Объем перевозок и грузооборот и их структура

Наименование груза Объем перевозок Расстояние, км Грузооборот
тыс. т. удельный вес, % тыс. ткм удельный вес, %
Железобетонные изделия 100,0 39,3 18,0 1800,0 45,3
Цемент 20,0 7,8 20,0 400,0 10,1
Песок 30,0 11,8 16,0 480,0 12,1
Грунт 50,0 19,6 8,0 400,0 10,1
Товарный бетон 25,0 9,8 12,0 300,0 7,6
Кирпич 15,0 5,9 24,0 360,0 9,1
Отделочные материалы 10,0 3,9 14,0 140,0 3,5
Столярные изделия 5,0 1,9 18,0 90,0 2,2
Итого 100,0 15,5* 100,0

*) Среднее расстояние перевозки определяется делением грузооборота на объем перевозок Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

При определении объема перевозок необходимо учитывать, что одни и те же грузы (особенно в городах) могут перевозиться несколько раз. Это вызвано тем, что многие грузы не всегда следуют от места производства непосредственно к месту потребления. Например, некоторые строительные материалы для отделочных, санитарно-технических и электромонтажных работ сначала завозят на соответствующие склады, а затем оттуда их развозят по строительным участкам. Наиболее часто бывают повторные перевозки при доставке промышленных и продовольственных товаров в торговую сеть. Эти товары, особенно при доставке их железнодорожным, водным или воздушным транспортом, вначале от станций, причалов или аэропортов доставляют на торговые склады, где их сортируют, фасуют, а затем уже развозят в магазины.

Повторность приводит к тому, что объем перевозок может быть больше фактического количества груза, произведенного или потребленного в данном городе. Она определяется коэффициентом повторности Кповт, представляющим собой отношение объема перевозок к фактически произведенному или потребленному количеству груза.

Например. Для нужд строительства необходимо привезти 15 тыс. т различных отделочных и санитарно-технических материалов, из которых 6 тыс. т перевозится 1 раз, 5 тыс. т 2 раза, 4 тыс. т 3 раза. Объем перевозок груза при этом составит 6,0∙1+5,0∙2+4,0∙3=28 тыс. т, а коэффициент повторности Кповт = 28:15=1,87.

Коэффициент повторности зависит от правильности организации доставки груза от места производства к месту потребления и имеет в последние годы тенденцию к снижению.

Повторные перевозки вызывают неоправданное увеличение народнохозяйственных транспортных расходов. Сокращение повторности перевозок – важнейшая народнохозяйственная задача. Оно может быть достигнуто за счет рациональных схем перевозок, в которых «перевалка» груза через склады либо полностью исключается, либо сводится до минимума. Такими схемами являются, например: доставка строительных деталей и конструкций при монтаже зданий «с колес»; доставка удобрений по схемам: вагон – автомобиль – поле или завод = автомобиль – поле; доставка промышленных и продовольственных товаров от изготовителей непосредственно в торговую сеть и т.д.

В зависимости от продолжительности периода освоения грузооборот и объем перевозок бывает часовым, суточным, месячным, квартальным, годовым.

Годовой грузооборот и объем перевозок, как правило, неравномерно распределяются по отдельным месяцам и кварталам. Эти колебания обусловлены спецификой производства, обслуживаемого автомобильным транспортом. Наиболее ярко видна сезонность перевозок на примере сельскохозяйственных грузов, где разница между летне-осенним и зимним периодами достигает значительных размеров.

Сезонность может быть вызвана также климатическим и дорожными условиями данной местности (снежные заносы, частичное или полное бездорожье в весенний и осенний периоды и т.д.).

Степень неравномерности перевозок определяется коэффициентом неравномерности ηн, равным отношению максимальных значений объема Qмакс перевозок и грузооборота Рмакс к их средним значениям Qср и Рср за определенный период времени:

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ; Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

Так, если в I квартале перевезено 40 тыс. т и выполнено 480 тыс. т∙км, во II квартале 47 тыс. т и 705 тыс. т∙км, в III квартале 62 тыс. т и 620 тыс. т∙км, в IV квартале – 51 тыс. т и 714 тыс. т∙км, то средние значения объема перевозок и грузооборота за год составят:

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ; Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

Коэффициенты неравномерности соответственно будут равны:

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ; Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

Неравномерность грузооборота и объема перевозок влекут за собой неравномерное использование подвижного состава, что значительно усложняет работу и может привести к несоответствию между потребностями народного хозяйства в перевозках грузов и возможностями перевозчиков в данной местности (экономическом районе). Для устранения такого несоответствия приходится привлекать подвижной состав из других районов при уборке урожая, увеличивать продолжительность работы на линии и т.п.

Грузовым потоком (грузопотоком) называется количество груза в тоннах, следующего в определенном направлении за определенный период времени.

Для изучения грузопотоков составляют шахматные (косые) таблицы (табл. 2.2.5), в которых дают сведения о корреспонденции (грузообмене) между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами. Графически грузопотоки могут быть представлены в виде эпюр грузопотоков (рис. 1.2.8). При этом фактическое криволинейное движение груза, перевозимого подвижным составом по существующим на данной местности путям сообщения, заменяют прямолинейным.

Таблица 1.2.5.

Пункт отправления груза Пункт назначения груза Всего отправлено груза
А Б В Г Д
А Х
Б Х
В Х
Г Х
Д Х
Всего прибыло груза

АБ = 10 км; БВ = 20 км; ВГ = 30км; ГД = 40 км (стрелки показывают направления перевозок)

Эпюру грузопотоков составляют следующим образом. Сначала откладывают в определенном масштабе длину одного или нескольких участков, на которых осуществляются перевозки. Затем перпендикулярно к этой линии откладывают в определенном масштабе количество груза с учетом расстояний перевозок: в первую очередь груз, следующий в пункты получения, наиболее удаленные от пункта отправления. Отправными данными для составления эпюры являются сведения шахматной таблицы и схема расположения грузообразующих и грузопоглощающих пунктов.

Эпюра имеет прямое (по которому следует наибольшее количество груза) и обратное направления движения. Отношение грузопотоков а прямом и обратном направлениях называется коэффициентом неравномерности грузопотоков по направлениям.

Площадь каждого прямоугольника на эпюре грузопотоков представляет собой грузооборот в тонно-километрах данном участке. Площадь всей эпюры представляет собой грузооборот (в тонно-километрах) всей линии, на которой совершаются перевозки)

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

Общий объем перевозок (в тоннах) определяется как сумма всего отправленного или всего полученного груза:

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

Среднее расстояние перевозки lгр (в километрах)

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru

Таким образом, из эпюры грузопотоков можно определить: количество груза, отправляемого из каждого пункта; количество груза, прибывающего в каждый пункт; количество груза, проходящего транзитом через каждый пункт; объем перевозок на каждом участке и на всей линии; грузооборот на каждом участке и на всей линии; среднее расстояние перевозок грузов.

Кроме того, эпюра грузопотоков помогает выявлять нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.

Например, для пунктов, показанных на рис. 1.2.8.а) грузооборот между которыми характеризуется данными табл. 1.2.5, эпюра грузопотоков имеет вид, приведенный на рис. 1.2.8.б)

Прямым направлением является направление АД, так как

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ;

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru /

Количество груза, отправляемого из каждого пункта, равно:

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ; Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ;

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ; Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ;

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

Общее количество грузов по отправлению

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

Количество груза, прибывающего в каждый пункт будет равно:

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ; Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ;

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ; Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ;

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

Общее количество грузов по прибытию

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru

Количество груза, проходящего транзитом через каждый пункт:

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ;

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ;

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

Объем перевозок грузов на каждом участке:

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ;

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ;

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ;

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

Грузооборот на каждом участке линии:

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ; Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ;

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru ; Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

Общий грузооборот

Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru

Среднее расстояние перевозки Объем перевозок и грузооборот и их структура - student2.ru .

Грузопотоки могут быть также представлены в виде картограмм. Картограмма – это графическое изображение грузопотоков на карте (плане, схеме), местности, где осуществляются перевозки по действительным путям перемещения грузов – автомобильным дорогам, улицам и т.п.

Грузопотоки и грузооборот изучают, обследуя грузообразующие и грузопоглощающие пункты. Во время обследования выявляют суточный, месячный и годовой объем перевозок и грузооборот, направления и расстояния перевозок, структуру грузопотоков и грузооборота.

Структура грузопотоков бывает: отраслевой (в зависимости от принадлежности груза к отрасли народного хозяйства, например, продукты нефтедобывающей, пищевой промышленности и т.п.), групповой (в зависимости от принадлежности груза к определенной группе, например, продовольственные товары, строительные грузов и т.п.) и родовой (в зависимости от распределения грузов по свойствам, только им присущим, например, зерновые культуры, молочные продукты, железобетонные изделия и т.п.).

Структуры могут быть представлены в виде круговой диаграммы. Так, например, на основе данных табл. 1.2.6 на рис. 1.2.9 представлены круговые диаграммы объема перевозок и грузооборота.

Таблица 1.2.6

Распределение объёма перевозок и грузооборота

Грузы Объём перевозок   Грузооборот
Тыс. т. Удельный вес в общ. объёме, % Расстояние перевозки, км Тыс. т. км Удельный вес в общем грузообо-роте, %
Железобетонные изделия 60,0 15,0 18,0 1080,0 20,1
Цемент 42,4 10,6 20,0 848,0 15,8
Металл 33,2 8,3 10,0 332,0 6,2
Лес и лесоматериалы 44,0 11,0 16,0 704,0 13,1
Грунт 106,0 26,5 5,0 530,0 9,8
Нефтепродукты 52,0 13,0 11,0 572,0 10,6
Зерно 29,2 7,3 30,0 876,0 16,3
Грузы в контейнерах 20,8 5,2 15,0 312,0 5,8
Прочие 12,4 3,1 10,0 124,0 2,3
Итого 400,0 100,0 13,4 5378,0 100,0

Когда грузообразующие, а особенно грузопоглощающие пункты, имеют небольшие объемы перевозок и грузооборот, то для изучения грузопотоков и оперативного планирования перевозок целесообразно объединять (агрегировать) их в микрорайоны. Микрорайон – участок территории, на котором расположено несколько грузообразующих и грузопоглощающих пунктов.

При это необходимо учитывать следующие положения:

территория микрорайона должна иметь проезды, допускающие беспрепятственное движение подвижного состава по микрорайону;

на территории микрорайона должны отсутствовать преграды, исключающие возможность проезда с одного участка на другой без выезда из данного микрорайона;

площадь микрорайона в зависимости от конкретных условий города может быть различной – от 1 до 4 км 2;

границы не должны проходить через территорию предприятий;

конфигурация микрорайона должна определяться конкретными условиями;

центр микрорайона должен определяться в зависимости от средневзвешенного расстояния перевозки по всем находящимся на его территории пунктам.

Контрольные вопросы

1. Что такое классификация грузов?

2. Для чего используется тара и как она классифицируется?

3. Что такое контейнер и в чём эффективность его применения?

4. Каков порядок маркировки грузов?

5. Что такое пакетные перевозки грузов?

6. Что такое грузопотоки и грузооборот, и каковы методы их изучения?

7. Чем вызвана неравномерность и повторность перевозок?

Наши рекомендации