Претензии, иски, сроки исковой давности
Ответственность перевозчика за невыполнение при перевозке предусмотренных Кодексом ВВТ РФ и договором перевозки груза обязательств устанавливают в порядке рассмотрения претензий исков в арбитражный суд.
Претензией называется заявленное перевозчику требование отправителя или получателя о возмещении убытков, причиненных перевозчиком из-за невыполнения им обязательств по договору перевозки или буксировки.
Иск в судебном или арбитражном порядке может быть заявлен только в том случае, если перевозчик полностью или частично отказался удовлетворить претензию или не рассмотрел ее в установленный срок. До рассмотрения требований отправителя или получателя в претензионном порядке иски в арбитражный суд не принимаются. Это говорит о том, что объективное и всестороннее рассмотрение претензий, принятие по ним правильных и обоснованных решений - важный и ответственный участок деятельности грузовой и коммерческой службы перевозчика.
Претензия может быть предъявлена перевозчику в случаях: полной или частичной утраты груза или багажа, порчи или повреждения их; просрочки доставки груза; задержки, в выдаче груза после истечения срока доставки; перебора провозных платежей; необоснованного взыскания штрафа; неподачи или несвоевременной подачи судна или тяговых средств; невыполнения согласованного объема перевозок и по другим причинам.
Право на предъявление претензии или иска имеют только отправитель и получатель. Передать это право может отправитель получателю или получатель отправителю, а также оба они своей вышестоящей или нижестоящей организации. Передача права на предъявление претензии удостоверяется переуступочной надписью на документе, который является основанием для претензии.
Претензии по перевозке грузов предъявляются к пункту назначения. Этот же принцип должен соблюдаться и в случае перевозки в смешанном железнодорожно-водном сообщении, когда претензия предъявляется к перевозчику или дороге назначения в зависимости от того, порт или станция служит конечным пунктом перевозки. Претензии отправителя по штрафам и премиям предъявляются порту отправления. Претензии, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, по усмотрению заявителя могут быть предъявлены к порту отправления или назначения.
Предъявление претензии приводит к важным юридическим последствиям, поэтому КВВТ РФ в гл. XVIII «Акты, претензии и иски» строго регламентирован порядок их предъявления и рассмотрения, который также подробно изложен в правилах перевозок грузов (ч. 1).
Предъявляя претензию перевозчику, отправитель или получатель обязан подать письменное заявление, в котором должны быть указаны: причина предъявления претензии (полная или частичная утрата груза, порча груза, просрочка в доставке и др.); краткое обоснование претензии; сумма претензии по каждому отдельному документу и каждому виду претензии и расчет этой суммы. К заявлению должны быть приложены документы, обосновывающие претензию; накладная и багажная квитанция предъявляются в подлиннике. К претензии на частичную утрату, порчу или повреждение груза прилагается коммерческий акт. В копиях, надлежаще заверенных, могут быть приложены акты загрузки-разгрузки, счета поставщиков и т.п.
Перевозчик обязан проверить полноту приложенных к претензии обосновывающих ее документов, в противном случае она не рассматривается и возвращается заявителю с указанием причины возврата.
Перевозчик обязан рассмотреть претензию и уведомить заявителя о принятом решении и сумме, подлежащей выплате по претензии в установленные сроки.
Если претензия перевозчиком отклонена полностью или удовлетворена частично, в уведомлении указывают основания такого решения, а представленные с претензионным заявлением документы возвращают.
Если груз или плот, за утрату которого поступила претензия, был переадресован и выдан другому получателю, перевозчик возвращает претензию с указанием организации, по заявлению которой произведена переадресовка, кому, когда и где выдан груз или плот с тем, чтобы заявитель претензии мог произвести расчеты непосредственно с фактическим получателем груза или с организацией, которая потребовала переадресовку.
При несогласии с решением перевозчика или при неполучении решения в установленный срок заявитель претензии имеет право в течение 6 мес. со дня получения ответа или со дня истечения срока для ответа предъявить иск в арбитраж или в судебные органы по месту нахождения перевозчика, которому была заявлена претензия.
Претензии о возврате переборов провозных платежей и о выплате премий рассмотрению в арбитраже или судебному разбирательству не подлежат.
Для предъявления претензий установлены предельные сроки. Претензия по перевозке может быть предъявлена перевозчику в течение 6 мес.; претензия о выплате премий, о возврате штрафа за простой судов и уплате штрафа за просрочку в доставке груза - в течение 45 дней. Исчисление этих сроков производится со дня выдачи груза, багажа, окончания буксировки или иного события, которое послужило основанием для предъявления претензии. При предъявлении претензии за полную утрату груза или багажа и о возврате штрафа сроки исчисляются по особым правилам.
Если расчеты по недостаче и излишку груза (например, при перевозке нефтегрузов) производятся по окончании навигации, срок исковой давности исчисляется с 1 января следующего года.
Сроки исковой давности имеют важное практическое значение как при рассмотрении претензий, так и при подведении итогов хозяйственной деятельности предприятий отправителя, получателя и транспорта. Поэтому при заявлении претензии или получении ее от перевозчика необходимо обратить внимание на сроки наступления события, послужившего основанием для претензии, и на сроки предъявления претензии. Сроком предъявления претензии считается день сдачи претензионного заявления на почту или вручения его непосредственно представителю перевозчика.
Коммерческие акты, претензии, иски, в конечном счете свидетельствуют о нарушениях качества перевозок. Их анализ может дать необходимый материал для оценки коммерческой работы перевозчика, для выяснения слабых звеньев транспортного конвейера и способствовать разработке мероприятий по устранению недостатков.
АРБИТРАЖ
В практике хозяйственной деятельности иногда возникают споры между организациями и предприятиями по вопросам заключения и исполнения хозяйственных договоров, которые разрешаются в арбитражном суде.
Основными задачами арбитражного суда являются:
защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций при разрешении хозяйственных споров;
воздействие на участвующие в хозяйственном споре предприятия и организации в целях соблюдения законности, выполнения договоров и плановых заданий; применение имущественной ответственности в случае их нарушения;
обеспечение правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров;
содействие улучшению договорной и претензионной работы в народном хозяйстве.
При решении хозяйственных споров органы арбитражного суда руководствуются соответствующим законодательством. Рассматривают споры по месту нахождения ответчика, а споры, вытекающие из договора перевозки, по месту нахождения органа транспорта. На рассмотрение арбитражного суда спор может быть передан лишь после принятия сторонами мер к непосредственному урегулированию его в установленном порядке. Это означает, что перевозчик или другое предприятие внутреннего водного транспорта должно принять меры к непосредственному урегулированию спора с другой заинтересованной стороной, и только в том случае, если соглашение не будет достигнуто, спор надлежит передать на рассмотрение арбитражного суда. На иски, заявленные в арбитраж, накладывается государственная пошлина в зависимости от суммы иска, необоснованный иск может повлечь за собой излишние расходы по уплате пошлины.
Исковое заявление, поданное в арбитражный суд в письменной форме, должно содержать наименование и подчиненность сторон, участвующих в споре, их почтовые адреса, наименование и номера счетов в кредитных учреждениях, цену иска, обстоятельства дела, законы, на которых основываются требования истца и расчет суммы иска. Кроме того, должны быть изложены сведения о принятых мерах к непосредственному урегулированию хозяйственного спора с указанием предложений заявителя иска, направленных другой стороне, содержания ответа ее, мотивов, по которым не приняты доводы ответчика.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие и обосновывающие иск, а также удостоверяющие, что копия заявления с приложенными документами направлена ответчику.
Споры рассматриваются судом с участием руководителей предприятия и организации, участвующих в споре, или их полномочных представителей. Решение оформляется приказом, являющимся исполнительным документом.
Раздел III. ГРУЗОВЕДЕНИЕ И ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ