Основные принципы работы билетных касс

На всех вокзалах билетные кассы обеспечивают пассажирам возможность быстро и качественно оформить проезд по желаемому маршруту в поездах различных категорий и вагонах разных типов. Билетные кассы предоставляют необходимую исходную и первичную информацию, являясь составной частью общей системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте, которая предназначена обеспечивать пассажирам в масштабе реального времени все транспортные услуги и сервис.

Железнодорожный билет – документ, удостоверяющий заключение договора перевозки, который состоит в том, что пассажир оплачивает проезд и провоз багажа по установленному тарифу, а железная дорога обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив место в поезде согласно купленному билету до указанной станции назначения.

На станциях организуют:

– предварительную продажу билетов;

– распространение их по заказам (через бюро заказов);

– продажу билетов транзитным пассажирам с прямой плацкартой и на обратный выезд;

– заблаговременную реализацию билетов в предварительных и суточных кассах на транзитные поезда.

Все железнодорожные билеты на сети распространяются через систему «Экспресс-3» независимо от принадлежности и формы собственности билетных касс. В день отправления проездные документы на дальние поезда оформляются только в суточных кассах на вокзале.

Билеты пригородного сообщения продают непосредственно в пригородных кассах либо через автоматы. Время продажи билетов и работы касс и автоматов устанавливает начальник станции в зависимости от расписания движения пригородных поездов.

Правильная организация продажи билетов имеет весьма важное значение в улучшении обслуживания пассажиров и должна обеспечивать:

- высокую производительность труда билетных кассиров;

- быстрейшую выдачу билетов, не создавая очередей у билетных касс;

- централизацию всех посадочных мест в одном пункте с организацией постоянного контроля за ходом их реализации;

- широкое применение передовых методов труда билетными кассирами и форм обслуживания пассажиров, и в первую очередь предварительной продажи билетов, в том числе билетов на обратный выезд и прямых плацкарт;

- правильное оформление проездных документов, максимальную механизацию и автоматизацию билетно-кассовых операций;

- полное поступление и сохранность денежных сумм.

Продажа проездных документов на поезда дальнего и местного сообщения производится в кассах суточной продажи билетов и в предварительных кассах.

В суточных кассах продажа билетов через систему «Экспресс-3» осуществляется в двух режимах: в режиме суточной продажи билетов с периодом резервирования в одни сутки до момента отправления поезда; в режиме текущей продажи с момента отправления поезда до момента его прибытия на предпоследнюю станцию.

Суточная продажа билетов производится на свободные места в вагоны поездов своего формирования и оборота, до отправления которых остается менее 24 часов, а также на транзитные поезда, в прицепные и беспересадочные вагоны.

В суточных кассах применяются следующие формы продажи железнодорожных билетов:

- в прямом сообщении;

- на обратный выезд.

В кассах суточной продажи билетов кассир выполняет следующие операции: продажу проездных документов; возврат неиспользованных проездных документов; гашение провозных плат по испорченным документам; получение справок о наличии мест в заданном номере поезда и типе вагона; отчет о проделанной работе за смену.

Продажа билетов на поезда пригородного сообщения осуществляется в пригородных билетных кассах. Пригородные кассы расположены в цокольном этаже вокзала. Работа касс организуется с учетом неравномерности отправления пассажиров и характера их распределения по зонам назначения. График работы билетных касс составляется с учетом неравномерности продажи билетов по дням недели и часам суток. Он предусматривает увеличение числа действующих касс в предвыходные и выходные дни, а также в часы «пик».

В пригородном зале установлены часы, схема пригородных участков с обозначением тарифных зон, станций и остановочных платформ, вывешены таблицы стоимости проезда, расписание движения пригородных поездов.

Для продажи пригородных билетов применяют билетопечатающие машины «ОКА».

Работа ОДБ и ЛБК

Постоянный рост объема пассажирских перевозок, увеличение размеров движения пассажирских поездов, необходимость улуч­шения использования свободных мест в поездах и повышения производительности труда билетных кассиров потребовали най­ти новые формы организации продажи железнодорожных биле­тов. Такой формой стало централизованное руководство прода­жей билетов.

Централизованное управление продажей билетов в крупных узлах и линейных станциях из единого центра концентрирует учет наличия всех свободных мест в пассажирских поездах на данном направлении, позволяет наиболее полно и своевременно удовлетворять потребности населения в перевозках, улучшает использование свободных мест и передачу их на соседние участ­ки, значительно повышает число услуг, оказываемых пассажи­рам при приобретении билетов, особенно на линейных станциях.

При этом все билетные кассы на станциях (вокзалах) равно­мерно загружаются, получая места для суточной и предваритель­ной продажи билетов. В систему централизованного руководст­ва продажей билетов входят дорожная группа по учету, распре­делению и использованию мест (ОДБ), отделенческая группа по учету, распределению и использованию мест (ЛБК).

Для осуществления централизованного руководства прода­жей билетов построена билетно-диспетчерская связь на полигоне свыше 80 тыс. км, установлены телетайпы.

Объединенное дорожное бюро (ОДБ) является головной ор­ганизацией, выполняющей функции ЛБК на отделении, где оно расположено, и функции дорожной организации по оперативно­му руководству и контролю за работой всех ЛБК дороги.

Главные задачи бюро по распределению и использованию мест в поездах: внедрение в работу билетных касс дальнего сле­дования централизованного управления продажей билетов, учет мест в пассажирских поездах; развитие и совершенствование пе­редовых форм продажи билетов и услуг; повышение эффективно­сти использования мест в пассажирских поездах; разработка прогрессивной технологии работы бюро и билетных касс, обеспе­чивающей постоянный рост производительности труда билетных кассиров и сокращение потерь времени населением в ожидании обслуживания; прогнозирование и планирование пассажиропото­ков, своевременное обеспечение потребности населения в пере­возках, особенно в часы «пик»; получение сведений о наличии свободных и освобождающихся в пути следования мест, орга­низация передачи информации о высадке пассажиров в пути следования для многократного использования одного и того же места и др. В границах отделений дорог (кроме головного, где расположено управление дороги) централизованным распреде­лением и использованием мест в пассажирских поездах ведает ЛБК.

ОДБ и ЛБК обслуживают предварительные и суточные би­летные кассы на крупных вокзалах, городские кассы предвари­тельной продажи билетов и их филиалы и кассы линейных стан­ций отделений. В них сосредоточиваются все места на поезда своего формирования и транзитные, проходящие через узел. Организованы круги предварительной и суточной продажи биле­тов. Предварительная продажа билетов производится на все по­езда, формирующиеся в узле, в прицепные и беспересадочные вагоны, а также на места, поступающие в ОДБ по предвари­тельным телеграммам о высадке пассажиров. Круг предварительной продажи обслуживает все кассы линейных станций и городские билетные кассы с филиалами.

Круг суточной продажи билетов обеспечивает местами ли­нейные станции отделения и головного вокзала и работает круг­лосуточно. Старшие билетные кассиры по распределению мест

ОДБ все запросы билетных кассиров станций на места для пред­варительной продажи билетов, оформления прямых плацкарт, обратных билетов и их выделение регистрируют в Книге зака­зов. Реализованные места исключают из перфокарт (графиков), против них указывают номер билетной кассы и станцию назна­чения для повторного использования освобождающегося в пути следования места. В конце дежурства старшие билетные касси­ры сверяют выделенные места с кассирами линейных станций.

За сутки до отправления поезда предварительная продажа мест прекращается и перфокарты (графики) передают на су­точный круг ОДБ. Старшие билетные кассиры по распределению мест суточного круга распределяют оставшиеся места в поездах по станциям участка. Они же обеспечивают линейные станции местами по предварительным заказам пассажиров на получе­ние мест в транзитных поездах. Дежурные старшие билетные кассиры по распределению мест суточного круга ОДБ регист­рируют заявки в специальном журнале и контролируют правиль­ность приема заказов кассирами линейных станций.

После отправления поезда своего формирования или просле­дования транзитного поезда дежурные старшие билетные касси­ры по распределению мест суточного круга ОДБ подсчитывают на перфокартах число реализованных мест, устанавливают чис­ло оставшихся свободных мест и записывают постан-ционную вы­садку пассажиров. Эти сведения вручаются оператору-телетай- писту для передачи их соседнему ЛБК для реализации. Полу­ченные от соседних ЛБК сведения о наличии мест в транзитных поездах оператор-телетайпист наносит на перфокарты (графики) и передает их на суточный круг, сверяет со сведениями о свобод­ных местах в поездах, поступающими от механиков-бригадиров поездов, передает предварительные телеграммы о высадке и со­общает остаток свободных мест соседним ЛБК, ведет учет насе­ленности пассажирских поездов.

Главные задачи бюро по распределению и использованию мест в поездах — это организация работы билетных касс даль­него следования на основе централизованного управления про­цессом распределения и учета мест в пассажирских поездах; раз­витие и совершенствование передовых форм продажи билетов и услуг; повышение эффективности использования мест в пасса­жирских поездах; разработка прогрессивной технологии работы бюро и билетных касс, обеспечивающей постоянный рост произ­водительности труда билетных кассиров и сокращение потерь времени населением в ожидании обслуживания; прогнозирова­ние и планирование пассажиропотоков, своевременное обеспече­ние потребности населения в перевозках, особенно в пиковые периоды.

Кроме того, организовано сетевое бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах (ЦЛБ), основной задачей которого является: общее руководство процессом цент­рализованного распределения и использования мест в пассажир­ских поездах на сети железных дорог; координация деятельно­сти дорожных бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах; контроль за выделением ОДБ и ЛБК мест по заявкам других дорог; контроль за разработкой и вы­полнением ОДБ и ЛБК технологических процессов работы, раз­работка предложений по назначению поездов, беспересадочных вагонов и вагонов с переменным трафаретом; анализ использо­вания мест в пассажирских поездах и др.

Распорядителем всех имеющихся в продаже свободных мест на вокзалах является старший билетный кассир по учету и рас­пределению мест, у которого места всех отправляющихся поез­дов нанесены на график или перфокарты, которые ведутся на каждый вагон. Для руководства продажей билетов установлен телефонный коммутатор, в который включены все билетные кассы.

Технология продажи билетов следующая: билетный кассир, выяснив у пассажира станцию назначения, номер поезда, род вагона и число необходимых ему мест, запрашивает их у стар­шего билетного кассира (для этого билетный кассир нажима­ет вызывную кнопку, и на коммутаторе у ключа соответствую­щей кассы загорается сигнальная лампочка). Старший билетный кассир включает кассу в коммутатор нажатием ключа и сооб­щает кассиру номера вагона и мест, а на графике или перфокар­те в свободной клетке против номеров выданных мест соответ­ствующего поезда указывает номер кассы, получившей места. Билетный кассир должен повторить номера вагона и мест, пос­ле чего старший билетный кассир отпускает ключ и отключает кассу.

Централизация продажи билетов на вокзале позволяет пас­сажиру в любой кассе купить билет на любой поезд, что равно­мерно загружает билетные кассы и тем самым повышает про­изводительность труда билетных кассиров, их квалификацию, а также улучшает использование рабочего времени кассиров. Однако следует сказать, что этот способ продажи билетов име­ет и свой недостаток — это дополнительное время, затрачивае­мое билетным кассиром на вызов старшего билетного кассира по учету и распределению мест (диспетчера) и ожидание ответа от него.

Предварительная информация об освобождающихся местах в поездах. Централизованное руководство работой билетных касс дает возможность организовать предварительную инфор­мацию станций, лежащих по маршруту следования пассажир­ского поезда, об освобождающихся в нем местах.

Эффективность этого метода состоит главным образом в том, что на любой промежуточной станции, имеющей связь с ЛБК, и на более крупных станциях, непосредственно получаю­щих сведения о высадке, пассажир может заблаговременно при­обрести билет на проходящий поезд. Кроме того, этот метод позволяет лучше использовать пассажирские вагоны и тем са­мым повысить доходность пассажирских перевозок.

Наши рекомендации