Автомобили-тягачи и тяговые свойства автопоездов
Автомобили-тягачи делятся на:
- прицепные;
- седельные.
Прицепные автомобили-тягачи, предназначенные для буксировки прицепов, разделяются на:
- универсальные;
- балластные;
- специальные.
Седельные автомобили-тягачи разделяются на:
- универсальные;
- специальные.
К числу универсальных прицепных автомобилей-тягачей (общего назначения) относятся грузовые автомобили, имеющие необходимые динамические качества и оборудование для буксировки прицепов.
Балластные автомобили-тягачи предназначены для буксировки тяжеловесных грузов, расположенных только на прицепе. Особенностью этих автомобилей-тягачей является то, что их кузов, имеющий небольшую площадь, загружается только балластом, необходимым для увеличения сцепного веса.
Специальные прицепные автомобили-тягачи предназначены для перевозки специальных грузов (самолетов и т. п.) или в особых условиях (например под землей).
Седельные универсальные автомобили-тягачи предназначены для транспортирования полуприцепов по усовершенствованным дорогам. Они изготовляются на базе грузовых автомобилей соответствующей грузоподъемности, имеющих более короткую раму. Вместо кузова автомобили-тягачи имеют тягово-сцепное устройство для соединения с полуприцепом.
К числу наиболее распространенных специальных седельных автомобилей-тягачей относятся автомобили-тягачи повышенной проходимости, предназначенные для транспортирования полуприцепов в плохих дорожных условиях. Такие автомобили-тягачи имеют более мощные двигатели, увеличенное общее передаточное отношение трансмиссии и оборудованы устройствами для повышения проходимости (самоблокирующиеся дифференциалы, специальные подвески, система подкачки шин воздухом и др.).
Тяговыми свойствами автопоезда называется способность двигаться в заданных дорожных условиях с определенными средними техническими скоростями, а также разгоняться и преодолевать подъемы.
Тяговые свойства автопоезда в основном зависят от:
- удельной мощности двигателя тягача;
- передаточных чисел в агрегатах трансмиссии;
- диаметра шин;
- числа ведущих колес.
Опыт эксплуатации автопоездов, в том числе специализированных, показал, что они имеют следующие преимущества по сравнению с одиночными автомобилями:
- снижение нагрузки на ось при той же грузоподъемности;
- наиболее полное использование имеющегося запаса мощности двигателей автомобилей и автомобилей-тягачей;
- повышение производительности автомобилей (несмотря на снижение средней технической скорости их движения на 15-20%).
Особенно большой эффект достигается при использовании автопоездов в составе автомобилей-тягачей и полуприцепов, поскольку в данном случае имеется возможность повысить коэффициент использования пробега, сократить простои под погрузкой и разгрузкой и увеличить скорость доставки грузов путем применения сменных полуприцепов (два и даже три полуприцепа при работе на коротких расстояниях и плечевом движении на дальних расстояниях).
Наряду с этим автопоезда в составе автомобилей-тягачей с полуприцепами имеют более высокие устойчивость, маневренность и проходимость по сравнению с автопоездами в составе автомобилей и прицепов вследствие меньших габаритных размеров по длине.
Специализированные автопоезда имеют большие преимущества по сравнению с одиночными специализированными автомобилями. Если специализированные кузова (фургоны-рефрижераторы, цистерны и др.) установлены на одиночных автомобилях, то они могут быть использованы только для перевозки данного вида груза и, как правило, в одном направлении.
Если же специализированные кузова установлены на прицепах или полуприцепах, то автомобиль-тягач может быть использован для перевозки других специализированных или бортовых прицепов и полуприцепов в обоих направлениях.