Глава 13. Перевозки грузов сельского хозяйства
Особенности перевозок сельскохозяйственных грузов
Грузы сельскохозяйственного комплекса – это продукция сельскохозяйственного производства: полеводства, овощеводства, садоводства, растениеводства, животноводства и другая, а также посевные и посадочные материалы, удобрения, корма, топливо и запчасти для сельскохозяйственных машин, различные грузы хозяйственно-производственного и бытового назначения для фермерских, кооперативных и прочих хозяйств в сельской местности.
В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные и погрузочно-разгрузочные работы составляют 25…30% от общих затрат труда на возделывание сельскохозяйственных культур и около 17% в животноводстве. В себестоимости сельскохозяйственных продуктов транспортные расходы составляют от 15 до 40%. Всю продукцию сельского хозяйства перевозят от места производства до пунктов хранения, переработки, потребления. В сельскохозяйственном производстве автомобильный транспорт играет важнейшую, а в период уборки урожая –решающую роль.
Перевозки сельскохозяйственных грузов подразделяются на две основные группы: внешнехозяйственные и внутрихозяйственные.
Внешнехозяйственные перевозки осуществляются на большие расстояния и предназначены для: доставки продуктов полеводства и животноводства из сельских хозяйств на приемные, перерабатывающие пункты и места реализации; завоза минеральных удобрений, кормов, стройматериалов, топлива, сельскохозяйственных машин, запасных частей и других товаров.
Внутрихозяйственные перевозки разделяются на полевые (вывоз урожая с полей на тока и хранилища, завоз на поля из хранилищ и складов удобрений и семенных материалов, торфа и т. п.) и внутриусадебные (перевозки в пределах хозяйства, животноводческих ферм кормов, стройматериалов, топлива, воды и пр.).
Перевозки сельскохозяйственных грузов по сравнению с перевозками грузов для других отраслей народного хозяйства имеют особенности, к числу которых можно отнести:
· сезонность уборки урожая, приводящая к значительным колебаниям в грузообороте и объеме перевозок. Коэффициент неравномерности грузооборота колеблется в среднем от 2,5 до 3,5. Практика показывает, что годовой объем перевозок распределяется примерно следующим образом: 14% в I квартале, 16% во II квартале, 45% в III квартале и 25% в IV квартале;
· неравномерность созревания сельскохозяйственных культур в связи с различием климатических, почвенных и биологических условий районов страны и особенностями самих культур, вызывающая, с одной стороны, колебания потребности в подвижном составе по районам и дающая, с другой стороны, возможность маневрирования подвижным составом;
· колебания урожайности, имеющие место при неблагоприятных климатических условиях;
· неравномерное размещение объемов производства сельскохозяйственных продуктов по отдельным районам РФ;
· тяжелые дорожные условия работы подвижного состава, особенно в весенне-осенние периоды;
· низкая плотность ряда сельскохозяйственных грузов, не дающая возможности достаточно высокого использования грузоподъемности транспортных средств (например, пшеница имеет плотность 0,70…0,33 т/м3, капуста – 0,40…0,45 т/м3 и т. д.);
· короткие сроки уборки урожая и вывоза его с полей, требующие напряженной работы подвижного состава в период уборочной.
Однако, основным отличием перевозок грузов сельскохозяйственного комплекса от перевозок других отраслей национальной экономики является их ярко выраженная сезонность.
Перевозки зерна
Для перевозки зерна применяют бортовые автомобили, специализированные автомобили-самосвалы с большим, чем обычно, объемом кузова и автопоезда
Перевозка зерна в уборочно-заготовительный период осуществляется бестарным способом от зерноуборочных комбайнов на тока и склады производителей зерна, а также на заготовительные и перерабатывающие предприятия (приемные пункты), на основании договоров. На тяжелых участках (от комбайна до усовершенствованной дороги) рационально применять тракторы с прицепами. Высоту бортов автомобилей и прицепов увеличивают, так как зерно имеет небольшой удельный вес (0,4…0,8 т/м3). Места соединений в кузове уплотняют, а сверху кузов укрывают.
Во время уборки урожая автомобили перевозят зерно по следующим основным схемам:
1) комбайн – зерноочистительный ток – хлебоприемный пункт (элеватор) или зернохранилище;
2) комбайн – элеватор или зернохранилище;
3) комбайн – склад – элеватор.
До 70% объема зерна перевозят по первой схеме, но в связи со значительной разницей в расстоянии до токов (10…15 км) и элеваторов (100…150 км)обычно грузооборот последних больше.
При перевозках зерна от комбайнов на тока и склады производителей, а также и на приемные пункты производители зерна по соглашению с перевозчиками организуют комплексные уборочно-транспортные бригады, с учетом осуществления работы транспортных средств по часовым графикам.
Определение необходимого количества автомобилей для вывозки зерна от комбайнов.Погрузка зерна в автомобиль производится непосредственно из бункера комбайна без его остановки. По сравнению с выгрузкой с остановкой комбайна этот поточный метод дает повышение производительности комбайна на 10…20%.
В связи с тем, что емкость бункера комбайна (1,2…1,4 т) меньше грузоподъемности автомобиля, наиболее эффективным является совместная работа автомобиля с двумя-тремя комбайнами, которые работают на близком расстоянии друг от друга. Комбайны движутся по уменьшающимся периметрам поля уборки (загона) или по смежным параллельным линиям. Их путь должен быть рассчитан таким образом, чтобы в конце наполнения бункера комбайны подходили к прокладываемой поперек движения разгрузочной магистрали (шириной 8…10 м), на которой автомобили в основном загружаются. Разгрузочная магистраль создается для уменьшения движения автомобилей по стерне.
Путь комбайна Lкдо разгрузки бункера и расположение магистрали определяют из расчета наполнения бункера:
км,
где – емкость бункера, м3;
– плотность зерна, т/м3;
– рабочая ширина захвата комбайна, м;
– урожайность убираемой культуры, ц/га.
Количество автомобилей, необходимых для вывозки зерна от комбайнов, можно определить из соотношения их производительности или из равенства ритма работы комбайнов и интервала движения автомобилей. Расчет по производительности следующий. Производительность обслуживаемых комбайнов
т/час,
где – суммарная производительность комбайнов, т/час;
– рабочая ширина захвата комбайна, м;
– рабочая скорость комбайна, км/час;
– количество комбайнов.
Принимая производительность автомобиля по известной формуле, и учитывая, что в данном случае =0,5, имеем
.
Количество автомобилей для обслуживания Мк комбайнов находим из соотношения их производительностей:
.
При определении значения технической скорости принимается скорость движения автомобиля: по разгрузочной магистрали – 15…20 км/час, по стерне – 8…10 км/час. Время на погрузку и разгрузку рассчитывают с учетом времени, затрачиваемого на взвешивание зерна.
Общее количество зерна, подлежащее перевозке, определяют по формуле
т,
где , ,…, ,…, - площади под различными культурами, га;
, ,…, ,…, - средние урожайности культур, ц/га.
Общий грузооборот
т·км,
где – среднее расстояние перевозки, км.
Суточный грузооборот:
т·км/сутки,
где – продолжительность уборки, суток.
Наиболее целесообразной организацией перевозок при вывозке зерна является использование тракторных поездов на тяжелых участках пути комбайн-дорога, а дальше автопоездами по твердому дорожному покрытию, где могут быть реализованы их тяговые и скоростные качества. Такая тракторно–трейлерная система дает повышение производительности и снижение себестоимости перевозок, но возможна лишь при четкой, синхронной работе всего комплекса: комбайн–трактор–автомобили.
Прием и сдача зерна перевозчиком осуществляется по массе зерна. Для определения массы зерна приемные пункты должны при каждой ездке производить взвешивание груженого и порожнего транспортного средства. При перевозке зерна от комбайнов на тока взвешивание транспортных средств производится при каждой ездке на токах. При отсутствии у грузоотправителя автомобильных весов зерно принимается перевозчиком по условной массе (о чем делается отметка в транспортной накладной) и окончательно перевезенная масса зерна определяется при взвешивании у грузополучателя.
Перевозка зерна на приемные пункты осуществляется перевозчиком при наличии сертификата соответствия (качества), выдаваемого грузоотправителем.
Зерно с токов после его очистки и просушки грузится самоходными или переносными зернопогрузчиками на автомобили для отправки на элеваторы или зернохранилища. Перевозчики по соглашению сторон при перевозках зерна в незатаренном виде могут использовать автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда, а при перевозках в мешках, уложенных в транспортные пакеты, или в специальные контейнеры – автомобили-самопогрузчики. При перевозке бортовыми автомобилями выгрузка на элеваторах и в зернохранилищах осуществляется автомобилеопрокидывателями (автомобилеразгрузчиками).
Перевозки зерна в затаренном виде осуществляются при использовании грузоотправителем (приемным пунктом) стандартных мешков, с учетом выполнения погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом.