Рассчитать размер расходов, связанных с доставкой товаров в магазины;
Выполнить анализ разработанной схемы доставки.
Методические рекомендации
Команды намечают первый кольцевой маршрут , выполняют по нему расчеты пробега, времени и загрузки. Форма, по которой рассчитываются параметры маршрутов (основная рабочая форма деловой игры), приведена в приложении 4. Пример расчетов по первому маршруту приведен в табл. 14.1.
Таблица 14.1
Пример расчета параметров первого маршрута
№ маршрута | № магазина | Расчет заказа, количество коробок | Результата расчета по маршруту | ||
п | м | н | |||
- | Путь объезда магазинов по маршруту :0-29-30-2-1-0 | ||||
- | Количество перевезенного груза Р=118 коробок | ||||
- | - | Длина маршрута L=32км | |||
- | Время работы машины на маршруте N=32х3+118х0,5+15Х4=215мин |
Поясним расчеты, выполненные по заказам ряда магазинов на понедельник. Установим исходящий из точки О воображаемый луч в горизонтальное положение (луч пересечет магазин 29) и начнем вращать его по часовой стрелке, формируя загрузку автомобиля продуктами и напитками. Для магазина № 29 в автомобиль укладывают 28 коробок ( 16 коробок продуктов и 12 - напитков). Далее в поле луча попадает магазин № 30, для которого грузят 44 коробки (24 коробки продуктов и 20 - напитков). Продолжая движение луча, захватываем заказ первого магазина (8 коробок напитков). Суммарная загрузка автомобиля при этом достигнет 80 коробок. Следующий, "стертый" лучом магазин заказал 38 коробок продуктов и напитков (магазин № 2). Грузовместимость автомобиля позволяет выполнить и этот заказ. Общее количество груза в машине (Р = 118 коробок), показывает, что формирование маршрута завершено.
Изучение ка рты позволяет наметить оптимальный путь объезда магазинов М: 0-29-30-2-1-0. Сосчитав количество клеток-километров, получаем протяженность первого маршрута: L = 32 км.
Время работы автомобиля на маршруте складывается из нескольких слагаемых.
+ Время движения автомобиля:
32 км х 3 мин/км = 96 мин.
+ Время на разгрузку автомобиля в магазинах:
118 коробок х 0,5 мин/коробку = 59 мин.
+ Время на операции подготовки и завершения разгрузки в магазинах:
4 магазинах 15 мин/магазин = 60 мин.
Общее время работы автомобиля на маршруте составит:
т = 32 х 3 + 118 х 0,5 + 15 х 4 = 215 мин.
Действуя подобным образом, намечают необходимое количество маршрутов, позволяющее выполнить все заказы магазинов. Затем, пользуясь полученными значениями времени работы автомобиля на маршруте, составляют график работы транспорта (приложение 5). Пример заполнения графика для первого рейса первой машины дан в табл. 14.2.
Таблица 14.2
График работы транспорта
№ машины | Первая поездка | Вторая поездка | Третья поездка | общее время работы, ч | Принадлежность автомобиля (свой или наемный | ||||||
№ маршрута | отправление со склада | прибывание на складе | № маршрута | отправление со склада | прибывание на складе | № маршрута | отправление со склада | прибывание на складе | |||
800 | 1135 | 1205 | и т.д. | собств. | |||||||
и т.д. |
Решение об использовании той или иной машины на очередном рассчитанном маршруте принимается на основании сопоставления фактически отработанного машиной времени и временной протяженностью этого маршрута. Напомним, что по установленным тарифам оплачиваются лишь те машины, которые отработали от 6 до 8 ч в день (меньше 6 ч- штраф, более 8 ч- сверхурочная оплата).
Составление графика позволяет сформировать целостное видение процесса доставки (во временном разрезе). При этом возможен возврат к предыдущему этапу деловой игры и корректировка некоторых маршрутов с целью оптимизации всего графика.
После составления графика по форме приложения 6 рассчитывают общие затраты по доставке товаров. Расчет затрат также может сопровождаться корректировкой маршрутов, графика и распределения объемов перевозок между собственным и наемным транспортом.
В завершение деловой игры команды составляют план выполнения заказов (приложение 7) и проводят анализ результатов планирования процесса доставки. Форма анализа дана в приложении 8.
Конспект основных условий деловой игры
1. Товар:
· продукты (П), напитки (Н), моющие средства (М);
· продукты и моющие средства нельзя перевозить в одной машине.
2. Транспорт:
· собственный - 6 машин, наемный - столько, сколько потребуется;
· грузовместимость - 120 коробок.
3. Временные условия:
· скорость 20 км/ч, т. е. одну клетку на схеме (1 км) автомобиль проезжает за 3 мин;
· выезд всех автомобилей со склада в первый рейс в 800, автомобили груженые, время первой погрузки не входит в рабочее время водителя;
· норма времени на разгрузку- 0,5 мин на одну коробку;
· норма времени на операции подготовки и завершения разгрузки в магазинах - 15 мин на один магазин;
· погрузка автомобиля на складе - 30 мин;
· рабочий день водителя - 8 ч, затем сверхурочная оплата;
· минимальное время работы автомобиля - 6 ч;
· максимальное - 11 ч.
4. Стоимостные условия:
· собственные автомобили:
Ø условно-постоянные расходы - 300 руб. в день за автомобиль;.
Ø условно-переменные - 15 руб. за 1 км пробега;
· наемные автомобили:
Ø условно-постоянные расходы - 1500 руб. в день за автомобиль;
Ø условно-переменные - 30 руб. за 1 км пробега;
· оплата за сверхурочный труд водителя (с 8 до 11 ч)-5 руб. за минуту.
5. Штрафы:
· в случае загрузки в машину менее 90 коробок - 50 руб. за каждую недогруженную до 90 единиц коробку (последний маршрут не штрафуется);
· в случае работы автомобиля менее 6 ч:
Ø собственный автомобиль - 300 руб. в день;
Ø наемный автомобиль- 500 руб. в день (за недоработку собственной машины штраф не взимается при условии отсутствия наемного транспорта и сверхурочной работы).
Приложение 1
Приложение 2
Координаты магазинов
№ магазина | Координаты магазинов | |
Х | У | |
Координаты распределительного склада: Х- 16; У- 10.
Приложение 3
Ведомость заказов магазина
Количество коробок
Условные обозначения:
П – продукты; М – моющие средства; Н –напитки.
Приложение 4
Расчет основных параметров маршрутов
№ маршрута | № магазина | Расчет заказа, количество коробок | Расчета по маршруту | ||
п | м | н | |||
М: | |||||
P= | |||||
L= | |||||
T= | |||||
М: | |||||
P= | |||||
L= | |||||
T= | |||||
М: | |||||
P= | |||||
L= | |||||
T= | |||||
и т.д | М: | ||||
P= | |||||
L= | |||||
T= |
Условные обозначения:
М - путь объезда магазинов по маршруту; Р - количество перевезенного груза, коробок;
L -длина маршрута;
Т- время работы машины на маршруте, мин.
Приложение 5
График работы транспорта
№ машины | Первая поездка | Вторая поездка | Третья поездка | общее время работы, ч | Принадлежность автомобиля (свой или наемный | ||||||
№ маршрута | отправление со склада | прибывание на складе | № маршрута | отправление со склада | прибывание на складе | № маршрута | отправление со склада | прибывание на складе | |||
Приложение 6
Расчет общих затрат по доставке товаров
№ машины | Принадлежность (собственная или наемная) | Номера выполненных за день маршрутов | Количество первезенного за день груза, кол-во коробок | Пробег за день, км | Плата за пользование автомобилями, руб. | |||||||
Плата за пробег (условно-переменные расходы) | Условно-постоянные расходы, связанные с содержанием и использованием автомобиля | Дополнительная плата за работу водителя в сверхурочное время(5 руб. за минуту) | Штраф за неполное использование вместимости автомобиля (менее 90 коробок) | Штраф за неполное использование вместимости автомобиля по времени (менее 6 ч) | Расходы на охрану при перевозке напитков на наемном автомобиле | Всего плата за пользование атомобилем | ||||||
ИТОГО | Робщ= | Lобщ= | Собщ= | |||||||||
Приложение 7
План выполнение заказа
Анализ результатов планирования доставки заказа
Показатели | Формула для расчета | День недели | Всего за неделю | |||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | ||||
Общие затраты по доставке заказов, у.д.е | С общ | |||||||
Количество перевезенного груза, коробки | Робщ | |||||||
Пробег транспорта, км | Lобщ | |||||||
Количество маршрутов, единиц | П | |||||||
Коэффициент использования грузовместимости транспорта | K=Pобщ/(ПxQ) | |||||||
Затраты по доставке, приходящиеся на 1 км пробега, у.д.е | CL=Cобщ/Lобщ | |||||||
Затраты по перевозке единицы груза, у.д.е | Cp=Cобщ/Pобщ | |||||||
Q- грузоподъемность транспорта, 120 коробок.