Транспортирование горной массы
Основные грузы в карьере – вскрышные породы и полезное ископаемое.
Вспомогательные карьерные грузы –путевые материалы, детали и узлы, горные машины, снег в зимнее время и др.
Различают три вида транспорта:
- карьерный;
- цеховой;
- внешний.
Карьерный транспорт выполняет перемещение горной массы от забоев до пункта приёма, доставки вспомогательных грузов в карьер. Цеховой транспорт выполняет перемещение полезного ископаемого на дробильно-сортировочных и обогатительных фабриках. Внешний транспорт выполняет перемещение полезного ископаемого после обогащения или со складов к местам потребления продукции. В курсовом проекте ведутся расчёты только для карьерного транспорта, работающего в сочетании с выемочно - погрузочным оборудованием. Основным карьерным транспортом являются: автомобильный, железнодорожный, конвейерный. Автомобильный транспорт используется при небольших объемах перевозок на малых карьерах и достигающих 60-80 млн.т/год на крупных. Рациональное расстояние транспортирования при автотранспорте не превышает 1-3 км. Уклоны автодорог составляют 4-5º (80-100‰), радиусы поворота на дорогах – 10 м, глубина карьеров обычно не превышает 55 м.
Определяем максимальное расстояние транспортирования горной массы вскрышных пород в отвал: Выбор типа автосамосвала выполняется исходя из рационального соотношения между емкостью ковша экскаватора и емкостью кузова автосамосвала:
, м3 (3.1)
где – геометрическая емкость кузова автосамосвала, м3
– емкость ковша экскаватора, м3
– число загружаемых в машину ковшей.
м3
м3
Исходя из рационального соотношения между емкостью ковша экскаватора и емкостью кузова автосамосвала принимаем автосамосвал БелАЗ-7547
Таблица 2 – Краткая характеристика карьерного автосамосвала БелАЗ-7547
Модель | Грузоподъем-ность, т | Масса авто-мобиля, т | Объем кузова, м3 | Габариты, мм | |||
геометрии-ческий | с «шапкой» | длина | ширина | высота | |||
Выбранный тип автосамосвала следует проверить по грузоподъёмности для транспортирования руды и вскрышных пород
qр=Vр·ɣ (3.3)
где qр- расчетная грузоподъемность автосамосвала, м3
ɣ-плотность перевозимых пород с учетом разрыхления в кузове автосамосвала, т/м3
qрвп=18·2,10=37,8т/м3;
qрпи=13,5·2,85=38,5т/м3
Ширина транспортной бермы рассчитывается на применение автосамосвалов БелАЗ 7547 Ширина транспортной бермы определяется в соответствии с [16,17], как сумма составляющих элементов (рис.3.1):
В = Пп + Пк + b + Пв + По + По’ + Пб.п.’ (3.4)
где Пп - ширина проезжей части, м;
Пк – ширина кювета по верху, м;
b – ширина полки за кюветом, м;
Пв – ширина предохранительного вала из скального грунта, м;
По – ширина обочины перед кюветом;
По’ – расстояние от проезжей части до ограждающего вала;
Пб.п.’ – ширина бермы безопасности, м;
Рисунок 3.1 - Поперечный профиль дороги | ||
Ширина проезжей части рассчитывается в соответствии с , проверяется по и в результате принимается наибольшее из полученных значений
Пп = 2 * (а + у) + х, м (3.5)
где а – ширина автосамосвала – 4,11м
у – ширина предохранительной полосы между автомобилем и краем проезжей части – 0,5 м;
х – безопасный зазор между встречными машинами – 1,0 м.
Пп = 2 * (4,11+ 0,5) + 1,0 = 10,22
В соответствии с [3,16] значение ширины проезжей части принято 18,0 м.
Ширина предохранительного вала зависит от его высоты и свойств отсыпаемых пород. Согласно [1], высота предохранительного вала принимается не менее 0,5 диаметра колеса автосамосвала максимальной грузоподъемности. Диаметр колеса автосамосвала БелАЗ–7547 составляет 2,1м. Высота предохранительного вала принята 1,1 м, ширина вала 3,0м.
Значения остальных элементов проезжей части приняты в соответствии с [16, 17], и равны Пк=1,2 м, b=0,5 м, По= 1,5 м, По`= 0,5 м, Пб.п.= 1,0 м.
Ширина транспортной бермы составляет:
В=18,0 + 1,2 + 0,5 +3,0 + 1,5 + 0,5 + 1,0=25,7 м