Ситуация - внеситуативно-познавательная форма общения.
Для выяснения способности ребенка к познавательному общению мы подобрали книги соответствующие данному возрасту. После прочтения книги (по выбору ребенка) проводилась беседа по поводу прочитанной книжки, в которой содержатся новые для ребенка знания - о машинах, животных, птицах, явлениях природы. Беседа строилась не как пересказ того, что запомнил ребенок или что он понял, а как обсуждение прочитанного или рассказанного воспитателем.
3 ситуация - внеситуативно-личностная форма общения. В этой ситуации проводилась беседа с детьми на личностные темы. Взрослый спрашивал, у ребенка, кто из его сверстников ему больше нравится и почему, с кем он чаще всего ссорится, с кем хотел бы дружить. При этом взрослый не только спрашивал, но и сам высказывал свое отношение к тем или иным персонажам, рассказывал о себе, о других людях, словом, был равноправным участником разговора.
Каждая ситуация ,предложенная ребенку длилась не более 15 минут.
Таким образом, оценка поведения ребенка в разных ситуациях, оценивались по следующим показателям:
1. выбор ситуации общения;
2. активность ребенка в разных ситуациях: его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему общения;
3. чувствительность к словам и действиям партнера, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;
4. общий интерес и настроение ребенка: его сосредоточенность на теме общения, раскованность, эмоциональный комфорт;
5. время, в течение которого ребенок может (хочет) общаться.
Для удобства сравнения ряд показателей (активность, чувствительность, интерес) можно оценивать по следующей шкале:
0- полное отсутствие данного качества;
1- слабая выраженность качества (отдельные проявления);
2- средняя выраженность качества;
3- сильная выраженность качества (яркие и частые проявления инициативы или повышенное внимание к собеседнику).
Такой показатель как время, в котором ребенок хочет общаться оценивался следующим образом:
1- балл - от 0 до 5 минут;
2 -балла - от 6 до 10 минут;
3- балла - от 11 до 15 минут.
Затем путем суммирования вычислялось общее количество баллов, которое соответствовало определенному уровню общения ребенка с взрослым в каждой ситуации.
Таким образом, для каждого ребенка были зафиксированы три результата, соответственно по каждой форме общения. Доминирующей формой общения ребенка была та, которая оценивалась наибольшей суммой баллов. На основе этих показателей были определены оценочные уровни сформированности способностей общения у детей с интеллектуальными нарушениями в направлении от самого высокого к самому низкому.
Высокий уровень - 35-45 баллов. Ребенок легко вступает во взаимодействие как с взрослым. Речевые высказывания носят внеситуативный, личностный, социальный характер, присутствуют высказывания оценочного мнения. Ребенок является инициатором разговора. Во время общения чувствует себя раскованно. Основной объект внимания в первую минуту исследования – другой человек. Активность по отношению к объекту внимания проявляется в речевых высказываниях, вопросах познавательного характера. Предпочтение отдает беседам на личностные темы. Длительность взаимодействия 15 минут и более.
Средний уровень - 24-34 баллов. Ребенок вступает во взаимодействие со взрослыми. Во время общения чувствует себя спокойно. Основной объект внимания в ходе деятельности может меняться – переключается с человека на книги и игрушки. Активность проявляется в прикосновениях и рассматривании объекта внимания. В речи присутствуют высказывания оценочного характера, ситуативные и внеситуативные, вопросы. Предпочтение отдается рассматриванию различных предметов (книг, игрушек) и взаимодействию с ними. Длительность взаимодействия от 11 до 15 минут.
Низкий уровень - 13-23 баллов . Ребенок с трудом вступает во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во время общения чувствует себя смущенно. Основной объект внимания в ходе деятельности – книги и игрушки. Активность проявляется в прикосновениях и приближении к интересующим предметам. Наблюдаются отдельные ситуативные высказывания констатирующего вида, просьбы о помощи. Предпочтение отдается играм. Длительность взаимодействия от 6 до 10 минут.
Очень низкий уровень - 0-12 балла. Ребенок с трудом вступает во взаимодействие с взрослыми по инициативе взрослого. Контакты со сверстниками отсутствуют, ребенок предпочитает одиночные игры без речевого сопровождения. Использует отдельные речевые высказывания – односложные ответы на вопросы взрослого. Во время взаимодействия чувствует себя скованно, напряженно. Основной объект внимания в первую минуту исследования – игрушки. Активность ребенка ограничивается беглым взглядом на объект внимания. В ходе взаимодействия на вопросы не отвечает, помощи не просит. Быстро пресыщается деятельностью. Длительность взаимодействия − до 5 минут.
В ходе анализа по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова мы выявили, что у испытуемых в ходе экспертной оценки родителями преобладает низкий уровень развития общения, чему свидетельствуют следующие результаты:
Так очень низкий уровень выявлен у одного испытуемого, а это 6%;
низкий уровень выявлен у 7 испытуемых, а это 47%
средний уровень выявлен у 7 человек, что тоже составляет 47%.
Высокого уровня и очень высокого на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рисунке 1.
Рис.1 Уровни развития коммуникативных способностей по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова детей
В ходе анализа опросника мы так же выявили, что у детей такой критерий коммуникативных качеств личности ребенка, как доброта отмечено у 4% детей, внимательность к людям у 3%,правдивость, честность у 5%,вежливость, так же у 5%,шедрость у 5%, отзывчивость, готовность прийти на помощь, у 3% детей, справедливость- 5%,жизнерадостность у 3%,ответственность -4%.
Примечательно, что такой критерий как общительность, имеет наименьший процент, а именно 2%.Это говорит о том, что родители отмечают, что их детей не развит такой способности, как общение. Результаты обследования в табличном виде предложены в приложение 2.
Наглядно это представлено на рис.2
Рис.2 Критерии развития коммуникативных способностей по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова детей
В ходе анализа диагностики по методике диагностики коммуникативных способностей ребенка с взрослым по Е.О. Смирновой, мы получили следующие результаты, а именно (результаты в табличном виде предложены в приложение 3):
Очень низкий уровень выявлен у 7 испытуемых, что составляет 47%;низкий уровень выявлен у 6 испытуемых, а это 40% детей;13% детей имеют средний уровень, а это 2 человека. Высокого и очень высокого уровня на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рис.3
Рис.3 Уровни развития коммуникативных способностей ребенка с взрослым по методике Е.О. Смирновой детей
Далее анализируя данные по преобладания одной из трех форм общения (ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной), мы выявили, что в группе испытуемых детей преобладает ситуативно-деловой –33% и внеситуативно-познавательная форма общения- 33%, внеситуативно-личностная форма общения - 27%.
Недостаточность владения внеситуативными формами общения выразилась в несформированности устойчивых мотивов общения со взрослыми, в снижении потребности в общении, несформированности речевого общения и в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого развития препятствовал полноценному взаимодействию детей с окружающими людьми.
Дети в ситуациях общения с взрослым чаще выступали в качестве источника информации, что определило возможность актуализации высказываний сообщающего и объясняющего характера, однако и у них стимулирование заинтересованности в поддержании контакта и дальнейшего развертывания взаимодействия детей не способствовало продолжению диалога.
В процессе сравнительного анализа были выявлены коммуникативные нарушения в ситуациях общения с взрослым, свидетельствующие о слабости коммуникативных намерений, способствующих ограничению и стереотипности тематики диалога, непродолжительности вербальных контактов.
Результаты в табличном виде предложены в приложение 4.
Дошкольники не использовали в своей речи оценочных суждений, не стремились согласовать с взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носили ситуативный характер. Преобладали высказывания об игрушках, животных. По функции это чаще всего были обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребенка; по содержанию высказывания были простыми, не связанными между собой. Таким образом, наше исследование позволило установить, что со старшими дошкольниками необходимо провести коррекционную работу, которая будет направлена на развитие у детей коммуникативных способностей при взаимодействии как со сверстниками, так и со взрослыми.