне транспортных пересадочных узлов (вокзалов, станций метрополитена).
Для пешеходных потоков характерна значительная временная неравномерность в течение суток. Она существенно зависит от функционального значения того или иного участка улицы и расположения на нем объектов притяжения пешеходов. Однако данные для разработки конкретных решений по организации дорожного движения должны быть получены натурными наблюдениями.
Плотность пешеходного потока так же, как и интенсивность, колеблется в широких пределах и оказывает влияние на скорость движения пешеходов и пропускную способность пешеходных путей. Так же, как и для транспортного потока, предельная плотность пешеходного потока определяется соответствующими габаритными размерами движущихся объектов. Так, человек в статическом положении в летней одежде занимает площадь 0,1- 0,2 м2, в зимней одежде - 0,25 м2, а при наличии ручной клади — до 0,5 м2 .
В зависимости от плотности различают свободное и стесненное движения (свободные и стесненные условия движения).
В свободных условиях ( > 0,5 чел./м2) каждый человек в любой момент может изменить скорость и направление своего движения. В стесненных условиях ( < 0,5 чел./м2) плотность потока ограничивает свободу и возможность изменять режим движения людей. Наблюдения показывают, что для свободного движения дистанция между движущимися в колонне людьми должна достигать около 2м. Ее можно условно назвать "динамическим габаритом пешехода". Ощутимые помехи наблюдаются уже при 0,7-0,8 чел./м2 , а при 4-5 чел./м2 движение следует считать полностью стесненным. Это предельное значение плотности, при которой поток еще может медленно продолжать движение.
Скорость пешеходного потока обусловлена скоростью передвижения пешеходов в потоке. Скорость движения человека спокойным шагом колеблется в среднем в пределах 0,5...1,5 м/с и зависит от возраста и состояния здоровья, цели передвижения, дорожных условий (ровности, продольного уклона и скользкости покрытия), состояния окружающей среды (видимости, осадков, температуры воздуха). Скорость на пешеходных переходах через проезжую часть улиц может изменяться в зависимости от типа и состояния дорожного покрытия примерно в 2,2 раза, от возраста — в 1,7, от длины перехода — в 1,4 раза. Характерно, что на переходах большей длины скорость пешеходов становился выше. Здесь проявляется психологическое влияние возрастания опасности конфликта с транспортным потоком. Передвижение пешеходов может также характеризоваться показателем, обратным скорости — темпом движения, измеряемым в секундах, деленных на метры (с/м).
На скорость движения людей в условиях интенсивного пешеходного потока существенное влияние оказывает его плотность. Чем выше плотность, тем более ощутимы взаимные помехи, что способствует снижению скорости пешеходного потока.
Типичные диапазоны скоростей движения пешеходов следующие, м/с:
-Движение по тротуару: в свободных условиях.. 0,7—1,1
в стесненных условиях..0,5—0,9
-Движение по наземным пешеходным переходам:
при малой плотности движения..1,1—1,5
при высокой плотности движения..0,6—0,9
Однако скорость движения людей может быть и значительно выше. Особенно это характерно для мужчин в возрасте 19-35 лет, которые могут при быстром шаге развивать скорость 3,3-3,6 м/с, а при быстром беге до 6-7 м/с. При этом резко увеличивается расстояние, на котором человек может остановиться при обнаружении опасности. Если при движении спокойным шагом это расстояние на сухом покрытии не превышает 1,5 м, то при беге "остановочный путь" возрастает до 3,3-9,0 м. Это обстоятельство создает повышенную опасность.
При организации пешеходных переходов необходимо применять такой показатель, как продолжительность задержек. Задержки можно определить по фактическому времени, потерянному каждым человеком, который вынужден дожидаться возможности перехода, или по среднему значению этого времени, отнесенному к каждому пешеходу, проходящему через данный перекресток.
Организация движения пешеходных потоков предусматривает решение следующих специфических вопросов: обеспечение безопасности движения; назначение оптимальных маршрутов движения основных пешеходных потоков; разобщение транзитных пешеходных потоков с потоками, образованными при заполнении зданий и высвобождении их от людей; создание оптимальных условий (удобств) передвижения людей по коммуникационным путям, выражающееся в обеспечении минимальных затрат времени и энергии; обеспечение удобных и безопасных «контактов» переходов с транспортным путём; рациональная организация остановок, стоянок, станций и вокзалов.
Использование тех или иных методов организации пешеходного движения находится в тесной зависимости от многих факторов, которые можно объединить в пять групп: градостроительные, дорожно-планировочные, дорожно-эксплуатационные, субъективные и экономические.
В соответствии с перечисленными факторами и конкретными задачами мероприятия по организации пешеходного движения можно объединить в три группы: 1. Градостроительные, решающие вопросы рациональной организации архитектурно-пространственной среды; 2. Транспортные, связанные с решением вопросов обеспечения безопасности и организации движения пешеходов и транспорта; 3. Функционально-планировочные, связанные с расчетом коммуникационных путей.
Передвижение людей представляет собой одну из основных функций их жизнедеятельности. Оно определяется местом их работы и жительства. В большинстве своём передвижения людей являются регулярными во времени и имеют относительную пространственно-временную устойчивость. Поток людей подчиняется определённым закономерностям. Выявление этих закономерностей и использование их для создания населению оптимальных условий передвижения в застройке является задачей организаторов движения.