Нормы естественной убыли груза
В процессе перевозки масса многих грузов может уменьшаться, чтодаже при добросовестном исполнении обязанностей перевозчиком не может быть в полной мере предотвращено. Это явление, обусловленное естественными свойствами груза и условиями выполнения работ, обычно следствия: потерь при погрузке и выгрузке, когда часть насыпных, навалочных или жидких грузов просыпается, распыляется и разносится ветром, измельчается и остается в судне в виде мусора, просачивается через неплотную тару (рассол из деревянных бочек) и др.; испарения жидких грузов (нефтепродуктов и др.); высушивания тары или самого груза, влажность которого при перевозке не учитывают и не проверяют (мыла, овощей, бумаги, картона и др.). При перевозке многих грузов эти факторы действуют одновременно, что увеличивает размеры потерь.
В ст. 118 КВВТ РФ установлено, что перевозчик не несет ответственности за уменьшение массы груза, если оно не превышает установленных норм естественной убыли.
Чтобы выделить потери и уменьшение при этом массы груза, не связанные с нарушением правил перевозки с учетом особенностей отдельных видов грузов, установлены нормы естественной убыли при перевозке грузов внутренним водным транспортом.
Методика расчета норм предусматривает организацию опытных перевозок с установлением фактических естественных потерь груза, анализ отчетных данных о потерях, контрольные взвешивания груза в пунктах отправления и назначения и др.
Установленные нормы являются предельными. Они не дают права перевозчику уменьшать массу груза, которое могло бы считаться естественной убылью, если недостачи груза в действительности не произошло. Задачей работников транспорта является создание таких условий перевозки, погрузки, выгрузки и хранения, при которых потери груза или уменьшение его массы вследствие естественной убыли были минимальны.
С учетом свойств груза, характера тары и условий приема к перевозке нормы предусматривают различные значения естественного уменьшения массы. Так, для некоторых грузов естественная убыль (в процентах от массы) установлена следующая: хлеб в зерне при перевозке на расстояние до 1000 км — 0,08 %, более 2000 км - 0,16 %; каменный уголь - 0,4 % и др. Для минерально-строительных материалов (гравия, песка и др.), применяют нормы естественной убыли массы груза при хранении их в портах, погрузке в автомобили и выгрузке из них.
При перевозках нормы естественной убыли подразделяются по трем следующим операциям:
«Перевозка», «перегрузка с речного на ж/д транспорт, обратно», «перегрузка из судна в судно». При наличии на перевозках всех указанных операций, норма естественной убыли груза составит сумму норм данных операций.
Нормы естественной убыли не применяют при перевозке груза в герметичной упаковке, расфасованного в стандартную тару, упакованного в жесткую тару. Кроме того, нормы массы груза не применяют при транспортировании гигроскопических грузов, легко поглощающих влагу.
По мере совершенствования технологии транспортных операций и улучшения упаковки нормы естественной убыли периодически пересматривают и сокращают.
В жаркое время многие грузы испаряются или высыхают, при дождливой погоде, особенно осенью, влажность груза, обладающего гигроскопичностью, повышается.
Изменение массы груза при изменении его влажности за время перевозки, рассчитывается по формуле:
GH= Gф (1 + ), кг (11.1)
где
GН и Gф — масса груза соответственно при нормированной влажности и фактическая, кг;
Wн и Wо — влажность соответственно нормированная и фактическая, %,
Влажность груза определяют в лаборатории. Методы отбора проб и анализов установлены ГОСТами или техническими условиями на соответствующие материалы, где указана также их нормированная влажность.
Изменение массы зерновых грузов вследствие изменения их влажности можно определять также по таблице.
Для нефти и нефтепродуктов, кроме нормы потерь при перевозке, установлены особые предельные нормы потерь при хранении, отпуске и приеме (в процентах от принятой или сданной массы) в зависимости от сорта груза, типа резервуаров и транспортных средств, времени года и территориальной климатической зоны.
Все нефтегрузы разделены на восемь групп. В первые семь групп включены нефтепродукты, в последнюю — сырая нефть. Год делится на два периода: осенне-зимний (с октября по март) и весенне-летний (с апреля по сентябрь). Территория Российской Федерации распределена на три климатические зоны (южную, среднюю и северную), а для исчисления потерь автомобильного бензина — на три климатические пояса.
Предельные нормы потерь нефти и нефтепродуктов при перевозке наливом установлены по двум группам бассейнов в килограммах на 1 т принятого к перевозке груза.
Так, например, в Волжско-Камском бассейне для большей части нефтепродуктов в весенне-летний период норма составляет 5 кг на 1т, в осенне-зимний - 2,5 кг; для дизельного топлива, пиролизного сырья и моторного топлива - 4,5 и 2,4 кг соответственно, для масел — 2,4 кг в течение всего года.
Потери нефти и нефтепродуктов вследствие естественной убыли подсчитывают по каждому судну, а расчет с отправителями и получателями по недостачам при перевозке производят по итогу за навигацию в целом по транспортной компании.