Краткая история развития видов транспорта.

Транспорт древних цивилизаций, в эпоху средневековья, феодализма, капитализма, современный транспорт. Перспективы развития, повышения эффективности работы транспорта. Основные понятия и терминология. Транспорт как отрасль материального производства. Классификация транспорта. Особенности развития грузового и пассажирского транспорта.

Классификация транспорта.

По назначению транспорт подразделяется на транспорт общего пользования(обслуживающий сферу обращения и население), транспорт необщего пользования(ведомственный) (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий), а также транспорт личного пользования (легковые автомобили, велосипеды, яхты и т. д.).

Общее пользование – это использование всех видов транс­порта, кроме промышленного, любым предприятием с любой формой собственности, а также городского транспорта – населе­нием.

Транспорт общего пользования – транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своей организации.

К ведомственному относят промышленный транспорт, об­служивающий конкретное предприятие и находящийся на балан­се этого предприятия. В нынешних рыночных условиях после лик­видации производственных министерств понятия общего и не об­щего транспорта оказались не строго разграниченными.

Личное пользование – это применение какого-либо транспортного сред­ства (автомобиля, велосипеда, яхты, самолета и т.д.) отдельной личностью (семьей).

По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Основные виды транспорта группируются по геосферам:

1) наземный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, электропроводный);

2) водный (морской, речной, озерный);

3) воздушный;

Основные виды транспорта: железнодорожный, морской, реч­ной, автомобильный, воздушный, трубопроводный промышленный, городской, косми­ческий транспорт, транспорт энергии и информации – образуют единую транспортную системуРоссийской Федерации.

Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологиче­скими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотноше­ниями. Каждый вид транспорта имеет свою сферу эффективного использования.

Разнообразие видов транспорта в нашей стране обусловлено ее большой территорией, множеством естественных водных путей, регионов с неблагоприятными климатическими зонами, разно­образием ландшафтов и т.п.

Такие виды транспорта, как промышленный и городской, в свою очередь, также являются совокупностью различных видов транс­порта, объединенных территориальным признаком. Каждый вид транспорта эффективен в определенной сфере использования.

Железнодорожный транспорт – наиболее развитой и техниче­ски оснащенный вид транспорта в нашей стране. На его долю приходится основная транспортная работа (в тонно-километрах). По железной дороге перевозят массовые недорогие грузы на сред­ние и дальние расстояния, а также пассажиров – на средние расстояния и в пригородной зоне. В рыночных условиях из-за срав­нительно невысоких скоростей железнодорожный транспорт стал терять свое значение в мире (кроме России), однако повышение технических скоростей до 240–320 км/ч в ряде стран Европы, Японии и др. и экологическая чистота электрифицированных же­лезных дорог вернули к нему былое расположение. Многие стра­ны мира сейчас интенсивно развивают железнодорожный транс­порт с учетом новых научных достижений.

Автомобильный транспорт развивается ускоренными темпами, особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транс­порта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе дорогостоящих, на короткие и средние расстояния, а также обеспечения розничной торговли, малого бизнеса, систем произ­водственной логистики. Он может быть единственным видом транспорта в сельскохозяйственных регионах при перевозке пас­сажиров и грузов. Автомобильный транспорт имеет самую широ­кою сферу использования: в городе, пригороде, в межрегиональ­ном, междугородном и международном сообщении как самосто­ятельный или для подвоза-вывоза к магистральным видам транс­порта.

Этот транспорт широко используется в качестве туристско-экскурсионного (как самостоятельный или при взаимодействии с дру­гими видами транспорта).

Развитие современных технологий, например контейнерной, расширяет сферу применения (дальность) автомобильного транс­порта. Эффективна и перевозка на значительные расстояния при международном сообщении, которая ускоряет доставку экспорт­но-импортных грузов. Для сравнения: в США возят грузы на даль­ние расстояния (несколько тысяч километров) – от западного до восточного побережья и обратно – большегрузными дизельными тягачами автомобильного транспорта с прицепами длиной 40–50 фу­тов (12–15 м) с рефрижераторными установками. Эффективность достигается благодаря большим объемам перевозки и обратной загрузке.

Внутренний водный или речной транспорт уступил свое лидиру­ющее положение другим видам транспорта. Используется речной транспорт для массовых перевозок недо­рогих грузов (доля гравия, песка, нерудных строительных матери­алов составляет более 85 %; нефти и каменного угля – 11%). Осо­бая роль отводится речному транспорту при обслуживании отда­ленных районов нашей страны (Сибирь, Дальний Восток), в ко­торых нет других видов транспорта. Он широко используется как круизный, а также для перевозки пассажиров на средние и даль­ние расстояния.

В международном сообщении речным транспортом задейство­вано 500 портов стран Европы, Африки и Азии. Широко развиты связи со Скандинавскими странами, Голландией, Грецией, Тур­цией, Англией, Германией и др. Роль речного транспорта возрос­ла после распада СССР, когда Россия потеряла более десяти круп­ных морских портов.

Внутренние водные судоходные пути – естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. Протяженность внутренних водных судоходных путей определяется как сумма длин рек, каналов, путей на озерах, водохранилищах, по которым осуществляется движе­ние судов и буксировка плотов.

Внутренние водные судоходные пути с гарантирован­ными габаритами судового хода – пути, на которых обеспечиваются в течение всей навигации или ее части установленные габариты судового хода.

Морской транспорт относится к старейшим видам транспорта. Используется, в основном, как межконтинентальный в междуна­родном сообщении (среднее расстояние перевозки 4000 км) и в малом и большом каботаже, т.е. в районах одного или нескольких морей. Применяется, прежде всего, для перевозки массовых недо­рогих грузов (в том числе сырья) и как круизный. Перспективы его развития наиболее тесно связаны с политикой государства в международных отношениях.

Особая роль морского транспорта для нашей страны состоит в возможности обслуживания территорий, прилегающих к Север­ному морскому пути, не имеющих других транспортных путей.

Воздушный транспорт используется главным образом как пас­сажирский на средних и дальних расстояниях. Для перевозок гру­зов его применение ограничено. Отличается от остальных видов транспорта возможностью осуществлять специфические виды де­ятельности.

Трубопроводный транспорт выполняет транспортировку жидких (в основном нефти и нефтепродуктов) и газообразных грузов на любые расстояния, реже – твердых грузов.

Магистральные газопроводы – трубопроводы, предназна­ченные для передачи газа в больших объемах на дальние расстояния от места добычи или производства до газораспре­делительных станций. Протяженность газопроводов опреде­ляется как сумма линейных протяжений всех участков трубо­проводов в однониточном исчислении от входного коллектора головной насосной станции до входного коллектора газорас­пределительной станции пункта назначения и линейных протя­жений отводов от линейного крана до входного коллектора газораспределительной станции пункта потребления.

Магистральные нефтепроводы – трубопроводы, предназ­наченные для транспортировки нефти из районов ее добычи (от головных перекачивающих станций, расположенных на территории данного нефтяного промысла, месторождения) в организации по переработке нефти, нефтебазы, в железно­до­рож­ные, реч­ные и морские пункты налива, а также ответвления (отводы) от неф­тепроводов, предназначенные для подачи нефти в отдельные организации. Протяженность нефтепроводов опреде­ляется как сумма линейных протя­жений всех участков трубо­проводов в однониточном исчислении, включая отводы.

Магистральные нефтепродуктопроводы – трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов из районов их производ­ства (от головной или транзитной перекачивающей, насосной или компрессорной станции) до пунктов их потребления (перева­лочной базы, пункта налива в вагоны-цистерны, автомобили-ци­стерны, танкерные суда, населенного пункта, отдельной организации). Протяженность определяется аналогично магистраль­ным нефтепроводам.

Промышленный транспорт обслуживает производство, на ба­лансе которого он состоит, и осуществляет перевозки по терри­тории предприятий, в цехах, между цехами, а также связывает производство с магистральными видами транспорта для ввоза-вывоза сырья и готовой продукции.

Городской транспорт осуществляет транспортное обслуживание населения города и пригорода, перевозя пассажиров к местам ра­боты, отдыха и т.д., а также грузы, необходимые для жизнедея­тельности людей.

Транспорт энергии и информации обеспечивает потребности жиз­недеятельности общества в энергии и информации, создает условия эффективного разви­тия отраслей промышленности.

Космический транспорт превратился в самостоятельную отрасль и используется не только в научных целях познания мира, но и осуществляет целый ряд работ для обеспечения жизнедеятельно­сти и обороны страны. Космические аппараты стали применяться для передачи информации, например спутниковая связь «Ком-стат» широко используется при автомобильных перевозках.

Современ­ная структура транспортной сети сложилась под влиянием техни­ко-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических особенностей нашей страны. В соста­ве транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои раци­ональные сферы применения (табл. 1).

Таблица 1. Протяженность путей сообщения,(на конец года; тыс. километров)

 
Жeлезнодорожные пути общего пользования1
Автомобильные дороги – всего
в том числе:                  
общего пользования
необщего пользования 1852
Из общей протяженности автомобильных дорог – дороги с твердым покрытием – всего
в том числе:                  
общего пользования
в том числе:                  
федерального значения
из них магистральные
регионального или межмуниципального значения
местного значения
необщего пользования 1252
Трамвайные пути1 3,1 3,0 3,0 2,8 2,8 2,7 2,7 2,6 2,6
Троллейбусные линии1 4,6 4,6 4,8 4,9 4,9 4,9 4,9 4,9 4,8
Пути метрополитенов1, км
Магистральные трубопроводы – всего
в том числе:                  
газопроводы
нефтепроводы
нефтепродуктопроводы
Внутренние водные судоходные пути
в том числе с гарантированными габаритами        

1 Эксплуатационная длина.

2 Без субъектов малого предпринимательства.

В процессе производства и потребления продукции между раз­личными отраслями народного хозяйства и экономическими рай­онами складываются транспортно-экономические связи, определя­ющие объем, направление и структуру грузопотоков. В свою оче­редь, направление и мощность транспортно-экономических связей зависят от особенностей географического положения отдельных районов, себестоимости производства и перевозок.

Значение каждого вида транспорта в единой транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузо- и пассажирообороте. Размер грузооборота зависит от уровня экономи­ческого развития страны или района, размещения производитель­ных сил, комплексности развития района, концентрации производ­ства, порайонного баланса производства и потребления (табл. 2).

Таблица 2. Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте Российской Федерации (%)

Вид транспорта Удельный вес в грузообороте Удельный вес в пассажирообороте
1980 г. 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г 1980 г 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г.
Железнодорожный 54,73 55,65 42,83 34,36 39,45 40,98 39,46 38,62 42,29 43,29
Морской 12,62 11,16 8,62 8,41 2,88 0,18 0,14 0,08 0,04 0,01
Внутрен­ний водный 5,39 5,38 3,63 2,55 1,87 0,96 0,86 0,68 0,25 0,23
Трубопро­водный 25,68 26,18 43,73 53,76 55,07 - - - - -
Автомо­бильный 1,58 1,58 1,15 0,88 0,66 39,43 40,08 38,16 41,64 42,64
Воздуш­ный - 0,05 0,04 0,04 0,07 18,45 19,46 22,45 15,78 13,83

Основное звено транспортной системы России – железнодорож­ный транспорт – обеспечивает около 40% грузооборота и 43% пассажирооборота. Это обусловлено соответствием главных магистра­лей основным транспортно-экономическим связям, а в также тех­нико-экономическими преимуществами железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта. В общем грузообо­роте наибольший удельный вес трубопроводного транспорта, а в пассажирообороте – автомобильного и железнодорожного. Соотношение ви­дов транспорта меняется в разных районах и при перевозке различ­ных грузов.

Каждо­му экономическому району соответствует своя структура грузовых перевозок.

Структура грузооборота зависит от специализации экономичес­ких районов, сочетания в них отраслей хозяйства, размещения крупных сырьевых и топливных баз, степени развития перерабаты­вающей промышленности на привозном топливе и сырье.

Регионы с межрайонным значением топливных и сырь­евых баз (Северный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский) обладают активным транспортным балансом, т.е. отправление гру­зов превышает их прибытие.

Районы, где развита преимущественно обрабатывающая промышленность (Центральный, Волго-Вятский, Северо-Западный), имеют пассивный транспортный баланс – при­бытие грузов превышает их отправление.

Преимущественная сфера использования каждого вида транс­порта основана на его технико-экономических особенностях, раз­мещении транспортной инфраструктуры на территории страны или города, стоимости и времени перевозок. Поэтому в отдельных случаях имеет место однозначное применение конкретного вида транспорта для перевозок грузов определенной группы или на определенные расстояния.

Например, для трансконтинентальных перевозок массовых грузов используется морской транспорт как основной при подвозящем железнодорожном, речном или автомо­бильном транспорте; перекачка газа осуществляется с помощью трубопроводов; воздушный транспорт чаще применяется при пе­ревозке пассажиров на дальние расстояния, а для перевозки пасса­жиров в крупных городах отдается предпочтение метрополитену.

Немаловажное значение имеет стоимость или значимость гру­за, а также технология его перевозки. Так, при доставке грузов в контейнерах увеличивается эффективное расстояние перевозки на автомобильном транспорте до 400–500 км, скоропортящихся гру­зов – до 600–900 км (обычно это эффективная сфера работы железной дороги).

Своеобразие транспортной инфраструктуры, желание умень­шить стоимость перевозки, а в рыночных отношениях еще и по­высить скорость доставки, приводят к необходимости выбора ва­риантов взаимодействия различных видов транспорта для обслу­живания конкретного грузо- или пассажиропотока (т.н. смешанное (мультимодальное) сооб­щение). В вопросах вза­имодействия различных видов транспорта автомобильный транс­порт играет особую роль, так как только он способен осуществ­лять доставку «от двери до двери», что позволяет ему работать с любым другим видом транспорта. Кроме того, время доставки бла­годаря его технологии бывает наименьшим. Но из-за высокой се­бестоимости и экологичности участие автомобильного транспор­та в смешанном сообщении необходимо обосновать с помощью сравнительных расчетов.

Установлено, что на расстояния до 200 км автотранспорт мо­жет доставить груз в 12 раз быстрее, чем в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении, и в 5 раз быстрее, чем в пря­мом железнодорожном сообщении; на расстояния до 500 км – быстрее соответственно в 7 раз, однако конкретные условия требуют дополнительных расчетов.

Смешанное железнодорожно-речное сообщение. К речным портам (пристаням) прокладывали железнодорожные пути и образовывали перевалочные пункты. Имеет наиболее давнюю историю, так в 1916–1917 гг. был создан проект организации перевозок грузов с Дальнего Востока и из Сибири в европейскую часть страны по железной дороге, затем водным транспортом до Тюмени, далее железной дорогой до Пермского узла, а оттуда по Каме и Волге до мест назначения. Уже в плане ГОЭЛРО была отмечена необхо­димость строительства речных портов для передачи грузов с вод­ного транспорта на железнодорожный.

Развитие смешанного железнодорожно-речного сообщения свя­зано с ограничениями прямой доставки из-за географического расположения рек, освобождением производственных мощностей железнодорожного транспорта в сезон работы речного транспор­та, использованием железнодорожным транспортом в межнави­гационный период складов речного транспорта, сокращением транспортных расходов в случае прямых перевозок одним видом транспорта.

До 90 % всех перевозок в смешанном железнодорожно-водном сообщении составляет уголь; с перевалкой идет по рекам 30% соли и 25 % хлебных грузов. Наибольшее распространение этот вид сообщения получил при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие прямых связей с обшей железнодорожной сетью; а также при значительной загрузке отдельных участков железной дороги (высоком показате­ле грузонапряженности). Подобные перевозки могут быть дешевле (если это подтверждено сравнительными расчетами), несмотря на дополнительные перевалки груза.

Смешанное железнодорожно-автомобильное сообщение стало интен­сивно развиваться благодаря централизованной системе вывоза-за­воза грузов с железнодорожных станций крупными автотранспорт­ными организациями, особенно при контейнерных перевозках. Это­му развитию способствовало и создание терминалов, выполняющих распределительные функции (центров дистрибуции), а также раз­витие логистического подхода к системам доставки по принципу «точно в срок». Разнообразие технологий работы и автономность автомобильного транспорта позволяют ему, особенно в смешан­ном сообщении с железнодорожным транспортом, использовать различные транспортные схемы, прежде всего прямую перегрузку из вагонов. Создание центров дистрибуции при ликвидации мелких предприятий железнодорожного транспорта и при правильной ко­ординации работы с автомобильным транспортом позволяют пос­леднему перевозить грузы по близлежащим регионам. Расстояния перевозки и места расположения центров дистрибуции должны быть обоснованы соответствующими расчетами.

Автомобильно-водное сообщение связано с вывозом грузов авто­мобильным транспортом из портов и с пристаней (с судов или складов), нерудных строительных материалов непосредственно с причалов их добычи, овощей в контейнерах, загружаемых на по­лях и затем перевозимых водным транспортом.

Морской транспорт взаимодействует с речным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Взаимодействие с реч­ным транспортом осуществляется двумя способами: перегрузкой на речные суда непосредственно или через склады и с помощью судов «река–море», т. е. более прогрессивной интермодальной тех­нологии. Взаимодействие с железнодорожным транспортом осуществляется при прокладке непосредственно на территории пор­та железнодорожных путей для ускорения процессов прямой пе­регрузки или через склад. Автомобильный транспорт осуществля­ет подвоз или вывоз грузов, в основном с территории складов, а также пассажиров – непосредственно с территории порта, особенно при круизном обслуживании.

Воздушный транспорт взаимодействует главным образом с автомобильным, так как объемы перевозимых грузов незначительны. Железнодорожные ветки и автобусные маршруты пассажирского транспорта могут подходить близко к зданиям аэровокзалов.

В связи с тем, что 80 % грузовых потоков смешанного сообщения начинаются и заканчиваются на промышленных предприятиях, встает вопрос о взаимодействии (интеграции) магистрально­го транспорта с промышленным.

В городах метрополитен взаимодействует с железнодорожным транспортом (строятся общие станции пересадки), а автомобиль­ный транспорт – с железнодорожным, авиационным, морским и речным, подвозя пассажиров непосредственно к зданиям вок­залов (терминалов), часто по специальным маршрутам. В городе автомобильный транспорт кроме самостоятельной работы может выполнять роль подвозящего, т.е. взаимодействующего с другими видами городского транспорта.

Современный грузовик.

К настоящему времени видов грузовых автомобилей существует множество:

· маленькие развозные грузовики и пикапы, общей массой не более 3.5 т;

· общего назначения, оснащенные бортовой платформой;

· специализированные грузовые автомобили, функция которых заключается в перевозке конкретных типов грузов: фургоны, контейнеровозы, зерновозы, рефрижераторы, цистерны, самосвалы и т.п.;

· специальные, то есть несущие готовое оборудование: бетономешалки, пожарные автомобили, автокраны, автовышки и т.п.;

· внедорожные, имеющие сочленённую раму в основе шасси;

· тягачи, предназначенные для буксировки одного и более прицепа (полуприцепа) по автомагистралям.

Технические характеристики грузовиков также весьма разнообразны. Существует четыре схемы компоновки грузового автомобиля, т.е. расположения кабины относительно двигателя:

1. Капотная (классическая) – дающая возможность равномерно разнести вес по осям, обеспечить лёгкий доступ к двигателю и удобство входа в кабину. Недостатком такой схемы является увеличение общей длины грузовика и ухудшение переднего обзора для водителя.

2. Кабина частично сдвинута на двигатель – передний обзор и манёвренность улучшаются, но страдает внутреннее пространство кабины.

3. Кабина находится непосредственно над двигателем – при такой схеме достигается минимальная длина транспортного средства, отличная манёвренность и обзор. Но есть и существенные недостатки: минимальное свободное пространство кабины, сильная вибрация, два места для сидения, откидывающаяся вперёд кабина для доступа к двигателю.

4. Кабина перед двигателем – хороший обзор и манёвренность, кабина более просторная и сиденье трёхместное.

Как правило, тягачам, произведённым в США, характерна капотная схема расположения кабины относительно двигателя, а у европейских кабину размещают над двигателем для уменьшения общей длины автопоезда из-за строгих ограничений по ППД.

Сегодня грузовики оснащаются либо двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине (как правило, это автомашины небольшой грузоподъёмности), либо имеют дизельные силовые установки. Трансмиссия бывает как механической так и электромеханической (автоматической). С каждым годом совершенствуются элементы ходовой части – вводится автоматизированное управление, и системы подрессоривания – пневматические и гидропневматические элементы; улучшаются компоновочные схемы (например, незагруженный трёхосный грузовик имеет возможность приподнять заднюю ось и передвигаться на двух осях, экономя свои ресурсы). Создаются комфортные условия для водителей тягачей, совершающих грузоперевозки на дальние расстояния, при этом кабина и даже само сидение снабжаются собственными упругими деталями подрессоривания, оборудуются спальные места, устанавливаются системы навигации и микроклимата.

Таким образом, грузовой автомобиль в современном мире - это эффективный и мощный инструмент в экономике любой страны, начиная от автомобилестроения и заканчивая доставкой товаров.

Виды городского транспорта.

Городское движение разнородно. Его составляют пешеходные и транспортные потоки различного назначения. В целях безопасности движения и повышения эффективности использования площадей город­ских проездов их разделяют в пространстве города и направляют по специально отведенным территориям: тротуарам, полосам проезжей части улиц, искусственным надземным сооружениям (мостам, эстака­дам) или подземным сооружениям (тоннелям).

По назначению городской транспорт разделяют на пассажирский, грузовой и специальный. Классификационная схема городского транспорта (ГТ) показана на рисунке 7.10 .

Городской пассажирский транспорт(ГПТ). Предназначен для перевозки населения в городской и прилегающей к ней зоне по различным целям: трудовым, деловым, общественным или культурно-бытовым. Объекты, определяющие цели передвижения городского населения (пред­приятия, театры, бытовые учреждения и др.), называютцентрами тран­спортного тя-

готения.

краткая история развития видов транспорта. - student2.ru Рисунок 7.10 - Классификация городского транспорта по назначению

По вместимости транспортных средств ГПТ подразделяют:

· на индивидуальный пассажирский транспорт (ИПТ) – легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды;

· массовый или общественный городской пассажирский транспорт (МПТ, ГМПТ) – трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен, городские железные дороги, речной трамвай и др.

Для повышения качества обслуживания пассажиров городской пассажирский транспорт оборудуется специальными устройствами (рисунок 7.11).

Индивидуальный пассажирский транспорт характеризуется вместимостью порядка 1–8 человек, общественный (массовый) пассажирский транспорт – вместимостью от 18–20 до 200–230 человек и более.

краткая история развития видов транспорта. - student2.ru Рисунок 7.11 – Оборудование городского автобуса устройством

для посадки и высадки инвалидов

По системе организации движения ГПТ подразделяют на маршрут­ный и немаршрутный. Движение транспортных средств маршрутного ГПТ организуют по определенным направлениям – маршрутам, обо­рудованным посадочными площадками, павильонами и маршрутными указателями для пассажиров. Движение транспортных средств немар­шрутного ГПТ организуют на проезжей части улиц по системе свободного движения в пределах ограничений, накладываемых дорожными знаками, разметкой проезжей части и светофорной сигнализацией. В основном все виды современного МПТ работают по маршрутному принципу, а средства ИПТ – по системе свободного движения. Исклю­чение составляют только маршрутные такси, которые по вместимости близки к ИПТ, а по организации движения – к МПТ.

Грузовой городской транспорт (ГГТ).Выполняет городские грузо­вые перевозки промышленного, коммунального и бытового назначения. В грузовом городском движении преобладают грузовые автомобили грузоподъемностью 2–25 т, а также (в меньшей степени) трамваи и троллейбусы, железнодорожный и водный транспорт. По системе орга­низации движения ГГТ, как и ГПТ, подразделяют на маршрутный и немаршрутный.Маршрутнуюсистему организации движения ГГТ применяют на направлениях постоянных грузопотоков,немаршрутную – при организации грузоперевозок в различные адреса по временным заявкам и заказам.

Доля ГГТ в общем городском движении современных городов отно­сительно невелика (≈ 1/3 против 2/3 движения ГПТ). Однако в различ­ных городах доля грузового движения может быть самой различной. В движении ГПТ преобладает легковой автотранспорт (до 95 % общего размера движения), основную долю которого составляют легковые авто­машины личного пользования и меньшую – таксомоторы (такси) и ведомственные втомобили. На долю МПТ приходится менее 5 % общего объема движения. В Москве, например, по данным обследований 1970 г., удельный вес легковых автомобилей в общем по­токе движения составил 59 %, мотоциклов и мотороллеров – 3 %, грузо­вых автомобилей – 35 %, автобусов и троллейбусов – 3 %. Однако не­смотря на такой небольшой удельный вес в общей величине городского движения, ГМПТ осваивает огромные пассажироперевозки.

Специальный городской транспорт (СГТ).Включает в себя транспор­тные средства городского благоустройства (ТГБ – поливальщики улиц, мусоро- и снегоуборочные машины, специальные машины по ремонту дорожных покрытий), санитарного транспорта скорой медицинской по­мощи и помощи на дому (ТМП), транспорта торговой сети (ТТС – спе­циализированные автомашины «хлеб», «молоко», «мебель», «доставка продуктов на дом» и др.), пожарного автотранспорта (ПАТ), автотран­спорта Отдела регулирования уличного движения Управления внутрен­них дел – (ОРУД), автотранспорт скорой технической помощи (ТСТП) и др. Доля этих видов транспорта в общегородском движении составляет обычно незначительную часть.

Для маршрутного ГПТ характерно движение по расписанию, т. е. регламентированное во времени и городском пространстве. Для осталь­ных видов ГПТ и ГГТ движение или совсем не регламентируется во вре­мени и пространстве (кроме ограничений, накладываемых разметкой проезжей части улиц, дорожными знаками и светофорной сигнализацией) или определенный объем таких регламентных ограничений дви­жения задается (например, для маршрутного грузового транспорта), но он менее строг, чем на маршрутном ГПТ. Поэтому принципы органи­зации движения маршрутного ГПТ резко отличаются от организации движения остального городского транспорта. В первом случае они осу­ществляются методом контроля за движением каждого отдельного поезда, во втором – методом контроля за движением транспортных потоков с делением их на грузовое и легковое движение по составу и прямое, правоповоротное и левоповоротное по направлению ожидаемого движения на перекрестках. При небольшой интенсивности грузовое и легковое движение часто даже и не разделяют.

Техническая база ГПТ.

С краткая история развития видов транспорта. - student2.ru

Рисунок 7.12 – Оборудование городского

остановочного пункта

остав основных элементов систем ГПТ определяется видом ис­пользуемых в них транспортных средств – подвижного состава. В целом же системы ГПТ представляют собой сложные многоотраслевые хо­зяйства, основными элементами которых являются подвижной состав (ПС), путевые сооружения и устройства (рисунок 7.12.), сооружения и устройства для хранения, технического обслу-живания и ремонта подвиж-ного соста­ва (Д), сооружения и устройства энергоснабжения (обеспе-чения энер­гией) подвижного состава для выпол-нения транспортной работы (Э) и устройства организации движения подвижного состава на линии (ОД).

Особенности города определяют характеристики требующейся для него транспортной системы ГПТ и оказывают влияние на выбор видов транспорта, транспортных сооружений и системы организации движения.

Основной элемент любых транспортных систем – подвижной со­став. По виду подвижного состава различают рельсовый и безрельсовый ГПТ.

Безрельсовымназывают подвижной состав с колесной ходовой частью и пневматическими колесами, предназначенный для движения по обычным дорожным покрытиям без специальных путевых направ­ляющих устройств (автобусы, троллейбусы и легковые автомобили).

Автобус– безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением. Энергия, необходимая для движения автобусов, вырабатывается из запасов горючего (бензин, нефть, дизельное или твер­дое топливо), которые вместе с силовой установкой находятся на авто­бусе. Это определяет автономность автобусов, их высокую маневрен­ность и в то же время пониженные весовые характеристики. Автобусы не требуют сооружения специальных путевых устройств, их движение, как и троллейбусов, организуют по обычному дорожному полотну городских улиц. В связи с этим автобус требует небольших затрат в транспортную сеть, которые ограничивают<

Наши рекомендации