Определение качества груза

В борьбе за повышение качества и сохранение потребительских свойств про­дуктов, материалов, оборудования важная роль принадлежит системе государствен­ной стандартизации. Государственные стандарты, утвержденные в установленном порядке, обязательны для приме­нения во всех отраслях народного хозяйства, всеми организациями и предприятиями и имеют силу закона.

Государственный стандарт устанавливает, каким размерным и качест­венным характеристикам должна отвечать продукция промышленности и сельского хозяй­ства. Как правило, он содержит полную техническую ха­рактеристику стандартизуе­мой продукции: тип, вид, марку, артикул, форму и размеры изделий и материалов, качественные показатели, химический состав, степень чистоты и др.

В стандартах установлены правила приема, методы испытаний, правила упаков­ки, маркировки, храпения и транспортирования, обеспечиваю­щие сохранность качест­ва стандартизируемой продукции. В необходи­мых случаях правила испытаний, упаковки, маркировки даны в отдельных ГОСТах, которые устанавливают способы затаривания нефте­продуктов, порядок налива их в мелкую тару, железнодорожные и авто­мобильные цистерны, резервуары и суда, порядок подготовки цистерн и судов к наливу различных сортов нефтепродуктов, порядок транспортирования грузов, методы отбора проб нефте­продуктов, методы определения их плотности и др.

Государственными стандартами устанавливаются также единообразные научно-технические термины, обозначения, величины, типоразмерные ряды и др.

Государственные стандарты разрабатывают научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации и предприятия в соответствии с планами стандартизации.

Технические требования к продукции, на которую нет государственных стандартов, определяются техническими условиями. Их разрабатывают и утверждают министерства, ведомства, предприятия на выпускаемую ими продукцию. Технические условия обязательны для применения в преде­лах этих ведомств и предприятий.

Значение стандартизации, развитие международной торговли и на­учно-тех­нический прогресс обусловили создание (в 1946 г.) Международ­ной организации по стандартизации (ИСО), членом которой является Российская Федерация.

Государственные стандарты и технические условия в практике ком­мерческой работы па транспорте служат важным исходным материалом при подготовке правил перевозок грузов и руководством при определении их качества.

Качество груза при приеме к перевозке и сдаче получателю проверяют в соответствии с порядком, установленным ГОСТами, а для некото­рых видов продукции техническими условиями. Существуют два основных метода контроля: органолептический и лабораторный. Первый основан на определении качества продукции с помощью органов чувств человека (обоняния, осязания, зрения, вкуса, слуха), второй на использовании приборов и химических реактивов для анализа качества.

Органолептический метод, широко применяемый на практике, позво­ляет быстро определить состояние груза по его внешнему виду, запаху, цвету и другим показателям, не требует лабораторного оборудования и во многих случаях дает достаточно обоснованную характеристику качества. При этом правильную и объективную оценку может дать человек, облада­ющий необходимыми знаниями, опытом и практикой. И даже при этом условии органолептическая оценка не лишена субъективности.

Лабораторный анализ дает объективную, основанную на показаниях приборов, оценку физико-механических (плотность, вязкость, содержание влаги и др.) и химических свойств груза. Выбор метода анализа зависит также от рода груза. Так, все качественные характеристики нефтепро­дуктов могут быть определены лабораторным путем, тогда как некоторые показатели лесоматериалов (синева, косослойность и др.) определяют органолептчески. Во многих случаях для определения качества груза используют оба метода.

В правилах перевозок отдельных видов грузов, государственных стандартах и технических условиях указаны методы анализа и peгламентирован порядок отбора проб для анализа. В пробе, предъявленной для анализа, должны быть наиболее полно и правильно представлены все качествен­ные признаки, необходимые для оценки состоянии исследуемого груза.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

В правилах перевозки отдельных видов грузов с учетом их физико-химиче­ских свойств регламентированы требования по подготовке к тран­спортированию груза и грузовых помещений судна; определены условия приема и хранения груза на складах перевозчика, обращения с ним при перегрузке, сохранной перевозки, сформулированы требования к таре и упаковке, условия погрузки груза в судно и правила оформления документов, удос­товеряющих качество груза; установлен порядок определения массы груза при приеме в пункте отправления и сдаче его получателю в пункте назначения; даны другие указания по сохранности качественных характеристик груза и наиболее рациональному его транспортированию.

Наличие таких правил упрощает согласование условий перевозки при заклю­чении договоров и способствует эффективной эксплуатации флота.

Для разработки правил перевозок, учета фактических условий транспортиро­вания грузов, уточнения норм их естественной убыли и определе­ния мер, обеспе­чивающих сохранность и своевременную доставку, перевозчик организует опыт­ные перевозки. Программу опытной перевозки перевозчик разрабатывает с участием отправителей и научно-исследова­тельских организаций.

Выбирают суда, используемые преимущественно для транспортирования данного груза, а также направление рейса и период навигации, харак­терные для условий его перевозки. Прием груза, его упаковку, погрузку, складирование в судне, выгрузку и сдачу получателю выполняют в точном соответствии с ГОСТами, техническими условиями, общими и специальны­ми правилами перевозок. Основные моменты наблюдения за грузом и его перевозкой фиксируют в журнале или в отдельных актах.

Практическую организацию перевозки и наблюдение за ее ходом осуществляет комиссия, состоящая из представителей перевозчика, отправителя или получателя груза, научно-исследовательской организации и других специалистов. Результаты анализа опытной перевозки используют для уточнения правил перевозок, сроков доставки, норм естественной убыли, совершенствования конструкции судна или для оператив­ных распоряжений, направленных на устранение выявленных недостатков и улучшение организации перевозок.

Правила перевозок систематически совершенствуют. Появляются новые виды грузов, новые способы упаковки, изменяются требования к таре.

Действующие правила перевозок могут быть подразделены на три группы, отражающие особенности техники движения и транспортные ха­рактеристики грузов:

правила перевозки сухих грузов (насыпных, навалочных, штучных, скоропортящихся и др.);

правила перевозки нефтегрузов наливом;

правила буксировки плотов и судов.

К насыпным грузам относятся зерно, соль, уголь, руда, песок, гравий и некоторые другие грузы, которые на речные суда, как правило, грузят без тары, насыпью, а количество принятого на перевозку груза опре­деляют только по массе, независимо от способа ее измерения. Насыпные грузы, предъявляемые к перевозке в таре, перевозят по другим правилам.

К навалочным грузам относятся лес круглый, балансы, рудстойка, дрова, шпалы, пиломатериалы, металл, металлолом, камень и др. Их гру­зят в суда навалом, без подсчета отдельных мест и упаковки (увязка в па­кеты и пачки пиломатериалов, балансов, металла или укладка на поддоны не считается упаковкой). Навалом можно перевозить и другие грузы (овощи, арбузы), но правила их перевозки рассматриваются особо.

Отличительной особенностью транспортирования штучных грузов яв­ляется предъявление их к погрузке в упакованном виде или когда сам груз при отсутствии упаковки изготовлен в таком виде, что может быть принят и погружен в судно отдельным местом. Соответственно этому штуч­ные грузы принимают к перевозке и сдают получателю по числу мест и их общей массе. Только в некоторых случаях такие грузы перевозят навалом.

Всю номенклатуру штучных грузов с точки зрения правил их перевозки можно условно разделить на две категории: перевозимые в массовых количествах с загрузкой целого судна одним видом груза (металлы, мука, трубы, автомобили и др.); перевозимые мелкими отправками.

Один и тот же груз в одном случае может быть предъявлен к пере­возке с загрузкой целого судна, в другом как мелкая отправка. Условия хранения, требования к упаковке и др. не изменяются от того, судовой или мелкой отправкой перевозится груз. Различие заключается лишь в пра­вилах его приема и сдачи и в плате за перевозку.

Помимо правил, регламентирующих перевозки отдельных видов грузов, действуют правила перевозки на особых условиях (с проводниками отпра­вителя, с объявленной ценностью, при наступлении длительного препятствия к продолжению рейса). Такие правила, применимые ко всяким грузам, устанавливают особенности отношений перевозчика и грузовладельца.

Наши рекомендации