Анализ рынка грузовых автотранспортных перевозок
Автомобильные грузоперевозки – это неотъемлемое звено в цепочке, связывающей производителя товаров и конечного потребителя. В отличие от воздушного или морского транспорта, автомобильная доставка не зависит от времени года, а по сравнению с железнодорожным транспортом грузовой автотранспорт обладает высокой степенью мобильности и может доставить груз практически в любое место. Кроме этого, этот вид грузоперевозок является наиболее экономически выгодным для грузоотправителя.
На российском рынке грузоперевозок автомобильным транспортом основную долю занимают предприятия малого бизнеса, осуществляющие до 90% перевозок, в распоряжении которых находится от 1 до 5 машин. Оставшаяся доля приходится на крупные транспортные компании и автопарки федеральных и региональных розничных сетей.
На протяжении последних лет в России динамично развивается сфера грузоперевозок. Наибольший удельный вес приходится на автомобильный транспорт (67,7%). При этом достаточный объем в структуре грузоперевозок также занимают железнодорожный (16,2%) и трубопроводный (14,3%) виды транспорта (см. рис. 3).
Рис.3
В таблице 4 представлена перевозка грузов по видам транспорта за период 2012-2016 гг.
Таблица 4
Перевозки грузов по видам транспорта
Транспорт | |||||
Перевезено грузов, млн. тонн | |||||
Всего | |||||
Автомобильный | 5 842 | 5 635 | 5 417 | 5 041 | |
Железнодорожный | 1 421 | 1 381 | 1 375 | 1 329 | |
Трубопроводный | 1 096 | 1 095 | 1 078 | 1 071 | |
Морской | |||||
Воздушный | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,2 |
Анализ данных, приведенных в таблице 4, показал, что, не смотря на снижение объема грузоперевозок в 2016 году по сравнению с 2012, в России по количеству перевезенных грузовавтомобильный вид грузоперевозок, на протяжении всего периода занимает лидирующую позицию среди иных видов транспорта.
В таблице 5 представлен грузооборот по видам транспорта.
Таблица 5
Грузооборот по видам транспорта
Транспорт | |||||
Грузооборот, млрд. т-км | |||||
Всего | 5 181 | ||||
Автомобильный | |||||
Железнодорожный | |||||
Трубопроводный | 2 457 | ||||
Морской | |||||
Воздушный | 5,1 | 5,2 | 5,4 | 6,2 |
В 2016 году, по данным Росстата, грузооборот транспорта в России вырос на 1,8 % относительно 2015 года и составил 5 181 млрд. т-км. При этом рост грузооборота произошел на всех видах транспорта.
По данным таблиц 4 и 5 видно, что перевозки грузов автотранспортом в 2016 году составили 5138млн. тонн (101,9% к уровню 2015 года), а грузооборот – 234 млрд. т-км (100,9% к уровню 2015 года).
В 2016 году на долю автомобильного транспорта приходится 4,5% от общего грузооборота, что связано в первую очередь с большими расстояниями между населенными пунктами и невысоким качеством дорог. Учитывая, что основным заказчиком грузоперевозок является бизнес (на долю частных лиц приходится около3% общего объема), состояние отрасли напрямую зависит от деловой активности в стране и, в определенной степени, является индикатором состояния экономики.
Динамика перевозкигрузов и грузооборота (в %) представлена на рисунке 4.
Рис.4
Структура перевозки грузов (тоннаж перевезенных грузов) существенно отличается от структуры грузооборота (измеряется в тонно-километрах). В России по тоннажу перевезенных грузов с большим отрывом лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 67,7% всех перевезенных грузов.
Структура грузооборота довольно устойчива, здесь лидирующая позиция принадлежит трубопроводному транспорту, что объясняется углеводородной направленностью экспорта при большой удаленности от границ страны ключевых месторождений нефти и газа. Железнодорожному транспорту соответствует вторая позиция. Автотранспорт, несмотря на огромные показатели тоннажа и разнородную структуру, остается преимущественно транспортом ближнего действия с невысоким грузооборотом. Остальные виды транспорта являются вспомогательными.
1.2. Анализ и сегментация потребителей услуг предприятий данной отрасли:
Сегментирование транспортного рынка заключается в его разделении на группы потребителей (грузовладельцев, пассажиров) – рыночные сегменты, которые могут быть ориентированы на разные условия осуществления перевозок и, соответственно, требовать разных маркетинговых усилий.
Сегмент рынка транспортных услуг можно охарактеризовать как группу грузовладельцев или пассажиров, характеризующуюся однотипной реакцией на предлагаемый уровень качества транспортного обслуживания и на набор маркетинговых стимулов.
Разграничение перевозок по сегментам рынка транспортных услуг в условиях конкуренции способствует:
§ улучшению результатов финансовой деятельности транспорта;
§ оптимизации сфер использования различных видов транспорта;
§ рационализации транспортно-экономических связей и размещения производства с учетом транспортного фактора;
§ расширению сферы использования рыночных принципов хозяйствования;
§ учету дифференциации социально-экономических условий жизнедеятельности общества.