Нормы и сроки испытаний защитных средств
Защитные средства | Напряжение (кВ) | Продолжительность (мин) | Сроки | |
испытаний | осмотров | |||
Применяемые при напряжении свыше 1000V | ||||
изолирующая штанга | тройное линейное напряжение не ниже 40 кВ | 1 раз в 2 года | 1 раз в 3 мес. | |
изолирующие подставки, высотой 70мм | 20 кВ | 1 раз 2 года | - | |
боты | 15 кВ | 1 раз в 3 года | 1 раз в 6 мес. | |
перчатки | 6 кВ | 1 раз в 6 мес. | перед примен. | |
коврики | 15 кВ | Протягивать со скоростью 2-3м/с между цилинд. электродами | 1 раз 2 года | 1 раз 1 год |
Применяемые при напряжении до 1000V | ||||
диэлектрические галоши | 3,5 кВ | 1 раз в год | 1 раз 6 мес. | |
коврик | 3,5 кВ до 1000 В | Протягивать со скоростью 2-3м/с между цилинд. электродами | 1 раз в 2 года | 1 раз в 6 мес. осмотр |
перчатки | 2,5 кВ | 1 раз в 6 мес. | перед примен. | |
накладки резиновые | 3,5 кВ | 1 раз 3 года | 1 раз 1 год | |
монтерский инструмент с изолированными ручками | 2кВ | 1раз в год | - | |
длина рукоятки 120мм (выступ 10мм); отвертка с изолированным стержнем (длина рукоятки 100мм) | ||||
изолирующие клещи | 2кВ | 1 раз в 2года | - |
Классификация электротравм:
местные -переломы, разрывы связок, метки;
общие электроудары:
I ступень -без потери сознания;
II ступень -с потерей сознания;
III ступень -нарушение дыхания и работы сердца;
IV ступень -клиническая смерть до 3минут.
Классы электробезопасности и виды
воздействия тока на человека:
два класса до 1000V и свыше 1000V;
четыре вида воздействия тока:
механическое -сокращение мышц человека;
тепловое - ожоги, нагревы тканей;
химическое - электролиз;
биологическое - воздействие на центральную нервную систему.
Факторы воздействия тока на человека:
от уровня напряжения и тока;
длительность воздействия;
от времени воздействия (какое время человек находится под напряжением);
от рода тока (низкие частоты переменного тока, опаснее высоких):
опасное напряжение при переменном токе – 42V;
опасное напряжение при постоянном токе – 110V;
физиологическое состояние человека (пьяный/трезвый, повышенная температура тела и т.д.);
внешняя среда (сухо, сыро).
Пороговые значения тока:
0,6мА -человек ощущает, воздействие не более 10мин;
6мА -можно оторвать руку от предмета под напряжением, находится под током не более 3сек;
50мА -половина смертельного тока, при массе тела более 50кг возможно воздействие тока не более 3сек;
100мА (0,1А) -смертельный ток.
Классы помещений по опасности:
1.Без повышенной опасности;
2.С повышенной опасностью:
влажность 75%, температура;
токопроводящие полы, токопроводящая пыль;
3.Особоопасные:
влажность 100%;
наличие агрессивной химической среды;
наличие 2-х и более признаков, помещения с повышенной опасностью.
ЦТК – 8/1 – 26
Типовая инструкция по охране труда
Локомотивным бригадам.
1.2.При исполнении служебных обязанностей будьте внимательны и не отвлекайтесь на посторонние дела.
1.3.На работу являйтесь хорошо отдохнувшими.
1.4.Вы должны знать, где проходят электрические провода и какие электрические машины, приборы и аппараты на локомотиве находятся под напряжением.
1.8.Не курите в машинном отделении, не позволяйте курить другим, не допускайте использования открытого огня.
1.10.При обнаружении оборванного контактного провода примите меры к ограждению места обрыва контактного провода и сообщите о случившемся энергодиспетчеру;
если вы оказались на расстоянии менее 8м от лежащего на земле оборванного контактного провода, отходите от него небольшими (не более 10см) шагами;
если при обрыве контактного провода вы находитесь в локомотиве, не выходить с локомотива.
1.11.При подъеме на локомотив и сходе с него находитесь лицом к подножке и держитесь руками за поручни.
1.12.При нахождении на железнодорожных путях соблюдайте следующие требования:
проходите вдоль путей по обочине или посередине междупутья, обращая особое внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы и вагоны;
переходите путь под прямым углом, перешагивая через рельс, убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотива или вагонов;
перед переходом пути, занятого подвижным составом, по переходным площадкам вагонов убедитесь, что в этом месте нет движущихся по смежному пути локомотива или вагонов;
при сходе с переходной площадки держитесь за поручни и располагайтесь лицом к вагону, убедившись в отсутствии препятствий к сходу;
проходите между расцепленными вагонами, локомотивами, если расстояние между их автосцепками не менее 10м;
обходите группы вагонов или локомотивы, стоящие на путях, на расстоянии не менее 5м от автосцепки.
1.13.Запрещается:
становиться или садиться на рельсы, становиться между остряком и рамным рельсом или в желоба с крестовинами подвижных сердечников стрелочных переводов;
находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотива при их движении;
переходить пути по стрелочным переводам;
переходить (перебегать) через путь перед приближающимся подвижным составом;
подлезать под подвижной состав и залезать на автосцепки при переходе через путь.
1.14.После выхода из помещений в ночное время выждите некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте.
1.15.Выходя на путь из помещений или за - за зданий, ухудшающих видимость пути, предварительно убедитесь в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.
1.16.Помощнику машиниста разрешено отлучаться с локомотива только с разрешения машиниста.
1.17.Содержите кабину машиниста и машинное помещение в чистоте, не допускайте их загромождения посторонними предметами.
1.18.Перед сменой тормозных колодок и других деталей рычажной
тормозной передачи перекройте разобщительные краны, отключающие
тормозные цилиндры от воздухораспределителя, выключите воздухораспределитель и выпустите воздух из резервуаров:
при осмотре механического оборудования экипажной части запрещается выполнять проверку автотормозов и приводить локомотив в движение.
1.20.Контроль и ответственность за выполнение требований безопасности помощником машиниста возлагаются на машиниста.
Средства индивидуальной защиты:
Средства индивидуальной защиты предназначены для предотвращения или уменьшения воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников локомотивного хозяйства.
для безопасности при обслуживании электроустановок с напряжением до 1000V используют диэлектрические боты, галоши и перчатки;
необходимо, чтобы обувь, на которую надевают диэлектрические боты или галоши, была сухой и чистой, а размер бот или галош соответствовал этой обуви;
резиновые диэлектрические перчатки надевают на руки на полную их глубину:
раструб перчаток натягивают на обшлаг рукава верхней одежды;
каждый раз перед использованием, перчатки проверяют на герметичность, для чего их плотно закатывают и зажимают раструб так, чтобы воздух в перчатке оказался под некоторым давлением;
в целях защиты от поражения электрическим током запрещается применять резиновые перчатки другого назначения;
для защиты от поражения электрическим током используются предохранительные приспособления - изолирующие штанги, диэлектрические коврики и инструмент с изолированными ручками;
диэлектрические коврики применяют как дополнительное защитное средство.
Оказание первой медицинской помощи
потерпевшему при поражении:
Электрическим током.