Ответственность отправителя, перевозчика и грузового агента

Ответственность Отправителя. Перевозчик или его надлежащим образом авторизованный агент по поручению Отправителя или получателя могут, но не обязаны, выполнять формальности, требуемые таможенными органами и другими правительственными институтами, и могут, но не обязаны, оплачивать любые пошлины, налоги и другие сборы и осуществлять любые платежи. Отправитель, получатель и владелец груза несут совместную и личную ответственность перед перевозчиком за возмещение понесенных им расходов. Для таких целей копия авианакладной, заверенная перевозчиком, должна рассматриваться в качестве оригинала.

Отправитель обязан соблюдать таможенные правила и другие правительственные законы стран экспорта, импорта и транзита в отношении упаковки, перевозки и доставки груза, включая получение информации и документов, необходимых для выполнения указанных требований. Перевозчик не обязан проверять правильность или достаточность необходимой информации, документов или маркировки.

В данном случае под перевозчиком имеется в виду авиакомпания, которая действительно не должна проверять документы, не касающиеся конкретно авиаперевозки на данной авиакомпании. Эта работа – обязанность грузоотправителя и частично его Грузового агента. Ответственность за предоставление недостоверной информации о грузе и возможные последствия этого несет Отправитель.

Отправитель обязан сделать упаковку груза такой, чтобы обеспечивалась его сохранность во время транспортировки при нормальной обработке, и он не мог нанести ущерб людям, товарам и собственности. Также Отправитель должен нанести на упаковку название и полный адрес от- правителя и получателя груза.

Ответственность Перевозчика. Перевозчик несет ответственность перед Отправителем, получателем или любым другим лицом за ущерб, понесенный в случае повреждения груза, потери или задержки груза только в том случае, если ущерб был нанесен во время перевозки.

Если Отправитель не заявлял авиакомпании стоимость груза для перевозки и не платил ей соответствующий сбор, то максимальная ответственность Перевозчика ограничивается 17 SDR за 1 кг веса брутто уничтоженного, потерянного, поврежденного или задержанного груза.

SDR (Special Drawing Rights) – средневзвешенная величина курсов ведущих мировых валют. На настоящий момент 17 SDR эквивалентно 23,04 долларам США (1 SDR = 1,35552 USD).

Для некоторых стран установлено свое соотношение между 17 SDR и местной (используемой) валютой для расчета максимальной ответственности Перевозчика при осуществлении международных авиаперевозок. Но ни при каких обстоятельствах возмещение не может превышать стоимость груза в пункте назначения, и в любом случае размер требуемого возмещения по претензии должен быть подтвержден документально.

Другими словами, если Отправитель не заявлял авиакомпании стоимость груза и не платил специальный сбор, то при стоимости груза МЕНЕЕ 20 долларов США за кг возмещение составит реальную стоимость груза, а если стоимость груза БОЛЕЕ 20 долларов США за кг, то возмещение составит только 20 долл. США за кг. При этом Перевозчик оставляет за собой право перепроверять реальную стоимость груза, указанную в претензии.

В случае, когда Отправитель заранее, до перевозки, заявляет стоимость груза и платит соответствующий сбор, он может требовать возмещение, указанное им и превышающее 20 долларов США за кг. В случае, если утеряна, повреждена или задержана часть груза, возмещение платится только за нее и на основе ее веса. Однако если эта утеря, повреждение или задержка части груза повлияла на стоимость всего груза по данной накладной, возмещение может платиться за общий вес груза.

Любое разбирательство начинается только после подачи письменной претензии в адрес Перевозчика, то есть авиакомпании. Основные понятия об ответственности Перевозчика и условия подачи претензий изложены на обратной стороне листов авианакладной для Грузоотправителя (оригинал 3), для Перевозчика (оригинал 1) и для Получателя (оригинал 2).

Претензии. Копия авианакладной – Копия 4 – Лист приемки (Copy 4 Delivery receipt), подписанная лицом ответственным за получение груза и не содержащая отметки о претензиях, является свидетельством того, что груз был получен в надлежащем состоянии и в соответствии с контрактом на перевозку.

В случае потери или повреждения груза никакие действия не предпринимаются до тех пор, пока Перевозчик не получит письменную претензию от лица ответственного за получение груза.

Претензия должна быть предъявлена Перевозчику в письменном виде в случае:

− видимого повреждения или утери груза немедленно после обнаружения и не позднее 14 дней с даты получения груза;

− других повреждений груза в течение 14 дней с даты получения груза;

− задержки груза в течение 21 дня с даты предоставления груза в распоряжение получателя;

− не доставки груза в течение 120 дней с даты выписки авианакладной.

Срок исковой давности по любой претензии к Перевозчику составляет 2 года со дня события, которое вызвало подачу претензии.

Ответственность Грузового агента. Грузовой агент обязан предоставлять авиакомпании груз, готовый к перевозке. Это означает:

1. Авианакладная должна быть заполнена в соответствии с инструкциями ИАТА, точно и полностью, включая графы, касающиеся веса и тарифов, которые должны быть перепроверены агентом. При передаче авианакладной Перевозчику только положенные страницы должны быть изъяты.

2. Все документы, необходимые для перевозки, определяющие характер груза (при необходимости) и требуемые в странах экспорта, импорта или транзита таможенными или государственными органами, должны быть заполнены и (или) проверены и приложены к авианакладной.

3. Груз должен быть промаркирован (название и полный адрес от- правителя и получателя).

4. Груз должен быть упакован соответствующим образом, чтобы обеспечивалась его сохранность во время транспортировки при нормальной обработке, и он не мог нанести ущерб людям, товарам и собственности. Опасный груз и живые животные должны быть упакованы в соответствии с требованиями, изложенными в специальных изданиях ИАТА.

5. Бирки должны быть видимы, все старые бирки и старая маркировка должны быть удалены. Обязательно нанесенными на грузовое место должны быть следующие бирки: штрих-кодовая идентификационная бирка и бирки для специальных грузов (если груз является специальным).

6. В случае, если груз является опасным, Отправитель обязан пре- доставить Декларацию отправителя на опасный груз, заполненную и подписанную в соответствии с правилами ИАТА по перевозке опасных грузов.

7. В случае, если груз представляет собой живых животных, Отправитель обязан предоставить Сертификат отправителя на живых животных, заполненный и подписанный в соответствии с правилами ИАТА по перевозке живых животных.

ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Авианакладная. Самым главным транспортным документом для авиаперевозки является авианакладная (AIR WAYBILL – AWB). Она бывает 2 видов:

1) мастер-авианакладная (MASTER AIR WAYBILL – MAWB);

2) домашняя авианакладная (HOUSE AIR WAYBILL – HAWB).

MAWB – авианакладная, имеющая номер, присвоенный ей самой авиакомпанией, в виде 3-цифрового префикса и последующих 8 цифр. Префикс представляет собой код авиакомпании и одинаков для всех авианакладных данной авиакомпании. Следующие 8 цифр – индивидуальный номер авианакладной, из которых 7 цифр – непосредственно но- мер, а последняя цифра – проверочный ключ, который является остатком при делении предыдущего 7-значного числа на 7.

По полному номеру MAWB груз может быть отслежен через общедоступные поисковые системы, и по нему происходит бронирование. Заполнение MAWB происходит по специальным правилам ИАТА.

HAWB – авианакладная, первоначально не имеющая номера, а затем получающая его от выпустившего ее Грузового агента. По этому номеру груз может быть отслежен только по системе самого Грузового агента. Накладная носит вспомогательный характер.

Заполнение HAWB рекомендуется производить по правилам ИАТА, но оно делается по усмотрению Грузового агента в соответствии с его правилами и требованиями клиента. Авианакладная состоит, как правило, из 8 самокопирующихся листов (но не менее 5), первые 5 из которых являются самыми важными.

Лист 1 – Оригинал 3 (для отправителя – for shipper), голубого цвета: предназначен для грузоотправителя и служит документальным подтверждением принятия груза к перевозке на условиях, определенных в грузовой накладной. Отдается грузоотправителю после приема груза агентом.

Лист 2 – Копия 8 (для агента – for agent), белого цвета: предназначена для агента, оформившего грузовую накладную, и является основанием для составления отчета о продаже грузовых перевозок агента. Хранится в предприятии, оформившем грузовую накладную.

Лист 3 – Оригинал 1 (для перевозчика – for carrier), это контрольный экземпляр зеленого цвета: предназначен для авиакомпании и служит основанием для осуществления финансовых операций и решения правовых вопросов. В соответствии с действующей системой взаиморасчетов дол- жен быть передан в авиакомпанию.

Лист 4 – Оригинал 2 (для получателя – for consignee), розового цвета: следует с грузом до пункта назначения и выдается грузополучателю вместе с прибывшим грузом как свидетельство выполнения договора воз- душной перевозки груза.

Лист 5 – Копия 4 (подтверждение в получении груза – delivery receipt), желтого цвета: следует вместе с грузом до пункта назначения и остается у агента перевозчика в качестве расписки грузополучателя в получении груза (подтверждение доставки).

Лист 6 – Копия 5 (сору 5), белого цвета: следует вместе с грузом до пункта назначения, остается в аэропорту назначения и используется по усмотрению перевозчика.

Лист 7 – Копия 6 (сору 6), белого цвета: следует вместе с грузом и остается у перевозчика первого участка маршрута как подтверждение выполненной им перевозки груза.

Лист 8 – Копия 7 (сору 7), белого цвета: следует вместе с грузом и остается у перевозчика второго участка маршрута как подтверждение выполненной им перевозки груза. Если перевозка груза осуществляется од- ним перевозчиком, копия 7 грузовой накладной может быть использована по усмотрению перевозчика как дополнительная копия.

Таким образом, авианакладная может представлять собой одновременно:

− контракт на транспортировку груза между отправителем и авиа- компанией (условия контракта изложены на оборотной стороне оригинала 3, предназначенной для отправителя);

− документ о приеме груза;

− документ для проведения взаиморасчетов;

− документ, подтверждающий ответственность сторон;

− документ, подтверждающий страхование (если оно было заказано у авиакомпании);

− инструкцию по загрузке;

− таможенный документ;

− документ о доставке груза.

Авианакладная является «non negotiable» документом, что отмечено в ее правом верхнем углу. Данный термин означает, что авианакладная не является товарораспорядительным документом, и не может быть использована как документ на предъявителя для получения груза. Получить груз может только лицо указанное в графе «получатель» в авианакладной. Авианакладная становится действительной после ее подписания грузоотправителем (или его назначенным агентом) и перевозчиком (или его назначенным агентом). В связи с этим авианакладная должна быть выпущена и подписана немедленно после принятия груза от грузоотправителя.

Срок действия авианакладной распространяется с момента ее подписания и до момента выдачи груза получателю или его агенту. Базовые условия контракта на перевозку, ответственность перевозчика и условия подачи претензий изложены на обратной стороне листов авиа- накладной для грузоотправителя (оригинал 3), для перевозчика (оригинал 1), и для получателя (оригинал 2). Подпись грузоотправителя или его агента на авианакладной означает их согласие с этими условиями. В зависимости от типа отправки различают 2 вида оформления пакетов документов для авиаперевозки: для прямых грузов и для консолидированных.

Наши рекомендации