Глава 21. прямые смешанные железнодорожно- водные перевозки грузов
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Перевозка груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении совершается двумя видами транспорта по единому транспортному документу на всем пути следования. Груз, принятый речным или морским портом, доставляют в пункт назначения на станцию железной дороги (или в обратном направлении), причем перевалку груза с одного вида транспорта на другой выполняют средствами водного транспорта без участия грузовладельца.
Часть таких перевозок обусловлена географическим расположением пунктов отправления и назначения груза, когда транспортирование одним видом транспорта невозможно (например, Москва - Якутск). Основной же объем прямых смешанных железнодорожно-водных перевозок выполняется между пунктами, связанными железными дорогами. При этом часть пути груз доставляют водным транспортом, что дает экономические преимущества, как грузовладельцу, так и обоим видам транспорта, несмотря на дополнительные расходы, связанные с перевалкой груза в пути.
Значительную часть грузооборота составляют грузы, доставляемые совместно железными дорогами и перевозчиками, но не по единому документу, а по накладным каждого вида транспорта в отдельности. К ним относятся: лес, сплавляемый плотами до лесоперевалочных баз, нефтеналивные грузы, перекачиваемые через нефтебазы, соль, строительные и другие грузы, перегружаемые через причалы и склады грузовладельцев.
Основным руководящим документом при указанных перевозках являются Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, разработанные и утвержденные совместно Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством морского и речного транспорта.
Порядок передачи грузов прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения в пунктах перевалки определяется узловыми соглашениями железных дорог, перевозчиков и портов.
Прямые смешанные железнодорожно-водными перевозки грузов производятся только между пунктами, включенными в этот вид сообщения. Включенными считаются: железнодорожные станции, открытые для перегрузочных операций, речные порты и пристани, морские порты и портпункты, внесенные в списки, опубликованные в сборниках Правил перевозок и тарифов.
Устав железных дорог РФ (ст. 110) и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (ст. 104) устанавливают четкое распределение обязанностей между железными дорогами, морскими и речными судоходными компаниями.
Железнодорожные пути в морских и речных портах, предназначенные для перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, принадлежат железным дорогам. Строительство и реконструкцию их ведут железные дороги по проектам, согласованным с портами.
Сооружение портовых грузовых причалов с необходимой механизацией, крытых складов и грузовых площадок, ведение ремонтного и энергетического хозяйства обязанность морских и речных портов. Содержание и ремонт вагонных весов дело железных дорог.
В пунктах перевалки железные дороги, морские и речные порты обязаны обеспечивать первоочередную подачу вагонов и судов под выгрузку перевалочных грузов (ст. 109 КВВТ). Это объясняется тем, что груз находится в пути и должен быть доставлен в пункт назначения с соблюдением срока доставки. Кроме того, простой транспортных средств в ожидании разгрузки вызывает значительные расходы и потери провозной способности судов и вагонов.
УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ
Основой организации прямых смешанных железнодорожно-водных перевозок грузов является планирование их в соответствии с действующими положениями и правилами. Планирование и выполнение перевозок грузов из портов и в порты, которые не включены в такое сообщение, а также направление грузов для передачи на железную дорогу или обратно через пункты, не открытые для перевалки, запрещаются.
Вагоны и суда в пунктах, открытых для отправления грузов прямого смешанного сообщения, загружают на общих условиях, действующих на соответствующем виде транспорта, а перевалочные операции выполняют по Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
В прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении перевозят все грузы, за исключением наливных, транспортируемых в цистернах, леса в плотах, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых. Допускаются к перевозке отдельные скоропортящиеся и опасные легкогорючие грузы, требующие сопровождения проводниками для специального обслуживания в пути. Перечень этих грузов, определяемый совместно транспортными министерствами, объявляют в Правилах.
На каждую грузовую отправку в прямом смешанном сообщении составляют накладную специальной формы, где, помимо данных о грузе, пути следования, отправителе и получателе, указывают пункт перевалки с одного вида транспорта на другой. Накладную, как правило, составляют из расчета загрузки одного вагона (повагонная отправка). Однако при перевозке в больших количествах сыпучих и других массовых грузов железнодорожные станции и порты по согласованию между транспортными министерствами могут принимать их по одной накладной, составленной на все количество груза в пределах грузоподъемности судна или железнодорожного состава, если грузы следуют одному получателю через одни и те же пункты перевалки. Если количество груза, отправленное по одной накладной, недостаточно для загрузки 15 вагонов в четырехосном исчислении, порт перевалки составляет на каждый загруженный вагон дополнительно повагонную накладную и дорожную ведомость, указывая в них отправителя и получателя груза, наименование судна и номер судовой накладной, по которой груз следовал внутренним водным транспортом. В тех случаях, когда количество груза, прибывшего на перевалку по одной накладной, превышает 15 учетных вагонов, порт может отправить этот груз маршрутом или группой вагонов (не менее 15 учетных), оформив одну дополнительную накладную и одну дорожную ведомость на маршрут или группу вагонов при условии, что груз следует одному получателю в один конец.
Для тарно-штучных грузов прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения применяют обычно транспортную маркировку. Груз, перевозимый насыпью или навалом, маркируют по правилам, действующим на соответствующем виде транспорта. В пунктах перевалки немаркированный тарно-штучный груз к дальнейшей перевозке не принимают. Сдающая сторона обязана установить принадлежность груза соответствующей отправке и нанести маркировку. Ответственность за простой транспортных средств из-за отсутствия маркировки лежит на сдающей стороне.
Сроки начала приема груза прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения портами перевалки от железных дорог при открытии навигации и окончания его приема перед закрытием навигации перевозчик сообщает управлению железных дорог не позднее, чем за 20 сут до наступления этих сроков. Из-за увеличения расстояний пробега вагонов с грузом на перевалку в Красноярск и другие пункты восточнее Красноярска срок приема груза сообщают не позднее чем за 45 сут.
Оставшийся в порту перевалки груз после закрытия навигации (за исключением обусловленных договорами грузов длительного хранения) должен быть отправлен в течение 40 дней по железной дороге в пункт назначения. Грузовладелец может распорядиться переадресовать зазимовавший груз, передать его другой организации или оставить до следующей навигации в порту за установленную плату. Груз длительного храпения вывозят из порта по согласованному графику.
Срок доставки груза, перевозимого в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, определяют в целом за всю перевозку исходя из норм суточного пробега на транспорте каждого вида с добавлением времени па перевалку.
По условиям прямого смешанного сообщения могут перевозиться грузы с перегрузкой через причалы не только перевалочных портов общего пользования, но и предприятий, если у них есть соответствующие устройства. В этом случае массовые насыпные и навалочные грузы (зерно, соль, лес, уголь, руда и др.) направляют по документам железнодорожного или речного транспорта в адрес владельцев распределительных баз, элеваторов и др. с отметкой в перевозочных документах: «Для дальнейшей отправки водным транспортом» или «Для дальнейшей отправки по железной дороге». После перевалки эти грузы направляют по новым накладным того вида транспорта, который продолжает перевозку.
При таких перевозках сохраняются все льготы, применяемые к грузам прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения.