Габариты на железнодорожном транспорте
Подвижной состав, в том числе и вагоны, строятся по определенному габариту. Соблюдение габаритов на железнодорожном транспорте является одним из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов. Локомотивы и вагоны должны свободно проходить по железнодорожному пути мимо различного рода путевых сооружений, станционных платформ, зданий и других устройств, а также не задевать подвижной состав, расположенный на смежных путях, и различные искусственные сооружения. Это требование обеспечивается соблюдением установленных государственным стандартом габаритов приближения строений и подвижного состава.
Историческая справка
Вопрос о введении нормальной ширины колеи возник прежде всего в Англии. Дж.Стефенсон принял для первых английских железных дорог ширину колеи в 1435 мм Колея эта даже называлась «стефенсоновская».
Считается, что размеры нормальной колеи взяты от колеи экипажей обыкновенных конных дорог. Мало кто видел в локомотиве что-нибудь иное, кроме дешевой замены лошадиных мускулов, или находил несообразность в том, чтобы размеры лошади определяли собою размеры машины. Вся наша обширная и сложная система железных дорог, которою связан в одно целое весь мир, является в действительности лишь огромной системой почтовых карет и фургонов, сцепленных в поезда, которые тащат по рельсам паровые водокачки, поставленные на колеса.
Итак, лошадь продиктовала нам размеры первого локомотива, а локомотив, в свою очередь, закрепил прежнюю ширину колеи.
Более широкая колея, чем нормальная европейская, была введена и в России. Колея Царскосельской дороги имела ширину 1829 мм. Варшавско-Венская дорога была построена с европейской нормальной колеей. На дороге же Петербург – Москва была введена колея в 1524 мм, сделавшаяся нормальной для железных дорог России, а в дальнейшем и СССР. Эта ширина колеи позаимствована из США, где она имела большое распространение в 30-х–40-х годах XIX века.
С конца 60-х гг. прошлого столетия для удобства расчетов ширина колеи была уменьшена на 4 мм и составляет в настоящее время 1520 мм.
Сооружения и устройства железнодорожного транспорта от железнодорожной станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного нормами и правилами.
Сооружения и устройства железнодорожного транспорта, находящиеся на территории и между территориями промышленных и транспортных предприятий, должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений Сn, установленного нормами и правилами.
Габаритом приближения строенийназывается предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
Для проверки соблюдения габаритов приближения строений применяется устанавливаемая на платформе специальная габаритная рама, представляющая собой деревянную конструкцию, внешний контур которой соответствует очертанию габарита С. Свободный проход рамы около сооружений и устройств свидетельствует о соблюдении габарита С.
Габаритные расстояния по высоте принимаются от уровня верха головки рельса, горизонтальные расстояния — от оси пути.
Габаритом железнодорожного подвижного составаназывается предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном железнодорожном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.
Габариты подвижного состава подразделяют на строительные и эксплуатационные. Габарит, за который не должен выходить новый (вновь построенный) подвижной состав в проектном положении, расположенный на прямом горизонтальном пути, когда его продольная ось совпадает с осью пути, называют строительным габаритом подвижного состава.
Габарит, за который не должен выходить стоящий на прямом горизонтальном пути вагон в эксплуатации, т.е. вагон, уже имеющий допустимые износы и другие отклонения, называется эксплуатационным габаритом подвижного состава.
Основным габаритом подвижного состава является габарит Т.
Между габаритами подвижного состава Т и приближения строений С, оставляется некоторое пространство, предназначенное для смещений подвижного состава, которые вызываются допускаемыми отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также боковыми колебаниями и наклонами подвижного состава на рессорах (подвижной состав при поперечном смещении или наклоне не должен задевать за какие-либо части сооружений и устройств).
В соответствии с п.2. главы 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах размещение грузов на открытом ж.д.подвижном составе должно осуществляюсь в пределах так называемых габаритов погрузки. Такие грузы могут размещаться как по утверждаемым установленным порядком чертежам и эскиза-, так и в соответствии с требованиями глав Технических условий.
Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом железнодорожном подвижном составе при его нахождении на прямом горизонтальном железнодорожном пути.
Виды габаритов погрузки и регионы их применения
Вид габарита погрузки | Распространяется на Грузы | Применение |
Основной | Все грузы | Железнодорожный транспорт |
Льготный | Грузы, размещаемые в пределах погрузочной длины платформы или полувагона | Железнодорожный транспорт, за исключением участков: Хабаровск-1 – Амур (Д. Вост.); Кимкан – Богучан (Д. Вост.) |
Зональный | Лесные грузы погруженные по СТУ, МТУ. Грузы по разрешению федерального органа власти на железнодорожном транспорте | Железнодорожный транспорт, за исключением участков: Белореченская – Туапсе – Веселое (С. Кавк. ж.д.), Крымская – Новороссийск (С. Кавк. ж.д.); Чум – Лабытнанги (Сев), Пукса – Наволок (Сев); Тигей – Ачинск (Красн.), Тоннельная- Новороссийск (С. Кавк. ж.д.) |
Примечание. Зональный габарит погрузки не применяется при перевозке грузов назначением на железные дороги Азербайджана, Грузии, Армении, Украины (Львовская железная дорога).
Рис. Основной габарит погрузки
Расстояния между осями смежных путей определяются условиями обеспечения безопасности движения поездов, личной безопасности людей, находящихся на междупутьях. При этом учитываются соответствующие размеры габаритов подвижного состава и приближения строений.
Согласно ПТЭ расстояния между осями путей (междупутья) на прямых участках должны быть не менее указанных ниже, мм:
· Расстояние между осями железнодорожных путей на перегонах двухпутных железнодорожных линий на прямых участках должно быть не менее 4100 мм.
· На трехпутных и четырехпутных линиях расстояние между осями второго и третьего железнодорожных путей, на прямых участках должно быть не менее 5000 мм.
· Расстояние между осями смежных железнодорожных путей на железнодорожных станциях, прямых участках должно быть не менее 4800 мм, на второстепенных железнодорожных путях (железнодорожные пути стоянки железнодорожного подвижного состава, железнодорожные пути грузовых дворов) и железнодорожных путях грузовых районов не менее 4500 мм.
· Расстояние между осями железнодорожных путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов, контейнеров из вагона в вагон, может быть допущено 3600 мм.
· Расстояние между осями смежных железнодорожных путей на станциях железнодорожных путей необщего пользования на прямых участках железнодорожных путей должно быть не менее 4100 мм.