Ситуация - внеситуативно-познавательная форма общения.

Для выяснения способности ребенка к познавательному общению мы подобрали книги соответствующие данному возрасту. После прочтения книги (по выбору ребенка) проводилась беседа по поводу прочитанной книжки, в которой содержатся новые для ребенка знания - о машинах, животных, птицах, явлениях природы. Беседа строилась не как пересказ того, что запомнил ребенок или что он понял, а как обсуждение прочитанного или рассказанного воспитателем.

3 ситуация - внеситуативно-личностная форма общения. В этой ситуации проводилась беседа с детьми на личностные темы. Взрослый спрашивал, у ребенка, кто из его сверстников ему больше нравится и почему, с кем он чаще всего ссорится, с кем хотел бы дружить. При этом взрослый не только спрашивал, но и сам высказывал свое отношение к тем или иным персонажам, рассказывал о себе, о других людях, словом, был равноправным участником разговора.

Каждая ситуация ,предложенная ребенку длилась не более 15 минут.

Таким образом, оценка поведения ребенка в разных ситуациях, оценивались по следующим показателям:

1. выбор ситуации общения;

2. активность ребенка в разных ситуациях: его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему общения;

3. чувствительность к словам и действиям партнера, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;

4. общий интерес и настроение ребенка: его сосредоточенность на теме общения, раскованность, эмоциональный комфорт;

5. время, в течение которого ребенок может (хочет) общаться.

Для удобства сравнения ряд показателей (активность, чувствительность, интерес) можно оценивать по следующей шкале:

0- полное отсутствие данного качества;

1- слабая выраженность качества (отдельные проявления);

2- средняя выраженность качества;

3- сильная выраженность качества (яркие и частые проявления инициативы или повышенное внимание к собеседнику).

Такой показатель как время, в котором ребенок хочет общаться оценивался следующим образом:

1- балл - от 0 до 5 минут;

2 -балла - от 6 до 10 минут;

3- балла - от 11 до 15 минут.

Затем путем суммирования вычислялось общее количество баллов, которое соответствовало определенному уровню общения ребенка с взрослым в каждой ситуации.

Таким образом, для каждого ребенка были зафиксированы три ре­зультата, соответственно по каждой форме общения. Доминирующей формой общения ребенка была та, которая оценивалась наибольшей суммой баллов. На основе этих показателей были определены оценочные уровни сформированности способностей общения у детей с интеллектуальными нарушениями в направлении от самого высокого к самому низкому.

Высокий уровень - 35-45 баллов. Ребенок легко вступает во взаимодействие как с взрослым. Речевые высказывания носят внеситуативный, личностный, социальный характер, присутствуют высказывания оценочного мнения. Ребенок является инициатором разговора. Во время общения чувствует себя раскованно. Основной объект внимания в первую минуту исследования – другой человек. Активность по отношению к объекту внимания проявляется в речевых высказываниях, вопросах познавательного характера. Предпочтение отдает беседам на личностные темы. Длительность взаимодействия 15 минут и более.

Средний уровень - 24-34 баллов. Ребенок вступает во взаимодействие со взрослыми. Во время общения чувствует себя спокойно. Основной объект внимания в ходе деятельности может меняться – переключается с человека на книги и игрушки. Активность проявляется в прикосновениях и рассматривании объекта внимания. В речи присутствуют высказывания оценочного характера, ситуативные и внеситуативные, вопросы. Предпочтение отдается рассматриванию различных предметов (книг, игрушек) и взаимодействию с ними. Длительность взаимодействия от 11 до 15 минут.

Низкий уровень - 13-23 баллов . Ребенок с трудом вступает во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во время общения чувствует себя смущенно. Основной объект внимания в ходе деятельности – книги и игрушки. Активность проявляется в прикосновениях и приближении к интересующим предметам. Наблюдаются отдельные ситуативные высказывания констатирующего вида, просьбы о помощи. Предпочтение отдается играм. Длительность взаимодействия от 6 до 10 минут.

Очень низкий уровень - 0-12 балла. Ребенок с трудом вступает во взаимодействие с взрослыми по инициативе взрослого. Контакты со сверстниками отсутствуют, ребенок предпочитает одиночные игры без речевого сопровождения. Использует отдельные речевые высказывания – односложные ответы на вопросы взрослого. Во время взаимодействия чувствует себя скованно, напряженно. Основной объект внимания в первую минуту исследования – игрушки. Активность ребенка ограничивается беглым взглядом на объект внимания. В ходе взаимодействия на вопросы не отвечает, помощи не просит. Быстро пресыщается деятельностью. Длительность взаимодействия − до 5 минут.

В ходе анализа по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова мы выявили, что у испытуемых в ходе экспертной оценки родителями преобладает низкий уровень развития общения, чему свидетельствуют следующие результаты:

Так очень низкий уровень выявлен у одного испытуемого, а это 6%;

низкий уровень выявлен у 7 испытуемых, а это 47%

средний уровень выявлен у 7 человек, что тоже составляет 47%.

Высокого уровня и очень высокого на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рисунке 1.

Ситуация - внеситуативно-познавательная форма общения. - student2.ru

Рис.1 Уровни развития коммуникативных способностей по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова детей

В ходе анализа опросника мы так же выявили, что у детей такой критерий коммуникативных качеств личности ребенка, как доброта отмечено у 4% детей, внимательность к людям у 3%,правдивость, честность у 5%,вежливость, так же у 5%,шедрость у 5%, отзывчивость, готовность прийти на помощь, у 3% детей, справедливость- 5%,жизнерадостность у 3%,ответственность -4%.

Примечательно, что такой критерий как общительность, имеет наименьший процент, а именно 2%.Это говорит о том, что родители отмечают, что их детей не развит такой способности, как общение. Результаты обследования в табличном виде предложены в приложение 2.

Наглядно это представлено на рис.2

Ситуация - внеситуативно-познавательная форма общения. - student2.ru

Рис.2 Критерии развития коммуникативных способностей по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова детей

В ходе анализа диагностики по методике диагностики коммуникативных способностей ребенка с взрослым по Е.О. Смирновой, мы получили следующие результаты, а именно (результаты в табличном виде предложены в приложение 3):

Очень низкий уровень выявлен у 7 испытуемых, что составляет 47%;низкий уровень выявлен у 6 испытуемых, а это 40% детей;13% детей имеют средний уровень, а это 2 человека. Высокого и очень высокого уровня на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рис.3

Ситуация - внеситуативно-познавательная форма общения. - student2.ru

Рис.3 Уровни развития коммуникативных способностей ребенка с взрослым по методике Е.О. Смирновой детей

Далее анализируя данные по преобладания одной из трех форм общения (ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной), мы выявили, что в группе испытуемых детей преобладает ситуативно-деловой –33% и внеситуативно-познавательная форма общения- 33%, внеситуативно-личностная форма общения - 27%.

Недостаточность владения внеситуативными формами общения выразилась в несформированности устойчивых мотивов общения со взрослыми, в снижении потребности в общении, несформированности речевого общения и в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого развития препятствовал полноценному взаимодействию детей с окружающими людьми.

Дети в ситуациях общения с взрослым чаще выступали в качестве источника информации, что определило возможность актуализации высказываний сообщающего и объясняющего характера, однако и у них стимулирование заинтересованности в поддержании контакта и дальнейшего развертывания взаимодействия детей не способствовало продолжению диалога.

В процессе сравнительного анализа были выявлены коммуникативные нарушения в ситуациях общения с взрослым, свидетельствующие о слабости коммуникативных намерений, способствующих ограничению и стереотипности тематики диалога, непродолжительности вербальных контактов.

Результаты в табличном виде предложены в приложение 4.

Дошкольники не использовали в своей речи оценочных суждений, не стремились согласовать с взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носили ситуативный характер. Преобладали высказывания об игрушках, животных. По функции это чаще всего были обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребенка; по содержанию высказывания были простыми, не связанными между собой. Таким образом, наше исследование позволило установить, что со старшими дошкольниками необходимо провести коррекционную работу, которая будет направлена на развитие у детей коммуникативных способностей при взаимодействии как со сверстниками, так и со взрослыми.

Наши рекомендации