Глава 21. прямые смешанные железнодорожно- водные перевозки грузов

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Перевозка груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообще­нии совершается двумя видами транспорта по единому транспортному доку­менту на всем пути следования. Груз, принятый речным или морским портом, доставляют в пункт назначения на станцию железной дороги (или в обратном направлении), причем перевалку груза с одного вида транспорта на другой выполняют средствами водного транспорта без участия грузовладельца.

Часть таких перевозок обусловлена географическим расположением пунктов отправления и назначения груза, когда транспортирование одним видом транспорта невозможно (например, Москва - Якутск). Основной же объем прямых смешанных железнодорожно-водных перевозок выполняется между пунктами, связанными железными дорогами. При этом часть пути груз доставляют водным транспортом, что дает экономические преимущества, как грузовладельцу, так и обоим видам транспорта, несмотря на дополнительные расходы, связанные с перевалкой груза в пути.

Значительную часть грузооборота составляют грузы, доставляе­мые совместно железными дорогами и перевозчиками, но не по единому доку­менту, а по накладным каждого вида транспорта в отдельности. К ним отно­сятся: лес, сплавляемый плотами до лесоперевалочных баз, нефтеналивные грузы, перекачиваемые через нефтебазы, соль, строительные и другие грузы, перегружаемые через причалы и склады грузовладельцев.

Основным руководящим документом при указанных перевозках являются Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, разработанные и утвержденные совместно Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством морского и речного транспорта.

Порядок передачи грузов прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения в пунктах перевалки определяется узловыми соглашениями же­лезных дорог, перевозчиков и портов.

Прямые смешанные железнодорожно-водными перевозки грузов произво­дятся только между пунктами, включенными в этот вид сообщения. Включен­ными считаются: железнодорожные станции, открытые для перегрузочных операций, речные порты и пристани, морские порты и портпункты, внесенные в списки, опубликованные в сборниках Правил перевозок и тарифов.

Устав железных дорог РФ (ст. 110) и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (ст. 104) устанавливают четкое распределение обя­занностей между железными дорогами, морскими и речными судоходными компаниями.

Железнодорожные пути в морских и речных портах, предназначенные для перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, принадлежат железным дорогам. Строительство и реконструкцию их ведут железные дороги по проектам, согласованным с портами.

Сооружение портовых грузовых причалов с необходимой механизацией, крытых складов и грузовых площадок, ведение ремонтного и энергетического хозяйства обязанность морских и речных портов. Содержание и ремонт ва­гонных весов дело железных дорог.

В пунктах перевалки железные дороги, морские и речные порты обязаны обеспечивать первоочередную подачу вагонов и судов под выгрузку перева­лочных грузов (ст. 109 КВВТ). Это объясняется тем, что груз находится в пути и должен быть доставлен в пункт назначения с соблюдением срока до­ставки. Кроме того, простой транспортных средств в ожидании разгрузки вызывает значительные расходы и потери провозной способности судов и вагонов.

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ

Основой организации прямых смешанных железнодорожно-водных перевозок грузов является планирование их в соответствии с действующими положениями и правилами. Планирование и выполнение перевозок грузов из портов и в порты, которые не включены в такое сообщение, а также направле­ние грузов для передачи на железную дорогу или обратно через пункты, не открытые для перевалки, запрещаются.

Вагоны и суда в пунктах, открытых для отправления грузов прямого сме­шанного сообщения, загружают на общих условиях, действующих на соответствующем виде транспорта, а перевалочные операции выполняют по Пра­вилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сооб­щении.

В прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении перевозят все грузы, за исключением наливных, транспортируемых в цистернах, леса в пло­тах, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых. Допускаются к перевозке отдельные скоропортящиеся и опасные легкогорючие грузы, требующие со­провождения проводниками для специального обслуживания в пути. Пере­чень этих грузов, определяемый совместно транспортными министерствами, объявляют в Правилах.

На каждую грузовую отправку в прямом смешанном сообщении составляют накладную специальной формы, где, помимо данных о грузе, пути сле­дования, отправителе и получателе, указывают пункт перевалки с одного вида транспорта на другой. Накладную, как правило, составляют из расчета загрузки одного вагона (повагонная отправка). Однако при перевозке в больших количествах сыпучих и других массовых грузов железнодорожные станции и порты по согласованию между транспортными министерствами могут принимать их по одной накладной, составленной на все количество груза в пределах грузоподъемности судна или железнодорожного состава, если грузы следуют одному получателю через одни и те же пункты перевалки. Если количество груза, отправленное по одной накладной, недостаточно для загрузки 15 вагонов в четырехосном исчислении, порт перевалки составляет на каждый загруженный вагон дополнительно повагонную накладную и до­рожную ведомость, указывая в них отправителя и получателя груза, наиме­нование судна и номер судовой накладной, по которой груз следовал внутренним водным транспортом. В тех случаях, когда количество груза, прибывшего на перевал­ку по одной накладной, превышает 15 учетных вагонов, порт может отправить этот груз маршрутом или группой вагонов (не менее 15 учетных), оформив одну дополнительную накладную и одну дорожную ведомость на маршрут или группу вагонов при условии, что груз следует одному получателю в один конец.

Для тарно-штучных грузов прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения применяют обычно транспортную маркировку. Груз, перевозимый насыпью или навалом, маркируют по правилам, действующим на соответствующем виде транспорта. В пунктах перевалки немаркированный тарно-штучный груз к дальнейшей перевозке не принимают. Сдающая сторона обязана установить принадлежность груза соответствующей отправке и нанести маркировку. Ответственность за простой транспортных средств из-за отсутствия маркировки лежит на сдающей стороне.

Сроки начала приема груза прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения портами перевалки от железных дорог при открытии навигации и окончания его приема перед закрытием навигации перевозчик сообщает управлению железных дорог не позднее, чем за 20 сут до наступле­ния этих сроков. Из-за увеличения расстояний пробега вагонов с грузом на перевалку в Красноярск и другие пункты восточнее Красноярска срок приема груза сообщают не позднее чем за 45 сут.

Оставшийся в порту перевалки груз после закрытия навигации (за исклю­чением обусловленных договорами грузов длительного хранения) должен быть отправлен в течение 40 дней по железной дороге в пункт назначения. Грузовладелец может распорядиться переадресовать зазимовавший груз, пе­редать его другой организации или оставить до следующей навигации в порту за установленную плату. Груз длительного храпения вывозят из порта по согласованному графику.

Срок доставки груза, перевозимого в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, определяют в целом за всю перевозку исходя из норм суточного пробега на транспорте каждого вида с добавлением времени па перевалку.

По условиям прямого смешанного сообщения могут перевозиться грузы с перегрузкой через причалы не только перевалочных портов общего пользова­ния, но и предприятий, если у них есть соответствующие устройства. В этом случае массовые насыпные и навалочные грузы (зерно, соль, лес, уголь, руда и др.) направляют по документам железнодорожного или речного транспорта в адрес владельцев распределительных баз, элеваторов и др. с отметкой в перевозочных документах: «Для дальнейшей отправки водным транспор­том» или «Для дальнейшей отправки по железной дороге». После перевалки эти грузы направляют по новым накладным того вида транспорта, который продолжает перевозку.

При таких перевозках сохраняются все льготы, применяемые к грузам прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения.

Наши рекомендации