Основные производственные показатели работы авиакомпаний
|
Аэропо́рт — комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.
ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТОВ
2.1. Целевое назначение
2.1.1. Деятельность аэропортов осуществляется в интересах пассажиров и других клиентов - потребителей авиауслуг, а также субъектов авиатранспортного рынка, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки либо способствующих их осуществлению.
2.1.2. Аэропорты должны способствовать удовлетворению потребностей населения обслуживаемой территории в авиационных услугах, гарантировать пользователям равные возможности в предоставлении услуг ( эксплуатантам воздушного транспорта, пассажирам и клиентуре, арендаторам, концессионерам и др.), эффективно эксплуатировать и расширять производственные мощности в соответствии с потребностями авиатранспортного рынка, при обеспечении безопасности жизни, здоровья, имущественных интересов пользователей, соблюдении действующих отечественных и международных условий, норм, правил функционирования аэропортов.
2.2. Основные задачи аэропортов
2.2.1. Выполнение работ и услуг по обслуживанию в аэропорту воздушных судов авиапредприятий (авиакомпаний) и других владельцев (обслуживание пассажиров, багажа, обработка грузов, почты, заправка ГСМ и спецжидкостями, регулирование воздушного движения в зоне аэродрома, обеспечение бортпитанием, снабжение теплом и электроэнергией и др.
2.2.2. Обеспечение выполнения в зоне аэропорта требований, установленных действующими законодательными и нормативными актами в области безопасности полетов, обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, почты и грузов.
2.2.3. Обеспечение авиационной безопасности (создание и функционирование службы авиационной безопасности, охраны аэропорта, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади. багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов).
2.2.4 Контроль и непосредственное обеспечение планирования, эксплуатации, развития, совершенствования и обустройства земельных участков, всех основных и вспомогательных объектов, зданий и сооружений на территории аэропорта.
2.2.5. Расширение сферы сервисных услуг пассажирам и клиентуре аэропорта.
2.2.6. Рациональное использование располагаемых собственных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, привлекаемых заемных средств и средств инвесторов для обеспечения экономической эффективности текущей деятельности и перспективного производственного развития аэропорта.
2.2.7. Приобретение на праве собственности либо на условиях арендных, лизинговых, концессионных и иных соглашений необходимого для эффективной организации производственной деятельности имущества, зданий, сооружений, земельных участков, лицензий, неимущественных прав, финансовых активов и ценных бумаг.
2.2.8. Строительство и эксплуатационное содержание необходимых сооружений для обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также для обеспечения деятельности служб аэропорта.
2.2.9. Контроль за строительством на территории аэропорта с соблюдением требований безопасности полетов, запрещение строительства объектов, являющихся высотными препятствиями, контроль за соблюдением требований об установке маркировочных знаков и радиотехнических устройств, ограждений в районе аэродрома.
2.2.10. Участие в расследовании в установленном порядке аварий и поломок воздушных судов в аэропорту, летных происшествий с воздушными судами в районе аэропорта.
2.2.11. Организация и проведение аварийно-спасательных работ.
2.2.12. Проведение в установленном порядке сбора, обобщения и анализа информации об авиационных происшествиях в аэропорту и предпосылках к ним, об отказах и неисправностях наземной авиационной техники.
2.2.13. Проведение мероприятий по усилению внутриобъектового режима в аэропорту во взаимодействии с правоохранительными органами.
2.2.14. Осуществление, в соответствии с генеральным планом развития аэропорта, капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов аэропорта.
2.2.15. Организация подготовки и переподготовки кадров.
2.2.16. Организация в установленном порядке технического надзора за состоянием объектов и ведения учета и отчетности по производственно-хозяйственной, эксплуатационной и другой деятельности на территории аэропорта.
2.2.17. Ведение внешнеэкономической деятельности, заключение коммерческих, технических и других договоров (соглашений), контрактов с иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством.
2.2.18. Осуществление на договорной основе сотрудничества с российскими и зарубежными аэропортами, авиаперевозчиками, другими предприятиями, организациями, ассоциациями и т.п. по вопросам эффективного обеспечения существующих и перспективных потребностей развития авиасообщений, открытия новых и эксплуатации действующих авиалиний.
2.2.19. Осуществление мероприятий по охране окружающей среды на территории аэропорта и сопредельной территории.
2.2.20. Организация гражданской обороны объектов, подготовки к выполнению оборонных задач, предусмотренных соответствующими планами и мобилизационными заданиями.
Часть из перечисленных задач могут выполнять специализированные предприятия по договорам с аэропортом, в том числе в отдельных случаях на основе аренды (субаренды) у аэропорта соответствующих зданий, сооружений, оборудования и другого необходимого имущества.
СОСТАВ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В АЭРОПОРТАХ МВЛ И ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ
4.1. Требования к проектированию генеральных планов аэропортов МВЛ аналогичны требованиям к проектированию классифицированных аэропортов и приведены в ВНТП I.
При планировке служебно-технической территории (СТТ) необходимо соблюдать требования главы СНиП "Генеральные планы промышленных предприятий".
4.2. Мощность зданий и сооружений определяется расчетом на основе исходных данных по настоящему Руководству и действующим ведомственным нормам проектирования.
Ориентировочный состав зданий и сооружений приведен в приложении 1. Объемы и площади зданий и сооружений рассчитаны для минимального и максимального объемов перевозок аэропортов МВЛ каждой категории.
shapetype id="_x0000_t75" coordsize="21600,21600" o:spt="75" o:preferrelative="t" path="m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe" filled="f" stroked="f">
Рис. 1. Исходный технологический график подготовка Ан-24 к начальному рейсу
Рис. 2. Принципиальная схема обслуживания трансферных (транзитных) пассажиров
Рис. 3. Принципиальная схема обслуживания вылетающих пассажиров в аэропортах местных воздушных линий. Основной метод
Служба, ответственная за проведение технологической операции:
А - агентство воздушных перевозок;
СП - служба организации перевозок;
ПДСП - производственно-диспетчерская служба предприятия;
ОМ - отделение милиции.
Pиc. 4. Принципиальная схема обслуживания прилетевших пассажиров
Рис. 5. Принципиальная схема обработки грузов прилетевшего самолета
Рис. 6. Принципиальная схема обработки грузов, прибывших из города
Рис. 7. Схема технологических процессов обслуживания вахтовых пассажиров и грузов ПАНХ в вертолетном подразделении аэропорта МВЛ
Ориентировочная стоимость строительства зданий и сооружений аэропортов МВЛ по категориям приведена в приложении 2.
4.3. Грузовые самолеты в аэропортах МВЛ, как правило, следует размещать на пассажирском перроне. При значительном объеме грузовых авиаперевозок может предусматриваться специальный грузовой перрон для кратковременной стоянки грузовых самолетов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с одновременным техническим обслуживанием самолетов. Грузовой перрон должен, как правило, непосредственно примыкать к пассажирскому перрону или местам стоянки самолетов.
Для обеспечения грузовых перевозок на аэродромах, где эксплуатируются вертолеты, могут предусматриваться площадки для хранения и подвески крупногабаритных грузов.
4.4. Привокзальная площадь предназначена для маневрирования и размещения средств общественного и индивидуального транспорта, прибывающего в аэропорт из города.
4.5. В аэропортах МВЛ I и II категорий грузовой склад и отдаление перевозки почты (ОПП), как правило, следует блокировать в одно здание, а в аэропортах МВЛ III категории со служебно-пассажирским зданием (СПЗ) или аэровокзалом.
4.6. К зданию грузового склада и ОПП должен примыкать со стороны города грузовой двор, предназначенный для стоянки и маневрирования автомашин, производящих погрузочно-разгрузочные операции.
4.7. Автодороги к грузовому складу и ОПП не должны пересекать привокзальную площадь.
4.8. Территория аэродромов, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, должна иметь ограждения по всему периметру.
Участки ограждения должны быть прямолинейными в плане с минимально необходимым количеством углов поворота. Тип ограждения следует принимать - колючую проволоку на железобетонных столбах или металлическую сетку высотой 2 м, с Т-образной насадкой высотой 0,1 м и с козырьком шириной по 0,5 м в каждую сторону из колючей проволоки, натянутой через 10 см.
Участки территории зданий и сооружений с открытым хранением материалов, грузов, оборудования и механизмов, базу аэродромной службы, службу спецтранспорта, материальные склады следует ограждать, как правило, забором из металлической сетки высотой 2 м.
Водопроводные и очистные сооружения, мазутное хозяйство котельных должны ограждаться согласно требованиям соответствующих СНиП.
Примечание. Допускается предусматривать ограждение из местных материалов (ракушечник, туф, шлакобетон и др.).
4.9. Для обеспечения транспортной связи функциональных зон и отдельных объектов служебно-технической территории (CТT) между собой, аэродромом и подъездной автомобильной дорогой аэропорта следует предусматривать внутрипортовые основные и вспомогательные дороги.
4.10. Внутрипортовые дороги аэропортов следует проектировать как производственные дороги промышленных предприятий в соответствии с требованиями СНиП "Автомобильные дороги. Нормы проектирования".
4.11. При проектировании внутрипортовых автомобильных дорог необходимо предусматривать петлевые объезды или разворотные площадки, размер которых определяется расчетом, но не менее 12×12 м.
4.12. Габариты приближения края проезжей части внутрипортовых дорог к зданиям и сооружениям СТТ, а также условия проезда пожарных автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями СНиП "Генеральные планы промышленных предприятий" и табл. 9.
Таблица 9
Здания и сооружения | Расстояние, м |
Наружные грани стен зданий, включая тамбуры и пристройки:
при отсутствии въезда в здание и при длине здания:
до 20 м
1,5
Более 20 м
при наличии въезда в здание:
двухосных автомобилей и автопогрузчиков
трехосных автомобилей
электрокар
Ограждение аэропорта
1,5
Ограждение охраняемой части аэропорта
Стволы деревьев
Наружные грани опор эстакад, дымовых труб, столбов, мачт, выступающих частей зданий (пилястр, контрфорсов, наружных лестниц и т.п.)
0,5
Разработка генеральных планов аэропортов
Генеральный план аэропорта обеспечивает комплексное решение вопросов планировки и благоустройства территории, размещения на ней аэродрома, зданий, сооружений, оборудования, систем управления воздушным движением, радионавигации и посадки воздушных судов, транспортных коммуникаций и инженерных сетей. При разработке генерального плана специалистами института учитываются все аспекты, включая перспективу развития, экономику, специфику данного аэропорта и региона.
Структура генерального плана учитывает: