Определение качества груза
В борьбе за повышение качества и сохранение потребительских свойств продуктов, материалов, оборудования важная роль принадлежит системе государственной стандартизации. Государственные стандарты, утвержденные в установленном порядке, обязательны для применения во всех отраслях народного хозяйства, всеми организациями и предприятиями и имеют силу закона.
Государственный стандарт устанавливает, каким размерным и качественным характеристикам должна отвечать продукция промышленности и сельского хозяйства. Как правило, он содержит полную техническую характеристику стандартизуемой продукции: тип, вид, марку, артикул, форму и размеры изделий и материалов, качественные показатели, химический состав, степень чистоты и др.
В стандартах установлены правила приема, методы испытаний, правила упаковки, маркировки, храпения и транспортирования, обеспечивающие сохранность качества стандартизируемой продукции. В необходимых случаях правила испытаний, упаковки, маркировки даны в отдельных ГОСТах, которые устанавливают способы затаривания нефтепродуктов, порядок налива их в мелкую тару, железнодорожные и автомобильные цистерны, резервуары и суда, порядок подготовки цистерн и судов к наливу различных сортов нефтепродуктов, порядок транспортирования грузов, методы отбора проб нефтепродуктов, методы определения их плотности и др.
Государственными стандартами устанавливаются также единообразные научно-технические термины, обозначения, величины, типоразмерные ряды и др.
Государственные стандарты разрабатывают научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации и предприятия в соответствии с планами стандартизации.
Технические требования к продукции, на которую нет государственных стандартов, определяются техническими условиями. Их разрабатывают и утверждают министерства, ведомства, предприятия на выпускаемую ими продукцию. Технические условия обязательны для применения в пределах этих ведомств и предприятий.
Значение стандартизации, развитие международной торговли и научно-технический прогресс обусловили создание (в 1946 г.) Международной организации по стандартизации (ИСО), членом которой является Российская Федерация.
Государственные стандарты и технические условия в практике коммерческой работы па транспорте служат важным исходным материалом при подготовке правил перевозок грузов и руководством при определении их качества.
Качество груза при приеме к перевозке и сдаче получателю проверяют в соответствии с порядком, установленным ГОСТами, а для некоторых видов продукции техническими условиями. Существуют два основных метода контроля: органолептический и лабораторный. Первый основан на определении качества продукции с помощью органов чувств человека (обоняния, осязания, зрения, вкуса, слуха), второй на использовании приборов и химических реактивов для анализа качества.
Органолептический метод, широко применяемый на практике, позволяет быстро определить состояние груза по его внешнему виду, запаху, цвету и другим показателям, не требует лабораторного оборудования и во многих случаях дает достаточно обоснованную характеристику качества. При этом правильную и объективную оценку может дать человек, обладающий необходимыми знаниями, опытом и практикой. И даже при этом условии органолептическая оценка не лишена субъективности.
Лабораторный анализ дает объективную, основанную на показаниях приборов, оценку физико-механических (плотность, вязкость, содержание влаги и др.) и химических свойств груза. Выбор метода анализа зависит также от рода груза. Так, все качественные характеристики нефтепродуктов могут быть определены лабораторным путем, тогда как некоторые показатели лесоматериалов (синева, косослойность и др.) определяют органолептчески. Во многих случаях для определения качества груза используют оба метода.
В правилах перевозок отдельных видов грузов, государственных стандартах и технических условиях указаны методы анализа и peгламентирован порядок отбора проб для анализа. В пробе, предъявленной для анализа, должны быть наиболее полно и правильно представлены все качественные признаки, необходимые для оценки состоянии исследуемого груза.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
В правилах перевозки отдельных видов грузов с учетом их физико-химических свойств регламентированы требования по подготовке к транспортированию груза и грузовых помещений судна; определены условия приема и хранения груза на складах перевозчика, обращения с ним при перегрузке, сохранной перевозки, сформулированы требования к таре и упаковке, условия погрузки груза в судно и правила оформления документов, удостоверяющих качество груза; установлен порядок определения массы груза при приеме в пункте отправления и сдаче его получателю в пункте назначения; даны другие указания по сохранности качественных характеристик груза и наиболее рациональному его транспортированию.
Наличие таких правил упрощает согласование условий перевозки при заключении договоров и способствует эффективной эксплуатации флота.
Для разработки правил перевозок, учета фактических условий транспортирования грузов, уточнения норм их естественной убыли и определения мер, обеспечивающих сохранность и своевременную доставку, перевозчик организует опытные перевозки. Программу опытной перевозки перевозчик разрабатывает с участием отправителей и научно-исследовательских организаций.
Выбирают суда, используемые преимущественно для транспортирования данного груза, а также направление рейса и период навигации, характерные для условий его перевозки. Прием груза, его упаковку, погрузку, складирование в судне, выгрузку и сдачу получателю выполняют в точном соответствии с ГОСТами, техническими условиями, общими и специальными правилами перевозок. Основные моменты наблюдения за грузом и его перевозкой фиксируют в журнале или в отдельных актах.
Практическую организацию перевозки и наблюдение за ее ходом осуществляет комиссия, состоящая из представителей перевозчика, отправителя или получателя груза, научно-исследовательской организации и других специалистов. Результаты анализа опытной перевозки используют для уточнения правил перевозок, сроков доставки, норм естественной убыли, совершенствования конструкции судна или для оперативных распоряжений, направленных на устранение выявленных недостатков и улучшение организации перевозок.
Правила перевозок систематически совершенствуют. Появляются новые виды грузов, новые способы упаковки, изменяются требования к таре.
Действующие правила перевозок могут быть подразделены на три группы, отражающие особенности техники движения и транспортные характеристики грузов:
правила перевозки сухих грузов (насыпных, навалочных, штучных, скоропортящихся и др.);
правила перевозки нефтегрузов наливом;
правила буксировки плотов и судов.
К насыпным грузам относятся зерно, соль, уголь, руда, песок, гравий и некоторые другие грузы, которые на речные суда, как правило, грузят без тары, насыпью, а количество принятого на перевозку груза определяют только по массе, независимо от способа ее измерения. Насыпные грузы, предъявляемые к перевозке в таре, перевозят по другим правилам.
К навалочным грузам относятся лес круглый, балансы, рудстойка, дрова, шпалы, пиломатериалы, металл, металлолом, камень и др. Их грузят в суда навалом, без подсчета отдельных мест и упаковки (увязка в пакеты и пачки пиломатериалов, балансов, металла или укладка на поддоны не считается упаковкой). Навалом можно перевозить и другие грузы (овощи, арбузы), но правила их перевозки рассматриваются особо.
Отличительной особенностью транспортирования штучных грузов является предъявление их к погрузке в упакованном виде или когда сам груз при отсутствии упаковки изготовлен в таком виде, что может быть принят и погружен в судно отдельным местом. Соответственно этому штучные грузы принимают к перевозке и сдают получателю по числу мест и их общей массе. Только в некоторых случаях такие грузы перевозят навалом.
Всю номенклатуру штучных грузов с точки зрения правил их перевозки можно условно разделить на две категории: перевозимые в массовых количествах с загрузкой целого судна одним видом груза (металлы, мука, трубы, автомобили и др.); перевозимые мелкими отправками.
Один и тот же груз в одном случае может быть предъявлен к перевозке с загрузкой целого судна, в другом как мелкая отправка. Условия хранения, требования к упаковке и др. не изменяются от того, судовой или мелкой отправкой перевозится груз. Различие заключается лишь в правилах его приема и сдачи и в плате за перевозку.
Помимо правил, регламентирующих перевозки отдельных видов грузов, действуют правила перевозки на особых условиях (с проводниками отправителя, с объявленной ценностью, при наступлении длительного препятствия к продолжению рейса). Такие правила, применимые ко всяким грузам, устанавливают особенности отношений перевозчика и грузовладельца.