По ряду автотранспортных дел возникает необходимость в проведении указанной экспертизы.
Промышленность выпускает обширный ассортимент лакокрасочной продукции, разнообразной по составу, свойствам, назначению. По этим признакам ЛКМ подразделяются на отдельные группы. В основу классификации ЛКМ положены химический состав (тип пленкообразователя) и назначение.
Экспертиза ЛКМ и лакокрасочных покрытий (ЛКП) имеет целью отнесение исследуемых объектов к лакам и краскам, идентификацию определенных окрашенных предметов, красок и т.д.
Краска представляет собой раствор красителя или суспензию пигмента со связующим веществом (красящее вещество, которое не растворяется в связующем - называется пигментом, а растворяющееся – красителем).
В производстве лакокрасочных материалов различают основные материалы (пленкообразующие, пигменты, наполнители, растворители, разбавители и разжижители) и вспомогательные (пластификаторы, сиккативы, тиксотропные добавки, отвердители, ускорители, инициаторы).
Назначение основных материалов – создание лакокрасочных композиций (лаков, эмалей, красок, шпатлевок и т.п.) различной консистенции, которые в процессе сушки образуют ЛКП. Для придания ЛКМ и ЛКП определенных свойств (текучести, смачиваемости, высыхания, эластичности и т.д.) к ним добавляют вспомогательные материалы.
В качестве объектов экспертного исследования ЛКМ и ЛКП могут находиться как в жидком состоянии, так и в виде покрытий, следов, мазков на каких-либо предметах, бумаге или отслоившихся от удара, трения микроскопических кусочков покрытия.
ЛКП являются объектами при расследовании автотранспортных происшествий в виде осколков, обнаруженных на одежде и обуви на предметах обстановки места происшествия.
В качестве образцов для сравнительного исследования с места происшествия берутся вырезки или соскобы краски, красящего покрытия с окрашенных частей машин и механизмов, частей строений, предметов обстановки, которые могли участвовать в расследуемом происшествии. По правилам отбора средних проб соскобы ЛКП и образцы ЛКМ должны браться в возможно больших количествах.
Для сохранности следов ЛКП и ЛКМ на вещественных доказательствах следует соблюдать правила изъятия таких объектов. Участки ткани со следами ЛКП (ЛКМ) обшивают куском белой ткани либо обклеивают липкой лентой с нейтральной липкой поверхностью (типа скотча), орудия взлома и другие предметы со следами ЛКП тщательно заворачивают. Если предмет-носитель ЛКП громоздок и не может быть представлен эксперту, с него следует сделать соскоб наслоения на чистый лист бумаги. Все вещественные доказательства должны сопровождаться пояснительной запиской о месте, времени и условиях изъятия, удостоверенной подписями надлежащих лиц.
При упаковке вещественных доказательств необходимо принять меры к тому, чтобы во время пересылки различных образцов и объектов не произошло их смешение.
Покрытия автомобилей характеризуются многослойностью и, как правило, состоят не менее чем из трех слоев: грунтовки, шпатлевки и собственно краски. В некоторых случаях покрытие может состоять из 6-8 слоев. Поэтому слоистость является ценным идентификационным признаком автопокрытия. В целом же этого рода объекты при проведении экспертизы исследовать довольно сложно из-за многокомпонентности их состава, его вариационности. Такое исследование, как правило, имеет комплексный характер.
При проведении экспертизы ЛКМ и ЛКП решаются следующие вопросы, например:
- Является ли данный объект лаком (краской, эмалью)?
- Каким ЛКМ (краской, лаком, эмалью) был покрыт предмет до перекрашивания?
- Не оставлены ли наслоения на одежде и обуви потерпевшего ЛКП, изъятыми с автомобиля ВАЗ №?
- Одинаковы ли по химическому составу частицы ЛКП, обнаруженные при осмотре места происшествия (на одежде, обуви потерпевшего), с образцами ЛКМ )ЛКП), изъятыми с автотранспортного средства?
- Имеются ли на крыле велосипеда посторонние частицы ЛКП, а если имеются, то не являются ли они частью покрытия автомобиля, принадлежащего данному гражданину?
- Не имеют ли частицы ЛКП, изъятые с дорожного полотна, и образцы ЛКП автомобиля, принадлежащего данному гражданину, общей родовой или групповой принадлежности?
Перечисленные вопросы, в основном, следует считать видовыми, то есть при их решении устанавливается групповая и видовая принадлежность. Индивидуальная идентификация возможна лишь в отношении источника происхождения, который может быть установлен как один и тот же для разных объемов или фрагментов ЛКМ и ЛКП.
Отождествление объектов, связанных с ЛКМ и ЛКП, возможно при выявлении у них индивидуализирующих признаков.