Правила перевозки лесных грузов
Лесные грузы, предъявляемые к перевозке, должны быть предварительно отсортированы грузоотправителями по длине согласно государственным стандартам на лесопродукцию и подготовлены к погрузке штабелями леса одного размера. Перевозка их осуществляется навалом или в упакованном виде.
В упакованном виде (в пакетах) принимаются к перевозке пиломатериалы, круглые лесоматериалы и изделия из лесных материалов.
Не допускается прием к перевозке непрочно и слабо увязанных пакетов, а также пакетов с неплотной укладкой в них лесных грузов. При погрузке ценных пиломатериалов или изделий из лесоматериалов на палубу судна грузоотправитель обязан укрыть их от атмосферных осадков и загрязнения.
Лесные грузы перевозятся в трюмах и на палубе судна штабелями или в пакетах. В каждый штабель или пакет укладывается лес одного размера. Штабеля и пакеты должны иметь правильную форму без пустот с плотной и устойчивой выкладкой и закрепление на судне, исключающее смещение груза при перевозке. Запрещается погрузка на пакеты непакетированного леса. Для перевозки длинномерных лесных грузов (более 4 м) должны подаваться суда, приспособленные для погрузки таких грузов (иметь специальные приспособления для крепления деревянных стоек). К перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении принимаются лесные грузы длиной не свыше 6,5м.
При перевозке во внутреннем водном сообщении в одно судно, как правило, могут быть погружены лесные грузы назначением только в один пункт и в адрес не более двух получателей, а при перевозке в прямом смешанном железнодорожно–водном сообщении следующие через один пункт перевалки.
При перевозке по водохранилищам, морским участкам, озерам лесные грузы должны быть закреплены, а крышки трюмов закрыты и укрыты брезентами.
Лесные грузы должны грузиться с уклоном от кормовой части судна к носовой так, чтобы обеспечивалась необходимая видимость для судовождения. При этом не допускается, чтобы отдельные бревна выступали за пределы бортов.
При перевозке в одном судне нескольких отправок лесных грузов по разным накладным каждая партия груза должна быть отделена от другой прокладками из этого же леса диаметром не менее 18-20 см.
В процессе загрузки судна лесными грузами нескольких отправок перевозчиком с участием грузоотправителя должен составляться грузовой план размещения леса в трюмах и на палубе судна.
Лесные грузы принимаются к перевозке по количеству и маркировке штабелей навалом, по счету пакетов и с проводником грузоотправителя. Способ приема указывается в транспортной накладной и в акте о погрузке-выгрузке груза.
При отгрузке круглого леса навалом и выложенном на палубе судна в штабеля, грузоотправитель обязан нанести яркой краской предохранительную маркировку на крайние торцы штабелей полосами в виде буквы «Т», горизонтальная часть которой охватывает верхний ряд штабеля по всей его ширине, а вертикальная опускается по середине штабеля на всю его высоту. Маркировка может также наноситься по верхней плоскости каждого штабеля полосой, пересекающей по диагонали все бревна верхнего ряда (рис. 10).
Рис. 10. Способы маркировки лесных грузов
Маркировка лесных грузов, перевозимых в упакованном виде, производится по правилам маркировки пакетов.
Определяемая для целей расчета платы за перевозку масса лесных грузов устанавливается грузоотправителем расчетным путем по условным коэффициентам и указывается им в транспортной накладной. Не допускается указание в транспортных накладных данных о количестве кубометров. Эти сведения грузоотправитель указывает в спецификации на лесную продукцию, прикладываемой к транспортной накладной. Перевозчик имеет право проверить правильность указанной в транспортной накладной массы груза по осадке судна и при обнаружении несоответствия требовать от грузоотправителя составления новых документов, отражающих действительные данные о массе груза.
Лесные грузы, выгружаемые в порту, должны укладываться в штабеля с разделением каждой отправки деревянными прокладками диаметром 18-20 см.
На штабеле каждой партии указывается номер транспортной накладной, а на всем штабеле леса, выгруженного из одного судна, номер или название судна. Эти данные наносятся краской непосредственно на торцевую сторону штабеля или на прибиваемую к нему бирку.
Лесные грузы считаются доставленными полностью и выдаются грузополучателю без проверки, когда в пункт назначения груз прибыл без нарушения на судне штабелей или их маркировки.
При нарушении в судне штабелей или их маркировки проверяется количество груза только в нарушенном штабеле путем его обмера. В случае установления утраты груза, недостача определяется в пределах недостающего объема штабеля.
Лесные грузы, перевозимые с проводником грузовладельца и прибывшие в пункт назначения в исправных судах, выдаются грузополучателю без проверки состояния груза.
Лесные грузы, прибывшие в порт для перевалки на железную дорогу, должны быть до начала разгрузки судна осмотрены представителями порта и судна.
При выгрузке составляется акт, в котором указывается:
- наличие и сохранность маркировки прибывшего леса, имеются ли следы утраты;
- качество сепарации леса;
- наличие и качество реквизита;
- наличие леса нестандартной длины (свыше 6,5);
- наличие гнилого леса среди груза.
Оформление передачи лесных грузов на железную дорогу производится в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Передача производится:
лесных грузов в пакетированном виде - по количеству пакетов;
лесных грузов в непакетированном виде – по количеству штабелей и их высоте после погрузки в вагон без перевески.
Лесные грузы, прибывшие из портов перевалки с железной дороги на воду, грузятся в вагоны в портах второй перевалки и передаются железной дороге по количеству штабелей и их высоте согласно данным, указанным в транспортных документах. При этом стяжки вновь предоставляются железной дорогой, а реквизит используется для крепления леса, с которым он был доставлен в порт второй перевалки.
Масса лесных грузов, погруженных в вагоны, указывается с учетом технических норм загрузки вагонов и общей массы грузов согласно транспортным документам. В повагонных накладных, составляемых портами на основании судовых накладных, указывается наименование лесных грузов, количество штабелей леса, погруженного в вагоне, высота погрузки штабелей, длина леса в вагоне, масса груза в тоннах.
Прием лесных грузов, поступающих по железной дороге на перевалку в порт, должен производиться портами с обязательной проверкой прибывшего леса согласно данным, указанным в транспортных накладных (количество штабелей, их размеры, сохранность маркировки).
Разгрузка вагонов должна начинаться со снятия реквизита (стойки, оградительные щиты, доски, стяжки и др.). Стяжки подлежат возврату железной дороге, передавшей груз. Снятый реквизит должен быть сохранен портом перевалки и уложен на погруженный в судно груз. Количество реквизита, погруженного портом на судно, указывается в сдаточной ведомости и удостоверяется подписями представителей порта и судна.