Особенности перевозки грузов через Республику Беларусь
Столица – Минск.
Государственные языки – белорусский и русский.
Денежная единица – белорусский рубль (BYR) = 30,68 рублей [19].
Время отстает от московского на один час, совпадает с украинским.
Однако сегодня лишь 274 км автодорог республики обеспечивают проезд с нагрузками, которые соответствуют европейским стандартам и составляют 11,5 т на одиночную ось. Состояние дорожной сети не в полной мере обеспечивает круглогодичную ее эксплуатацию по основным автомагистралям. По причине низкой рентабельности слабо развита сеть дорожного сервиса даже на основных магистралях республики.
Контроль скорости при помощи радара, часто – с видеофиксацией. Ремни обязательны. Употребление алкоголя за рулем запрещено, допустимый его предел довольно высок (0,5 промилле), но контроль очень жесткий. Действуют национальные и международные водительские удостоверения. Рассмотрим штрафы за нарушение правил перевозок (табл. 1)
Таблица 1 – Штрафы за нарушения правил перевозок автомобильным транспортом
Вид нарушения | Размер штрафа (рассчитывается на основе базовой величины, которая составляет 100000 белорусских рублей) |
Управление транспортным средством без соответствующих документов | Предупреждение или штраф до 2 базовых величин |
Отсутствие страхового полиса ответственности перед третьими лицами | От 2 до 5 базовых величин |
Отсутствие страхового полиса ответственности перед третьими лицами в случае ДТП | От 5 до 10 базовых величин |
Нарушение правил дорожного движения | От 10 до 30 базовых величин или лишение прав на управление транспортным средством сроком до 2-х лет |
Превышение скорости на 10-20 км/ч | Предупреждение или штраф в размере 1 базовой величины |
Превышение скорости на 20-30 км/ч | От 1 до 2 базовых величин |
Превышение скорости более, чем на 30 км/ч | От 2 до 10 базовых величин |
Осуществление международной перевозки без тахографа или неправильное его использование | От 4 до 25 базовых величин |
Несоблюдение режимов труда и отдыха водителей | От 20 до 50 базовых величин |
Согласно ПДД в РБ 2006 г. (глава 24, ст.185), груз, выступающий за габарит транспортного средства спереди или сзади более чем на 1м или сбоку более чем на 0,4м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками в соответствии с п.201.10 «Крупногабаритный груз» (Квадрат 400х400мм с красными и белыми наклонными полосами с левого нижнего угла в правый верхний со световозвращающей поверхностью, ширина полосы 50мм) на крайних внешних частях груза, выступающего за габарит транспортного средства, а в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги, кроме того, спереди фонарем, излучающим белый свет, сзади - фонарем, излучающим красный свет.
Если длина груза превышает длину автотранспортного средства на два метра и более, то это автотранспортное средство относится к категории крупногабаритных.
Таблица 2 – Дорожное движение
Ограничение скорости движения автотранспортных средств (км/ч) | |
В городах и населенных пунктах | |
Вне населенных пунктов: | |
для грузовых АТС полной массой более 3,5 т | |
На автомагистралях: | |
для грузовых АТС полной массой более 3,5 т | |
Допустимые габариты (м): | |
Ширина | 2,55 |
для авторефрижераторов | 2,60 |
Высота | 4,00 |
Длина: | |
грузового автомобиля | 12,00 |
прицепа | 12,00 |
автопоезда | 20,00 |
выступ груза | 2,00 |
При проезде по автомобильной дороге М-1/Е-30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки) транспортных средств с полуприцепами, имеющими строенные оси с расстояниями между осями от 1,3 м включительно до 1,8 м, допустимая сумма осевых масс для строенных осей полуприцепа составляет 24,0 т.
Для сдвоенных или строенных осей, из которых основная ось (две основные оси) с двускатными, а дополнительная ось с односкатными колесами, допустимая сумма осевых масс принимается как для осей с двускатными колесами с уменьшением осевой массы на 0,5 т.
Транспортные средства, имеющие на оси четыре и более двускатных или односкатных колес при расстоянии между ними более 0,7 метра, а также при количестве колес на оси шесть и более при расстоянии между ними менее 0,7 метра не должны превышать следующих значений:
В Беларуси начала функционировать национальная система сбора платы за проезд, зарегистрированная под торговой маркой BelToll. Система основана на использовании технологии специализированной радиосвязи на коротких расстояниях DSRC. Для передачи данных используется диапазон 5,8 ГГц. Первоначально электронная система сбора платы за проезд действовала на главной
магистрали страны – трассе M1/E30 (Брест – Минск – граница Российской Федерации), а также на некоторых участках других дорог, включая дорогу на Национальный аэропорт Минск-2.
Для оплаты проезда необходимо зарегистрироваться в системе через сайт www.beltoll.by или в пункте обслуживания клиентов и, внеся необходимый залог, получить специальное бортовое устройство, соответствующее типу транспортного средства. Размер залоговой стоимости устройства электронной оплаты для транспортного средства с технически допустимой общей массой не более 3,5 т составляет 20 евро, для транспортного средства с технически допустимой общей массой более 3,5 т – 50 евро. Бортовые устройства поставляются настроенными и требуют лишь окончательной персонализации.
Размер платы за проезд зависит от общей массы автомобиля и количества его осей. Установлены следующие тарифы для расчета размера платы за проезд транспортных средств в зависимости от допустимой общей массы и количества осей:
– грузовые автомобили/автобусы с технически допустимой общей массой более 3,5 т и имеющие 3 оси – 0,10 евро/км;
Использование системы является обязательным для водителей, управляющих следующими видами транспортных средств:
– легковые автомобили, зарегистрированные за пределами Таможенного союза (пассажирские автомобили и пассажирские микроавтобусы) с технически допустимой общей массой не более 3,5 т;
– иные транспортные средства (грузовики, автобусы и дома на колесах) с технически допустимой общей массой более 3,5 т.
Для водителей автомобилей с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т из стран Таможенного союза (Беларусь, Россия, Казахстан) проезд бесплатный.
Пользователи, зарегистрированные в системе, в любой момент могут войти в свой личный кабинет на сайте www.beltoll.by и проверить состояние своего счета и размер платы за тот или иной отрезок платной дороги.
Также на сайте системы доступен калькулятор оплат, который позволит водителям самостоятельно рассчитать стоимость проезда. После внесения информации о маршруте с указанием начальной и конечной точек, информации о классе ТС и количестве осей калькулятор оплат предложит кратчайший маршрут, ориентировочное время в пути и предполагаемый размер платы за проезд по выбранному участку платной дороги.
Залоговый платеж за бортовое устройство будет возвращен при сдаче исправного устройства на любой из пунктов обслуживания.
Оперативно получить информацию о работе системы BelToll, о транспортных средствах, на которые распространяются обязательства по оплате за проезд, о действующих тарифах и установке бортового устройства можно и по телефону инфолинии +375 (172) 798 798 в будние дни с 8.00 до 18.00.
Уполномоченные должностные лица Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций вправе контролировать соблюдение пользователями платных автодорог установленного законодательством порядка взимания сборов за проезд, в том числе путем:
− остановки транспортных средств;
− использования предоставленных технических средств, обеспечивающих проверку правильности работы устройства электронной оплаты, контроль за внесением платы за пользование платной автомобильной дорогой и сбор данной платы;
− блокировки колес, задержания и (или) принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства на охраняемую стоянку.
Доказательствами факта неоплаты и (или) неполной оплаты являются:
− информация, автоматически генерируемая системой контроля оплаты, включая время, дату и место пересечения станции сбора платы;
− установление уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции признаков неоплаты и (или) неполной оплаты.
В случае выявления факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной дороге вносится плата в увеличенном размере, другими словами – штраф. Плата в увеличенном размере за каждое нарушение устанавливается в евро и определяется как произведение установленного тарифа за один километр для соответствующего транспортного средства с применением коэффициента (минимальное значение коэффициента – 1,0) и общей протяженности в километрах всех платных дорог с системой электронного сбора платы в Республике Беларусь. Нарушитель вправе внести плату в увеличенном размере на месте либо не позднее 30 дней с момента составления акта нарушения.
В Беларуси функции автомобильного контроля в автодорожных пунктах пропуска переданы таможенным органам. Для прохождения автомобильного контроля при перевозке грузов должностному лицу белорусских таможенных органов должны быть представлены:
− свидетельство о регистрации транспортного средства;
− документ, подтверждающий право владения (пользования) транспортным средством, если автомобильный перевозчик не является собственником транспортного средства;
− специальное разрешение – при въезде на территорию Республики Беларусь ТКТС с превышением допустимых весовых параметров на 10% и более либо допустимых габаритов, а также при выезде с территории РБ, за исключением случаев превышения допустимой массы до 10% включительно;
− CMR- накладная.
Теперь на границе от водителя не требуется предъявление «зеленой карты». Контроль данного документа в компетенции Транспортной инспекции.
По-прежнему при следовании транспортного средства с грузом через территорию Беларуси в другие государства – члены Таможенного союза дополнительно к перечисленным документам проверяются «дазвол» на проезд по территории государства – члена Таможенного союза, специальное разрешение на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, проезд ТКТС, специальное разрешение на перевозку опасных грузов соответствующего государства.
Перечень видов перевозок, для выполнения которых по территории Республики Беларусь не требуется «дазвол», дополнен случаем проезда транспортных средств, приобретенных за рубежом отечественными физическими или юридическими лицами, имеющих временные (транзитные) регистрационные знаки и следующих с грузом.
В случае обнаружения несоответствий водителю выдается уведомление о выявленных несоответствиях и (или) необходимости получения недостающих документов до прибытия на территорию другого государства – члена Таможенного союза. В таком уведомлении указывается ближайший (с учетом маршрута следования транспортного средства) контрольный пункт другого государства – члена Таможенного союза, в котором перевозчик должен предъявить доказательства устранения несоответствия параметров и (или) документы, указанные в уведомлении.
При въезде на территорию Республики Беларусь должностное лицо таможенного органа проверяет наличие (отсутствие) в таможне сведений о наличии задолженности по оплате за проезд ТКТС по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь и в случае наличия таких сведений будет требовать документ, подтверждающий внесение платы.
Стоит обратить внимание, что при проведении автомобильного контроля должностное лицо таможенного органа вправе запросить от перевозчика или водителя дополнительные документы и сведения в целях проверки информации, содержащейся в документах, указанных выше.
Транспортное средство с превышениями весовых параметров более чем на 10% либо допустимых габаритов при отсутствии специального разрешения не подлежит пропуску до предъявления этого разрешения, выдаваемого белорусским предприятием «Белдорцентр».
При отсутствии специального разрешения и превышении массы транспортного средства до 10% включительно водитель получит квитанцию взвешивания с уведомлением о необходимости внесения платы за проезд ТКТС.
Сведения о номере квитанции взвешивания, маршруте и условиях движения ТКТС вносятся таможней в оттиск штампа, проставляемого в CMR-накладной.
Выдача спецразрешений при превышении допустимой общей массы и (или) допустимой осевой массы до 10%, а также выдача «дазволов» в автодорожных пунктах пропуска теперь не осуществляется.