Продажа билетов и работа билетных касс
Пассажир оплачивает проезд и провоз багажа по установленному тарифу, а железная дорога обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив место в поезде согласно купленному билету до указанной станции назначения, открытой для пассажирских операций. Железнодорожный билет—документ, удостоверяющий заключение договора перевозки. На станциях организуют предварительную продажу билетов, распространение их по заказам (через бюро заказов), продают билеты транзитным пассажирам, с прямой плацкартой и на обратный выезд, а также заблаговременно реализуют билеты в предварительных и суточных кассах на транзитные поезда. Для централизованного распределения мест на поезда кассы вокзалов подключаются к отделенческим (ЛБК) и дорожным (ОДБ) бюро по учету и распределению мест в поездах.
Основной принцип общего централизованного процесса учета и распределения мест в пассажирских поездах заключается в том, что вся информация о местах сосредоточивается в диспетчерских центрах ЛБК, ОДБ, а также в железнодорожных агентствах (ЛЖА, МЖА, ЦЖА). Билетные кассиры с помощью специальной аппаратуры связи вызывают соответствующего работника диспетчерского центра распредбюро и получают по запросу пассажира нужное ему место. Централизованное управление работой билетных касс позволяет отказаться от их специализации по направлениям, повысить производительность труда билетных кассиров и эффективность использования мест, что особенно важно для увеличения провозной способности в условиях практически полного (в летний период) использования пропускных способностей на главных пассажирских направлениях.
Централизованное руководство продажей билетов позволяет организовать в предварительных и суточных кассах (на вокзалах по ходу следования поезда) продажу билетов на транзитные поезда. Однако для этого все подразделения должны иметь необходимые средства связи и оборудование.
В технологических процессах при распределении мест предусмотрены следующие сроки приема заказов и предварительной продажи билетов: заявки на групповые перевозки—от 18 до 45 сут; заказы на одиночных пассажиров на прямую плацкарту и обратный выезд (кроме заказов через Московский узел, где сроки устанавливаются специальным указанием Главного пассажирского управления МПС) — от 5 до 45 сут; доставка билетов на дом, предприятиям, в дома отдыха и другие заказы с доставкой —от 11 до 20 сут; предварительная продажа билетов в пригородной зоне, городских и предварительных кассах—от 1 до 10 сут.
При отсутствии прямого маршрута и наличии маршрута с пересадками пассажиры приобретают билеты с прямой плацкартой. Она содержит билет в общий вагон пассажирского поезда от станции отправления до станции назначения и две соответствующие квитанции доплаты: первую — на часть маршрута до пересадки, а вторую — на последующую часть маршрута. На билете проставляют два компостера: с датами посадки на станции отправления и отправления со станции пересадки. Аналогично заказу билета по пунктам пересадки осуществляется заказ билетов на обратный выезд. В день отправления проездные документы на дальние поезда оформляются в суточных кассах на вокзале.
Билеты пригородного сообщения продают непосредственно в пригородных кассах либо через автоматы. Время продажи билетов и работы касс и автоматов устанавливает начальник станции в зависимости от расписания движения пригородных поездов. Технологическая схема руководства билетными кассами на вокзале приведена на рис.
Через вокзалы крупных узловых станций организована также продажа билетов транзитным пассажирам в поездах. Разъездные билетные кассиры или механики-бригадиры (начальники) поездов (ВНП) принимают заказы на прямые плацкарты и обратный выезд от транзитных пассажиров и передают эти данные в ЛБК по ходу следования поезда. На следующей крупной станции подобранные посадочные места реализуются билетными кассирами, которые садятся в поезд.
В тех случаях, когда время отправления с пункта пересадки неизвестно, пассажиру выдают билет на проезд в жестком общем вагоне пассажирского поезда на весь путь следования (от станции отправления до станции назначения). В пунктах пересадки он получает посадочный талон на дальнейшую часть пути и перекомпостирует билет. При желании пассажира ехать в вагоне или поезде выше оплачиваемой категории к билету в общий вагон выдается квитанция доплат на проезд в соответствующем вагоне или поезде не далее конечного пункта следования поезда, в котором поедет пассажир, или пункта пересадки. Транзитным пассажирам, пересаживающимся для дальнейшего следования по указанному в билете маршруту в поезд пригородной нумерации, компостировать билеты не требуется.
Вокзалы оборудуются различными типами кассовых кабин, размеры которых должны отвечать условиям работы кассира и обеспечивать размещение билетопечатаюших машин, шкафов для хранения билетов, столов и другого оборудования. В билетных кассах устанавливаются рабочие столы для оформления билетов, билетно-кассовые терминалы и справочный инвентарь, шкафы для хранения билетов и др. Билетно-кассовый терминал имеет наборные устройства, дисплей для отображения информации, печатающее устройство.
При централизованном руководстве продажей билетов на вокзалах организуют диспетчерские круги со штатом старших билетных кассиров не более четырех человек в смену на внеклассный вокзал, двух — на вокзал 1 класса, одного — на вокзал II класса. Диспетчерский круг оборудуется рабочими столами, на которых размещаются планы-графики, специализированные устройства связи и коммутации, средства оргтехники и подсобные материалы (схемы обслуживаемого полигона сети железных дорог, расписание движения поездов, перечень станций учета высадки пассажиров и др.).
Число рабочих мест на круге определяют из расчета обслуживания одним диспетчером шести билетных касс головной станции. Если диспетчерский круг обслуживает билетные кассы головной и промежуточной станций, то рассчитывают приведенное число билетных касс:
mпр = mг + mл*(qл/qг)
где mпр — число билетных касс головной станции, обслуживаемых
диспетчерским кругом;
mг — то же, касс линейных станций;
qл — среднее число обращений одной билетной кассы линейных
станций к диспетчеру за смену или час;
qг — то же, головной станции.
При наличии диспетчерских кругов среднее время ожидания ответа старшего билетного кассира не должно превышать 30 с. Для учета и распределения посадочных мест в поезде диспетчер использует план-график, общий вид которого приведен в табл. 1