Определение периодичности по закономерности изменения параметра технического состояния и eгo допустимому значению
Следовательно:
· сокращение вариации увеличивает при прочих равных условиях периодичность ТО;
· ориентация при определении lТО на средние данные не может обеспечить высокую безотказность между ТО (F≈0,5).
Преимущества метода:
· учет фактического технического состояния изделия (диагностика);
· возможность гарантировать заданный уровень безотказности Р;
· учет вариации технического состояния.
Недостатки метода:
· отсутствие прямого учета экономических факторов и последствий;
· необходимость получать (или иметь) информацию о закономерностях изменения параметров технического состояния У = ψ(l, х).
Сферы применения:
· объект с явно фиксируемым и монотонным изменением параметра технического состояния (постепенные отказы) регулируемые механизмы (тормоза, сцепление, установка передних колес, клапанный механизм);
· при реализации стратегии профилактики по состоянию.
40. Технико-экономический метод
Этот метод сводится к определению суммарных удельных затрат на ТО и ремонт и их минимизации. Минимальным затратам соответствует оптимальная периодичность технического обслуживания l0.
Преимущества метода:
· учет экономических последствий принимаемых решений (l0); простота, ясность, универсальность.
Недостатки метода:
· необходимость в достоверной информации о стоимости операций ТО и peмонта, влияния периодичности ТО на ресурс элемента;
· отсутствие учета вариации (случайность) всех показателей (L, х, d, с);
· отсутствие гарантии определённого уровня безотказности.
Сферы применения:
· для сложных и дорогих систем (элементов, агрегатов), не оказывающих прямого влияния на безопасность (смена масел и смазок, фильтров, регулировочные работы-сцепление, клапанный механизм, антикоррозионная за щита кузова и др.);
· для определения периодичности ТО по группе автомобилей, работающих в одинаковых условиях.
41. Экономико-вероятностный метод
Этот метод обобщает предыдущие и учитывает экономические и вероятностные факторы, а также позволяет сравнивать различные стратегии и тактики поддержания и восстановления работоспособности автомобиля. Как уже отмечалось, одна из стратегий (Сп) сводится к устранению неисправностей изделия по мере их возникновения, т.е. по потребности. Удельные затраты при этом
Преимущества метода:
· учет вероятностных и стоимостных факторов;
· гарантия при проведении ТО с оптимальной периодичностью определенных
· уровней безотказности R д и риска Р д при известных затратах на реализацию
· этой стратегии;
· возможность реализовать предупредительный ремонт (замена важных для
· экологической и дорожной безопасности и экономичности деталей).
Основной недостаток неиспользование ресурса элементов, которые имеют потенциальную наработку до отказа xi > 2lр. Эти элементы при lp остаточно только контролировать (диагностировать), а исполнительскую часть операции производить при последующем ТО, т.е. при х = 2 lp. Таким образом, реализуется стратегия I-2, т.е. определение периодичности ТО экономиковероятостным методом с учетом технического состояния.
Сферы применения:
· определение периодичности ТО дорогостоящих операций, оказывающих существенное влияние на безотказность, дорожную и экологическую безопасность автомобилей;
· разграничение сфер рационального использования профилактических тактик по наработке (I-1) и состоянию (I-2);
· оценка стоимости сокращения риска F возникновения отказа;
· определение эффективности использования и сравнения диагностического оборудования;
· оценка возможности применения предупредительного ремонта (замены) деталей, агрегатов, систем автомобиля;
· использование данного методического подхода при решении других задач ТЭА: определение размера запасов, численности персонала, пропускной способности средств обслуживания, резервирования и т.д.