Создание новой машины – сложный и длительный процесс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению курсовой работы «Тягово-динамический расчет автомобиля»
для студентов инженерного факультета по направлениям:
23.03.01 – «Технология транспортных процессов»
23.03.03 – «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
Тверь-2016
Виноградов А.В. Эксплуатационные свойства автомобиля. Методические указания к
выполнению курсовой работы для студентов инженерного факультета по
направлениям: 23.03.01, 23.03.01
Рецензент: к.т.н., доцент кафедры Технической эксплуатации автомобилей
Смирнов А.Ю.
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Тракторы и автомобили»
« __» ____________2016 г., протокол № ____
Утверждены методической комиссией Совета инженерного факультета
«____» ________2016 г., протокол № _____
Общие положения
Целью курсовой работы является закрепление и углубление знаний студентов по основным вопросам теории эксплуатационных свойств автомобиля.
Выполняя курсовую работу, студент должен уметь для заданных условий произвести тяговый, динамический и экономический расчет автомобиля и построить его динамическую и экономическую характеристику. Курсовую работу выполняют в виде расчетно-пояснительной записки и графиков, оформляемых в соответствии с требованиями ЕСКД и ГОСТ 2.319-81.
Расчеты производят в единицах СИ.
Графическую часть выполняют на листах формата А4 по каждому разделу (масштабно-координатная либо писчая бумага).
Расчетно-пояснительная записка оформляется на стандартных листах формата А4 в текстовом редакторе MICROSOFT WORD шрифтом Times New Roman размер 14, межстрочный интервал 1,5.
Пояснительную записку начинают с введения, в котором необходимо указать цель тягового расчета автомобиля, показать пути совершенствования автотранспортных средств, сформулировать задачи курсовой работы и дать оценку роли автомобиля-прототипа в народном хозяйстве.
Основная часть пояснительной записки должна состоять из трех разделов:
-тяговый расчет автомобиля;
- расчет и построение динамической характеристики;
- расчет и построение экономической характеристики.
Исходные данные для тягового расчета и построения динамической и экономической характеристик автомобиля:
1. Прототип автомобиля ……………………………………….
2. Грузоподъемность ………. т
3. Число передач (вперед) z…………………………………….
4. Максимальная скорость движения на высшей передаче Vmax …… км/ч
5. Приведенный коэффициент дорожного сопротивления ψ …..
6. Удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя gе……г/кВт∙ч .
Тяговый расчет автомобиля.
Определение полного веса автомобиля
Полный вес автомобиля:
Ga = Gгр + Gо + 750∙n + Gб , H (1.1)
где
Gгр –номинальная грузоподъемность, Н
Gо - собственный вес автомобиля, Н;
750 - вес одного человека, Н
n –число мест в салоне (кабине), включая водителя.
Gб – вес багажа (250…300 H).
Собственный вес автомобиля слагается из конструктивного (сухого) веса, веса топлива, технических жидкостей, запасного колеса (колес), инструмента, принадлежностей и технического оборудования.
Допускается определять собственный вес автомобиля по формуле:
Gо = Gгр / kg , Н (1.2)
где
kg - коэффициент использования грузоподъемности.
Рекомендовано принимать следующие значения коэффициента kg :
для грузовых автомобилей
грузоподъемностью до 3 т =0,9-0,95
грузоподъемность с 3 до 8 т =1,0-1,1
грузоподъемностью более 8 т =1,1-1,25
для легковых автомобилей =0,2-0,4
Выбор шин
В общем случае выбор пневматических шин осуществляют в соответствии с типом автомобиля, условиями его эксплуатации, нагрузкой на колесо, руководствуясь соответствующими ГОСТ.
Нагрузку на ведущее колесо определяют по формуле:
λк∙ Ga / m , H (1.3)
где
λк - коэффициент нагрузки ведущих колес,
m - число ведущих колес,
Ga - полный вес автомобиля, Н.
В данной курсовой работе допускается принимать тип шин и их размеры в соответствии с прототипом автомобиля по заданию.
Для выбранных шин определяют расчетный радиус качения ведущих колес:
rк = 25,4 ∙10-3∙(0,5∙∙d + λш∙hш) , м (1.4)
где
λш - коэффициент деформации шины (при ориентировочных расчетах можно при нять равным 0,93…0,935),
d - диаметр обода колеса, дюйм,
hш – высота профиля покрышки, дюйм.
1.3.Определение эффективной мощности двигателя.
Потребную мощность двигателя, необходимую для равномерного движения полностью груженого автомобиля с установившейся максимальной скоростью в заданных дорожных условиях, определяют по формуле:
, кВт (1.5)
Здесь:
V max - максимальная скорость движения автомобиля, км/ч
ηтр - к.п.д. трансмиссии
kw - приведенный коэффициент сопротивления воздуха (коэффициент обтекаемости), H∙c2/м4,
Fw - площадь лобового сопротивления (миделево сечение), м2,
Ga - полный вес автомобиля, Н
ψ - коэффициент дорожного сопротивления.
При расчетах принимают следующие значения коэффициента сопротивления воздуха kw:
Автомобили:
Легковые 0,15…0,35
Грузовые 0,5…0,7
Автобусы 0,25…0,4
Автопоезда 0,55…0,95
Площадь лобового сопротивления:
Fw = αз∙Н∙В , м2 (1.6)
где
αз - коэффициент заполнения площади,
Н – габаритная высота автомобиля, м
В – габаритная ширина автомобиля, м
Можно принимать следующие значения коэффициента αз:
Для легковых автомобилей 0,78…0,80,
Для грузовых автомобилей 0,80…0,90.
КПД трансмиссии равен произведению КПД механизмов,входящих в ее состав:
ηтр =ηк ηкар ηг , (1.7)
где ηк , ηкар , ηг – КПД соответственно коробки передач, карданной передачи и главной передачи.
При расчетах принимают следующие значения КПД механизмов:
Коробка передач:
прямая передача …………………………..0,98…0,99
понижающая (повышающая) передача ….0,94…0,96
Карданная передача ………………………...0,97…0,98
Главная передача:
одинарная…………………………………. 0,96…0,97
двойная …………………………………….0,92…0,94
Таблица 1.1
№ | n , мин-1 | Nе , кВт | Mе , H∙м | ge, г/кВт∙ч |
На регуляторной ветви характеристики дизеля принимают изменения мощности Ne , крутящего момента Me по закону прямой линии.
При этом частоту вращения на холостом ходу, когда Ne = 0 , определяют из выражения:
nmax=nN∙(1,07…1,08) (1.14)
Пример построения внешней скоростной характеристики бензинового двигателя приведен на рис.1.1(а), регуляторной характеристики дизеля на рис.1.1(б).
(a)
(б)
Расчет и построение
Расчет и построение
ПРИЛОЖЕНИЯ
Краткая техническая характеристика грузовых автомобилей.
Показатели Марка автомобиля | Грузоподъемность, кг | Колесная формула | Полная масса, кг | Габаритные размеры, мм | Дорожный просвет, мм | Двигатель | Максимальная мощность, кВт | Частота вращения (при макс. мощности) мин-1 | Максимальный крутящий момент, Н∙м | Частота вращения (при макс. моменте) мин-1 | Размер шин | Передаточное число главной передачи | ||||
Ширина | Высота | Максимальная скорость км/ч | Марка | Тип | ||||||||||||
УАЗ | 4х4 | УМЗ – 4215С | Б | 80,9 | 2200- | 8,40 - 15 | 4,625 | |||||||||
4х4 | ||||||||||||||||
ГАЗ | 4х2 | ЗМЗ - 4063 | Б | 80,9 | 185/75R16 (195/75R16)* | 5,125 | ||||||||||
4х4 | ||||||||||||||||
4х2 | ||||||||||||||||
4х4 | ||||||||||||||||
66.11 | 4х4 | ЗМЗ – 66.06 | Б | 88,5 | 284,5 | 12,0 - 18 | 6,83 | |||||||||
4х2 | ЗМЗ – 53-11 | Б | 88,5 | 284,5 | 2000- | 240R508 | 6,17 | |||||||||
ЗИЛ | 131Н | 6х6 | ЗиЛ -508.10 | Б | 1800- | 12,0 - 20 | 7,339 | |||||||||
4х2 | 260R508 | 6,33 | ||||||||||||||
ЗиЛ - 645 | Д | 260R508 | 5,29 | |||||||||||||
ЗиЛ -508.10 | Б | 1800- | 260R508 | 6,33 | ||||||||||||
.Д-245.9 Е2 | Д | 225/75R16 | 3,273 | |||||||||||||
Продолжение таблицы
КАМАЗ | 6х6 | КАМАЗ - 740 | Д | 1400.. | 400R533 | 7,22 | ||||||||||
6х4 | 260R508 | 6,53 | ||||||||||||||
6х4 | ||||||||||||||||
6х4 | ||||||||||||||||
6х4 | ||||||||||||||||
4х2 | КАМАЗ-74006.10 | Д | 1500.. | 300R508 | 6,53 | |||||||||||
4х2 | ||||||||||||||||
МАЗ | 4х2 | ЯМЗ - 236 | Д | 132,4 | 300R508 | 7,14 | ||||||||||
4х2 | ЯМЗ – 238.13 | Д | 4,89 | |||||||||||||
4х2 | ЯМЗ - 236 | Д | 132,4 | 1200.. | 320R508 | 7,14 | ||||||||||
4х2 | ||||||||||||||||
Урал | 6х6 | КАМАЗ - 740 | Д | 1400.. | 370R508 | 7,32 | ||||||||||
6х6 |
* - для автомобилей 4х4
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению курсовой работы «Тягово-динамический расчет автомобиля»
для студентов инженерного факультета по направлениям:
23.03.01 – «Технология транспортных процессов»
23.03.03 – «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
Тверь-2016
Виноградов А.В. Эксплуатационные свойства автомобиля. Методические указания к
выполнению курсовой работы для студентов инженерного факультета по
направлениям: 23.03.01, 23.03.01
Рецензент: к.т.н., доцент кафедры Технической эксплуатации автомобилей
Смирнов А.Ю.
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Тракторы и автомобили»
« __» ____________2016 г., протокол № ____
Утверждены методической комиссией Совета инженерного факультета
«____» ________2016 г., протокол № _____
Общие положения
Целью курсовой работы является закрепление и углубление знаний студентов по основным вопросам теории эксплуатационных свойств автомобиля.
Выполняя курсовую работу, студент должен уметь для заданных условий произвести тяговый, динамический и экономический расчет автомобиля и построить его динамическую и экономическую характеристику. Курсовую работу выполняют в виде расчетно-пояснительной записки и графиков, оформляемых в соответствии с требованиями ЕСКД и ГОСТ 2.319-81.
Расчеты производят в единицах СИ.
Графическую часть выполняют на листах формата А4 по каждому разделу (масштабно-координатная либо писчая бумага).
Расчетно-пояснительная записка оформляется на стандартных листах формата А4 в текстовом редакторе MICROSOFT WORD шрифтом Times New Roman размер 14, межстрочный интервал 1,5.
Пояснительную записку начинают с введения, в котором необходимо указать цель тягового расчета автомобиля, показать пути совершенствования автотранспортных средств, сформулировать задачи курсовой работы и дать оценку роли автомобиля-прототипа в народном хозяйстве.
Основная часть пояснительной записки должна состоять из трех разделов:
-тяговый расчет автомобиля;
- расчет и построение динамической характеристики;
- расчет и построение экономической характеристики.
Исходные данные для тягового расчета и построения динамической и экономической характеристик автомобиля:
1. Прототип автомобиля ……………………………………….
2. Грузоподъемность ………. т
3. Число передач (вперед) z…………………………………….
4. Максимальная скорость движения на высшей передаче Vmax …… км/ч
5. Приведенный коэффициент дорожного сопротивления ψ …..
6. Удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя gе……г/кВт∙ч .
Тяговый расчет автомобиля.
Создание новой машины – сложный и длительный процесс.
Первая стадия начинается с предпроектных поисковых исследований с последующей разработкой технического задания на проектирование новой машины.
На этих этапах устанавливают принципиальную возможность и целесообразность ее создания. Одной из задач, решаемых в эти периоды является построение теоретических динамической и экономической характеристик новой машины, с помощью которых расчетным путем определяют эксплуатационные режимы и экономическую эффективность от внедрения проектируемого автомобиля.
Построению теоретической динамической характеристики предшествует тяговый расчет автомобиля, целью которого является определение параметров двигателя и трансмиссии, обеспечивающих эксплуатационные свойства и технико-экономические показатели автомобиля в соответствии с заданными условиями или в соответствии с техническим заданием на его проектирование.
В общем случае техническое задание устанавливает:
- назначение и тип автомобиля;
- грузоподъемность (или пассажировместимость);
- максимальную скорость движения;
- тип двигателя;
- тип трансмиссии;
- колесную формулу;
- условия эксплуатации.
На основании данных технического задания до проведения тягового расчета определяют весовые и размерные показатели автомобиля, размеры шин, кпд трансмиссии, потери от сопротивления воздуха. Эти параметры и показатели, в основном, рассчитывают с учетом заданных условий и анализа
показателей и параметров автомобилей, близких по назначению к проектируемому.
При тяговом расчете автомобиля определяют:
- номинальную мощность двигателя;
- передаточное число главной передачи;
- передаточные числа трансмиссии и коробки передач;
- расчетные скорости движения на каждой передаче.