Объем перевозок и грузооборот
Работа грузового автомобильного транспорта характеризуется двумя основными показателями: объемом перевозок Q и грузооборотом Р.
Объем перевозок показывает количество грузов в тоннах, которое уже перевезено или необходимо перевезти за определенный период времени, а грузооборот - объем транспортной работы по перемещению грузов в тонно-километрах (т×км).
Для решения некоторых задач необходимознать объемперевозок и грузооборот в прямом (QПР и РПР) и обратном (QОБР и РОБР) направлениях.
За прямое, обычно условно, принимаетсято направление, в котором осуществляется больший по величине грузовой поток (грузопоток).
Грузопотоком называется количество груза в тоннах, подлежащего перевозке в определенном направлении за определенный промежуток времени.
Графически грузопотоки могут быть представлены в виде схем или эпюр. При этом, фактическое криволинейное движение грузов, перевозимых подвижным составом по существующим на данной местности путям сообщения, заменяется прямолинейным. Для того, чтобы можно было построить эпюру, необходимо знать расстояния между пунктами, что позволяет рассчитать величину транспортной работы в тонно-километрах.
Эпюра строится в координатах «груз-расстояние». По оси ординат откладывается величина груза, а по оси абсцисс – расстояние перевозки. Все грузы разделяют по составу и по направлению (на эпюре обозначают разным цветом или разной штриховкой). Площадь каждого прямоугольника на эпюре грузопотоков представляет собой грузооборот в тонно-километрах на данном участке. Площадь всей эпюры представляет грузооборот всей линии (дороги), на которой совершаются перевозки.
Таким образом, с помощью эпюры можно определить: вид и количество груза, отправляемого из каждого пункта; количество груза, прибывающего в каждый пункт; количество груза, проходящего транзитом через каждый пункт; объем перевозок и грузооборот на каждом участке и на всей линии. Грузооборот всей линии является суммой грузооборотов участков, а грузооборот экономического или административного района складывается из грузооборотов дорог.
Объем перевозок, грузопоток и грузооборот различается по размеру, составу, времени и территории освоения.
По размеру – грузопоток и грузооборот характеризуются количеством перевозимого груза и выполненной транспортной работы.
По составу – грузопоток и грузооборот характеризуются свойствами грузов, которые определяют: условия перевозки (влияют на выбор подвижного состава); условия хранения (предопределяют выбор типа склада и правила хранения); условия погрузки-разгрузки (обосновывают организацию и механизацию погрузочно-разгрузочных работ). Следовательно, по составу бывают грузопотоки: навалочных грузов; штучных, наливных, негабаритных, тяжеловесных, опасных и др.
По времени освоения – в зависимости от времени освоения различают: суточный (сменный), декадный, месячный, квартальный и годовой. В течение этого срока грузооборот претерпевает колебания по дням (суткам) освоения и даже суточный (сменный) грузооборот имеет, как правило, максимальную и минимальную величину. Т.е. грузооборот не равномерен во времени. Неравномерность может возникать по разным причинам, например, из-за сезонности грузов, климатических, дорожных условий и т.п.
Степень неравномерности объема перевозок (грузопотоков) определяется коэффициентом неравномерности Кн, равным отношению его максимальной величины (Qmax) к среднему (Qср), за определенный период времени.
Неравномерность перевозок грузов в большей мере обусловлена неравномерностью производства продукции и ее потребления. Неравномерность перевозок усложняет работу автотранспортных предприятий, которые должны, по возможности, выравнивать эту неравномерность путем досрочного завоза грузов и других мероприятий. Вместе с тем необходимо приспосабливать режим работы подвижного состава к колебаниям объема перевозок за счет изменения времени работы автомобилей на линии, технического обслуживания и ремонта в период спада объема перевозок и др.
По территории выполнения – в зависимости от территории освоения грузопоток и грузооборот могут относится к: транспортному пункту, участку дороги, магистрали, экономическому или административному району.
Грузопоток транспортного пункта (производитель продукции, склад, грузовая автостанция, терминал и т.п.). В зависимости от своего характера и назначения пункты могут быть четырех видов: только принимающие грузы, только отправляющие, транзитные и комбинированные.
Методику расчетов грузопотоков и грузооборота покажем на конкретном примере, используя для этого данные, приведенные в исходной информации (таблица А.1).
Каждому студенту выдается задание, в котором указывается три погрузочных пункта, расстояние между ними иобъемы перевозок в каждом направлении.
Для наглядности решения последующихзадач необходимо графически изобразить схему размещения погрузочных и разгрузочныхпунктов с указанием грузопотоков в каждом направлении (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Схема движения грузопотоков
Объем перевозок и грузооборот в прямом и обратном направлении определяется по формулам:
, т;(2.1)
, т;(2.2)
, ткм; (2.3)
,ткм;(2.4)
Для нашего примера -
т;
т;
т×км;
т×км.
В направлении АС-СВ-ВА больший грузопоток, поэтому данное направление условно принято за прямое.
Коэффициент неравномерности объемов перевозок по направлениям определяется по формуле:
. (2.5)
Общий объем перевозок определяется по формуле:
, т. (2.6)
Общий грузооборотопределяется по формуле:
, т.км. (2.7)
В графической части курсового проекта необходимо изобразить эпюры грузопотоков в прямом и обратном направлениях.